Очерк Дины Немировской, посвящённый памяти Юрия Богатова из книги «Капитаны рейсом в осень»
Шестой год над Харабалями грустно осыпается листва. Без Юрия Богатова… Шестой год с заоблачных высей, куда уносит порывистый ветер птичьи стаи, смотрит на нас, оставшихся, мой сверстник-поэт. В этом году 9 октября ему могло бы исполниться всего лишь 55…
9 октября 1962 года по 3 мая 2011 года. Между этими датами неразрывная связь. Это — время рождения и смерти харабалинского поэта Юрия Богатова, ушедшего от нас так внезапно и скоропостижно.
Юрий Богатов был нашим современником, жившим во время не только великих побед, открытий, прозрений, но и в смутное время неверия, падения нравов, крушения идеалов и надежд. Однако его душа была неповторима, невидима, жива и вечна. Душа, словно горящая свеча, пламя которой то равномерно, спокойно горит, освещая кругом, то трепещет при лёгком дуновении ветра, или совсем гаснет, но может снова вспыхнуть ярким и тёплым пламенем. Душу нельзя увидеть, нельзя потрогать. Но её можно почувствовать, услышать через звуки стихов, музыки.
«Поэзия. Она рождается в простой и неоскорбляемой части нашей души, о существовании которой множество людей даже не подозревает», — так замечательно сказал ещё в 1937 году Михаил Пришвин.
Поэзия родилась в душе Юрия Богатова рано, в младших классах начальной школы. Первые стихи были в основном о Родине, войне, природе. Когда Юрий начал публиковаться, он остро осознал ответственность за то, что делает.
«Пишу, прежде всего, о том, что волнует, что близко. Стараюсь выразить своё душевное состояние, переживание. Пытаюсь понять и передать настроение других людей. Поэзия — неизлечимая болезнь, и я ею заразился», — так поэт Богатов определял своё творческое предназначение.
В предисловии к одному из своих поэтических сборников Юрий писал: «Родился я 9 октября 1962года в селе Харабали Астраханской области. По гороскопу — «Весы» со всеми достоинствами и недостатками, присущими этому знаку. Первое стихотворение слепил лет в семь, чем был страшно горд — как-никак поэт. В последующие двадцать лет упорно досаждал различным изданиям, которые также упорно не желали иметь со мной дела. Когда же на меня впервые обратили внимание (было напечатано одно из стихотворений), исчезло ощущение победы и удовлетворения. Наступил период ответственности за то, что делаю. К сожалению, кроме школы, специально литературу не изучал – всё на уровне любителя. Из поэтов очень нравятся Сергей Есенин и Владимир Маяковский. Вопреки всеобщему мнению: «Не везёт в карты, везёт в любви»,- не везёт ни там, ни там, что, естественно отразилось в ряде стихов. Самыми продуктивными в творческом плане считаю годы, когда были напечатаны мои стихотворения и два рассказа, чему я благодарен газете «Харабалинские вести». Ну, а в остальном я, пожалуй, такой же, как и все».
Первой серьёзной награды Юрий Богатов был удостоен в 1996году на конкурсе молодых поэтов Астраханской области. Он стал победителем первого областного конкурса «С Тредиаковским — в 21 век».
2002 год для нашего края был знаменателен юбилейными датами. 285 лет назад Пётр I изрёк: «Астраханской губернии быть особо!» Славный юбилей совпал с 400-летием Астраханской и Енотаевской епархии Русской Православной Церкви. Как лауреат телевизионного фестиваля «Благовест», посвящённый этому знаменательному событию, Юрий Богатов удостоен специальной награды Преосвященнейшего Владыки Астраханского и Енотаевского Ионы. Но это одна сторона его творческого пути. В Астрахани состоялся областной конкурс самодеятельного актёрского мастерства в рамках программы «Живи, глубинка Астраханская». Жюри, представленное профессионалами театрального искусства, было поражено перевоплощением Богатова, который читал предсмертный монолог бунтаря из поэмы Сергея Есенина «Емельян Пугачёв». Юрий стал обладателем «Гран-при» областного театрального конкурса «Моя несыгранная роль».
Следующие события, произошедшие в жизни поэта из Харабалей, были не менее значимы для него. Это вступление в Союз писателей России, литературные премии, носящие имена поэтов-земляков Клавдии Холодовой, Леонида Чашечникова, Михаила Луконина, Ивана Хемницера. Четыре поэтических сборника вышли при жизни поэта Юрия Богатова: «Мольба», «Оставь меня, неверие моё», «Молчи и веруй», «Четвёртая грань». Успел Юрий порадоваться и выходу в свет сборника рассказов «Нулевая параллель».
Каждая книга Юрия Богатова – это воистину грань. Грань его таланта, необычного и яркого. Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из-за пустяшной неудачи. Он часто мечтал о семейном уюте, о спокойной творческой работе и в то же время оставался скитальцем по сути.
Грустно сознавать, Юрий был одинок, не довелось ему познать со стороны близких людей всепоглощающей заботы, нежности и любви. А ведь его сердце, сердце поэта, было всегда открыто для встречи с этими чувствами. Поэтому жил он исключительно поэзией.
Вчитываясь в стихи разных лет, начинаешь понимать объёмное многообразие тем, переживаний, откровений. И эту откровенность, выраженную поэтическим словом не раз, споря до хрипоты, обсуждали его коллеги по творчеству, члены поэтического клуба «Созвучие».
Богатов, наделённый Богом поэтическим даром, нерастраченный душевный пыл отдавал стихам. Уж кто-кто, а муза была с ним и приветливой, и великодушной. Нечто ершистое, несгибаемое сквозило в его твёрдом пристальном взгляде. Возможно, это было страдание?..
Суть своего существования Юрий видел в том, чтобы оставить что-то после себя. А что же оставляет поэт? Конечно, стихи. Поэт должен приучить себя не думать о том кто в конечном итоге будет читать его произведения, и как его будут воспринимать. Кто может знать, как страдали его тело и душа, его воспалённый разум, переходя из физического состояния в состояние поэтического образа.
Читаешь его строки — и словно бы видишь одинокого путника, стоящего на краю снежного поля. Сгущается холодная тьма. Вокруг страшная, глухая нежить, готовая смять, растерзать душу… И тогда сквозь сумерки и холод отчаяния, — огонёк…
Оглядываясь назад, кажется, что вот совсем недавно вышла его первая книга в прозе под названием «Нулевая параллель», которая не только смогла познакомить читателей с новой, доселе не известной, стороной творчества писателя, но и помогла заглянуть в душу Юрия, лучше понять жизненные ценности, посмотреть на мир его глазами. Поэта делает время, а время всё всегда расставляет по своим местам. Настоящий поэт всегда страдает, мечется, мучается, и в итоге умирает, как птица, в полёте.
В день похорон поэта его друзья и земляки собрались на кладбище, чтобы проститься с Юрием Богатовым. И не верится, не хочется верить, что нет его с нами, и никогда его уже не будет, и мы не услышим его прекрасную, только до половины спетую песню. Разговоры о том, что поэты уходят, а стихи остаются, мало утешают. Настоящего поэта заменить никто не сможет на земле.
Пройдут десятилетия, историю нашего времени занесут в архивы. Но, если потомкам захочется узнать не только факты, но и дух ушедшей эпохи, они обратятся к вечным строкам наших поэтов, среди которых будет и имя Юрия Богатова.
В целях популяризации творческого наследия члена Союза писателей России Юрия Ивановича Богатова, современной отечественной поэзии, выявления талантливых исполнителей, авторов, владеющих жанром художественного слова, приобщения населения Харабалинского района к литературному наследию поэтов-земляков, Администрация муниципального образования «Харабалинский район» ежегодно проводит литературный конкурс имени Ю. Богатова. В конкурсе могут принять участие все желающие в возрасте от 8 лет. Конкурс проводится по двум номинациям: авторское исполнение собственных сочинений и художественное чтение произведений поэтов отечественной литературы 21 века.
Душа измученная зла:
В ней нет любви, ей нет покоя.
Хвалой ей кажется хула
И омерзительным святое.
В ней всё за тысячу веков-
От сотворенья и доныне-
Сгорело в пламени грехов
И охладело от гордыни…
* * *
Это имя, как влажный туман,
На ресницы росою ложится,
Это имя- печаль и обман,
Как в полёте зовущая птица.
Это- осень, чей сладок приход
После зноя ушедшего лета,
Это – след сумасшедших невзгод,
Но никто не расскажет про это.
И никто не успеет узнать,
Как, коснувшись его осторожно,
Я приду, чтобы тоже понять,
Что узнать и понять невозможно.
Я засну у его берегов
Вечной тенью на ложе с другими,
И останутся та же любовь,
Тот же свет и бессмертное имя.
* * *
Я никогда уже не полюблю:
Любовь, как жизнь, даётся лишь однажды.
Зачем причал ненужный кораблю,
Где им беспечно управляет каждый?
И чем гореть сгоревшему дотла,
Когда в душе лишь пепел и зола,
И каждый день растрачен, а не прожит?
Но отчего, рассудку вопреки,
Я загораюсь сердцем и стихами,
Едва коснусь тепла твоей руки
И губ, и глаз остывшими губами?
* * *
Когда до срока вышли все срока
Пустых сомнений и скупых желаний,
На чистый лист бездумная строка
Легла строкой воспоминаний.
И потянуло свежестью со дна
Уже недостижимого соблазна,
Как будто тень взлетевшего крыла
Стекла на мир с мечтою сообразно.
* * *
….У таланта в душе — пустота,
У бездарности — гений в душе.
И как было, так будет всегда,
Не меняясь, отныне уже…
* * *
Приемлю, живу и приемлю
Шаг смерти и шалый испуг-
Как капля, сползая по стеблю,
В траву обрывается вдруг.
Так боль, содрогнувшись от стука,
До боли знакомого всем,
Уходит за мукою звука,
Пока не исчезнет совсем.
Так всё, населившее землю,
Дыханием жжёт синеву …
Приемлю. Живу и приемлю.
Приемлю и всё же — живу!
* * *
Мы идём, мы уходим, но не исчезаем,
Мы, как нечто из вечности,
В вечность стремимся.
Мы, по сути, мертвы, только непререкаем
Будет жизни закон,
Когда мы возвратимся….
* * *
Мы приходим молиться покою и холоду,
Леденящей печали ущербного месяца,
Словно сбитые с толку явлением голода
По тому, чего нет, и во что нам не верится.
Мы уже расхватали лохмотья и мантии,
Мы уже осудили и стали судимыми.
Сострадая безгрешным и грешным на паперти,
Мы сердца остудили устами правдивыми.
Это дремлет во мне, как до срока бессонница,
И не плавится лёд от ущербного месяца .
Только кто ж за меня-то по смерти помолится?
Кто от чистого сердца на крест перекрестится?
***
Шаг за шагом по кромке льда –
был мой путь на тот берег прост,
лишь дрожала у ног вода
бездной брошенных в небо звёзд.
И в каком-то нелепом сне,
угрожая концу пути,
ночь шептала чуть слышно мне:
«Не ходи туда, не ходи…»
И над лесом чужим луна
ухмылялась щербатым ртом,
но манило тепло огня
где-то там – за нелепым сном.
И почувствовал я, спеша
перебраться на берег тот,
как рванулась к звёздам душа,
проломив под ногами лёд.
ПОЭТ
Он бродит
По сухим листам,
Их, оживляя на мгновенье,
И кажется, что здесь и там
Смерть переходит в дни рожденья.
Сомненья кажутся легки,
И, растворяясь без остатка,
По осени его шаги
Скользят размеренно и гладко.
А где-то За его спиной,
Как в первый день солнцеворота,
Всё бредит новою весной,
И кто-то плачет от чего-то.
И в неизбежность уходя,
Приняв её, как откровенье,
Он шепчет в сумраке дождя
Последнее стихотворенье.