-- : --
Зарегистрировано — 124 045Зрителей: 67 097
Авторов: 56 948
On-line — 26 409Зрителей: 5208
Авторов: 21201
Загружено работ — 2 134 215
«Неизвестный Гений»
Герой Советского Союза Антонов Я.И.
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
08 сентября ’2014 07:01
Просмотров: 19364
Антонов Яков Иванович родился 24.01.08 г. в деревне Малахово Шимского района Новгородской области, в семье служащего. Окончил семилетку, учился на рабфаке Ленинградского электротехнического института.
В РККА с 1928 г. Член ВКП(б) с 1930 г. В 1931 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1933 г. - военную школу летчиков. Служил а Ленинградском военном округе.
Участвовал в советско-финской войне. Был помощником командира эскадрильи 25-го истребительного авиаполка 59-й истребительной авиабригады ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта. За отличие в декабрьских боях старший лейтенант Антонов был награжден орденом Красного Знамени.
За период с 6.12.39 по 19.02.40 гг. совершил 58 боевых вылетов на И-16, провел 5 воздушных боев и лично сбил 1 самолет противника. 11 раз летал на разведку. Атаковал аэродромы противника в глубоком тылу, производил атаки железнодорожных эшелонов и артиллерии противника. Будучи парторгом эскадрильи, умело направлял партийно-политическую работу, личным примером воодушевляя воинов на подвиги.
2.02.40 г. сбил истребитель Fokker D.XXI. В своем боевом донесении он докладывал: «Взлетели мы в 15 часов 45 минут 2 февраля. Над станцией Иматра на высоте 2250 метров наша группа была обстреляна интенсивным зенитным огнем. В результате обстрела Группа расстроилась. Я потерял ведущего и остался с другим ведомым старшим политруком тов. Ивашкиным. С высоты 2 тысяч метров я увидел два вражеских самолета, которые шли на низкой высоте над озером Имала-ярви. Предполагаю, что они взлетели с этого озера. Немного спустя, западнее станции Иматра на высоте 2800 метров я увидел, что два «Фоккера Д-21» уходят вниз, не замеченные двумя нашими самолетами.
Я развернулся и атаковал одного из «Фоккеров» снизу в лоб. Когда с расстояния 400 метров я дал по нему очередь, он сделал переворот, во время которого я с расстояния 100-50 метров дал еще очередь. «Фоккер» загорелся и упал[1].
Впереди появился еще один «Фоккер». Я догнал его и завязал с ним бой. Он, с переворота, во время которого я дал по нему очередь, вошел в крутое пикирование и сильно задымил. Некоторое время я сопровождал его, затем потерял из виду и вышел из пикирования. Потом я увидел, что этот «Фоккер» преследуется на пикировании другим нашим истребителем.
Ко мне пристроился младший лейтенант Смирягин и показал мне «Фоккера Д-21», собиравшегося атаковывать меня сверху сзади. Я резко развернулся ему в лоб и проскочил ниже его, а затем пошел за ним. «Фоккер» сделал боевой разворот, затем вошел в вираж, во время которого я зашел к нему в хвост и дал очередь.
«Фоккер» сделал переворот и вошел в пикирование. Я пикировал за ним и стрелял с высоты 2 тысяч метров до высоты 500 метров. «Фоккер» вышел из пикирования еще ниже и стал ходить над заливом. По этому заливу рулил еще один «Фоккер Д-21», очевидно, только что севший.
Я произвел еще одну атаку по «Фоккеру», летавшему над этим местом. Я поднялся на высоту 2 тысяч метров, нашел младшего лейтенанта Смирягина, перезарядил пулеметы, опробовал их - стреляют, и взял курс на свою территорию с набором высоты. Вскоре меня снова атаковал сзади сверху «Фоккер Д-21». Я развернулся ему навстречу; он вошел в пикирование. Гнались за ним до высоты 500 метров, а затем взяли курс опять на свою территорию, так как время истекло, и наших самолетов в этом районе больше не было.
Время воздушного боя - с 16.10 до 16.35. Всего в разное время я видел самолетов типа «Фоккер Д-21» до десяти. Вместе они ходят не более двух. Атакуют только сверху, одиночно и со стороны солнца. Лобовую атаку принимают, если имеют превышение, после первой же очереди переворотом уходят в пикирование, а когда мы их преследуем, выходят из пикирования очень низко над землей[2]».
21.03.40 г. за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, старший лейтенант Антонов Яков Иванович был удостоен звания Героя Советского Союза.
Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал эскадрильей, а затем авиаполком.
25.08.42 г. командир 84-го истребительного авиаполка майор Антонов был сбит в воздушном бою под Моздоком и пропал без вести.
Вспоминает генерал-майор авиации Г. Пшеняник: «25 августа предстояло нанести штурмовой удар по вражескому аэродрому в районе Моздока. В нем участвовало 9 самолетов нашего полка и 8 соседних И-153, боевой порядок которых возглавил командир 84-го авиационного полка Герой Советского Союза майор Я.И. Антонов. Стояла ясная погода, и на фоне белоснежных вершин Кавказа наши самолеты превратились в весьма заметные для врага черные мишени. Так что «мессеры» уже поджидали их в воздухе. Судя по всему, это были новые модернизированные Ме-109ф, которые легко маневрировали и даже не боялись идти в лобовые атаки. Двадцать вражеских самолетов вели бой против семнадцати наших. И все-таки через 8-10 минут схватки первыми не выдержали напряжения фашистские летчики. Один за другим стали падать на земля горящие «мессеры»… А бой над гитлеровским аэродромом тем временем подошел к концу. Помимо радости победы он принес нам боль невосполнимой утраты: немцам удалось сбить два И-153, и на одном из них Якова Ивановича Антонова, прекрасного летчика, опытного командира[3]».
Долгое время считалось, что майор Антонов погиб в этом бою. Однако это было не так - он попал в плен. Сохранилось несколько его фотографий в окружении немецких лётчиков. Позднее его видели в Моздокских лагерях. Из плена Антонову удалось бежать, но после этого его следы окончательно затерялись. Дальнейшая судьба отважного летчика неизвестна до сих пор.
По некоторым данным, Антонов Я.И. после побега из лагеря скрывался в доме санитарки больницы Кузенковой Матрены Дмитриевны, где действовала подпольная группа врача Гнилицкого Б.Т. Далее Антонов Я.И. был переправлен в город Ейск, после чего данные по нему отсутствуют[4].
Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени.
Литература:
1. Бои на Карельском перешейке. – М., 1941. С. 155-156
Примечания:
[1] По финским данным 2.02.40 г. в бою с И-16 из 25-го иап над поселком Рауха был сбит один «Fokker» D.XXI из 4/LLv24, который пилотировал датский доброволец лейтенант Фритц Расмуссен (Fritz Rasmussen). Расмуссен погиб.
[2] Френкель И. Воздушный бой в районе станции Иматра // Бои в Финляндии. Воспоминания участников. Часть I. - М.: Воениздат, 1941. С. 362.
[3] Пшеняник Г. Долетим до Одера. М.: Воениздат, 1985. С. 172.
[4]http://vichivisam.ru/?p=36006
В РККА с 1928 г. Член ВКП(б) с 1930 г. В 1931 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1933 г. - военную школу летчиков. Служил а Ленинградском военном округе.
Участвовал в советско-финской войне. Был помощником командира эскадрильи 25-го истребительного авиаполка 59-й истребительной авиабригады ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта. За отличие в декабрьских боях старший лейтенант Антонов был награжден орденом Красного Знамени.
За период с 6.12.39 по 19.02.40 гг. совершил 58 боевых вылетов на И-16, провел 5 воздушных боев и лично сбил 1 самолет противника. 11 раз летал на разведку. Атаковал аэродромы противника в глубоком тылу, производил атаки железнодорожных эшелонов и артиллерии противника. Будучи парторгом эскадрильи, умело направлял партийно-политическую работу, личным примером воодушевляя воинов на подвиги.
2.02.40 г. сбил истребитель Fokker D.XXI. В своем боевом донесении он докладывал: «Взлетели мы в 15 часов 45 минут 2 февраля. Над станцией Иматра на высоте 2250 метров наша группа была обстреляна интенсивным зенитным огнем. В результате обстрела Группа расстроилась. Я потерял ведущего и остался с другим ведомым старшим политруком тов. Ивашкиным. С высоты 2 тысяч метров я увидел два вражеских самолета, которые шли на низкой высоте над озером Имала-ярви. Предполагаю, что они взлетели с этого озера. Немного спустя, западнее станции Иматра на высоте 2800 метров я увидел, что два «Фоккера Д-21» уходят вниз, не замеченные двумя нашими самолетами.
Я развернулся и атаковал одного из «Фоккеров» снизу в лоб. Когда с расстояния 400 метров я дал по нему очередь, он сделал переворот, во время которого я с расстояния 100-50 метров дал еще очередь. «Фоккер» загорелся и упал[1].
Впереди появился еще один «Фоккер». Я догнал его и завязал с ним бой. Он, с переворота, во время которого я дал по нему очередь, вошел в крутое пикирование и сильно задымил. Некоторое время я сопровождал его, затем потерял из виду и вышел из пикирования. Потом я увидел, что этот «Фоккер» преследуется на пикировании другим нашим истребителем.
Ко мне пристроился младший лейтенант Смирягин и показал мне «Фоккера Д-21», собиравшегося атаковывать меня сверху сзади. Я резко развернулся ему в лоб и проскочил ниже его, а затем пошел за ним. «Фоккер» сделал боевой разворот, затем вошел в вираж, во время которого я зашел к нему в хвост и дал очередь.
«Фоккер» сделал переворот и вошел в пикирование. Я пикировал за ним и стрелял с высоты 2 тысяч метров до высоты 500 метров. «Фоккер» вышел из пикирования еще ниже и стал ходить над заливом. По этому заливу рулил еще один «Фоккер Д-21», очевидно, только что севший.
Я произвел еще одну атаку по «Фоккеру», летавшему над этим местом. Я поднялся на высоту 2 тысяч метров, нашел младшего лейтенанта Смирягина, перезарядил пулеметы, опробовал их - стреляют, и взял курс на свою территорию с набором высоты. Вскоре меня снова атаковал сзади сверху «Фоккер Д-21». Я развернулся ему навстречу; он вошел в пикирование. Гнались за ним до высоты 500 метров, а затем взяли курс опять на свою территорию, так как время истекло, и наших самолетов в этом районе больше не было.
Время воздушного боя - с 16.10 до 16.35. Всего в разное время я видел самолетов типа «Фоккер Д-21» до десяти. Вместе они ходят не более двух. Атакуют только сверху, одиночно и со стороны солнца. Лобовую атаку принимают, если имеют превышение, после первой же очереди переворотом уходят в пикирование, а когда мы их преследуем, выходят из пикирования очень низко над землей[2]».
21.03.40 г. за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, старший лейтенант Антонов Яков Иванович был удостоен звания Героя Советского Союза.
Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал эскадрильей, а затем авиаполком.
25.08.42 г. командир 84-го истребительного авиаполка майор Антонов был сбит в воздушном бою под Моздоком и пропал без вести.
Вспоминает генерал-майор авиации Г. Пшеняник: «25 августа предстояло нанести штурмовой удар по вражескому аэродрому в районе Моздока. В нем участвовало 9 самолетов нашего полка и 8 соседних И-153, боевой порядок которых возглавил командир 84-го авиационного полка Герой Советского Союза майор Я.И. Антонов. Стояла ясная погода, и на фоне белоснежных вершин Кавказа наши самолеты превратились в весьма заметные для врага черные мишени. Так что «мессеры» уже поджидали их в воздухе. Судя по всему, это были новые модернизированные Ме-109ф, которые легко маневрировали и даже не боялись идти в лобовые атаки. Двадцать вражеских самолетов вели бой против семнадцати наших. И все-таки через 8-10 минут схватки первыми не выдержали напряжения фашистские летчики. Один за другим стали падать на земля горящие «мессеры»… А бой над гитлеровским аэродромом тем временем подошел к концу. Помимо радости победы он принес нам боль невосполнимой утраты: немцам удалось сбить два И-153, и на одном из них Якова Ивановича Антонова, прекрасного летчика, опытного командира[3]».
Долгое время считалось, что майор Антонов погиб в этом бою. Однако это было не так - он попал в плен. Сохранилось несколько его фотографий в окружении немецких лётчиков. Позднее его видели в Моздокских лагерях. Из плена Антонову удалось бежать, но после этого его следы окончательно затерялись. Дальнейшая судьба отважного летчика неизвестна до сих пор.
По некоторым данным, Антонов Я.И. после побега из лагеря скрывался в доме санитарки больницы Кузенковой Матрены Дмитриевны, где действовала подпольная группа врача Гнилицкого Б.Т. Далее Антонов Я.И. был переправлен в город Ейск, после чего данные по нему отсутствуют[4].
Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени.
Литература:
1. Бои на Карельском перешейке. – М., 1941. С. 155-156
Примечания:
[1] По финским данным 2.02.40 г. в бою с И-16 из 25-го иап над поселком Рауха был сбит один «Fokker» D.XXI из 4/LLv24, который пилотировал датский доброволец лейтенант Фритц Расмуссен (Fritz Rasmussen). Расмуссен погиб.
[2] Френкель И. Воздушный бой в районе станции Иматра // Бои в Финляндии. Воспоминания участников. Часть I. - М.: Воениздат, 1941. С. 362.
[3] Пшеняник Г. Долетим до Одера. М.: Воениздат, 1985. С. 172.
[4]http://vichivisam.ru/?p=36006
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи