-- : --
Зарегистрировано — 123 424Зрителей: 66 511
Авторов: 56 913
On-line — 10 410Зрителей: 2024
Авторов: 8386
Загружено работ — 2 123 003
«Неизвестный Гений»
Герой Советского Союза Топалер А.С.
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
14 октября ’2014 11:50
Просмотров: 19039
Топалер Анатолий Семенович родился 13.11.11 г. в г. Луганск в семье рабочего. Еврей. Окончил семилетку. Работал модельщиком на паровозосторительном заводе.
В РККА с 1929 г. Член ВКП(б) с 1931 г. В 1935 г. окончил 2-ю Краснознаменную военную школу летчиков им. Осоавиахима в Борисоглебске.
Участвовал в советско-финской войне. Командовал эскадрильей 3-го легкого бомбардировочного полка ВВС 8-й армии. К марту 1940 г. совершил 25 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника, нанеся ему значительный урон в живой силе и технике. Награжден орденом Красного Знамени.
1.02.40 г. при выполнении задания самолет Топалера был подбит и произвел вынужденную посадку на озере Иля-Лаваярви. Пока остальные экипажи барражировали над местом посадки и прикрывали его огнем из пулеметов, помощник комэска старший лейтенант Летучий посадил свой самолет и забрал экипаж Топалера.
Рассказывает писатель Григорьев: «Капитан Топалер вел группу самолетов Р-5 с ящиками патронов и мешками с продовольствием. Этот груз надо было сбросить стрелковому полку, окруженному белофиннами.
Самолеты обстреляли из малокалиберных зениток. Осколки снаряда, разорвавшегося у машины Топалера, пробили радиатор. Вытек весь антифриз, охлаждавший мотор... Топалер повел машину на посадку на замерзшее озеро. Вблизи он увидел пять палаток – лагерь белофиннов. Через минуту к самолету побежали тридцать финских солдат, на ходу стреляя из автоматов. Старший лейтенант Летучий, заметив это, не колеблясь, посадил свой Р-5 рядом с подбитой машиной. Два других самолета, кружась над озером, пулеметными очередями остановили преследователей на полдороге.
- Влезайте на крылья, - крикнул Летучий.
Топалер и его штурман Близнюк схватились за расчалки.
Лыжи самолета примерзли к озеру... Пришлось раскачивать машину и взбираться на крылья уже на ходу. Последним попытался влезть Топалер. Ему мешали перчатки. Он снял их, а ветер вырвал их из рук и потащил по снегу. Голыми руками капитан сжал обжигающую сталь расчалок.
Сорок минут продолжался невиданный рейс. Порывистый ледяной ветер хлестал в лицо двум смельчакам, пытаясь сдуть их с крыльев. Топалер уже не чувствовал своих отмороженных рук... Р-5 доставил спасенных на ближайший аэродром.
Смушкевич позвонил в Петрозаводск главному врачу госпиталя, в который попал Топаллер.
- Есть надежда, что руки спасем, - сказал врач.
- Обязательно надо спасти руки Топалеру, - кричал в трубку начальник ВВС. – Руки – это жизнь летчика так же как и ноги![1]».
19.05.40 капитану Топалеру Анатолию Семеновичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 468.
Затем был командиром эскадрильи в Краснодарском военно-авиационном училище летнабов и штурманов.
Вспоминает летчик-бомбардировщик Раппопорт[2]: «Мечтой многих юношей моего поколения было желание стать летчиком... Получил направление, и после вручения аттестата, выехал в Краснодар. Надо было пройти два вступительных экзамена, математику и сочинение и конечно, 2 комиссии, медицинскую и мандатную. Мне повезло, я был зачислен курсантом. Училище было 2-х годичного обучения. 2 курса состояли из 4-х потоков, по 400 курсантов в каждом потоке. В год производилось 2 выпуска. Командовал училищем комбриг Красовский, а командиром курсантской эскадрильи был Герой Советского Союза капитан Топалер, получивший это высокое звание за финскую войну. Он, снискал огромное уважение у всех курсантов…
В декабре 1940 года наше училище перевели на одногодичный срок обучения, и поэтому появился уплотненный график занятий. В день 8 часов теоретических занятий, 3 часа самоподготовки. Кроме этого, спортивная подготовка, кроссы и так далее. Увольнительных или отпусков не было... Поскольку из нас готовили штурманов, на летную подготовку выделялось не так уж и много часов. Я помню, всего лишь, примерно 20 полетов, по принципу, «взлет-посадка». В бомбометании мало тренировались. Каждый курсант выполнил по 2 прыжка с парашютом. Кормили курсантов отменно, по летной норме. На столе, иногда, даже были пирожные и копченная колбаса. Один день в неделю объявлялся «сухим». В этот день выдавались только консервы. Передвигались по территории училища только строевым шагом или бегом. Стрелковой общевойсковой подготовки фактически не было. Учебные полеты выполняли на самолетах По-2, Р-5. В составе отделения летали на бомбардировщиках ТБ-3, в сопровождении 2-3 инструкторов. В курсантском отделении было 27 человек. Мне, не довелось услышать, что, кроме меня, кто-нибудь выжил. После войны, я, встретил только моего командира Топалера…
22 июня наш курс в полном составе прибыл на Краснодарский стадион на училищные соревнования по бегу. Через несколько часов раздался приказ построиться, и начальник училища Красовский сообщил о начале войны Никто из нас не верил, что война будет долгой и такой кровавой».
Участвовал в Великой Отечественной войне. В июле 1941 г. назначен командиром 646-го ночного легкобомбардировочного авиаполка, в августе принял командование 1-м авиполком 1-й штурмовой авиадивизии. Только за период с 11 по 23 августа полк совершил 310 боевых вылетов по колоннам противника. Майор Топалер несмотря на запрет командования лично водил полк на штурмовки. Благодаря его умелому командованию полк понёс минимальные потери.
Участвовал в оборонительных боях на Днепре, на Дону, на Брянском и Воронежском фронтах. В боях под Сталинградом командовал 61-м Краснознаменным штурмовым авиаполком. В конце 1942 г. ранения, полученные во время советско-финской войны дали осложнения, и майор Топалер убыл на лечение. После госпиталя исполнял обязанности заместителя командира 3-й авиадивизии бригады РГК. Затем был начальником 2-й военной авиашколы летчиков. С апреля 1945 г. подполковник Топалер был начальником 69-й военной авиашколы летчиков в г.Гайсин Винницкой области.
С 1945 г. в запасе (по болезни).
Жил в г. Гайсин Винницкой области. Работал директором ремесленно-авиационного училища № 5, председателем райплана, заместителем директора по кадрам, начальником отдела организации труда и технического нормирования, заведующим райторгом райисполкома, председателем плановой комиссии Гайсинского района. Почетный гражданин г. Гайсин.
Умер 16.01.1990 г.
Герой Советского Союза (19.05.40). Награжден орденом Ленина (1940), двумя орденами Красного Знамени (1940, 1941), орденами Отечественной войны 1-й степени (1985), Красной Звезды, медалями.
Литература:
1. Булкин С.П. Герои Отечества. – 2-е изд., испр. и доп. – Донецк, 1977. С. 329-330
2. Подвиги, ставшие легендой. – Донецк, 1985. С. 439-442
Примечания:
[1]Водопьянов М., Григорьев Г. Указ. соч. С 201.
[2] Раппопорт Борис Элевич (род. в 1922 г.), подполковник. Еврей. В РККА с 1940 г. Окончил Краснодарское военно-авиационное училище летнабов и штурманов в 1941 г. Участвовал в Великой Отечественной войне с января 1942 г. Служил в 661-м легкобомбардировочном авиаполку 242-й ночной бомбардировочной авиационной Люблинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. Был штурманом По-2. Совершил более 500 боевых вылетов. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени и Красной Звезды. Член ВКП(б) с 1942 г. После войны продолжил службу в ВВС. Был штурманом авиаполка.
В РККА с 1929 г. Член ВКП(б) с 1931 г. В 1935 г. окончил 2-ю Краснознаменную военную школу летчиков им. Осоавиахима в Борисоглебске.
Участвовал в советско-финской войне. Командовал эскадрильей 3-го легкого бомбардировочного полка ВВС 8-й армии. К марту 1940 г. совершил 25 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника, нанеся ему значительный урон в живой силе и технике. Награжден орденом Красного Знамени.
1.02.40 г. при выполнении задания самолет Топалера был подбит и произвел вынужденную посадку на озере Иля-Лаваярви. Пока остальные экипажи барражировали над местом посадки и прикрывали его огнем из пулеметов, помощник комэска старший лейтенант Летучий посадил свой самолет и забрал экипаж Топалера.
Рассказывает писатель Григорьев: «Капитан Топалер вел группу самолетов Р-5 с ящиками патронов и мешками с продовольствием. Этот груз надо было сбросить стрелковому полку, окруженному белофиннами.
Самолеты обстреляли из малокалиберных зениток. Осколки снаряда, разорвавшегося у машины Топалера, пробили радиатор. Вытек весь антифриз, охлаждавший мотор... Топалер повел машину на посадку на замерзшее озеро. Вблизи он увидел пять палаток – лагерь белофиннов. Через минуту к самолету побежали тридцать финских солдат, на ходу стреляя из автоматов. Старший лейтенант Летучий, заметив это, не колеблясь, посадил свой Р-5 рядом с подбитой машиной. Два других самолета, кружась над озером, пулеметными очередями остановили преследователей на полдороге.
- Влезайте на крылья, - крикнул Летучий.
Топалер и его штурман Близнюк схватились за расчалки.
Лыжи самолета примерзли к озеру... Пришлось раскачивать машину и взбираться на крылья уже на ходу. Последним попытался влезть Топалер. Ему мешали перчатки. Он снял их, а ветер вырвал их из рук и потащил по снегу. Голыми руками капитан сжал обжигающую сталь расчалок.
Сорок минут продолжался невиданный рейс. Порывистый ледяной ветер хлестал в лицо двум смельчакам, пытаясь сдуть их с крыльев. Топалер уже не чувствовал своих отмороженных рук... Р-5 доставил спасенных на ближайший аэродром.
Смушкевич позвонил в Петрозаводск главному врачу госпиталя, в который попал Топаллер.
- Есть надежда, что руки спасем, - сказал врач.
- Обязательно надо спасти руки Топалеру, - кричал в трубку начальник ВВС. – Руки – это жизнь летчика так же как и ноги![1]».
19.05.40 капитану Топалеру Анатолию Семеновичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 468.
Затем был командиром эскадрильи в Краснодарском военно-авиационном училище летнабов и штурманов.
Вспоминает летчик-бомбардировщик Раппопорт[2]: «Мечтой многих юношей моего поколения было желание стать летчиком... Получил направление, и после вручения аттестата, выехал в Краснодар. Надо было пройти два вступительных экзамена, математику и сочинение и конечно, 2 комиссии, медицинскую и мандатную. Мне повезло, я был зачислен курсантом. Училище было 2-х годичного обучения. 2 курса состояли из 4-х потоков, по 400 курсантов в каждом потоке. В год производилось 2 выпуска. Командовал училищем комбриг Красовский, а командиром курсантской эскадрильи был Герой Советского Союза капитан Топалер, получивший это высокое звание за финскую войну. Он, снискал огромное уважение у всех курсантов…
В декабре 1940 года наше училище перевели на одногодичный срок обучения, и поэтому появился уплотненный график занятий. В день 8 часов теоретических занятий, 3 часа самоподготовки. Кроме этого, спортивная подготовка, кроссы и так далее. Увольнительных или отпусков не было... Поскольку из нас готовили штурманов, на летную подготовку выделялось не так уж и много часов. Я помню, всего лишь, примерно 20 полетов, по принципу, «взлет-посадка». В бомбометании мало тренировались. Каждый курсант выполнил по 2 прыжка с парашютом. Кормили курсантов отменно, по летной норме. На столе, иногда, даже были пирожные и копченная колбаса. Один день в неделю объявлялся «сухим». В этот день выдавались только консервы. Передвигались по территории училища только строевым шагом или бегом. Стрелковой общевойсковой подготовки фактически не было. Учебные полеты выполняли на самолетах По-2, Р-5. В составе отделения летали на бомбардировщиках ТБ-3, в сопровождении 2-3 инструкторов. В курсантском отделении было 27 человек. Мне, не довелось услышать, что, кроме меня, кто-нибудь выжил. После войны, я, встретил только моего командира Топалера…
22 июня наш курс в полном составе прибыл на Краснодарский стадион на училищные соревнования по бегу. Через несколько часов раздался приказ построиться, и начальник училища Красовский сообщил о начале войны Никто из нас не верил, что война будет долгой и такой кровавой».
Участвовал в Великой Отечественной войне. В июле 1941 г. назначен командиром 646-го ночного легкобомбардировочного авиаполка, в августе принял командование 1-м авиполком 1-й штурмовой авиадивизии. Только за период с 11 по 23 августа полк совершил 310 боевых вылетов по колоннам противника. Майор Топалер несмотря на запрет командования лично водил полк на штурмовки. Благодаря его умелому командованию полк понёс минимальные потери.
Участвовал в оборонительных боях на Днепре, на Дону, на Брянском и Воронежском фронтах. В боях под Сталинградом командовал 61-м Краснознаменным штурмовым авиаполком. В конце 1942 г. ранения, полученные во время советско-финской войны дали осложнения, и майор Топалер убыл на лечение. После госпиталя исполнял обязанности заместителя командира 3-й авиадивизии бригады РГК. Затем был начальником 2-й военной авиашколы летчиков. С апреля 1945 г. подполковник Топалер был начальником 69-й военной авиашколы летчиков в г.Гайсин Винницкой области.
С 1945 г. в запасе (по болезни).
Жил в г. Гайсин Винницкой области. Работал директором ремесленно-авиационного училища № 5, председателем райплана, заместителем директора по кадрам, начальником отдела организации труда и технического нормирования, заведующим райторгом райисполкома, председателем плановой комиссии Гайсинского района. Почетный гражданин г. Гайсин.
Умер 16.01.1990 г.
Герой Советского Союза (19.05.40). Награжден орденом Ленина (1940), двумя орденами Красного Знамени (1940, 1941), орденами Отечественной войны 1-й степени (1985), Красной Звезды, медалями.
Литература:
1. Булкин С.П. Герои Отечества. – 2-е изд., испр. и доп. – Донецк, 1977. С. 329-330
2. Подвиги, ставшие легендой. – Донецк, 1985. С. 439-442
Примечания:
[1]Водопьянов М., Григорьев Г. Указ. соч. С 201.
[2] Раппопорт Борис Элевич (род. в 1922 г.), подполковник. Еврей. В РККА с 1940 г. Окончил Краснодарское военно-авиационное училище летнабов и штурманов в 1941 г. Участвовал в Великой Отечественной войне с января 1942 г. Служил в 661-м легкобомбардировочном авиаполку 242-й ночной бомбардировочной авиационной Люблинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. Был штурманом По-2. Совершил более 500 боевых вылетов. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени и Красной Звезды. Член ВКП(б) с 1942 г. После войны продолжил службу в ВВС. Был штурманом авиаполка.
Голосование:
Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 14 октября ’2014 11:52
Спасибо за память.
|
Babochka29
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор