16+
Лайт-версия сайта

104. ВАгошков. Тросна-Ефратово тожь. КАМАРИНСКАЯ – ГИМН СЕВСКИХ КРЕСТЬЯН

Литература / Очерки / 104. ВАгошков. Тросна-Ефратово тожь. КАМАРИНСКАЯ – ГИМН СЕВСКИХ КРЕСТЬЯН
Просмотр работы:
19 января ’2014   00:00
Просмотров: 20952
Добавлено в закладки: 1

104. ВАгошков. Тросна-Ефратово тожь.

КАМАРИНСКАЯ – ГИМН СЕВСКИХ КРЕСТЬЯН



«Смутное время», пребывание Лжедмитрия I в нашем крае, крестьянская война под руководством И.Болотникова внесли немалое оживление в народно- музыкальное искусство. Именно в это время народ создал плясовые песни «Ка-маринскую» и «Барыню». Орловский исследователь старины Т.А. Мартемьянов считал «камаринского» мужика озорником, которому всё трын-трава. Не лучше и исторический герой. Присевские комаринцы ХVI-ХVII веков были все «мужики-северюки» и страшные озорники, ворами же их честила Москва за их разбойни-чества, а главное, за радение ворам-самозванцам за мятежи и крамолы.

Песен-ный герой – неукротимый вольник, натура очень подвижная, готовая в любую минуту «сняться с якоря», не поладив с «барыней» он, недолго думая, «бежит от этой Марковны с душою бархатной». Тем же качеством наделён в избытке и ис-торический комаринец, который, рассорясь с помещичьей властью, тоже ушёл на волю, в Комаринщину.

Эти песни – замечательный поэтический отголосок со-словной драмы, разыгравшейся в «Московском царстве» на рубеже столетий…
По своему характеру – это бесшабашная русская народная поэзия, кото-рая, как и все, впрочем, песни нашего народа, при всей своей смутности и раз-машистости не свободна, однако же, от обычной тоски, заглушаемой по време-нам буйными порывами разгула да отчаянной иронией над собственным безвы-ходном положением. Быть может, некогда «Камариада» была даже гимном не-унывающих комаринцев, их национальною песнею».

Камаринская

Эх, рассукин сын, вор камаринский мужик!
Он не хочет, не желает своей барыне служить.
Сняв кафтан, по улице бежит.
Он бежит, бежит, повёртывает, // Его судорога подёргивает!
Он бежит, бежит, да спотыкается.//Сам над барыней, над сударыней потешается:
- Ох, ты, барыня, ты, Марковна. // У тебя-то плеть не бархатна.
У меня ль да сердце шёлковое, // Иногда зуб о зуб пощёлкивает.



Барыня
Барыня-барыня, сударыня-барыня.
Как у той барыни, у нашей ли, бравой ли...
Так за что ж ей больше чести, // Что по всем разносит вести:
Сколько яблок в чьём саду, // Сколько праздников в году,
Сколько ты холстов напряла, // Сколько эта прогуляла,
Кто к обедне не ходил, // Кто по пятницам грешил,
Кто с своей женой в раздоре, // А кому от тёщи горе,
Домовой, где чересчур // Не взлюбил хохлатых кур.
Смолоду она гуляла // Всем на свете промышляла...
Как на барыне ль салоп, // Бьёт же барыню холоп!
На Марковне ль чепчик, // За Марковной – немчик
Эй, боярыня, проснись! // Сделай милость, не срамись!
Дулась-дулась, перевернулась…
Она всякому даёт, // С интересом пристаёт.
Её же главный интерес // Идёт с правдою в разрез…
Барыня-боярыня, сударыня – барыня!..

Разудалые народные песни, к тому же плясовые - «Камаринская» и «Ба-рыня» написаны в смутное время, на рубеже 16 и 17 веков, севскими крестьяна-ми. Вариантов этих песен много. Настоящие публикуем по тексту орловского краеведа Т.Мартемьянова. Откуда явилась «Камаринская»? Может, и вправду придумали её скоморохи, что в давние времена бродили по Руси, забавляли че-стной люд, не давали душе зачерстветь от обид и горя? Но рассказывают другое: в Комарицкой (или Камарницкой) волости, неподалеку от Москвы, бунтовали му-жики, не хотели своим барам служить, бежали от них на Дон, на вольные земли. Они-то первыми и запели «Камаринскую». Запели весело, с грозной удалью. Прошли не годы – столетия минули. Стала песня другой: озорной, бесшабашной, будто укрылась за насмешливой скоморошьей личиной...

«Какая поразительно оригинальная вещь «Камаринская», – писал Чай-ковский, – из которой все позднейшие русские композиторы (и я, конечно, в том числе) до сих пор черпают самым явным образом контрапунктические и гармони-ческие комбинации, как только им приходится обрабатывать русскую тему плясо-вого характера. Это делается без намерения, но оттого, что Глинка сумел в не-большом произведении сконцентрировать все, что целые десятки второстепен-ных талантов могут выдумать и высидеть ценою сильного напряжения... В «Ка-маринской», как дуб в жёлуде, заключён весь русский симфонизм».

Свою фантазию Глинка написал в 1848 году. С тех пор русская музыка обогатилась симфоническими произведениями Чайковского и Бородина, Римско-го-Корсакова и Глазунова, Рахманинова и Скрябина, Прокофьева и Шостаковича. Быть может, они уже давно затмили значение скромной глинкинской фантазии? Ничуть. Вот признание величайшего симфониста нашего времени Дмитрия Шос-таковича:

«Я не раз задумывался, почему знатоки музыки не замечают непосред-ственного воздействия на моё творчество оркестрового мышления «Камарин-ской», которую я всегда изучал и буду изучать до конца моих дней как высший образец инструментовки, органически вытекающей из образного содержания... Оркестр Глинки не устарел ни в чём». (По В.И. Даниленко. В сокращении).

*

Под "комаринским мужиком" понимали бродягу, пьяницу, полу-уголовный элемент. Название связано, видимо, с "Комарицкой (Кома-ринской) волостью". Существуют различные версии происхождения названия Комарицкой волости:
1) от р.Марицы, при которой стоит город Севск. Однако Марица – относительно небольшая река, её географическая значимость не настолько существенна, чтобы дать название столь обширной волости.

2) от позднелат. commarca - «граница, предел» (см. «комарка»). Действительно, в течение долгого времени Комарицкая волость оста-валась для Московского государства пограничной, да и латинское про-исхождение названия вполне объяснимо, поскольку оно возникло во времена польско-литовского владычества.
3) Г.М. Пясецкий предполагает происхождение названия Кома-рицкой волости от слова "комара", или "камера", что означает госу-дарственную казну польско-литовских королей, которые до конца XV века владели Комарицкой волостью как своим личным имением. Мо-сковские государи, отвоевав эту волость в начале XVI века, также со-держали её в своем Дворцовом (Камерарном) ведомстве, а Лжедмит-рий II в жалованной грамоте своему мнимому тестю, сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку, писанной на польском языке, называет Севск Камарском. (Из Интернета).

Если commarca - «граница, предел», то и село Карманово могло появиться на границе, на пределе, вначале Великого кня-жества Литовского, а потом и Московского государства. КОММАРКА//Карманка! Недаром здесь существует часть села по названию КАЮКОВКА – от «каюк».


(С) В.И. Агошков.



© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2014
Свидетельство о публикации №214011701199






Голосование:

Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 19 января ’2014   01:01
интересно

Оставлен: 19 января ’2014   11:59
Спасибо за такой близкий моему сердцу материал

Оставлен: 19 января ’2014   13:27
Я нашёл в Интернете материал о том, что Севск не был центром Камарицкой волости. Думаю, что я был прав, когда сказал, что севские краеведы немного преувеличивают своих предков, которые создали плясовые Камаринскую и Барыню. Камарицкая волость - от Шаблыкино-Сомово (Самово) на Кромы-Свапу-Дмитриев-Дмитровск-Камаричи и далее на запад по реке Нерусса. Т.е. ваша Любощь и есть самая что ни на есть Камарицкая волость.

Оставлен: 19 января ’2014   13:29
Он бежит, бежит, повёртывает...
У Ивана Митрофановича Жудина эта строчка звучит так: Он бежит, бежит, попёрдывает!
И текст не такой. Я найду - перешлю.



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Краса моя, ЗАТВОРНИЦА, приди хоть на мгновенье!..

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Станешь ты, как прежде, молод,
Я, как прежде, молодой...
И будем жить
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/romeo_i_julietta/2583246.html?author


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft