Колесников Константин Ильич родился 21.05.08 г. в селе Воронеж Шосткинского pайона Сумской области, в семье железнодорожника. Русский. Окончил школу ФЗУ в Брянске. Работал слесарем в железнодорожном депо ст. Брянск.
В РККА с 1927 г. В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1930 г. – 2-ю военную школу летчиков в г. Борисоглебске. Служил в 107-й эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.
Член ВКП(б) с 1931 г.
В 1935 г. был избран членом ЦИК СССР.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 3.11.36 по 12.05.37 гг. Был назначен командиром отряда эскадрильи И-16. После гибели комэска Тархова был назначен командиром эскадрильи.
Согласно журналу боевых действий, эскадрилья И-16, состоявшая из трех отрядов, сбила 61 самолет. Капитан Колесников сбил 4 самолета лично и 3 в группе. Был награжден орденом Красного Знамени (2.01.37).
13.11.36 г. эскадрилья И-16 приняла первый бой.
Колесников, ставший после этого боя командиром эскадрильи, вспоминая события тех дней, отметил: «Первый воздушный бой, в котором участвовала эскадрилья И-16, был не в нашу пользу. В этом бою молодой истребительной части пришлось встретиться впервые с Юнкерсами и Хейнкелями, которые уже имели опыт боев с республиканской авиацией на Мадридском фронте.
В этом бою мы потеряли два самолета, которые погибли лишь потому, что переоценили себя и, связавшись сразу с несколькими Хейнкелями, оторвались от нас».
Став комэска, капитан Колесников старался каждый воздушный бой использовать для совершенствования тактики своих летчиков, и постоянно занимался с ними вопросами построения самолетов в бою, взаимодействия, сопровождения бомбардировщиков.
25.11.36 г. в 14.30 25 И-16 и 6 И-15 вылетели на перехват шедших к Мадриду 7 «юнкерсов», 4 «капрони» и 20 истребителей. Все «капрони» и 3 «юнкерса» при появлении наших истребителей сразу ушли, так и не сбросив бомб. Истребители прикрытия от боя уклонились. 4 «юнкерса» сбросили бомбы не прицельно, и они частью упали на свои же войска. В последовавшем после этого бою немецкие бомбардировщики еще раз показали свою живучесть, а И-16 – слабость вооружения. В Дневнике боевых действий появилась скупая запись: «Звено истребителей летчика Колесникова 12 раз атаковало звено «юнкерсов», в результате чего сбит 1 «юнкерс».
6.12.36 г. в середине дня произошел воздушный бой, который Константин Колесников описал так: «В 11.30 эскадрилья была вызвана по тревоге на Мадрид против появившихся «юнкерсов». Это был третий вызов по счету. Прилетев к Мадриду («юнкерсов» там не было), заметили две группы «хейнкелей» (по 7 самолетов каждая), круживших с левым кругом на высоте 3000 м над Каса-дель-Кампо. Моя высота БЫЛА 2000 М, и я принял решение зайти им в хвост со стороны солнца, набирая высоту по дороге; маневр удался, пятркой (остальные самолеты остались в районе Посуэло) я набрал 3100 м, вышел в хвост последней семерки и пошел на сближение. «Хейнкеля» нас заметили уже тогда, когда дистанция между нами была 300 м; вся семерка сразу же заметалась, расстроив свой парадный строй но было уже поздно, вся пятерка наших самолетов, ведя огонь, прошла буквально через строй, чуть не задевая друг за друга. В этот раз было сбито два «хейнкеля».
В дневнике боевых действий уточняется, что всего со стороны республиканцев взлетало 20 истребителей. Согласно этому же документу, было сбито не два, а три и поврежден один истребитель противника. Победы одержали Колесников, Кравченко и Путивко. Журнал группы И-16 добавляет в этот список Я. Околелова. Видимо, на его счету поврежденный самолет. Иван Лакеев получил в этом бою легкое ранение, но смог благополучно сесть на аэродром.
16.12.36 г. сбил 2 «хенкейля».
В 13.30 у Мадрида начался воздушный бой. Все республиканские истребители, которым удалось подняться в воздух (22 И-16 и 14 И-15), смогли перехватить две группы бомбардировщиков по 10 и 20 машин, прикрытых 25 истребителями. В результате противник недосчитался 4 Не 51 и 1 «фиата». Два «хейнкеля» упали в нейтральной зоне около Мадрида, остальные, как сказано в документах, «возле Мадрида». Был подбит и один «юнкерс». Загоревшись, он совершил посадку на своей территории. Из сброшенных бомбардировщиками бомб только три упали на республиканской территории, остальные весьма точно накрыли свои войска, причинив им, по показаниям перебежчиков, существенные потери. Республиканцы потерь не понесли... Пилоты И-16 заявили о сбитии звеном Денисова (в составе Путивко и Черных) «Юнкерса» и 4 «хейнкелей» (2 — Колесников и по одному — Денисов и Дубков).
3.01.37 г. он сбил 3 самолета в группе.
Колесников вспоминает: «В 14.00 прилетев по вызову наблюдательного пункта в район Посуэло, увидел уже уходивших на свою территорию «капрони»; догонять их не было никакого смысла. Походив 15 минут и не видя противника, уже решил идти домой, как вдруг заметил звено «хейнкелей», ходивших над местом сброшенных с «капрони» бомб; «хейнкели» летали на одинаковой с нами высоте, т. е. на 2000 м. Принял решение дать им бой; я летел во главе звена, а сзади меня на дистанции 200-300 м летело второе звено. Пошел на сближение лоб в лоб. Когда дистанция была примерно 200-250 м — открыл огонь. Противник не выдержал дальнейшего сближения и сделал резкий разворот влево с намерением не принимать боя и уйти; этим маневром они помешали мне вести огонь им в лоб, но зато подставили свой хвост; веером резко снижаясь и все время делая змейку, самолеты противника стали уходить на свою территорию. Догнать их особого труда не составило. Мы преследовали их до самой земли, все время обстреливая; в результате два «хейнкеля» загорелось, а третий налетел на бугор. Все звено было уничтожено».
По состоянию на 7.01.37 г. в эскадрилье И-16 под командованием Колесникова осталось 23 самолета и 26 летчиков.
19.01.37 г. 11 И-16 нанесли удар по наземным частям франкистов на мадридском участке фронта. Самолет Колесникова получил одну пробоину возле кабины.
В марте-апреле 1937 г. участвовал в боях на гвадалахарском направлении и под Теруэлем.
12.05.37 г. погиб в авиакатастрофе.
В Дневнике боевых действий республиканской авиации в Испании, 1.9.36-31.12.37 гг., указывается: «При перелете с аэродрома Арчена на аэродром Аликанте погиб командир эскадрильи Колесников. При подходе к аэродрому при левом развороте задел консолью левой плоскости за дерево, отчего самолет потерял скорость и врезался в бугор».
Первоначально причина гибели командира группы И-16 Константина Колесникова классифицировалась как ошибка пилота – никто не хотел верить тому, что может подвести новый самолет. Однако, когда за этой катастрофой последовал ряд других, причины которых были одни и те же – полностью или частично отваливались в полете крылья, - вину летчика в случившемся подвергли сомнению.
«После катастрофы найден конец левой плоскости, по виду и излому аналогичный с отвалившимся концом плоскости у летчика Лесникова». Скорее всего, на самолете Константина Колесникова во время разворота отвалилась левая консоль (или ее часть), после чего самолет и врезался в бугор.
В мае в Испанию были доставлены 62 истребителя И-16 тип 6, 120 запасных двигателей, запчасти, бомбы и патроны. Вся партия И-16 оказалась бракованной и непригодной для боевых действий.
Главное отличие И-16 тип 6 от И-16 тип 5 заключалось в установке другого двигателя - М-25А, который был немного мощнее М-25. Кроме, этого новый И-16 имел воздушный винт меньшего диаметра. Другие изменения, о которых просили летчики (усиление вооружения, установка козырька кабины и бронеспинок) не были внесены. Конструкторы и производственники поставили новый, не опробованный двигатель и снизили прочность планера. Возможно, это давало на испытаниях прибавку нескольких километров в час к максимальной скорости. А на практике оказалось, что крылья новых И-16 отваливались в воздухе, двигатели «сдавали» (т. е. выходили из строя) после считанных часов работы.
Военный советник при штабе республиканских ВВС полковник П.Я. Котов докладывал в Москву: «Катастрофы на И-16 вызвали резкое недовольство летного состава, эти явления все увязывали с вредительством на заводе».
Докладывал об этом и полковой комиссар Ф.А. Агальцов: «Были и есть целый ряд явлений в нашей жизни, которые отрицательно, влияли и влияют на настроение летного состава. К таким явлениям относятся: присылка нам вредительски построенных самолетов «И-16» с мотором М-25 (апрель-май). В этих моторах мы находили стружку и тряпки; эти моторы очень плохо работали, дребезжали и трясли. Не было почти ни одного вылета, чтобы у кого-либо мотор не сгорел. Часть самолетов этой серии, присланная нам, не была опробована в воздухе даже на заводе.
В результате, как известно, мы понесли серьезные потери вне боя, когда на простом пилотаже ломалась консоль правой или левой плоскости. Так погибли товарищи Колесников и Лесников. Не исключена возможность, что та же консоль явилась причиной гибели тов. Мосейко, Бурова, Оржанова, а возможно еще кое-кого».
4.07.37 г. капитану Колесникову Константину Ильичу было присвоено звание Герой Советского Союза.
Герой Советского Союза (4.07.37). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени.
Литература:
Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С.36-37
Примечания:
[1] Подробнее об этом рассказано в биографии Героя Советского Союза Тархова С.Ф.
[2] Были сбиты самые опытные летчики группы – комэска капитан Тархов и командир отряда капитан Бочаров. Тархов умер от ран в госпитале, а Бочаров был зверски замучен в плену.
[3] Абросов С.В. Указ. соч. С. 37.
[4] Абросов С.В. Указ. соч. С. 43.
[5] Путивко Павел Ильич (1911-1942), подполковник. Украинец. Служил мл. летчиком 40-й истребительной эскадрильи 83-й иаб БВО. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с ноября 1936 г. по 27.05.37 г. В декабре 1936 г. в воздушном бою в районе Мадрида на И-16 таранил самолёт противника. 13.02.37 г. был легко ранен при вынужденной посадке из-за отказа двигателя. 25.03.37 г. был ранен при налете противника на аэродром. Из-за ранения досрочно убыл на родину. Совершил 170 боевых вылетов, сбил 3 самолета лично и 2 в группе. Награжден двумя орденами Красного Знамени (2.01.37, 17.07.37). Участвовал в освобождении Западной Белоруссии. Командовал 31-м иап Белорусского ОВО. Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 31-м иап 8-й сад Прибалтийского ОВО. Осенью 1942 г. погиб в воздушном бою.
[6] Околелов Яков Харлампиевич (1906-?). Служил летчиком в 40-й истребительной эскадрилье 83-й иаб Белорусского военного округа. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 3.11.36 по 27.03.37 г. Летал на И-16. Сбил 1 самолет противника лично. Награжден орденом Красного Знамени (2.01.37).
[7] Абросов С.В. Указ. соч. С. 48.
[8] Абросов С.В. Указ. соч. С. 51.
[9] На самом деле это были не «хейнкели», а Romeo.37.
[10] Националисты, тем не менее, признали потерю только одного экипажа.
[11] Абросов С.В. Указ. соч. С. 60.
[12] Лесников Дмитрий Артамонович (1907-1937), лейтенант. Служил мл. летчиком в 107-й истребительной эскадрилье 83-й иаб Белорусского военного округа. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 3.11.36 по 19.06.37 г. Летал на И-16. Сбил 2 самолета в группе. 19.06.37 г. погиб в авиакатастрофе. Награжден орденом Красного Знамени (2.01.37).
[13] Абросов С.В. Указ. соч. С. 101.
[14] Усиливать крылья пришлось своими силами. Исправить же конструктивные недостатки двигателя на месте не удалось. В таком виде самолеты были введены в строй, и летчикам пришлось на них воевать. Но что это был за истребитель? Двигатель мог отказать в любую минуту, а пока работал — перегревался так сильно, что термометр зашкаливал и стрелка выходила на второй круг. В результате летчики боялись не только вести воздушные бои, но и просто летать на таком истребителе.
[15] Абросов С.В. Указ. соч. С. 96.
[16] Мосейко Антон Михайлович (1910-1937), ст. лейтенант. Русский. В РККА с 1929 г. Служил командиром отряда в 108-й истребительной эскадрилье ТОФ. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 13.01.37 по 14.06.37 г. Летал на И-16. Был командиром эскадрильи. Сбил 1 самолет противника. 14.06.37 г. погиб в воздушном бою. Награжден орденом Красного Знамени (17.07.37).
[17] Буров Петр Иванович (1913-1937), лейтенант. Служил командиром звена в 36-й истребительной эскадрилье 56-й иаб Белорусского военного округа. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 10.05.37 по 14.06.37 г. Летал на И-16. 14.06.37 г. погиб в воздушном бою. Награжден орденом Красного Знамени (11.11.37).
[18] Оржанов Василий Матвеевич (1910-1937), ст. лейтенант. Служил мл. летчиком в 40-й истребительной эскадрилье 83-й иаб Белорусского военного округа. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 21.05.37 по 2.06.37 г. Погиб в авиакатастрофе. Награжден орденом Красного Знамени (11.11.37).
[19] 14.06.37 г. в воздушном бою, в котором приняли участие 10 И-15, 11 И-16 и 20 «фиатов», республиканская авиация понесла тяжелые потери, причем все не боевые. Погибли ст. лейтенант А.М. Мосейко и лейтенант П.И. Буров, их самолеты упали на республиканской территории. И-16 ст. лейтенант Э.П. Крупмана потерял управление, и летчик был вынужден покинуть его с парашютом над территорией противника, но через 3 часа все-таки сумел выйти к своим. На истребителе лейтенанта Л.Д. Русака отказал синхронизатор, и огнем своих пулеметов он отстрелил лопасти, после чего у самолета отвалился мотор. Это произошло на небольшой высоте. Парашют не успел полностью раскрыться, летчик получил повреждение позвоночника и больше в боях не участвовал. Противник побед над И-16 в этом бою не заявлял.
[20] Абросов С.В. Указ. соч. С. 97.