16+
Лайт-версия сайта

Герой Советского Союза Торопчин Н.С.

Литература / Очерки / Герой Советского Союза Торопчин Н.С.
Просмотр работы:
17 сентября ’2014   07:37
Просмотров: 19874

Торопчин Николай Степанович родился 19.10.04 г. в селе Воздвиженское Оренбургской области, в семье крестьянина. Русский. В 1923 г. окончил 10 классов школы 2-й ступени.
Вступил в РККА добровольцем в 1923 г.Служил красноармейцем в 52-м стрелковом полку 18-й стрелковой дивизии Московского военного округа в г.Ярославль. В августе 1923 по личному рапорту переведён в ВВС. Был зачислен в Егорьевскую теоретическую школу КВФ.
В 1925 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. В ноябре 1926 г. окончил 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче. В 1927 г. окончил Высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания в г. Серпухове.
С августа 1927 г. служил в 70-м отдельном истребительном авиаотряде в г. Баку. Был младшим летчиком, старшим летчиком, командиром звена.
Член ВКП(б) с 1930 г.
С декабря 1931 г. – командир отряда 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (г.Баку), с мая 1933 г. –командир отряда 119-й истребительной авиаэскадрильи (г.Баку).
В 1933 г. окончил курсы усовершенствования начсостава ВВС при Военной Воздушной академии им. Жуковского.
С мая 1934 г. – командир 54-го отдельного разведывательного авиаотряда (г.Тбилиси).
В 1935 г. окончил Высшую летно-тактическую школу в Липецке.
С декабря 1935 г. – командир 120-й истребительной авиаэскадрильи ВВС Закавказского военного округа (г.Баку). С марта 1938 г. – командир 36-го истребительного авиаполка (г.Баку). С ноября 1938 г. – командир 25-го истребительного авиаполка 59-й истребительной авиабригады (г.Пушкин) Ленинградского военного округа.
Участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии.
Участвовал в советско-финской войне. Командовал 25-м истребительным авиаполком 59-й иаб ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта. Совершил 44 боевых вылета на разведку, штурмовку и бомбардировку, провёл 10 воздушных боёв. Награжден орденом Красного Знамени.
12.03.40 г. во главе полка прикрывал девяносто бомбардировщиков СБ 18-й сбаб под командованием полковника Нанейшвили, летевших в глубокий тыл противника, чтобы уничтожить железнодорожный мост близ станции Иматра, который имел большое стратегическое значение. У цели зенитная артиллерия открыла сильный огонь. Оглушительный удар потряс самолет Торопчина. Зенитный снаряд угодил в цилиндр двигателя. Выбило масло, забрызгало козырек фонаря кабины, но командир не оставил строя. Только после выполнения боевой задачи он с большим трудом преодолел линию фронта и сумел посадить поврежденный самолет на свой аэродром.
Командующий ВВС 7-й армии комдив Денисов в представлении Торопчина на присвоение звания Героя Советского Союза отмечал: «Авторитетный, волевой и боевой командир авиаполка. Летает на истребителях 14 лет… С начала боевых действий на финском театре лично много раз водил своих летчиков в атаку… За личную отвагу и храбрость, за отличную организацию боевой работы полка в тяжелых зимних условиях на озерных аэродромах достоин присвоения звания Героя Советского Союза».
21.03.40 г. майор Торопчин Николай Степанович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 287.
Еще три летчика 25-го иап были удостоены звания Герой Советского Союза[1], а полк награжден орденом Красного Знамени.
Вспоминает генерал-майор авиации Торопчин: «Чуть ли не каждый раз мы возвращались на аэродром с победой.
19 декабря звено капитана Костенко сбило в воздухе звено финских истребителей[2].
23 декабря звено капитана Журавлева уничтожило три финских истребителя и два разведчика[3].
Звено капитана Суворова однажды заметило двух финских истребителей, сопровождавших «Дуглас». Атаковав их, наши летчики сбили все три самолета[4]…
Истребители много раз специально направлялись в тыл противника, искали врага, навязывали ему бой. Бомбили аэродромы, бомбили мосты и другие военные объекты.
2 февраля был бой над станцией Иматра. Наших - 12 самолетов, а финских - 18. Бой продолжался 15-20 минут. Мы не потеряли ни одного летчика. Только после боя требовался ремонт для пяти машин. У одной даже шасси пробило, пришлось летчику садиться на «пузо». В этом бою мы сбили 12 финских самолетов[5].
На Карельском перешейке разведку большей частью вели истребители. Летчики у меня были молодые, не опытные еще в разведке. Ночью, после полетов, я обучал их, как определять вражеские подразделения и части по длине колонн, как ориентироваться по карте крупного масштаба и т. д. Так мы отдыхали после дневной боевой работы.
Любовь к Родине, к партии Ленина-Сталина давала нам, летчикам, силы для борьбы, вдохнула в нас смелость и мужество, необходимые для победы. Было и еще одно замечательное обстоятельство: вера летчиков в советскую материальную часть. Верили. Любили ее. Твердо знали, что она не откажет. И не было у нас случая, чтобы материальная часть подвела. Ходили на полный радиус - и ничего, возвращались в полном порядке.
На Карельском перешейке мы сбили 52 самолета противника[6], а сами в воздушных боях не потеряли ни одного[7].
Советское правительство наградило наш полк орденом Красного Знамени[8]».
С сентября 1940 г. – заместитель командира 25-й смешанной авиадивизии ВВС Закавказского военного округа (г.Кутаиси), с мая 1941 г. – командир 8-й истребительной авиадивизии ВВС Прибалтийского военного округа.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 г. Воевал на Северо-Западном, Северном и Ленинградском фронтах.
3.03.42 г. он был назначен командиром 125-й истребительной авиадивизии ПВО Тульского дивизионного района ПВО. Дивизия прикрывала г.Тулу и Калугу, а также ближние тылы армий правого фланга Западного фронта. Части дивизии совершили 8521 боевой вылет, в 131 воздушном бою сбили 48 самолетов противника. С июня 1943 г. 125-я иаб ПВО входила в состав Западного фронта ПВО. В ходе Курской битвы и Орловской наступательной операции дивизия придавалась частям Брянского фронта.
10.10.43 г. полковнику Торопчину было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
С 16.05.44 г. по 15.03.45 г. он командовал 36-й истребительной авиадивизией ПВО, базировавшейся в г.Брянске, Гомеле и Мозыре. Дивизия прикрывала тылы Белорусского, а затем 1-го Белорусского фронтов, участвовала в Белорусской наступательной операции. В ходе боё летчики дивизии сбили 29 самолетов противника.
В декабре 1944 г. назначен командиром 142-й истребительной авиадивизии, но к новому месту службы прибыл с большим опозданием. Приказ о его назначении был отменен, а сам он зачислен в распоряжение Главнокомандующего ВВС. В 1945 г. назначен с понижением заместителем командира 106-й истребительной авиадивизии ПВО Западного фронта ПВО.
После войны продолжил службу в ВВС. С января 1947 по март 1949 гг. был командиром 2-й гвардейской истребительной авиадивизии, а затем в распоряжении командующего войсками ПВО страны, с июля 1949 г. – начальник вспомогательного пункта управления командующего войсками ПВО Московского района.
В 1952 г. окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба.
С октября 1952 г. – начальник управления боевой подготовки Сталинградского района ПВО, с июля 1953 г. – начальник 5-го управления штаба начальника Войск ПВО, с августа 1954 г. – командир Таврического корпуса ПВО, с октября 1955 г. – заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО по боевому управлению – дежурный генерал Управления Главнокомандующего Войск ПВО страны.
С 1958 г. генерал-майор авиации Торопчин в отставке. Жил в Москве. Вёл большую общественную и военно-патриотическую работу по воспитанию молодежи.
Умер 7.05.87 г. Похоронен в г.Москве на Кунцевском кладбище.
Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Примечания:
[1] Военком полка батальонный комиссар Кобликов Анатолий Николаевич, старшие лейтенанты помкомэска Антонов Яков Иванович и комзвена Соколов Григорий Максимович.
[2] По финским данным 19.12.40 г. в бою с И-16 из 25-го иап был сбит только один «Fokker» C.X. Оба члена экипажа погибли.
[3] По финским данным 23.12.40 г. в бою с И-16 из 25-го иап был подбит только один «Fokker» D.XXI. Пилот был ранен, но смог посадить самолет.
[4] По финским данным за период 1.12.39-13.03.40 гг. ВВС Финляндии не потеряли ни одного самолета Douglas DC-2.
[5] По финским данным 2.02.40 г. в бою с И-16 из 25-го иап был сбит только один «Fokker» D.XXI. Пилот погиб.
[6] По финским данным за период 1.12.39-13.03.40 гг. ВВС Финляндии потеряли всего 71 самолет, в т.ч. боевые потери – 42 самолета, из них 36 были сбиты истребителями, а 6 – зенитным огнем. Стоит учесть, что с советской стороны в боевых действиях принимали 16 истребительных авиаполков, 4 отдельных истребительных эскадрильи и несколько истребительных эскадрилий в составе смешанных авиаполков (1559 истребителей). См. подробнее: Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Эстония, Латвия, Финляндия / М.В. Зефиров. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
[7] В соответствии с журналом боевых действий 25-й иап за время боевых действия потерял 1 самолет в боях, 2 – пропавшими без вести, а 3 – в авариях и катастрофах.
[8] Торопчин Н. Истребители // Бои в Финляндии. Воспоминания участников. Часть I. - М.: Воениздат, 1941. С. 235.






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

МИЛОСТИ ПРОСИМ! Как хороши, как свежи были РОЗЫ!.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft