Машковский Степан Филиппович родился 27.11.14 г. в селе Темрюк Донецкой области. Украинец. В 1932 г. окончил два курса сельхозтехникума в городе Приморске Запорожской области. В 1932-35 гг. работал десятником шахты № 30 в Донбассе.
В РККА с 1936 г. В 1937 г. окончил 9-ю Харьковскую военную авиашколу лётчиков и летнабов. Служил в Ленинградском военном округе. Был командиром звена, а затем штурманом эскадрильи.
Участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Был адъютантом эскадрильи 56-го истребительного авиаполка. Совершил 120 боевых вылетов, лично сбил 3 самолёта противника и 1 в группе. Был награждён орденом Красного Знамени.
Затем служил в Забайкальском военном округе. Был комэска.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 г. Был комэска 184-го истребительного авиаполка 11-й смешанной авиадивизии Брянского фронта. Летал на истребителе И-16. За первый месяц боёв совершил 64 боевых вылета, сбил 2 самолёта противника лично и 4 в группе.
1.08.41 г. совершил воздушный таран.
В этот день, возвращаясь с боевого задания, старший лейтенант Машковский наткнулся на два бомбардировщика Ju.88 и решил их атаковать. В это время на него набросилась пара истребителей Bf.109. Машковский развернул свой И-16 и в лобовой атаке таранил один «мессершмитт». Свой самолёт с разрушенным стабилизатором и пробитым колесом привёл на аэродром и благополучно произвёл посадку.
11.09.41 г. старшему лейтенанту Машковскому Степану Филипповичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 544.
Вскоре он был назначен помощником командира 32-го истребительного авиационного полка 43-й истребительной авиадивизии Западного фронта.
В декабре 1941 г. был тяжело ранен и до октября 1942 г. находился в госпитале.
После излечения был назначен комэска 180-го истребительного авиационного полка[1] 1-й ВА Западного фронта. Полк имел на вооружении истребители P-39 «Аэрокобра».
Всего совершил 280 боевых вылетов, провёл 72 воздушных боя, сбил 14 самолетов лично и 17 в группе.
С марта 1943 г. - на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте. Освоил 60 типов самолётов (из них 9 иностранных). Провёл ряд ответственных испытаний по доводке и определению лётно-тактических данных многих самолётов, отработки их систем вооружения и оборудования, в том числе системы заправки топливом в полёте.
В 1944 г. он провёл испытания американского истребителя P-47 «Тандерболт», во время которых из-за разрушения мотора был вынужден совершить вынужденную посадку вне аэродрома.
В 1944-45 гг. участвовал в испытаниях опытного высотного истребителя Пе-2И и пассажирского самолета Ли-2 с моторами АШ-82ФН.
В 1946 г. испытывал экспериментальный самолёт МиГ-8 «Утка».
Член ВКП(б) с 1946 г.
10.04.47 г. впервые в стране на самолёте Ла-156 выполнил взлёт и полёт с включением форсажа.
Придя на летно-испытательную работу из истребительной авиации, Машковский легко освоил тяжёлые самолёты. Так, например, в 1948 г. он участвовал в испытаниях стратегического бомбардировщика Ту-4.
В 1948 г. ему было присвоено звание лётчик-испытатель 1-го класса.
В 1947-1949 гг. с самолётов Пе-2 и МиГ-9УТИ, пилотируемых Машковским, были выполнены первые в стране катапультирования[2].
В 1947-1950 гг. поднял в небо и провёл испытания опытных самолётов Ла-156, Ла-150Ф, Ла-200. Участвовал в испытаниях опытных самолётов Ла-152, Ла-160, Ла-174ТК.
В 1951-55 гг. выполнил большой объём работ на различных летающих лабораториях. В частности, им были проведены испытания: турбовинтового двигателя ТВ-2 (на Ту-4ЛЛ), реактивных двигателей АЛ-7Ф (на Ту-4ЛЛ) и АМ-3М (на Ту-16).
В 1952 г. в числе первых лётчиков-испытателей полковник Машковский поступил в Жуковский филиал Московского авиационного института.
В 1954 г. окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей.
В 1954-55 г. он участвовал в испытаниях по заправке истребителя МиГ-19 от самолета-заправщика Ту-16 в воздухе.
18.03.58 г. заместитель начальника ЛИИ по летной части полковник Машковскийй погиб при проведении испытаний тяжёлого стратегического бомбардировщика М-4 с отключенными бустерами.
«Для выполнения экспериментального взлёта без бустеров руководство ЛИИ приняло решение, согласованное с разработчиком: руление и разбег до скорости, равной 100 км/час, провести с включенным бустером руля направления ( РН ), а на скорости 100 км/час его выключить. Был сильный боковой ветер, и когда в процессе разбега на скорости 100 км/час был выключен бустер РН, то руль направления мгновенно ветром выбросило на максимальный угол. Усилий ног двух лётчиков было недостаточно в этих условиях для парирования отклонения руля, и в этом случае лётчик обязан был либо прекратить взлёт ( скорость ещё невелика ), либо включить бустер РН и только тогда продолжить взлёт. Но Машковский продолжал взлёт с отклонённым рулём направления, ведь самолёт с велосипедным шасси и при сильном боковике хорошо держит направление.
При отрыве самолёт накренился и, зацепив концом крыла землю, разбился. 100 тонн взорвавшегося керосина завершили трагедию. Из всего экипажа в живых остался только один человек, шестеро погибли.
На оставшейся части РН был обнаружен полностью отклонённый триммер, но только в обратную сторону - в сторону действующей нагрузки, в сторону бокового ветра. Когда отклонился триммер и почему в обратную сторону ? На этот вопрос ответ найден не был. Возможно, что экипаж начал взлёт с отклонённым триммером, но на доске пилотов есть сигнальная белая лампочка, сигнализирующая отклонение триммера. Видимо, в кабине всё было в порядке, так как экипаж приступил к выполнению взлёта. Необходимо отметить, что положение триммера никак не влияет на работу бустера, и экипаж не мог заметить возможную разбалансировку РН. Возможно, что экипаж пользовался на разбеге триммером, стараясь до отключения бустера противодействовать силе бокового ветра, подготавливая нагрузку на ногу в момент отключения бустера, а электропроводка триммера была перепутана и триммер отклонился в другую сторону. Возможно, что экипаж и наземный технический персонал не провели должного объёма проверок при подготовке самолёта к опытному полёту. Известно, что до подготовки к полету на самолёте кто-то что-то делал, кто-то возился с электрикой, но выяснить всё это не удалось, самолёт разрушился и сгорел.
Почему же вовремя не были включены бустеры элеронов ? Есть достаточно достоверная версия. У командира вместо штатного штурвала был установлен динамометрический ( для замера прилагаемых к нему усилий ). Второй пилот при этом свой штурвал трогать был не должен, так как тогда усилия на динамометрическом будут записаны неверно. Другими словами, второй пилот не должен был помогать командиру управлять, но должен был по команде командира включить бустера. На динамометрическом штурвале не было кнопки переговорного устройства. По предварительным расчётам усилия для управления самолётом с отключёнными бустерами были приемлемыми. Но, то ли из-за бокового ветра, то ли от того, что триммер не был в нейтральном положении, они оказались больше ожидаемых. У командира корабля обе руки на штурвале, а второй пилот ждёт команды по переговорному устройству. Команда на включение бустеров и на помощь второму пилоту вовремя не прошла. Этот методический момент проработан не был.
Конечно, анализировать события задним числом всегда проще, чем действовать в аварийной ситуации, но всё же это пример недостаточного инженерно - методического обеспечения. Особенно досадны методические упущения при проведении испытаний, не связанных с экстремальными режимами полёта и с отказами техники» [3].
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В селе Старченково установлен бюст Героя. В Жуковском, на доме, где он жил, – мемориальная доска.
Герой Советского Союза (11.09.41). Награждён двумя орденами Ленина (1941, 1949), двумя орденами Красного Знамени (1939, 1957), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (1945, 1947), орденом Трудового Красного Знамени (1949), тремя орденами Красной Звезды (1948, 1949, 1951), медалями.
Литература:
1. Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980. - С. 255.
2. Васин В.П., Симонов А.А. Испытатели ЛИИ. - Жуковский: «Авиационный печатный двор», 2001. - С. 28.
3. Кавалеры Золотой Звезды. - Донецк: «Донбасс», 1976. - С. 273-274.
4. На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Лимб», 1993. - С. 420.
5. Трокаев А.А. Герои пламенных лет. - Донецк: «Донбасс», 1985. - С. 345-347.
Примечания:
[1] Впоследствии 30-й гвардейский истребительный Барановичский Краснознаменный ордена Суворова авиаполк.
[2] Катапультировался парашютист-испытатель Г.А. Кондрашов.
[3] http://airaces.narod.ru/mongol/mashkovs.htm