Торопчин Николай Степанович родился 19.10.04 г. в селе Воздвиженское Оренбургской области, в семье крестьянина. Русский. В 1923 г. окончил 10 классов школы 2-й ступени.
Вступил в РККА добровольцем в 1923 г.Служил красноармейцем в 52-м стрелковом полку 18-й стрелковой дивизии Московского военного округа в г.Ярославль. В августе 1923 по личному рапорту переведён в ВВС. Был зачислен в Егорьевскую теоретическую школу КВФ.
В 1925 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. В ноябре 1926 г. окончил 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче. В 1927 г. окончил Высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания в г. Серпухове.
С августа 1927 г. служил в 70-м отдельном истребительном авиаотряде в г. Баку. Был младшим летчиком, старшим летчиком, командиром звена.
Член ВКП(б) с 1930 г.
С декабря 1931 г. – командир отряда 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (г.Баку), с мая 1933 г. –командир отряда 119-й истребительной авиаэскадрильи (г.Баку).
В 1933 г. окончил курсы усовершенствования начсостава ВВС при Военной Воздушной академии им. Жуковского.
С мая 1934 г. – командир 54-го отдельного разведывательного авиаотряда (г.Тбилиси).
В 1935 г. окончил Высшую летно-тактическую школу в Липецке.
С декабря 1935 г. – командир 120-й истребительной авиаэскадрильи ВВС Закавказского военного округа (г.Баку). С марта 1938 г. – командир 36-го истребительного авиаполка (г.Баку). С ноября 1938 г. – командир 25-го истребительного авиаполка 59-й истребительной авиабригады (г.Пушкин) Ленинградского военного округа.
Участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии.
Участвовал в советско-финской войне. Командовал 25-м истребительным авиаполком 59-й иаб ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта. Совершил 44 боевых вылета на разведку, штурмовку и бомбардировку, провёл 10 воздушных боёв. Награжден орденом Красного Знамени.
12.03.40 г. во главе полка прикрывал девяносто бомбардировщиков СБ 18-й сбаб под командованием полковника Нанейшвили, летевших в глубокий тыл противника, чтобы уничтожить железнодорожный мост близ станции Иматра, который имел большое стратегическое значение. У цели зенитная артиллерия открыла сильный огонь. Оглушительный удар потряс самолет Торопчина. Зенитный снаряд угодил в цилиндр двигателя. Выбило масло, забрызгало козырек фонаря кабины, но командир не оставил строя. Только после выполнения боевой задачи он с большим трудом преодолел линию фронта и сумел посадить поврежденный самолет на свой аэродром.
Командующий ВВС 7-й армии комдив Денисов в представлении Торопчина на присвоение звания Героя Советского Союза отмечал: «Авторитетный, волевой и боевой командир авиаполка. Летает на истребителях 14 лет… С начала боевых действий на финском театре лично много раз водил своих летчиков в атаку… За личную отвагу и храбрость, за отличную организацию боевой работы полка в тяжелых зимних условиях на озерных аэродромах достоин присвоения звания Героя Советского Союза».
21.03.40 г. майор Торопчин Николай Степанович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 287.
Еще три летчика 25-го иап были удостоены звания Герой Советского Союза[1], а полк награжден орденом Красного Знамени.
Вспоминает генерал-майор авиации Торопчин: «Чуть ли не каждый раз мы возвращались на аэродром с победой.
19 декабря звено капитана Костенко сбило в воздухе звено финских истребителей[2].
23 декабря звено капитана Журавлева уничтожило три финских истребителя и два разведчика[3].
Звено капитана Суворова однажды заметило двух финских истребителей, сопровождавших «Дуглас». Атаковав их, наши летчики сбили все три самолета[4]…
Истребители много раз специально направлялись в тыл противника, искали врага, навязывали ему бой. Бомбили аэродромы, бомбили мосты и другие военные объекты.
2 февраля был бой над станцией Иматра. Наших - 12 самолетов, а финских - 18. Бой продолжался 15-20 минут. Мы не потеряли ни одного летчика. Только после боя требовался ремонт для пяти машин. У одной даже шасси пробило, пришлось летчику садиться на «пузо». В этом бою мы сбили 12 финских самолетов[5].
На Карельском перешейке разведку большей частью вели истребители. Летчики у меня были молодые, не опытные еще в разведке. Ночью, после полетов, я обучал их, как определять вражеские подразделения и части по длине колонн, как ориентироваться по карте крупного масштаба и т. д. Так мы отдыхали после дневной боевой работы.
Любовь к Родине, к партии Ленина-Сталина давала нам, летчикам, силы для борьбы, вдохнула в нас смелость и мужество, необходимые для победы. Было и еще одно замечательное обстоятельство: вера летчиков в советскую материальную часть. Верили. Любили ее. Твердо знали, что она не откажет. И не было у нас случая, чтобы материальная часть подвела. Ходили на полный радиус - и ничего, возвращались в полном порядке.
На Карельском перешейке мы сбили 52 самолета противника[6], а сами в воздушных боях не потеряли ни одного[7].
Советское правительство наградило наш полк орденом Красного Знамени[8]».
С сентября 1940 г. – заместитель командира 25-й смешанной авиадивизии ВВС Закавказского военного округа (г.Кутаиси), с мая 1941 г. – командир 8-й истребительной авиадивизии ВВС Прибалтийского военного округа.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 г. Воевал на Северо-Западном, Северном и Ленинградском фронтах.
3.03.42 г. он был назначен командиром 125-й истребительной авиадивизии ПВО Тульского дивизионного района ПВО. Дивизия прикрывала г.Тулу и Калугу, а также ближние тылы армий правого фланга Западного фронта. Части дивизии совершили 8521 боевой вылет, в 131 воздушном бою сбили 48 самолетов противника. С июня 1943 г. 125-я иаб ПВО входила в состав Западного фронта ПВО. В ходе Курской битвы и Орловской наступательной операции дивизия придавалась частям Брянского фронта.
10.10.43 г. полковнику Торопчину было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
С 16.05.44 г. по 15.03.45 г. он командовал 36-й истребительной авиадивизией ПВО, базировавшейся в г.Брянске, Гомеле и Мозыре. Дивизия прикрывала тылы Белорусского, а затем 1-го Белорусского фронтов, участвовала в Белорусской наступательной операции. В ходе боё летчики дивизии сбили 29 самолетов противника.
В декабре 1944 г. назначен командиром 142-й истребительной авиадивизии, но к новому месту службы прибыл с большим опозданием. Приказ о его назначении был отменен, а сам он зачислен в распоряжение Главнокомандующего ВВС. В 1945 г. назначен с понижением заместителем командира 106-й истребительной авиадивизии ПВО Западного фронта ПВО.
После войны продолжил службу в ВВС. С января 1947 по март 1949 гг. был командиром 2-й гвардейской истребительной авиадивизии, а затем в распоряжении командующего войсками ПВО страны, с июля 1949 г. – начальник вспомогательного пункта управления командующего войсками ПВО Московского района.
В 1952 г. окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба.
С октября 1952 г. – начальник управления боевой подготовки Сталинградского района ПВО, с июля 1953 г. – начальник 5-го управления штаба начальника Войск ПВО, с августа 1954 г. – командир Таврического корпуса ПВО, с октября 1955 г. – заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО по боевому управлению – дежурный генерал Управления Главнокомандующего Войск ПВО страны.
С 1958 г. генерал-майор авиации Торопчин в отставке. Жил в Москве. Вёл большую общественную и военно-патриотическую работу по воспитанию молодежи.
Умер 7.05.87 г. Похоронен в г.Москве на Кунцевском кладбище.
Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Примечания:
[1] Военком полка батальонный комиссар Кобликов Анатолий Николаевич, старшие лейтенанты помкомэска Антонов Яков Иванович и комзвена Соколов Григорий Максимович.
[2] По финским данным 19.12.40 г. в бою с И-16 из 25-го иап был сбит только один «Fokker» C.X. Оба члена экипажа погибли.
[3] По финским данным 23.12.40 г. в бою с И-16 из 25-го иап был подбит только один «Fokker» D.XXI. Пилот был ранен, но смог посадить самолет.
[4] По финским данным за период 1.12.39-13.03.40 гг. ВВС Финляндии не потеряли ни одного самолета Douglas DC-2.
[5] По финским данным 2.02.40 г. в бою с И-16 из 25-го иап был сбит только один «Fokker» D.XXI. Пилот погиб.
[6] По финским данным за период 1.12.39-13.03.40 гг. ВВС Финляндии потеряли всего 71 самолет, в т.ч. боевые потери – 42 самолета, из них 36 были сбиты истребителями, а 6 – зенитным огнем. Стоит учесть, что с советской стороны в боевых действиях принимали 16 истребительных авиаполков, 4 отдельных истребительных эскадрильи и несколько истребительных эскадрилий в составе смешанных авиаполков (1559 истребителей). См. подробнее: Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Эстония, Латвия, Финляндия / М.В. Зефиров. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
[7] В соответствии с журналом боевых действий 25-й иап за время боевых действия потерял 1 самолет в боях, 2 – пропавшими без вести, а 3 – в авариях и катастрофах.
[8] Торопчин Н. Истребители // Бои в Финляндии. Воспоминания участников. Часть I. - М.: Воениздат, 1941. С. 235.