16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 420Зрителей: 66 507
Авторов: 56 913

On-line23 318Зрителей: 4609
Авторов: 18709

Загружено работ – 2 122 915
Социальная сеть для творческих людей
  

Герой Советского Союза Лакеев И.А.

Литература / Очерки / Герой Советского Союза Лакеев И.А.
Просмотр работы:
03 июля ’2014   14:29
Просмотров: 19776

Лакеев Иван Алексеевич родился 23.02.08 г. в деревне Слобода Калужской области, в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку и рабфак. Жил в Ленинграде. Работал грузчиком в порту, а затем разметчиком на заводе "Электросила". Учился на вечернем отделении Ленинградского электромеханического института. Член ВКП(б) с 1930 г.
В РККА с 1931 г. В 1931 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1933 г. - 14-ю военную школу летчиков в г. Энгельсе[1]. Служил в 107-й эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 3.11.36 по 13.08.37 гг. Летал на И-16. Командовал звеном, а затем эскадрильей. Был дважды ранен в воздушных боях. Совершил 312 боевых вылетов, провел 50 воздушных боев, сбил 12 самолётов лично и 16 в группе. Был награжден двумя орденами Красного Знамени (2.01.37, 4.07.37).
9.11.37 г. лейтенант Лакеев совершил первый боевой вылет в небе Мадрида.
13.11.37 г. он участвовал в групповом воздушном бою[2], в котором были сбиты капитан Тархов и старший лейтенант Бочаров. Тархов умер в Мадридском госпитале, а Бочаров приземлился на территории, захваченной мятежниками...
Спустя два дня на аэродром Барахос, где базировались советские летчики-добровольцы, фашистский самолет сбросил на парашюте ящик. Вскрыл его лейтенант Лакеев. Внутри в окровавленном узле находились куски человеческого тела. Лицо было обезображено, но по большому родимому пятну установили, что это останки Владимира Бочарова.
В двух следующих боях эскадрилья "Москас" без потерь со своей стороны сбила десять самолётов противника. Лакеев лично сбил один "Фиат".
2.01.37 г. все лётчики 107-й эскадрильи, в т.ч. и лейтенант Лакеев, были награждены орденом Красного Знамени, инженеры и техники - орденом Красной Звезды.
Вскоре в бою с десятью "Фиатами" он сбил один истребитель мятежников, но и сам был дважды ранен. Его направили в госпиталь, но уже на третий день он вернулся в часть. Ходил на перевязки и продолжал летать.
18.02.37 г. сбил истребитель противника.
В 11.00 39 республиканских истребителей перехватили 6 "юнкерсов" прикрытых 50 истребителями. Республиканцы сбили 6 истребителей противника, но и сами потеряли 4 самолета.
20.02.37 г. сбил еще один истребитель "хейнкель".
В этот день 30 республиканских истребителей встретились с 3 "юнкерсами" и 22 истребителями.
В марте 1937 г. участвовал в разгроме механизированных колонн итальянских интервентов под Гвадалахарой.
25.03.37 г. сбил бомбардировщик Ju.86 в группе.
В мае 1937 г. после гибели капитана Колесникова был назначен командиром эскадрильи истребителей И-16. Занимался вводом в бой недавно прибывших в Испанию советских летчиков.
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Евсевьев: "В конце мая мы перебазировались на аэродром Аль-Кала-де-Энарес, километрах в 30 от Мадрида, и влились в ряды воздушных защитников испанской столицы. Командование вновь сформированной эскадрильей И-16 принял Иван Алексеевич Лакеев. Этот небольшого роста, подтянутый и энергичный командир произвёл на нас самое благоприятное впечатление. К тому же, Иван Алексеевич, воевавший в Испании уже не один месяц, имел боевой опыт и несколько сбитых фашистских самолётов на своём счету. У такого командира было чему поучиться нам, новичкам, и Лакеев щедро делился всем, что постиг в небе Испании[3]".
В июле 1937 г. он участвовал в боях под Брунете.
8.07.37 г. в 16.00 республиканские истребители атаковали группу самолетов противника из 5 "юнкерсов" и 12 "фиатов". Эскадрилья И-16 Ивана Лакеева атаковала "фиаты" и сбила 2 из них. Остальные истребители атаковали бомбардировщики и сбили один из них. У республиканцев потерь в бою не было[4].
12.07.37 г. крупный воздушный бой произошел в районе Эль-Эскориал - Сан-Мартин - Навалькарнеро - Аравака. Эскадрильи Лакеева, Виноградова[5], Шевцова (29 И-16) и эскадрилья Еременко (8 И-15) неожиданно атаковали авиагруппу противника, состоявшую приблизительно из 40 "фиатов" и "хейнкелей". В результате боя эскадрилья Лакеева записала себе на счет 2 "фиата", эскадрилья Виноградова - 1 "фиат", а эскадрильи Шевцова и Еременко - по 2 "фиата" и 1 "хейнкелю". Столько же побед было заявлено и итальянцами: 5 И-15 и 4 И-16. Еще об одном сбитом И-15 заявили летчики-националисты. С республиканской стороны был потерян один И-15[6].
В начале августа загранкомандировка Лакеева закончилась, и он вернулся на Родину.
3.11.37 г. лейтенанту Лакееву Ивану Алексеевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. После учреждения медали "Золотая Звезда", как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль N 63.
Вскоре ему было присвоено внеочередное воинское звание майор.
2.06.39 г. в составе группы летчиков, имевших боевой опыт, полковник Лакеев прибыл в МНР для укрепления частей, участвующих в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол.
Участвовал в боях у реки Халхин-Гол. Был заместителем командующего истребительной авиацией 1-й армейской группы. Был награжден третьим орденом Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом "За воинскую доблесть" (10.08.39).
В июне 1939 г. полковник Лакеев руководил подготовкой летного состава ВВС 1-й армейской группы к предстоящим боям. За светлое время суток он ежедневно проводил до 15 учебных воздушных боёв с последующим их разбором.
22.06.39 г. в ходе крупнейшего на тот момент в истории войн воздушного сражения лично сбил 2 японских самолета.
Генерал-майор авиации Ворожейкин[7] вспоминает: "Невысокий, статный, спокойный. В его фигуре и голосе не было зримых черт мужества. И только в глазах виделись упорство и настойчивость. В общении он был душевным человеком, требовательным командиром, компанейским товарищем. За его плечами была большая жизнь... он стал не только учителем для нас, молодых, необстрелянных летчиков, но и организатором управления истребительной авиацией с земли. Тогда на истребителях еще не было радио. Лакеев смастерил огромную полотняную стрелу, которая выкладывалась у наземного командного пункта, и с ее помощью летчикам сообщалось, в каком направлении и на какой высоте находятся японские самолеты. Эта стрела заменяла нам радио[8]".
Участвовал в освободительном походе в Западную Украину и Западную Белоруссию в сентябре 1939 г.[9].
19.09.39 г. принял меры к выдворению немецкого десанта, высадившегося на Львовском аэродроме.
Участвовал в советско-финской войне.
4.06.40 г. Лакееву было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
18.08.40 г. он возглавлял пилотажную пятерку во время авиационного праздника в Тушино.
Генерал Лакеев пользовался большим авторитетом в ВВС Красной Армии, бывал на приемах в Кремле, часто встречался со Сталиным и не скрывал своей озабоченности состоянием дел в советской авиации.
В конце апреля 1941 г. после совместного совещания Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны, посвященного вопросам укрепления дисциплины в авиации, в числе прочих был подписан приказ: "В целях лучшего служебного использования генерал-майора авиации И.А. Лакеева назначить заместителем командира 14-й смешанной авиационной дивизии с местом дислокации в городе Луцк".
Это было серьезное понижение[10], однако, учитывая трагическую судьбу других генералов-"испанцев", можно сказать, что ему еще повезло...
14-я смешанная авиадивизия, которой командовал полковник Зыканов[11], имела в своем составе три истребительных авиаполка: 17-й, 46-й и 89-й иап (180 истребителей И-16 и И-153, в т.ч. 28 неисправных). Из 169 летчиков дивизии 112 могли летать ночью в простых и 72 днем в сложных метеоусловиях.
Вспоминает полковник Архипенко[12]: "В мае 17-й истребительный авиаполк с аэродрома Любитов, находившегося восточнее Ковеля (зимние квартиры), перебазировался на аэродром Велицк в район станции Голобы на лагерный летний период для продолжения обучения летного состава, повышения боевой подготовки и восстановления притупившихся после зимнего перерыва навыков техники пилотирования.
Наш полк был четырехэскадрильного состава, вооруженный "Чайками" - истребителями И-153...
За короткий период пребывания в лагерях летный состав восстановил боеготовность: успешно и без происшествий летал днем и ночью. Полк наш был настолько хорошо подготовлен, что взлетал даже ночью строем в составе эскадрильи. Я сам позднее летал ночью, но такого в жизни не приходилось видеть, чтобы эскадрилья взлетала строем ночью, как днем.
14-я смешанная авиационная дивизия, в которую входил полк, находилась в Луцке... Два других авиаполка дивизии, имевшие на вооружении И-16, один в Луцке, а другой - на аэродроме неподалеку от Дубно.
Перед войной мы летали очень много, занимаясь всеми видами боевой подготовки. Буквально накануне войны летчики авиаполка начали осваивать бомбометание на полигоне, для чего к нам было завезено несколько тонн бомб разного калибра...
Обстановка на аэродроме перед войной была сложной, хватало неразберихи и бестолковщины.
1. Очень много было гражданского населения из близлежащих деревень, занятого на строительстве взлетно-посадочной полосы и затесавшихся среди него шпионов, которые следили за аэродромом.
2. Простаивало около 70 самолетов И-15 устаревшей конструкции с неубирающимися шасси, подлежащих передаче в авиационные училища.
3. За неделю до начала войны на нашем аэродроме приземлились 9 самолетов МиГ-1 из 15-й иад, прилетевших из-под Львова для переучивания летного состава нашего полка.
4. Командный пункт был оборудован на окраине аэродрома, на кладбище.
5. Летно-технический состав жил в деревне за несколько километров от аэродрома, и только небольшая часть в помещичьем имении, находившемся в 200 метрах от аэродрома.
6. Семьи летно-технического состава жили в Ковеле и по субботам командиры разъезжались к своим семьям[13]".
Генерал-майор авиации Лакеев участвовал в Великой Отечественной войне с первого до последнего дня.
Полковник Архипенко вспоминает: "22 июня в 4 часа 25 минут все кругом содрогнулось от взрывов, и группа немецких бомбардировщиков до 60 самолетов нанесла сокрушительный удар по аэродрому, один самолет пролетел так низко, что я увидел стрелка... Не успели опомниться от первого удара, как на аэродром был произведен второй налет. Противодействовать ударам бомбардировщиков мы не могли: летный состав находился в Ковеле у своих близких, а зенитной артиллерии возле аэродрома не было - это была одна из тяжелейших оплошностей вышестоящего руководства. Постепенно стал прибывать на аэродром летный и технический состав, начались отдельные вылеты наших летчиков. До полудня наш аэродром четыре раза подвергался массированным бомбардировкам. В 11 часов дня из Житомира к нам прилетел авиаполк на самолетах И-153.
Фактически в этой тяжелейшей обстановке никакого руководства на аэродроме не было. Я же, оперативный дежурный по аэродрому младший лейтенант Федор Архипенко, неумело пытался организовать редкие боевые вылеты и эвакуацию разбитых машин. Связь была нарушена, указаний и приказов - никаких, лишь внутренние телефонные линии, проложенные к стоянкам авиаэскадрильи, уцелели каким-то чудом.
Около 13 часов на аэродром прилетел участник воздушных боев в Испании заместитель командира 13-й сад генерал-майор авиации Герой Советского Союза Иван Алексеевич Лакеев. Прибыв на КП, генерал взял командование в свои руки, хотя связи никакой не было и, что самое страшное, аэродром оказался в изоляции.
Мой техник самолета Семенов все время докладывал мне, что мой самолет цел, повреждений не имеет, и я просил генерала Лакеева отпустить меня с КП. Он, однако, не отпускал меня, так как я в то время был его единственным помощником. На КП кроме генерала, меня и двух солдат - связистов никого не было.
Запомнилось, что во время третьего в то утро налета, когда бомбардировщики в очередной раз наносили удар по аэродрому, генерал Лакеев спокойно стоял на КП и давал по микрофону команду на взлет звену истребителей. Глядя на этого человека, на его грудь, где сверкала золотая звезда Героя Советского Союза и ордена, на то, как хладнокровно он наблюдал за взлетом звена, у меня прошел мандраж, перестали трястись ноги, и я успокоился. Спокойствие известного генерала помогло мне побороть страх, придало мужество в самый нужный момент, когда бомбы падали возле КП, с грохотом рвались, и земля ходила под ногами. Пример храброго генерала не раз помогал мне в трудные минуты моей военной жизни быть смелым и честным защитником нашей Родины...
Ранним утром 23 июня мы были на аэродроме. Исправных самолетов насчитывалось штук 25 - 30, более сотни были повреждены осколками, остальные сгорели. В этот день старые летчики летали на бомбометание и штурмовку колонн противника, которые двигались на Луцк[14]".
22.06.41 г. полки дивизии, базировавшиеся под Луцком, потеряли на земле 46 самолетов.
В конце 1941 г. Лакеев участвовал в контрударах под Волховом и Тихвином, сражался под Ростовом-на-Дону.
29.04.43 г. он был назначен командиром 235-й истребительной авиационной Сталинградской дивизии, которой командовал до конца войны.
Вспоминает Гречко: "В мае и июне - истребители-перехватчики 5-й воздушной армии[15] уничтожили на высоте 5-6 тысяч метров девять одиночных фашистских разведчиков...
Из девяти уничтоженных самолетов-разведчиков один сбил командир 235-й авиадивизии Герой Советского Союза Иван Алексеевич Лакеев, прославленный летчик, участник воздушных боев в Испании, Вернувшись из полета, он приехал к нам в Репное, чтобы доложить о своем успехе командарму. Я присутствовал при его докладе. Он был на редкость кратким в своеобразным.
- Помните, товарищ командующий, я обещал догнать и сбить разведчика? - обращаясь к генералу Горюнову, сказал Иван Алексеевич. - Вот и выполнил обещание. Сбил...
Горюнов[16] сердечно поздравил комдива еще с одной победой. Лакеев в ответ озорно улыбнулся и с нескрываемым удовлетворением произнес:
- Партия и правительство знают, кому присваивать Героя, я их не подведу![17]".
В сентябре-декабре 1943 г. в составе 2-й ВА Воронежского фронта 235-я иад участвовала в Киевской наступательной операции.
Вспоминает журналист Бронтман: "1943 год... 22 ноября был у Героя Советского Союза генерал-майора Лакеева. Он командует истребительной дивизией (Ла-5). Когда-то был ведущим знаменитой пятерки на всех тушинских "днях авиации". Был участником испанской, финской, халхингольской войн. Вся грудь - в отметках. Маленький, живой.
- Сколько дивизия сбила?
- Было 613. Да в эти дни штуки четыре.
- Сколько у лучшего летуна?
- 22.
- А у тебя?
- За эту войну 1, да 2 в группе.
- А за все войны?
- 16. Да разве дело в сбитых? Наше дело - не пущать к своим, защищать их. А сбивать - это раз плюнуть.
Жаловался, что забыли его".
При этом, надо отметить, что "Партия и правительство" на самом деле о Лакееве не забыли. За мужество, проявленное в воздушных боях над Курской дугой и в Киевской наступательной операции, он был награжден медалью "За боевые заслуги". Это была первая боевая награда генерала Лакеева за годы Великой Отечественной войны.
С конца 1943 г. в составе 10-го истребительного Сталинградского авиакорпуса 2-й ВА 1-го Украинского фронта 235-я иад участвовала в освобождении Правобережной Украины.
Вспоминает журналист Бронтман: "1943 год... 3 декабря.
Провел два дня у Героя Советского Союза генерал-майора Лакеева... Говорил с летчиками, командирами.
Инженер-майор докладывал при мне генералу о ремонте самолетов. Дело шло медленно. Лакеев поморщился:
- До Берлина еще долго идти. Давай быстрее!
Вечером он насел на меня:
- Достань мне учебник немецкого языка. Самый простой, школьный. И словарь. Сяду учить, понадобится. Не могу же я, генерал, идти по Германии, не зная языка".
25.04.44 г. 235-я истребительная Сталинградская авиадивизия была перебазирована в Прикарпатье для отражения контрудара немецких войск.
C 12.07.44 г. дивизия участвовала в Львовско-Сандомирской операции.
Приказом НКО СССР Љ 0270 от 19.08.44 г. 235-я иад была преобразована в 15-ю гвардейскую истребительную авиадивизию.
С середины января 1945 г. дивизия действовала на кошицком направлении. Штаб дивизии размещался в городе Берегово. Полки дивизии были рассредоточены на полевых аэродромах Яношево, Мукачево.
С 10.03.45 г. в составе 8-й ВА 4-го Украинского фронта 15-я гиад участвовала в Моравско-Остравской операции.
К концу войны летчиками дивизии было уничтожено 910 вражеских самолетов.
За это время командир 15-й гвардейской истребительной авиационной Сталинградской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии генерал-майор авиации Лакеев был 14 раз удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего в приказе!
Всего за четыре войны он сбил 16 самолетов лично и 16 в группе.
После войны командовал истребительной авиадивизией в Среднеазиатском военного округе. В 1952 г. окончил Военную академию Генштаба. С 1955 г. - в запасе.
Жил в Москве.
Умер 15.08.90 г. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Герой Советского Союза (3.11.37). Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

Литература:
Поленков К.А., Хромиенков Н.А. Калужане - Герои Советского Союза. - Калуга, 1963. С. 181-182

Примечания:
[1] Впоследствии Тамбовское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков им. М.М. Расковой.
[2] Более подробно об этом рассказано в биографии Героя Советского Союза Тархова С.Ф. http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/ocherki/1204194.html?author
[3] http://airaces.narod.ru/all/evsev1.htm
[4] Абросов С.В. Указ. соч. С. 119.
[5] Виноградов Николай Сергеевич (1913-?). Русский. В РККА с 1931 г. Служил командиром звена в 12-й истребительной эскадрилье Ленинградского военного округа. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 2.01.37 по 13.08.37 г. Сбил 2 самолета. Награжден орденом Красного Знамени (27.06.37).
[6] Абросов С.В. Указ. соч. С. 121.
[7] Ворожейкин Арсений Васильевич (1912-1997) дважды Герой Советского Союза (4.2.44, 19.8.44), генерал-майор авиации. Русский. В РККА с 1931 г. Служил в кавалерии. В 1937 г. окончил Харьковскую военную школу летчиков. Участвовал в боях у реки Халхин-Гол. Был военкомом эскадрильи 22-го иап. Совершил 160 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил 6 самолетов лично и в 12 группе. Был ранен. Награжден орденом Красного Знамени. Участвовал в советско-финской войне. В 1942 г. окончил ВВА. Участвовал в Великой Отечественной войне с сентября 1942 г. Командовал эскадрильей 728-го иап. Совершил 240 боевых вылетов, лично сбил 46 немецких самолетов. После войны командовал авиаполком, дивизией, был зам. командующего ПВО ЧФ. В 1952 г. окончил Военную академию Генштаба. С 1957 г. - в отставке.
[8] Ворожейкин А.В. Небо истребителя. - М.: Воениздат, 1991. С. 151.
[9] Концу августа против Польши в составе групп армий "Север" (командующий - генерал-полковник Ф. фон Бок) и "Юг" (командующий - генерал-полковник Г. фон Рунштедт) было сосредоточено 37 пехотных, 4 легкопехотных, 1 горнопехотная, 6 танковых, 4 моторизованные дивизии и 1 кавбригада, а также 1-й и 4-й воздушные флоты Люфтваффе и летные части сухопутных войск. Германские войска насчитывали 1516 тыс. человек, 9824 орудий, 2379 танков и 2231 самолет. Им противостояли 25 пехотных дивизий, 3 горнопехотных, 11 кавалерийских 1 броне-моторизованная бригады, которые насчитывали 840 тыс. человек, 2840 орудий, 475 танков и 463 самолета. 1.09.39 г. в 4.30 Люфтваффе нанесли массированный удар по польским аэродромам, а сухопутные войска перешли границу Польши. В тот же день германское правительство уведомило СССР о начале войны с Польшей. 4.09.39 г. в соответствии с приказом наркома обороны СССР было задержано увольнение военнослужащих срочной службы в войсках Ленинградского, Московского, Калининского, Белорусского и Киевского Особых военных округов (310 тыс. человек). 5.09.39 г. СССР отказало Польше в поставках и транзите военных материалов. 6.09.39 г. в ЛВО, МВО, КалВО, БОВО, КОВО, а также в Харьковском и Орловском военных округах была объявлена скрытая мобилизация. 8.09.39 г. МИД Германии получил разрешение на заход немецких судов в Мурманск. 11.09.39 г. на базе Белорусского и Киевского Особых военных округов были развернуты управления Белорусского (командующий - командарм 2-го ранга М.П. Ковалев) и Украинского (командующий - командарм 1-го ранга С.К. Тимошенко) фронтов. 13.09.39 г. германские войска замкнули кольцо окружения вокруг польской столицы. 14.09.39 г. командующие советскими фронтами получили приказы наркома обороны о наступлении, в которых указывались ближайшие задачи фронтов и сроки их выполнения. 16.09.39 г. войска Белорусского и Украинского фронтов были развернуты в исходных районах для наступления. Советская группировка состояла из восьми стрелковых, пяти кавалерийских и двух танковых корпусов (21 стрелковая и 13 кавалерийских дивизий, 16 танковых и 2 моторизованных бригады), которые насчитывали 617588 человек личного состава, 4959 орудий и минометов, 4736 танков. ВВС фронтов, с учетом передислоцированных к этому времени трех авиационных армий особого назначения, имели 3298 самолетов. Им противостояли 25 батальонов и 7 эскадронов пограничной охраны Польши (около 12 тыс. человек). 17.09.39 г. в 2.00 германское верховное командование было информировано о вступлении Красной Армии на территорию Польши. В 5.00 советские войска перешли границу. В тот же день правительство Польши эмигрировало из страны. К 20.09.39 г. практически не встречая сопротивления, советские войска захватили города Вильно, Гродно, Барановичи, Волковыск, Пинск, Кобрин, Ровно, Луцк, Владимир-Волынский, Тарнополь, Львов, Коломыя и вошли в соприкосновение с германскими войсками. Потери советских войск составили: 17 танков, 6 самолетов, 36 автомашин, 1173 убитых и 302 раненых. В боях с советскими войсками 3,5 тыс. польских военнослужащих было убито, около 20 тыс. ранено, около 455 тыс. человек было взято в плен (15 тыс. из них, в основном офицеры, были расстреляны весной 1940 г.). Кроме того, органами НКВД было арестовано около 20 тыс. человек. 22.09.39 г. в 16.00 в Бресте состоялся совместный парад советских и германских войск. В тот же день начался отвод германских войск с территории Польши, отходившей к СССР в соответствии с секретными протоколами к пакту Риббентропа-Молотова. 28.09.39 г. после жестоких бомбардировок (на город было сброшено 5818 тонн фугасных и зажигательных бомб) и артобстрелов капитулировала окруженная германскими войсками Варшава. 20% зданий города было разрушено, 5 тыс. военнослужащих погибло, 16 тыс. было ранено, более 102 тыс. попало в плен. Кроме того, погибло 25 тыс. человек гражданского населения, а более 50 тыс. было ранено. Потери германских войск в ходе польской кампании составили: 229 танков, 564 самолета, 4588 автомашин, 10572 убитых, 3409 пропавших без вести и 30322 раненых. Всего в ходе боев с германскими войсками погибло более 66,3 тыс. польских военнослужащих, 133,7 тыс. было ранено и около 420 тыс. попало в плен, 84,6 тыс. человек удалось уйти за границу. 29.09.39 г. в Москве был подписан договор о дружбе и границе между СССР и Германии. По состоянию на 2.10.39 г. войска Белорусского и Украинского фронтов насчитывали 56 стрелковых и 13 кавалерийских дивизий, 18 танковых и 2 моторизованные бригады (2421300 человек, 5467 орудий, 6096 танков и 3727 самолетов). 2.10.39 г. в Варшаве в присутствии фюрера германского народа А. Гитлера состоялся парад победы Вермахта. 4.10.39 г. в Москве был подписан протокол с описанием новой границы между СССР и Германией. К 12.10.39 г. советские войска отошли к линии новой границы. СССР получил 196 тыс. кв. километров территории, на которой проживало около 13 млн. человек. В 1939-41 гг. в отдаленные районы СССР было депортировано около 320 тыс. человек, ранее проживавших на территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
[10] Достаточно упомянуть, что оклад генерал-майора авиации Лакеева по новой должности был в 4 раза ниже, а его прямым начальником являлся полковник.
[11] Зыканов Иван Алексеевич (1903-?), полковник. Русский. Служил в 121-й истребительной эскадрилье 95-й иаб Закавказского военного округа. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 14.01.37 по 26.07.37 гг. Награжден орденом Красного Знамени (27.06.37). После возвращения из Испании майор Зыканов командовал учебной эскадрильей во 2-й Краснознаменной военной авиашколе летчиков им. Осоавиахима в г. Борисоглебске. В начале Великой Отечественной войны командовал 14-й сад. Затем был начальником учебно-тренировочной базы в Онеге.
[12] Архипенко Федор Федорович (род. в 1921) Герой Советского Союза (27.06.45), полковник. Белорус. В РККА с 1938 г. В 1940 г. окончил 8-ю Одесскую военную школу летчиков им. П. Осипенко. Участвовал в Великой Отечественной войне. Закончил войну пом. командира 129-го гиап 22-й гиад 1-го Украинского фронта. Совершил 467 боевых вылетов, провел 102 воздушных боя, сбил 40 самолетов лично и 4 в группе. В 1951 г. окончил ВВА. С 1959 г. - в запасе. В 1968 г. окончил Московский инженерно-экономический институт. Был зам. управляющего трестом Мособлоргтехстрой.
[13] Архипенко Ф.Ф. Записки летчика-истребителя. - М.: НПП "Дельта", 1999. С. 25.
[14] Архипенко Ф.Ф. Указ. соч. С. 30..
[15] 24.04.43 г. 5-я ВА была выведена в резерв Ставки ВГК, перебазирована и включена в состав ВВС Степного военного округа.
[16] Горюнов Сергей Кондратьевич (1899-1967) Герой Советского Союза (28.4.1945), генерал-полковник авиации (1944). Русский. В 1918 г. окончил Казанскую учительскую семинарию. В РККА с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Член ВКП(б) с 1920 г. Командовал батальоном. В 1924 г. окончил 2-ю военную школу летчиков КВФ в г. Борисоглебске. Служил летчиком-инструктором, командиром звена и авиаотряда. В 1932 г. - окончил ВВА. Участвовал в боях у о. Хасан. Командовал тяжелобомбардировочной авиабригадой. Награжден орденом Красного Знамени. Участвовал в советско-финской войне. Был командующим ВВС 7-й армии. Награжден вторым орденом Красного Знамени. С 1940 г. - командующий ВВС Калининского военного округа, с 1941 г. - Харьковского военного округа. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был командующим ВВС 18-й армии Южного фронта, а затем - ВВС Северо-Кавказского военного округа. В 1942-45 гг. - командующий 5-й ВА. В 1951 г. окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба. С 1956 г. - в отставке
[17] Гречко С.Н. Указ. соч. С. 95.







Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 03 июля ’2014   14:36
Спасибо вам за очерк о земляке.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
«Клином летят журавли», голосуйте!

Присоединяйтесь 



Наш рупор
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft