16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  122 645Зрителей: 65 773
Авторов: 56 872

On-line12 223Зрителей: 2372
Авторов: 9851

Загружено работ – 2 113 771
Социальная сеть для творческих людей
  

Поездка в Турцию. Часть-1

Литература / Очерки / Поездка в Турцию. Часть-1
Просмотр работы:
10 июня ’2022   00:46
Просмотров: 4419

Первые впечатления.
В самолёте все места заняты и все турки. Через четыре часа прилетели в Стамбул, уже в темноте.
В аэропорту Стамбула, на контрольном пункте давка – сразу несколько рейсов проходят контроль. Нечто подобное было в Нью Йорке, когда мы туда прилетели несколько лет тому назад.
Прошли проверку, затратив на это много времени и выйдя на улицу не знали, что делать – такси через гостиницу заказали, но прошло уже больше часа после приземления и нас похоже никто не ждал. Мы бродили среди таксистов выстроившихся вдоль дороги и спрашивали не нас ли ждут. Подскочил какой-то паренёк и стал спрашивать на плохом английском, кого мы ищем и куда нам ехать. Су показывала адрес на бумаге заказа гостиницы, но это никому ничего не говорило.
Повторяю, был хаос, позвонить в гостиницу мы не могли потому что не поменяли симкарту на турецкую и одним словом попали в неприятную ситуацию…
Я тихо матерился, Су нервничала и нас какое-то время водили от одного человека к другому. Наконец подъехал микроавтобус, недоумевая и подозревая мы сели туда, по указке одного из незнакомых мужиков, и поехали.
Су знала, что ехать из порта в гостиницу надо далеко и немного успокоилась, хотя несколько раз повторила водителю, который не говорил по-английски, что мы уже заплатили гостинице за такси из аэропорта. Я сидел и ворчал про себя подозрительно оглядываясь – мы оба не знали правильно ли нас везут.
Надо отметить, что большинство улиц в Стамбуле тёмные, машин много и потому причины нашего беспокойства понятны!
Наконец такси остановилось, появился хозяин гостиницы, наш багаж подхватили и понесли вначале в рисепшен, а потом, после оформления документов, наверх, на четвёртый этаж. Помогал это делать парень говоривший по-русски, а Адем – владелец этой маленькой гостиницы и заодно администратор, немного говорил по-английски. Наш носильщик оказался тридцатишестилетним туркменом, который говорил по-русски и его завали Сердар, то есть Сергей.
Это нам на первых порах сильно помогло разбираться в происходящем…

Гостиница новая, без лифта, крутая мраморная лестница вела в номер, который тоже был полу оборудован, но мы обрадовались, что не надо будет ночевать где попало. Хозяин, Адем, недавно, сразу после ковида отреставрировал здание и потому, многое было недоделано, хотя желание сделать хорошо у него было.
Устроившись в номере спустились вниз, в ресторан, и заказали еду, которая по лондонским меркам была дешевле чем в Англии в несколько раз! Первое большое впечатление – это необычайная дешевизна жизни – всё стоило просто смешные деньги.
Поужинав и расплатившись мы пошли гулять. Надо отметить, что отель находился на берегу бухты Золотой Рог, почти у моря и в самом центре большого города. Это было удобно, потому что все достопримечательности Стамбула были всего несколько остановок на трамвае…
Стамбул особенный город – всюду магазины, магазинчики, кафе, рестораны со столиками на улице. Трамваи длинные, современные, больше похожие на электрички где-нибудь в Японии. И вообще город, вопреки моим ожиданиям современен, хотя своеобразен и не похож на города европейские.
Утром, проснувшись и приняв душ сели на трамвай и поехали на площадь Ат Мейдани – бывший римский ипподром, основанный в начале третьего столетия после смерти Иисуса Христа.
Было холодно, но мы сели в одном из уличных кафе на площади и хорошо позавтракали обсуждая всё увиденное. Площадь полна архитектурных памятников древнеримской эпохи и эпохи оттоманской империи и я подумал, что Стамбул – бывший древний Константинополь – один из самых «живых» старых городов мира!
В общей сложности Древний Рим, продолжаясь в Византийской империи, просуществовал около двух тысячелетий и Турция – наследница Оттоманской империи, ещё около шестисот лет. Получается очень изрядно. Так получилось, что Султаны унаследовали эту историю, добавив свой колорит ортодоксального мусульманства!
Но кроме этого, Константинополь связан с узаконением и развитием христианства и о его присоединении в России, мечтали многие русские императоры! Хотя сегодня об этих мечтах русского православия и о Святой Софии, о которой так красочно писал Мережковский, в начале двадцатого века, современное православие даже не упоминает!
После завтрака пошли гулять и сразу увидели две громадных мечети – одна мечеть Ахмеда, а вторая, сложенная из розового камня с множеством пристроек-надстроек – это знаменитая Ая София, выстроенная ещё в Византии, за пять лет с 532-ого по 537-ой год, императором Юстинианом. После падения Константинополя, в 1453-ем году стала мечетью.
Вот что писал в начале двадцатого века об Ая Софии Дмитрий Мережковский - писатель и рлигиозный человек:

"Когда издали, с Босфора, в конце узкого мыса между Золотым Рогом и Мраморным морем видишь Святую Софию, она представляется почти геометрически правильным, как игральная кость, четырехгранником с наложенным на него плоским куполом цвета темно-серого, как осиное гнездо, между четырьмя длинными и узкими стрелками минаретов, разумеется, позднейшей мусульманской пристройки. Просто, даже слишком просто, почти бедно, хотя и огромно, потому что сразу видишь, или не столько видишь, сколько угадываешь, что это самое большое здание города.
Но когда входишь внутрь храма и видишь его весь сразу (в этом его особенность, что видишь его сразу, с первого взора весь), душе понятным делается его величие: душа хочет крыльев. Ничего, кроме светлого, безмерно огромного, небу подобного, свода. Чувствуешь, что здание построено для этого свода. Все для него, все от него, все в нем. Он покрывает, соединяет, согласует, просветляет все. Никогда на земле не было более совершенного образа вечности, и почти невозможно поверить, что это создание рук человеческих.
Кроме главного, среднего, есть другие, меньшие, своды. Три в глубине: один над алтарем, два по бокам, прообразующие три неслиянные ипостаси Святой Троицы -- Отца, Сына и Духа. Над этими тремя -- один, больший, как бы объединяющий эти три; в нем выражено нераздельное единство ипостасей троичных. И, наконец, над ними, над всеми -- главный, средний, самый широкий, -- последнее соединение Святой Троицы с миром, Бога с человечеством, последнее совершение вселенского и Божеского в явлении богочеловечества, Церкви торжествующей, Святой Софии, Премудрости Божией, последнее совершение времен и вечности, когда все будет в Боге и Бог будет во всем.
Своды подымаются без тамбуров, прямо от стен. В основании сводов расположены сплошным рядом низкие полукруглые окна, наполняющие свод ясным, тихим светом, так, что, кажется, купола реют в воздухе, сами воздушные, солнечно-золотистые, неимоверно высокие, легкие-легкие и несокрушимо твердые, как твердь небесная, "плоть духовная", святая плоть..."

В 1934-ом году, уже при Ататюрке создавшем Турецкую республику, Святая София стала музеем и вот совсем недавно, уже при Эрдогане музей закрыли и вновь она стала мечетью и главной достопримечательностью Стамбула!
Мы конечно сразу направились туда и в числе многочисленных туристов, вошли внутрь, предварительно сняв обувь – этот обычай мне понравился – в молельню – святое место нельзя входить как в обычный дом! Мало того – у каждой мечети есть место, где мусульмане перед молитвой могут помыть ноги, так сказать «отряхнуть прах земной»!
Как и внешность, внутреннее пространство этого христианского храма, ставшего сегодня мечетью, поразило меня – громада центрального свода – купола и симметрично расположенные полукупола, удивляют высотой и объёмами!
Центральный купол можно символически назвать небом, а полукупола, добавляли этому разнообразие уровней, хотя тоже могли быть сравнимы с «малыми небесами»!

Думаю, что построенная как христианский храм Ая София, как и заметно позже построенные мечети, сохраняют суть и структуру древнеримских базилик – то есть наполненное ожиданиями большое пустое молельное пространства. В этих куполах и даже маковках русских церквей, просматривается преемственность архитектурных религиозных идей нескольких тысячелетий!
После легализации христианства и запрете разного рода древнеримских культов, христиане в базиликах стали создавать свои церкви, точно так, как сегодня Ая София сделана мечетью.
Однако в Европе есть и примеры обратного процесса, например мечети переделанный в христианские храмы, после реконкисты в Испании. (Но о поездке в Испанию, в следующем очерке).
Тем не менее, сегодняшняя Ая София находится в полузапустении – штукатурка местами обвалилась, и главное исчезли замечательные, древние мозаики, которыми славилась эта жемчужина древнехристианской архитектуры.

К описанию Ая Софии я ещё вернусь, но на площади расположена ещё одна замечательная мечеть – Голубая, построенная при султане Ахмеде и потому названная в его честь. По размерам она мало в чём уступает Ая Софии, но выстроена почти на тысячу лет позже и потому, сохранила не только интерьеры, но и чистую структуру внешнего вида.
Мы вошли туда и долго сидели на ковре у стенки задрав головы и всматривались в голубые завитки орнамента, который для мусульман заменяет человеческие изображения, обычные для христианских церквей! Тишина в мечети стояла необыкновенная и вдруг запел, заголосил муэдзин восхваляя Аллаха и его создания, прежде всего святого пророка Мохаммеда!
После мечети Ахмеда перешли в его усыпальницу, которая похожа на малую мечеть и тоже с большим и высоким куполом! Внутри стоят простые саркофаги – самый большой для султана Ахмеда и рядом несколько поменьше для жен и детей.
Выйдя на Конскую площадь, так она сегодня называется, мы стали осматривать два больших гранитных столба. Первый, которому около трёх тысяч лет, привезён ещё во времена Византийской империи, а второй мене величественный, но тоже древний и многозначительный!
Чуть позже, отдохнув, пошли в музей исламского искусства, расположенный на той же Конной площади.
Ретроспектива выставки показывает, что Ислам в искусстве ещё с самого начала имел свои, непохожие на Рим каноны искусства, обусловленные религиозными началами. Во многом, развитие орнамента, как аналога фигуративного искусства в исламе, запрещённого изображения человеческих и звериных тел, на мой взгляд происходит от орнаментализма арабской письменности, которая породила такой жанр как каллиграфия.
Ислам отношением к телу отличается от христианства и буддизма и в этом тоже есть религиозные корни…
Возвращаясь вечером в гостиницу, и проходя через мост, разговаривали с Су о том, что Стамбул разделён Босфором на две части и Конная площадь, Ая София, Голубая мечеть и дворец Султанов стоят в старой части города, а другая, с башней Галата на склоне – это более современная часть города…


Июнь 2022 года. Лондон. Владимир Кабаков






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
Не проходите мимо) Голосуйте за конкурсные работы

Присоединяйтесь 



Наш рупор






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft