16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  124 092Зрителей: 67 136
Авторов: 56 956

On-line23 353Зрителей: 4584
Авторов: 18769

Загружено работ – 2 134 620
Социальная сеть для творческих людей
  

Герой Советского Союза Зеленцов В.В.

Литература / Очерки / Герой Советского Союза Зеленцов В.В.
Просмотр работы:
29 сентября ’2014   07:29
Просмотров: 19468

Зеленцов Виктор Владимирович родился 26.08.10 г. в поселке Аша Челябинской области в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку и ФЗУ. Работал слесарем на металлургическом заводе в г. Аша.
В РККА с января 1929 г.В декабре 1929 г. окончил Вольскую объединенную военную школу летчиков и авиатехников, в июле 1931 г. - 3-ю военную школу летчиков и летнабов в г. Оренбурге. Служил в 142-й авиабригаде Белорусского особого военного округа, дислоцированной в Бобруйске. Командовал истребительной эскадрильей.
Член ВКП(б) с 1930 г.
В 1935 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке капитан Зеленцов был премирован легковым автомобилем М-1.
С мая 1938 г. исполнял должность командира 15-го истребительного авиаполка (п.Улла Витебской области).
В июле 1938 г. уволен из армии в связи с тем, что был знаком с И.П. Уборевичем, а также из-за того, что две его сестры проживали в Венгрии. Работал командиром звена санитарной авиации ГВФ в г.Уфе.
В апреле 1939 г. восстановлен в рядах РККА. Служил командиром эскадрильи в Московском военном округе. С ноября 1939 г. – командир 68-го истребительного авиаполка (г.Пушкин Ленинградской области).
Участвовал в советско-финской войне. Командовал 68-м отдельным истребительным авиаполком ВВС 13-й армии Северо-Западного фронта. Совершил 30 боевых вылетов. Награжден орденом Красного Знамени.
Всего полк под командованием майора Зеленцова совершил 1220 боевых вылетов, в воздушных боях и на земле уничтожил 47 самолётов противника[1]. Пять летчиков полка были удостоены звания Герой Советского Союза[2]. Полк потерял 3 самолета в боях и 3 – пропавшими без вести.
29.02.40 г. по финским данным ВВС Финляндии понесли самое тяжелое поражение истребительной авиации в одном бою за всю II-ю мировую войну: были сбиты пять истребителей «Gladiator» Мк.II и один «Fokker» D.XXI. Три пилота погибли, а двое были ранены (позднее один из них умер от ран в госпитале)[3].
В этот день в 12.00 в Руоколахти получили сообщение, что к г. Антреа, расположенному в 45 км юго-восточнее аэродрома, с юга на высоте 5000 м приближается группа из 21 бомбардировщика… Когда истребители начали подниматься в воздух, над аэродромом внезапно появились шесть И-153 и восемнадцать И-16 из 68-го оиап. Ошибка постов наземного наблюдения дорого обошлась финским пилотам. Немедленно после взлета были сбиты три «Гладиатора», а потом в бою на высоте – еще два «Гладиатора» и один «Фоккер». В то же время 68-й оиап потерял только один И-16… Один советский истребитель разбился на обратном пути, задев за верхушки деревьев, и еще семь вернулись с различными повреждениями… После этого боя командование финской авиации решило больше не использовать «Гладиаторы» в качестве истребителей[4].
Рассказывает военный корреспондент Ставский: «Командир истребительного полка майор Зеленцов проводил взглядом звено Масича[5], посланное в разведку.
— Чем-то еще порадует нас мой тезка! — певучим задушевным тенором говорит Виктор Владимирович Зеленцов. Масич — лучший разведчик во всем полку…
Над озером — просторном и идеально ровном аэродромом… появляются серебряные силуэты наших бомбардировщиков. Они делают круг над озером. Вон — ведущий метнул ракету. И над аэродромом взлетает ракета.
Майор Зеленцов приветно машет рукой выруливающему на старт комиссару полка, неустрашимому истребителю и сердечному товарищу батальонному комиссару Леонтию Игнатьевичу Яковенко[6].
Бомбардировщики замкнули круг над озером, легли на курс и исчезли в голубом океане. Комиссар Яковенко собрал свою эскадрилью и бросился вдогонку — прикрывать бомбардировщиков…
Майор Зеленцов — круглолицый, румяный, коренастый — бежит меж сосен в землянку — на командный пункт. От железной печки пышет жаром. Дежурный командир докладывает:
— Скоро подойдут еще бомбардировщики...
Майор Зеленцов снимает шлем, кивком головы отбрасывает густые темнорусые волосы, неспешно и веско отдает приказания.
Снаружи доносится хлопок сигнального выстрела, потом звенящий рев мотора. Земля содрогается. И из глубины неба неумолчно гремят моторы.
С фронта каждый день приходят хорошие вести. На фронте победа! Надо доводить дело до конца. И погода — чудесная погода! Вон как ярко блестит хвоя сосен и елей, какие резкие тени на сверкающем снегу. Летчики уже устали — вылетать приходится по четыре раза, по пять раз за день...
Майора вызывает к телефону командующий военно-воздушных сил армии. Лицо майора застывает, словно литое из металла.
В это мгновение он жалеет, что нет комиссара Яковенко, — тогда тот остался бы, а он сам вылетел бы. А сейчас — нельзя.
Через две минуты Зеленцов ставит задачу капитану Петрову[7], командиру эскадрильи:
— Пойдете в разведку. Вот здесь, по данным армии, садились самолеты врага. А на всей Вуоксе тщательно наблюдайте за водой. Финны хотят взорвать шлюзы. Уже третий раз спрашивает о воде комбриг. Ниже 2 тысяч метров не спускайтесь! Самолетов не увидите — полосы на озере увидите и разглядывайте по ним, где самолеты…
Зеленцов и Яковенко вызывают майора Якова Гиль и старшего лейтенанта Ефимова.
Майору Гиль, помощнику командира полка, ставится задача: с группой в двадцать три истребителя вылететь в район Имола, найти и уничтожить врага. Огромный широкоплечий майор Гиль нетерпеливо переминается. На круглом лице его — смуглый густой румянец. Светлые прозрачные глаза горят. Богатырь — ему ничего не стоит сделать за день шесть-семь вылетов.
— Вы возьмете двенадцать самолетов, а старший лейтенант Ефимов с одиннадцатью машинами будет прикрывать вас сверху! — говорит Зеленцов.
— Держите своих в кулаке, без горячки!
Командиры коротко и вдумчиво советуются, предугадывая все возможности и случайности.
Здесь же, на снегу, возле самолетов они собирают истребителей. Командир ставит боевую задачу.
Майор Гиль делает шаг вперед. Он говорит о Родине, о Сталине, о высоком счастье быть сталинским соколом. Он говорит:
— Если будем настойчиво жать — врагу некуда уходить. Тут их только и бить. Мы пойдем двумя группами. Из боя никто не уходит. Биться до конца!
Летчики грозным хором отзываются:
— Мы не уйдем! Будем бить до конца!
Вновь взлетает ракета. Ревут моторы. Снежный ураган бушует над озером, заламывает ветви деревьев на берегу.
Истребители пристраиваются на кругу, ложатся на курс и тают вдали.
— Жизнь — большая река! — неожиданно говорит Зеленцов, обращаясь к Яковенко. — А Гиль — герой!
— Ладно, ладно! — Яковенко дружески хлопает по плечу Зеленцова…
Майор Яков Гиль ведет свою группу прямо к району недавнего боя. Старший лейтенант Ефимов со своей группой летит выше метров на шестьсот…
Внизу, впереди, из-за леса на озеро движутся пять точек. И еще показались пять самолетов врага на льду.
— Ну, получите — за Родину, за Масича, за всех!
Майор качнул самолет и ринулся в пике. В одно время с ним заметили врага и старший лейтенант Плотников и другие. Следом за майором и они пикируют, и по вражеским самолетам уже хлещет ливень огня…
Падают вниз, пачкая зловещим черным дымом лазурь неба, объятые пламенем «Фоккеры» и «Бульдоги».
Победа! Буйная радость охватывает майора. Он ищет добычу и находит ее. Внизу лейтенант Полухин гонится за врагом, а к нему уже подходит «Бульдог». Майор бросает боевую машину туда, на врага, дает очередь, другую. От «Бульдога» — черный дым, и он исчезает.
В небе только наши! Майор Гиль настойчиво качает самолет с крыла на крыло.
Наконец, собрались, построились и, как хозяева, уходят истребители из глубокого вражеского тыла. Не хватает старшего лейтенанта Ефимова. Он никогда больше не вернется на родной аэродром. Там, над озером, когда группа майора Гиля завязала бой, Ефимов со своими летчиками атаковал нижние самолеты врага. Он сбил одного. Погнался за другим. Тот в пике, и Ефимов следом, пока не вогнал врага в лес, но и сам не успел выхватить самолет из пике… Самолет его срезал вершины елей, отскочили плоскости, потом в куски разлетелся фюзеляж[8]».
7.04.40 г. майор Зеленцов Виктор Владимирович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 81.
После окончания войны продолжал командовать полком, который был перебазирован в Закавказский военный округ в г.Тбилиси. С августа 1940 г. – командир 44-й истребительной авиадивизии (г. Умань Черниговской области).
В марте 1941 г. окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военной академии им. Фрунзе. С мая 1941 г. – командир 36-й истребительной авиадивизии (г.Киев)
Участвовал в Великой Отечественной войне.
В июне – ноябре 1941 г. командовал 36-й истребительной авиационной дивизией, в ноябре 1941 – январе 1942 г. – командир 20-й резервной армии ПВО. В январе – сентябре 1942 г. - командир 36-й истребительной авиационной дивизии ПВО (2-й, 43-й, 254-й и 255-й иап, 591-й иап ПВО)[9], в сентябре 1942 – июне 1943 гг. – заместитель командира 6-го истребительного авиакорпуса ПВО, в августе 1943 – июне 1944 гг. - командир 36-й истребительной авиационной дивизии ПВО, с июля 1944 г. - командир 125-й иад ПВО.
Участвовал в обороне Киева, оборонительных боях за города Харьков и Валуйки, в Курской битве и освобождении Прибалтики. Части под его командованием прикрывали с воздуха города Елец, Тамбов, Мичуринск, Липецк, Орёл, Брянск, Унеча, Гомель и Мозырь, города Прибалтики.
26 июля 1944 г. при бомбёжке г. Вильнюс был ранен в голову и контужен.
Всего за время войны полковник Зеленцов совершил 19 боевых вылетов на истребителях Як-9 и Ла-5 на патрулирование и разведку войск противника.
После войны продолжал командовать 125-й истребительной авиационной дивизией ПВО (в г. Каунас). В 1947 году окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии.
В 1949 г. ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
В феврале 1950 г. был вынужден по состоянию здоровья уйти с лётной работы. С августа 1950 г. — начальник командного пункта 37-го истребительного авиационного корпуса ПВО (в г. Моршанск Тамбовской области), с 1951 г. — заместитель начальника штаба по Главному пункту Управления истребительной авиации Войск воздушной обороны приграничной линии. В 1953-54 гг. — помощник начальника Управления воздушной обороны ВВС, в 1954-55 гг. — помощник начальника штаба по Центральному командному пункту Штаба Войск ПВО страны, в 1955 г. — заместитель начальника штаба по боевому управлению Штаба Войск ПВО страны.
С 1955 г. в запасе. Жил в Москве.
Умер 20.06.78 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден двумя орденами Ленина (1940, 1954), двумя орденами Красного Знамени (1942, 1949), орденом Отечественной войны 1-й степени (1943), двумя орденами Красной Звезды (1940, 1944), медалями.

Литература:
1. Бои на Карельском перешейке. – М., 1941. С. 230-234

Примечания:
[1] По финским данным всего за период 1.12.39-13.03.40 гг. ВВС Финляндии потеряли 71 самолет, в т.ч. боевые потери – 42 самолета, из них 36 были сбиты истребителями, а 6 – зенитным огнем. Стоит учесть, что с советской стороны в боевых действиях принимали 16 истребительных авиаполков, 4 отдельных истребительных эскадрильи и несколько истребительных эскадрилий в составе смешанных авиаполков (1559 истребителей). См. подробнее: Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Эстония, Латвия, Финляндия / М.В. Зефиров. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
[2] Кроме комполка майора Зеленцова этого звания были удостоены военком полка батальонный комиссар Яковенко Леонтий Игнатович, комэска капитан Петров Пётр Михайлович, комзвена старший лейтенант Миронов Сергей Иванович и штурман эскадрильи младший лейтенант Масич Виктор Григорьевич.
[3] Зефиров М.В. Указ. соч. С. 145.
[4] Там же.
[5] Масич Виктор Григорьевич (1917-1947) Герой Советского Союза (7.04.40), капитан. Украинец. В РККА с 1936 г. В 1939 г. окончил 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче. Участвовал в советско-финской войне. Был штурманом эскадрильи 68-го оиап. Совершил 53 боевых вылета, лично сбил 4 самолета. Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Сбил 8 самолетов, в т.ч. 1 таранил. В 1943 г. окончил ВВА им. Жуковского. Служил летчиком-испытателем в НИИ ВВС. 19.08.47 г. погиб во время испытаний истребителя МиГ-9.
[6] Яковенко Леонтий Игнатович (1909-1991) Герой Советского Союза (7.04.40), генерал-майор авиации (1945). Украинец. В РККА с 1929 г. Член ВКП(б) с 1930 г. В 1932 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1933 г. – 14-ю военную школу летчиков в г. Энгельсе. Участвовал в национально-освободительной войне в Китае с ноября 1937 по сентябрь 1938 гг. Провел 5 воздушных боев, сбил 1 самолет в группе. Награждён орденом Красного Знамени. Участвовал в советско-финской войне. Был военным комиссаром 68-го оиап. Совершил 64 боевых вылета. Участвовал в Великой Отечественной войне с ноября 1941 г. Был военным комиссаром ВВС 46-й армии, а затем зам. командующего ВВС Закавказского фронта по политчасти. В 1954 г. окончил Военную академию Генштаба. С 1967 г. - в отставке
[7] Петров Пётр Михайлович (1910-1941) Герой Советского Союза (7.04.40), майор. Русский. В РККА с 1931 г. В 1931 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков. Член ВКП(б) с 1932 г. В 1936 г. окончил 2-ю Краснознаменную военную школу летчиков им. Осоавиахима в г. Борисоглебске. Участвовал в советско-финской войне. Был командиром эскадрильи 68-го оиап. Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал авиаполком. Погиб 23.11.41 г.
[8] Ставский В. Как дела? – Нормально! // Бои в Финляндии. Воспоминания участников. Часть II. — М.: Воениздат НКО СССР, 1941. С. 163.
[9] Дивизия находилась в составе действующей армии с 22.06.41 г. по 10.04.45 г.






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
Все мы просто люди)

Присоединяйтесь 



Наш рупор
Будет снег…
Спасибо, друзья! С наступающим!!Волшебства!)

https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/playcasts/nastroenie/2620022.html?author

174

Рупор будет свободен через:
26 мин. 56 сек.







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft