Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
09 сентября ’2014
05:45
Просмотров:
19467
Воронков Михаил Михайлович родился 17.01.10 г. в поселке Дмитриевский Донецкой области в семье шахтера. Член ВКП(б) с 1929 г. Окончил рабфак и два курса Донецкого пединститута.
В РККА с 1931 г. В 1934 г. окончил военную школу летчиков. Служил в бомбардировочной авиации.
Участвовал в советско-финской войне. Был командиром эскадрильи 50-го скоростного бомбардировочного авиаполка 18-й сбаб ВВС 7-й армии Северо-западного фронта. Совершил 56 боевых вылетов.
21.03.40 г. капитан Воронков Михаил Михайлович был удостоен звания Герой Советского Союза.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г.
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: «У подполковника М.М. Воронкова - проницательные глаза, доброе, с яркими чертами лицо. Он налетал на бомбардировщиках разных типов не одну сотню часов. Начало войны Михаил Михайлович встретил в Эстонии. Там и совершил первый боевой вылет. По ночам водил девятку ДБ-3 дальними маршрутами, наносил удары по вражеским тылам[1]».
С ноября 1942 г. командовал 128-м бомбардировочным авиаполком[2] 241-й бад 3-го бак 16-й ВА.
Участвовал в Курской битве.
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: «В эскадрильях и полках рождались новые тактические приемы борьбы с врагом. Характерна в этом отношении инициатива летчиков 128-го полка, которым командовал Герой Советского Союза М.М. Воронков. В этом полку впервые была создана группа мастеров снайперского бомбометания. Михаил Михайлович сколотил ее из самых опытных экипажей. Сам же и водил ее на задания.
В группе родился и новый прием - «вертушка». Что это означало? Внизу - цель: скопление танков, машин или мотопехоты врага. Ведущий группы мастеров первым с пикирования начинал бомбометание. За ним устремлялись ведомые. Заходя на цель по нескольку раз, «петляковы» образовывали над ней гигантский вертикальный круг, напоминающий обруч. Издали казалось, что этот ревущий «обруч» катился, а под ним клубились в огне и дыму разрывы бомб.
Такие «вертушки» были созданы вскоре в каждом полку. Эффект бомбардировок превзошел все ожидания. Там, где, подобно урагану, проносилась «вертушка», ничто не могло уцелеть[3]».
Участвовал в освобождении Белоруссии.
Генерал-лейтенант авиации Каравацкий вспоминает: «Октябрь оказался для корпуса напряженным. «Петляковы» наносили бомбовые удары по врагу в Гомеле, Калинковичах, Мозыре, сокрушали опорные пункты в глубине обороны противника. Экипажи летали все дальше на запад.
В этот период заслуживает внимания образцовое выполнение одного из заданий мастером бомбометания Героем Советского Союза подполковником М.М. Воронковым. Железнодорожный узел Гомель был основательно защищен от нападения с воздуха. Зенитной артиллерии здесь оказалось более чем достаточно. О дневном налете на станцию нечего было и думать. А разрушить ее крайне необходимо. Через этот узел потоком шли воинские эшелоны врага. Решили ждать подходящей погоды.
На рассвете 6 октября над землей заклубился туман. Это вполне устраивало экипажи, и «Петляковы» один за другим поднялись в небо. Их вел командир 128-го полка М.М. Воронков. Набрали высоту, пробили облака и, приняв боевой порядок, легли на расчетный курс.
Над целью бомбардировщики оказались на высоте свыше 3000 метров. Внизу по-прежнему громоздились облака. В том, что экипажи над Гомелем, не оставалось ни малейшего сомнения. У наших штурманов давно уже не было ошибок в расчетах.
- Атакуем! - принял решение Воронков и вошел в пике.
За ним ринулись еще шесть «Петляковых». Они тут же скрылись в толще облаков. Лишь на высоте 1000 метров в их разрывах показался город. Отклонение было незначительным. Пришлось немного изменить угол пикирования, чтобы с точностью выйти на ряды железнодорожных вагонов и платформ. В это время на станции находились бронепоезд и около десятка эшелонов.
Бомбы сбросили одновременно. Сделали резкий разворот с набором высоты, и Пе-2 снова скрылись в облаках. Ведомые следовали за командиром, словно привязанные невидимой нитью. Раздались залпы зенитных орудий. Но «Петляковы» были уже в облаках, и гитлеровцы стреляли наугад.
Бомбардировщики легли на обратный курс. В условленном квадрате их встретили наши истребители. Облачность все еще оставалась низкой. Посадку совершали с помощью станции наведения.
В этом налете экипажи 3-го корпуса совместно со штурмовиками и другими частями бомбардировщиков 16-й воздушной армии уничтожили 62 вагона, 3 паровоза, 20 платформ, 40 автомашин. Поврежденным оказался и бронепоезд. Подожжен пакгауз. Разрушено свыше 70 метров железнодорожного полотна[4]».
В одном из вылетов подполковник Воронков был ранен, но продолжил выполнение боевого задания.
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: «Отступая, немецко-фашистское командование пыталось сохранить свои резервы, перебросить их за Свислочь. Командиру полка Герою Советского Союза М.М. Воронкову было приказано уничтожить переправу. Над целью экипажи образовали испытанную в боях «вертушку». На них обрушили огонь восемь зенитных батарей. Снаряды рвались все ближе и ближе. Флагман первым устремился в отвесное пике. Неожиданно кабину озарило яркое пламя. Раздался взрыв. Снаряд угодил в центроплан. Осколками стекла и металла Михаил Михайлович был ранен. По лицу заструилась кровь. Воронков смахивал ее рукавом, но кровь по-прежнему заливала глаза, и все казалось ему багровым - земля и небо, фашисты, что скопились у переправы. Но с боевого курса командир полка не свернул. Бомбы были сброшены точно в цель. Переправа оказалась разбитой[5]».
Отличился полк Воронкова и во время освобождения Польши.
Когда воздушные разведчики установили, что войска противника сосредоточиваются в районе Иновлудзи, стремясь переправиться через реку Пилица и занять подготовленный оборонительный рубеж на северном берегу, командующий 16-й ВА приказал командиру 3-го бомбардировочного авиакорпуса уничтожить вражеские войска и технику в этом районе. После удара бомбардировщиков мост у пункта Иновлудзь был разрушен, противник бросил на подступах к нему свыше 500 исправных автомашин, а его войска стали беспорядочно откатываться на Томашув. При этом отличились три девятки Пе-2 128-го бап, которые вел Герой Советского Союза подполковник Воронков. В результате успешных налетов движение на этом участке железной дороги было прекращено.
Особенно эффективными были действия трех групп 128-го бап, возглавляемых командиром полка Воронковым, при бомбардировке железнодорожного моста у Плоцка. Летчики зафиксировали три прямых попадания в мост.
За мужество и героизм, проявленный летчиками полка во время освобождения Польши, 128-й бап был награжден орденом Суворова III-й степени.
27.04.45 г. к концу дня стало известно, что немецкое командование, потеряв все аэродромы в Берлине и вблизи его, использует для взлета и посадки самолетов главную аллею в парке Тиргартен, имеющую бетонное покрытие. По распоряжению командующего воздушной армией туда немедленно были направлены четыре Ил-2 9-го шак, которые прямыми попаданиями бомб повредили эту полосу.
За час до наступления темноты снайперы-пикировщики 3-го бак, возглавляемые командиром полка Героем Советского Союза подполковником Воронковым, нанесли повторный удар по последнему «аэродрому» гитлеровцев, подготовленному на случай бегства фашистского правительства. Взлетно-посадочной полосе были причинены дополнительные разрушения. В дальнейшем над ней непрерывно дежурили истребители воздушной армии, а штурмовики производили периодические налеты.
За мужество и героизм, проявленный летчиками полка во время штурма Берлина, 128-й бап был награжден орденом Красного Знамени.
После войны полковник Воронков продолжал служить в ВВС. С 1968 г. - в отставке.
Жил в Москве. Работал в научно-исследовательском институте.
Умер 13.7.99 г. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Литература:
1. Герои огненных лет. Кн. 5. – М., 1982. С. 100-107.
2. Кавалеры Золотой Звезды. – Донецк, 1976. С. 73-74.
3. Фёдоров А.Г. В небе - петляковы. - М.: ДОСААФ, 1976. С. 108-117
4. Фёдоров А.Г. Судьбою стало небо. - М.: Московский рабочий, 1973.
Примечания:
[1] Каравацкий А.З. Указ. соч. С. 107.
[2] Впоследствии 128-й бомбардировочный авиационный Калининский Краснознаменный ордена Суворова полк
[3] Каравацкий А.З. Указ. соч. С. 132.
[4] Каравацкий А.З. Указ. соч. С. 143.
[5] Каравацкий А.З. Указ. соч. С. 166.
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи