Денисов Алексей Александрович родился 1.10.07 г. в селе Петровка Дубенского района Мордовской АССР, в семье крестьянина. Русский. Окончил семилетку. Жил в Москве.
В РККА с 1929 г. Служил красноармейцем стрелкового батальона при Главном артиллерийском полигоне (ст. Ржевка Ленинградской области).
Член ВКП(б) с 1932 г.
В 1932 г. окончил Ленинградскую пехотную школу, а в 1934 г. - 2-ю Краснознаменную военную школу летчиков им. Осоавиахима в г. Борисоглебске. Затем служил в 3-й истребительной авиаэскадрилье ВВС БФ. Был командиром звена.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 14.12.37 по 24.04.38 гг. Совершил 45 боевых вылетов, провел 10 воздушных боев, лично сбил 7 самолётов противника. Награжден орденом Красного Знамени (14.11.38).
21.02.38 г. в районе Теруэля группа в составе десяти И-15 и одиннадцати И-16, прикрывая республиканские войска, встретила до двадцати бомбардировщиков противника прикрытых сверху истребителями «Мессершмитт», а снизу «Фиатами». Эскадрилья И-16 Вихрова[1] вступила в бой с Bf.109. И-15 атаковали «Фиаты». Бой длился 55 минут. Подошедший второй эшелон республиканских истребителей в составе тринадцати И-15 и двадцати трех И-16 продолжил бой. Со стороны противника действовало до пятидесяти истребителей. С подходом республиканского второго эшелона бой стал проходить с перевесом в сторону республиканцев.
По заявлению республиканцев, в том бою было сбито шесть «Мессершмиттов» и четыре «Фиата». На свой аэродром не вернулось четыре истребителя И-16. Пропал без вести лейтенант Трошкин[2], Денисов был тяжело ранен в живот, у Белова[3] была сломана нога и рука, Тахтаров[4], легко раненый в ногу, сумел спастись на парашюте. Кроме этого, два испанских пилота на И-15 столкнулись с Bf.109 и «Фиатом», но оба смогли вернуться на аэродром...
Белов вспоминает, что в начале боя он с близкой дистанции обстрелял Bf.109, который медленно перевернулся на спину, затем на крыло и стал падать. Что произошло с ним потом, он не видел, так как сам при этом оторвался от группы, подвергся атаке, в результате которой у него сначала остановился двигатель, а затем было перебито управление. Его спасло то, что самолёт перед столкновением с землёй стал парашютировать. Очнулся он уже в госпитале.
Тахтаров, прежде чем сам оказался сбитым, успел сбить Bf.109. Денисов тоже был сбит «мессершмиттом» и спасся на парашюте, но был тяжело ранен. Он провел в госпитале 35 дней, после чего был отправлен на родину.
Участвовал в советско-финской войне. Командовал 12-й отдельной истребительной авиационной эскадрильей 61-й иаб ВВС БФ. На счету его эскадрильи было 9 сбитых самолётов противника.
Вот несколько эпизодов боевой деятельности эскадрильи: «Мела пурга… От плоскостей самолета не было видно хвостового оперения. В такую погоду самолеты были закреплены тросами и кольями, а дорогу к ангарам среди бела дня - хоть по компасу отыскивай! И вот, прикрываясь пургой, финны начали подтягивать к фронту пополнение. Как донесла наша разведка, из тыла противника сплошной лентой тянулись вездеходы с боеприпасами, орудия, моторизованная пехота, обозы с продовольствием и горючим. Надо было немедленно разгромить подходившее к врагам подкрепление. Выполнение этой задачи поручили майору Денисову.
Взлета истребителей почти никто не видел. Но через несколько минут в воздухе послышался нарастающий гул моторов. Звено истребителей Денисова шло бреющим полетом над замерзшим заливом, шло так низко, что крылья едва не задевали за торосы. И внезапно из белой мути вьюги показался серый вражеский берег. Истребители поднялись выше - в сплошные снеговые тучи; перелетели линию фронта. Наконец шоссе было найдено: по нему тянулся вражеский обоз. Денисов командует: всем следовать за командиром. Мчась вдоль шоссе, истребители поливали свинцом орудия и танки, автомашины и прицепы. Налет был настолько ошеломляющим, что финны не успели открыть даже ответного огня.
В другой раз эскадрилья Денисова получила задание произвести ночной налет на вражеский аэродром. Расположен он был далеко, и найти его оказалось не так-то легко. Уходили последние драгоценные минуты ночи, уже пора ложиться на обратный курс, а задание все еще не выполнено. И вдруг - удача! Внизу пестреют вражеские самолеты. Денисов дал сигнал - истребители ринулись в атаку. На третьей атаке весь аэродром бушевал сплошным морем огня…
В 1940 году не было такой газеты, которая не сообщала бы о беспримерных подвигах, совершенных советскими летчиками в боях с белофиннами. Тогда страна узнала и имя бывшего крестьянского паренька Алексея Денисова.
– Свою эскадрилью, – рассказывает Алексей Александрович, – я знал как пять своих пальцев. Я верил в летчиков. Это были мужественные и смелые ребята.
Как-то один из них сказал:
– Сильные машины у белофиннов, скорость у них выше наших.
– Самолеты самолетами, – возразил я тогда, – но не надо забывать о людях, которые ими управляют. А мы с вами – советские летчики.
Вскоре Денисову представилась возможность на деле показать, как надо громить белофиннов и их самолеты.
Он всегда был верен такому правилу воздушного боя: «Высота – половина победы, осмотрительность – вторая. Вместе – это уже победа».
– Когда мы возвратились на свой аэродром после уничтожения самолетов белофиннов на летном поле, – вспоминает Алексей Александрович, – нас окружило командование полка, боевые товарищи.
– Поздравляю вас, товарищ майор, – пожимая мне руку, сказал командир полка. – Здорово противника «обработали».
– Дело не во мне, – ответил я полковнику. – Скажите,– обратился я к летчикам, – можно на наших истребителях бить врага?
– Можно, – дружно ответили летчики.
В небе Финляндии отважный командир сбил семь вражеских самолетов».
За образцовое выполнение боевых заданий 12-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья 61-й иаб ВВС БФ была награждена орденом Красного Знамени.
21.04.40 г. за мужество и отвагу, проявленные в боях с белофиннами, майор Денисов Алексей Александрович был удостоен звания Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль 2Золотая Звезда» № 481.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Командовал 13-й отдельной истребительной Краснознаменной эскадрильей ВВС БФ.
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Голубев: «Командир, комиссар и начальник штаба встретили меня без особой радости. Возможно, они уже знали то, что не было еще известно мне: о переводе в 4-й авиаполк. А кому охота терять опытных летчиков? Не вставая из-за стола, выслушали мой доклад о выполнении задания.
— Ну, ладно, сегодня отдыхай, а завтра начнешь летать. Ты две недели отсиживался в мастерских, а мы здесь по три-четыре вылета в день делаем, — как бы с упреком произнес комэск майор Денисов.
Я спросил его:
— Вы делаете три-четыре вылета в день или вся эскадрилья?
Строптивого командира будто волной подбросило. Он вскочил, выругался.
— Три-четыре вылета... ты полетай, сколько я полетал в Испании и в финскую, тогда будешь задавать мне такие вопросы, понял?!
— Понял, понял, товарищ майор, а оскорблять меня не надо, ведь за шесть месяцев войны я научился не только обороняться, но и бить. Разрешите быть свободным, — с внешним спокойствием, но с глубоким внутренним возмущением закончил я разговор, четко повернулся и, выйдя на морозный ладожский воздух, направился в землянку летного состава…
Из старых знакомых был… командир звена Александр Чурбанов с двумя нашивками старшего лейтенанта на рукаве. Вначале в полумраке он не сразу узнал меня, но услышав голос, бросился меня обнимать и тискать.
Я не удержался, походя сообщил Чурбанову о встрече с майором Денисовым. Он замялся, но все же объяснил:
— Понимаешь, беда у него какая-то, дома что-то не ладится. Ну и пристрастился к зеленому змию, стал реже летать. С земли командует. Так что ты в точку попал[5]».
В марте - октябре 1942 г. майор Денисов командовал 12-м истребительным авиаполком ВВС ТОФ, который осуществлял воздушное прикрытие наземных объектов флота с моря в заливе Петра Великого.
В октябре – декабре 1942 г. – командир авиаэскадрильи 71-го истребительного авиаполка ВВС КБФ. Участвовал в обороне Ленинграда.
21.12.42 г. был разжалован в рядовые. Воевал в составе 587-го отдельного штрафного взвода КБФ на Ораниенбаумском плацдарме.
26.03.43 г. за проявленную смелость при выполнении заданий командования во время боевых действий и хорошее руководство группой прикрытия при захвате пленного освобождён от дальнейшего пребывания в штрафвзводе, восстановлен в прежних правах и направлен в распоряжение Военсовета КБФ.
С июля 1943 г. – офицер по истребительной авиации штаба дивизии ПВО КБФ. Участвовал в снятии блокады Ленинграда и в Выборгской наступательной операции. Осуществлял организацию и отработку взаимодействия истребительной авиации с зенитной артиллерией и наведение истребителей на самолёты противника.
С августа 1945 г. – начальник 730-й группы наведения истребительной авиации ВВС КБФ.
С 1946 г. гвардии майор Денисов в запасе.
Занимался общественной работой. Был членом военно-научного общества при Центральном Доме Советской Армии. выступал в учебных заведениях и на предприятиях Тимирязевского района г. Москвы, работал в секции общества «Знание», комитете содействия при военном комиссариате.
Умер 14.4.76 г. Похоронен в Москве на Преображенском кладбище.
В селе Петровка Мордовской АССР открыт музей героя, а в райцентре Дубенки одна из улиц носит его имя.
Герой Советского Союза (21.04.40). Награжден орденами Ленина (1940), Красного Знамени (1938), Отечественной войны 1-й степени (1945), Красной Звезды (1944), медалями.
Литература:
1. Герои огненных лет. Кн. 6 – М., 1983. С. 171-177.
2. Герои Советского Союза Военно-Морского флота 1937-1945. – М., 1977. С. 154.
3. Геройская быль. – Саранск, 1985. С. 128-131.
Примечания:
[1] Вихров Тимофей Егорович (1913-?). Русский. В РККА с 1933 г. Служил командиром звена 56-й иаб Белорусского военного округа. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 20.08.37 по 15.04.38 гг. Летал на И-16. В воздушных боях сбил 4 самолета лично и 1 в группе. Награжден орденами Ленина (14.11.38) и Красного Знамени (2.03.38). Участвовал в боях у озера Хасан, на реке Халхин-Гол. Участвовал в Великой Отечественной войне.
[2] Трошкин Виктор Сергеевич (1910-1938). Русский. В РККА с 1933 г. Служил ст. летчиком в 3-й истребительной эскадрилье ВВС БФ. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 14.12.37 по 21.02.38 гг. Летал на И-16. 21.02.38 г. погиб в воздушном бою. Награжден орденом Красной Звезды (14.11.38).
[3] Белов Андрей Иванович (1913-?). Русский. В РККА с 1933 г. Служил в 3-й истребительной эскадрилье ВВС БФ. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 14.12.37 по 13.07.38 гг. Провел 8 воздушных боев, сбил 1 Bf.109. Награжден орденом Красного Знамени (14.11.38). Участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войнах.
[4] Тахтаров Борис Адильгиреевич (1910-?). Русский. В РККА с 1933 г. Служил ст. летчиком в 3-й истребительной эскадрилье ВВС БФ. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 14.12.37 по 15.04.38 гг. Провел 10 воздушных боев, сбил 1 самолет противника. Награжден орденом Красного Знамени (14.11.38).
[5] Голубев В.Ф. Указ. соч. С. 154.