Любое государство возникает там и тогда, где и когда возникает необходимость проведения работ, требующих больших затрат труда и материалов. Поэтому очевидно, что любая цивилизация необходимо приходит к созданию государства. В каких формах – эти вопросы я рассматривал в других статьях (например, «Тирания свободомыслия» http://www.chitalnya.ru/users/lavr0045/ или в моем блоге).
Первые государства были авторитарными и\или деспотическими. Авторитарное государство – это, по сути, монархия: выборная или наследственная. Деспотия – то же самое, но разница есть: монархия имеет законы, которые должен соблюдать (по закону) и государь. Деспот же – сам себе закон, и никакими обязательствами и законами не связан. Позже появились демократии: сперва рабовладельческие – как в греческих городах-государствах (полисах), или в Римской республике. Демократическая форма правления в наше время являются основной формой государства, различаясь по функции реального управления: парламентская или президентская демократия.
Деспотий уже давно нет. Монархии есть, но сейчас они, как правило, в форме конституционной монархии, где реально правит выборный парламент, а монарх имеет право решающего голоса и ряд представительских функций. По сути, это дань традиции. Для жителей этих стран реальных отличий конституционной монархии от демократических государств немного… Есть ещё в наше время и диктаторские режимы – когда правитель страны пользуется чрезвычайными полномочиями. Как правило, это личность, пришедшая к власти в критических для страны ситуациях, законным путем (выборы) или с помощью вооруженного переворота.
Но вернемся к нашим дням! Итак, государство есть. Есть и его граждане – жители данной страны. Какие же у них взаимоотношения? Очень разные: от полного единения власти и народа, государства и его граждан, до полного их разъединения, которое обычно заканчивается революцией (если смена власти была удачной), или «попыткой вооруженного переворота» ( так говорят, если смена власти не удалась). А что в середине между этими крайностями? – да всё, что только может быть!
Основные обязанности любого государства: защищать своих граждан от внешнего врага; бороться с внутренними врагами (криминал, разного рода нарушители законов); обеспечить полное и безусловное соблюдение законов государства всеми его гражданами; обеспечить всех трудоспособных граждан возможностью работать и зарабатывать столько, сколько нужно для обеспечения семьи и воспитания стольких детей, чтобы хотя бы не уменьшать общее количество населения; сделать страну экономически мощной и политически независимой. Это основное. Кроме этого, обычно говорят о пакете социальных гарантий – медицине, образовании, пенсиях и т. д. Всё это, как понимает читатель, в идеале. Реальная жизнь показывает, что от теории до практики «…дистанция огромного размера!». И размер этот где меньше, а где настолько велик, что и до революции рукой подать…
А если государство исполняет свои обязанности плохо? Вот тогда граждане имеют право требовать от государства исполнения этих обязанностей. Как?- разными путями: от законных – выборы; создание партий, цель которых –прийти к власти в результате выборов; легальные методы борьбы (митинги, демонстрации, СМИ) и даже не вполне легальных: забастовки, марши протеста и т. д. Если же дела в государстве совсем уж плОхи, тогда жди революции или гражданской войны… но это наихудший вариант: слишком велики потери – и людские, и экономические, и политические, и территориальные.
Ну, а каковы обязанности граждан? И есть ли они? Есть. И не столь уж сложные: соблюдать законы государства; исправно платить налоги; участвовать в выборах властных структур всех уровней (условие не обязательное, за неисполнение которого наказание по закону не предусмотрено). Соответственно, государство имеет право применять к тем из своих граждан, кто не соблюдает свои обязанности, меры репрессивного характера в соответствии с законами государства.
По сути, между гражданами и государством заключен своеобразный «договор об оказании услуг», который может быть и расторгнут (революция, переворот) если одна из сторон не выполняет свои обязанности. Но вот в этом вопросе – исполнение обязанностей сторонами – мнения расходятся, и очень сильно иногда!
Большинство полагает, что государство существует для того, чтобы сделать жизнь граждан райской (в идеале). Или высококомфортной. Святая простота! Отнюдь, более того – все обстоит совершенно наоборот. Это граждане существуют для того, чтобы государство процветало, было сильным, жизнеспособным. И никак иначе! Без социума, без общества себе подобных – а государство есть одна из высших форм социума – человек не проживет: он или дичает (есть факты одичания людей, оказавшихся в длительной изоляции) или вообще человеком не станет (например, так называемые дети-«маугли»).
Поэтому мечта анархистов о гармоничной жизни людей без государства есть красивая утопия, не более того… ну, разве что жития племен-родов, числом не больше нескольких сотен человек.
Абсолютная монархия, в отличие от конституционной, считала граждан подданными царя (императора, короля), правами, имуществом и самой жизнью которых монарх (например, Иоанн Грозный) распоряжался полностью, не считаясь ни с законом, ни с их общественным или государственным положением: равно казнил или миловал любого – от холопа до боярина или князя из рода Рюриковичей…
Это было отражено даже в тексте воинской присяги, где воин – от солдата до маршала – клялся в верности не стране, не государству, а ЛИЧНОСТИ., самодержцу:
Присяга в Русской императорской армии
Текст: «Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием, в том, что хочу и должен ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ [Имя и отчество], Самодержцу Всероссийскому, и ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Всероссийского Престола НАСЛЕДНИКУ, верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови, и все к Высокому ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности, исполнять. ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА государства и земель Его врагов, телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах и штурмах и в прочих воинских случаях храброе и сильное чинить сопротивление, и во всем стараться споспешествовать, что к ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. Об ущербе же ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать потщуся и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, а предпоставленным надо мной начальникам во всем, что к пользе и службе Государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание, и всё по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды против службы и присяги не поступать; от команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду, и во всем так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному (офицеру или солдату) надлежит. В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий. В заключение же сей моей клятвы целую слова и крест Спасителя моего. Аминь.»
В принятии присяги участвовало духовное лицо того вероисповедания, к которому принадлежал принимающий присягу.
Однако государи приходят и уходят. И далеко не все из них – а точнее, большинство – вовсе не те личности, коими восхищался «верноподданный народ». Но страна, граждане – они-то остаются на своем месте! Страна может поменять форму правления, остаться вовсе без монарха, перейдя на республиканско-демократический строй… поэтому в наше время в большинстве стран в текстах воинской присяги есть слова о верности государству и его народу, но не ЛИЧНОСТИ. Личность сменяема, а государство, страна – нет. А что будет, если к власти приходит человек с диктаторскими устремлениями? Да мало хорошего. Вот в тексте воинской присяги вермахта (предвоенный 1934 год), было четко сказано: «Я торжественно клянусь перед лицом Бога , что я буду безоговорочно выполнять все приказы руководителя Немецкой империи и народа, Адольфа Гитлера, главнокомандующего вермахта, и как смелый солдат готов в любое время отдать мою жизнь во исполнение этой клятвы.» Куда привела Германию слепая ЛИЧНАЯ ПРЕДАННОСТЬ солдат (и не только солдат) фюреру, теперь знают все. А истинные патриоты Германии, причем не обязательно коммунисты или помогавшие СССР, расстреливались или гибли в концлагерях.
Суровое, но честное напоминание того, к чему это приводит, для всех «верноподданных и/или лично преданных» ЛЮБОМУ правителю или политику…
А бывают ли хорошие, а точнее – полезные для государства, страны – диктаторы? Как ни странно, бывают. Вообще диктатура как форма правления не есть особенность какой-то одной страны или группы стран. Всё зависит от конкретных обстоятельств: когда дела в стране идут нормально, диктатура не нужна. И даже демократия не опасна! Но когда дела хреновые, когда вопрос стоит о том, быть или не быть государству, нужна власть, способная действовать быстро, решительно, жестко (даже жестоко, если потребуется). Демократия тут точно не годится: всё утопят в говорильне. Нужна «сильная рука» или монарха, или диктатора. Часто даже диктатора при монархе! Хотя отношение к диктаторам у граждан весьма различное; но – «..по делам их судите их».
Франко. Вот Испания в 1936 году: экономика (полуфеодального типа) в полном упадке, монархия упразднена в 1931 году и к власти пришли демократы-либералы. Но либералы есть либералы, в том числе и в Испании… с 31-го по 36-й годы – 20 (!) правительственных кризисов. А в 1936 году началась гражданская война. Подробности можете сами прочитать в Сети, хоть бы и в Вики. Кстати, эта война стала полигоном для подготовки к войне и для Германии Гитлера, и для СССР.
Короче, генерал Франко в 1939 году это дело прихлопнул. И стал диктатором. О нем тоже можете сами прочесть в Сети. НО! Он сделал главное: не дал погибнуть массе народа в гражданской войне, не дал растащить страну на части (а сепаратизм там был – и баскский, и каталонский, и галисийский, да и острова тоже «возжаждали свободы»), не дал Испании стать де-факто сателлитом-полуколонией Германии – а такие поползновения тоже были. Да, он послал по просьбе Гитлера на Восточный фронт «Голубую дивизию» . А что было делать? – от просьбы ТАКОГО политика не отмахнешься… но этим помощь и кончилась. (см. http://www.estacionmir.com/Historia/historia_comun/Division_Azul_R.html ).
Сам же Франко не был ярым фашистом, как Муссолини. И не был расистом или нацистом, как Гитлер. Своей главной задачей он считал сохранение Испании как страны и укрепление ёе в экономическом и политическом плане. Что, собственно, ему и удалось сделать: = В конце правления Франко режим был скорее авторитарно-консервативным, когда после длительного периода внутренней стагнации страна пережила «экономическое чудо», начало которому положил стабилизационный план 1959 года. Испании удалось подняться до уровня развитых стран в десятке самых крупных индустриальных держав мира. Экономический прогресс, тем не менее, не поддерживался каким-либо стремлением к политической открытости.= (Wiki-педия )
Итог: в 1975 году, после смерти диктатора, страна – крепкая и процветающая – снова стала парламентской монархией (Франко объявил своим преемником принца Хуана Карлоса).
Пиночет. Чили в 1973 году. После того, как в 1970 г. президентом стал С. Альенде, он начал «социализировать» страну: национализация промышленности, аграрная реформа; рост безработицы и резкое обнищание – товаров, особенно продовольствия, стало очень мало. Подробнее в итогах его деятельности в Сети (см., например, http://murzim.ru/istorija/vsemirnaya-istoria/8544-salvador-alende.html или в Wiki)/ По стране разъезжали молодежные отряды Левого революционного движения (МИР) Чили, и ситуация скатывалась к гражданской войне.
Сам С. Альенде был честнейшим человеком, либералом левых убеждений, горячим сторонником социализма по образцу СССР. Но политик он был более чем хреновый! Политика не любит идеалистов, там нужны умные прагматики. Желательно – патриоты. Вот таким был Аугусто Пиночет, к слову личный друг Альенде. Он возглавил военный переворот (путч); и он честно предлагал Сальватору самолет и выезд с семьей в любую страну мира. Но Альенде отказался… Да, методы Пиночета были совсем не демократичными, не гуманными и не политкорректными – зато ЭФФЕКТИВНЫМИ.
Итог: гражданской войны не случилось, жертв путча (в основном среди леворадикалов) было не так уж и много, около 5 тысяч. Экономика страны при нем быстро восстановилась и более того – усилилась в несколько раз. Через 17 лет, в 1990 году, он передал управление страной победившим на выборах демократам. Семьи пострадавших во время репрессий его ненавидят, но большинство чилийцев его уважает и помнит.
Короче, ясно, что универсальной, годной на все случаи жизни, формы правления нет. И быть не может – всё определяют текущие условия. Но неизменными остаются ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН: государства и его граждан. Хотя я лично считаю, что в России на данном этапе требуется кто-то вроде диктатора – умного, патриота, по возможности просвещенного, и РЕШИТЕЛЬНОГО. Который будет действовать без оглядки на «мировое общественное мнение» и внутренних демократов, либералов и «толерастов» ко всему и всем.
Так вот, анализируя сегодняшнее состояние России, выводы малоутешительные! Граждане в массе своей законопослушны: платят налоги, соблюдают законы, ходят – и достаточно активно! – на выборы. То есть, СВОИ ОБЯЗАННОСТИ они выполняют, пусть не стопроцентно, но на 80% точно. К тому же власть успешно пользуется своим правом применять меры административного и силового воздействия к нарушителям законов – НО НЕ КО ВСЕМ!
А вот государство свои обязанности выполняет, мягко говоря, не очень эффективно:
Оборона страны: с момента начала перестройки вплоть до 2012 года состояние армии планомерно (другое определение трудно даже подобрать!) ухудшалось: одностороннее сокращение вооружений; сокращение личного состава – причем не «паркетных генералов», а именно действующий комсостав среднего звена; значительное ухудшение подготовки и офицерского состава и солдат-срочников; неоправданные задержки с переходом на контрактную систему; развал ВПК (восстановление его начато лишь в последние три года, когда состояние ВПК стало критическим с точки зрения обороноспособности); выдача военных секретов потенциальным противникам (Бакатин и другие); уступка пограничных территорий (особенно Китаю: о. Даманский и часть земель по Амуру); неоправданно дорогие закупки военной техники за рубежом, что годится для небольших стран, но недопустимо для такой страны, как Россия; и морально устаревшая и изношенная военная техника в боевых частях… Назначение на должность министра обороны лица, явно некомпетентного в этих вопросах (Сердюков, с 15 февраля 2007 года по 6 ноября 2012 года — Министр обороны Российской Федерации. К моменту назначения на пост имел воинское звание старший лейтенант запаса, на момент отставки — полковник запаса. В 2007 году прошёл курсы Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации (чему мог научиться «лейтенант запаса» за неполный год на курсах Генштаба без отрыва от работы министром?!).
Экономика страны: коррупция, по признанию самого правительства, стала национальной проблемой в госаппарате и силовых структурах, и способом работы бизнеса в нашей экономике. При этом реальной борьбы с ней до 2012 года практически не было. Теневая экономика составляет по оценкам разных экспертов (точные цифры назвать затруднительно) от 30 до 60 % ВВП страны. Вывоз капитала из страны только усиливается. Отъезд молодых толковых специалистов во всех областях науки и производства – тоже. Новые, высокотехнологичные производственные мощности не строятся ни государством (денег нет), ни частным капиталом (нельзя организовать производство при кредитах в размере 20% годовых – это гарантированное разорение. За рубежом кредиты на этот вид бизнеса составляют не более 3-7%). Реальная помощь сельскому хозяйству (тем же фермерам) очень невелика, хотя в развитых странах эта отрасль дотируется правительством, поскольку является важным компонентом обороноспособности. Экспорт из России – только сырьевой: нефть, газ, лес, металл… При падении цен на энергоресурсы нашу экономику ожидает коллапс (это оценка и наших экономистов, см. хотя бы http://rusinform.ru/index.php?newsid=967 ).
Социальные программы: и здесь практически основательный развал, особенно в системе образования, о чем сказано и написано немало. Медицина – бесплатная – пока держится, но зарплаты там низки и её бесплатность чисто условная: гражданам приходится доплачивать врачам и персоналу клиник, чтобы получить требуемое лечение и уход. Детские сады и ясли в таком же положении. Пенсии повышаются, но опять же немного, и только за счет прибыли (налогов) от продажи за рубеж энергоносителей.
И при этом государство затевает дорогостоящие проекты: саммит АТЭС, Олимпиада-2014 и Мундиале-2018, которые под силу только экономически крепким государствам (это заведомо убыточные проекты, к тому же с нашим воровством и откатами… см. у меня «Нужны ли России олимпийские Игры 2014?» http://www.chitalnya.ru/work/742556/ ).
Внутренняя политика: постоянный и неконтролируемый приток мигрантов в Россию, причем основная их масса – НЕЛЕГАЛЫ. И дело не только в том, что они отбивают рабочие места у граждан России, но, в основном в том, что они питают коррупцию и что нелегалы являются основой всё усиливающейся ЭТНИЧЕСКОЙ преступности, пресечь которую коррумпированные полиция, прокуратура и суды (а их значительная коррумпированность не отрицается и самой властью) не могут, а точнее – не хотят. Миграция граждан России с Северного Кавказа в центральные регионы также часто приводит к межэтническим конфликтам (Сагра, Кондопога и др.). В. Путин на одной из прямых линий прямо заявил, что «этнические преступные сообщества существуют, существовали и в Советском Союзе, и в России существуют, и борьба с ними ведется давно», но не упомянул, что размах этих группировок в СССР не идет ни в какое сравнение с тем, что имеет постперестроечная Россия.
Контроль за соблюдением законов стал весьма избирательным: правоприменение основывается не на равенстве всех перед законом, а на толщине кошелька тяжущихся сторон, их общественном положении и связях с властными структурами. Термин «Басманный суд» уже стал нарицательным для неправого правосудия. Многочисленные связи полиции, прокуратуры и судов с криминальными структурами давно никого не удивляют… Реформа милиции (в полицию) и т.н. «аттестация», проведенные при недоброй памяти Нургалиеве, результатов по сути не дали.
Разрыв между бедностью и богатством: на душу населения в «новой России» больше всего в мире долларовых миллиардеров (сейчас их 146 по данным «Форбс»), по коррумпированности РФ наравне с Угандой и Нигерией занимает 143 место из 182 возможных. А в экономически мощной стране разрыв между сверхбогатыми гражданами и основной массой населения не должен превышать определенный уровень: по неравенству доходов населения и имущества РФ занимает одно из первых мест в мире – такой вывод был сделан экспертами агентства Швейцарии Credit Suisse Research Institute. По результатам исследования, были сделаны подсчеты, что 110 российских миллиардеров контролируют приблизительно 35 процентов ВВП, тем временем как в среднем в мире данный показатель всего лишь 1-2 процента.
Да, положение дел стало выправляться в последние три года. Да, общий уровень жизни по сравнению с девяностыми годами вырос – но вырос он за счет прибылей государства от экспорта энергоносителей и прочего сырья, отнюдь не за счет роста экономики и рабочих мест: рост мал, а сейчас почти нулевой. Да, власть, видя ухудшение дел внутри страны, и падение её рейтинга за рубежом, стремится что-то сделать, НО ЧТО? И ПОЧЕМУ?
То, что делается, иначе как полумерами назвать трудно: исправлять ошибки призваны те же самые люди, которые их делали долгих 13 лет, и даже ещё раньше. Та же система, которая и заражена всеми этими пороками. В министерских и иных властных креслах тасуется одна и та же засаленная колода политиков – ну, за редким исключением вроде Шойгу или Рогозина: эти по крайней мере действительно патриоты страны и сделали немало хорошего.
Притока «свежей крови» в политику нет. Нельзя же , в самом деле, считать серьезными политиками и патриотами страны лидеров Болотной площади – Немцова, Удальцова, Каспарова, Касьянова, Быкова, обоих Гудковых… это всё люди, преследующие сугубо личные интересы, репутация которых основательно подмочена, а взгляды – как правило, либерально-прозападные. Зюганов – стар и не желает прихода к власти, да и приди он в президенты, толку будет фиг с маслом, а другим хода не дает. Миронов – политический флюгер. Жириновский – подставная фигура власти, ещё со времен КГБ. Остальные – политически почти нули.
Я верю, что Путин реально хочет выправить положение – он далеко не дурак, и понимает геополитический и геоэкономический расклад в мире, и положение в нем России. Как говорится, Господь ему в помощь… Но с кем он будет наводить порядок – с теми, кто привел его к власти в 2000 году? Связав обещаниями не осуждать и не трогать определенный круг лиц? С теми, кого он сам назначал на важные посты, а теперь вынужден был снять? С теми, кого ему пришлось подбирать по принципу ЛИЧНОЙ преданности, но кто оказался замешан в неблаговидных делах и с кем теперь трудно, а то и невозможно расстаться без скандала? И как расценить тот факт, что после 13 лет правления Путина и его команды Россия занимает по ВВП на душу населения 45 место в мире из 180, соседствуя с Польшей и Венгрией – и это при том, что по богатству полезных ископаемых мы на первом месте в мире, а население вовсе не 1, 5 миллиарда, как в Китае?
Да, ему сейчас очень тяжело. Но у него было 13 лет и огромный рейтинг доверия, которым он распорядился не лучшим (скажем так) образом.
**************************************
Так вот, имеют ли право граждане страны не просить, а ТРЕБОВАТЬ от правительства соблюдения им, правительством, своих обязанностей должным образом – при том, что граждане свои обязанности перед государством выполняют исправно? Да, имеют. И более того, ОБЯЗАНЫ. Если они – действительно ГРАЖДАНЕ, патриоты своей страны, а не рядовые обыватели, идеал которых – личное благополучие, а там хоть трава не расти… таких тоже немало, может быть, даже большинство. Но есть старая поговорка: «Если вы не хотите заниматься политикой, то политики займутся вами и вас используют в своих интересах».
Помогать власти – не значит взахлеб восторгаться любыми её действиями. Реальная помощь в том, чтобы одобрять действия правильные и указывать на ошибки, предлагая методы их исправления. Предлагать членам правительства, явно не справляющимся со своими обязанностями, уходить в отставку, как это принято в других странах – и на Западе (Польша, Латвия, Франция), и на Юго-Востоке (Япония, Ю. Корея) или ТРЕБОВАТЬ их отставки.
Россия на переломе свой судьбы. Время уходит. Нельзя доводить ситуацию до предреволюционной: второй революции Россия просто не выдержит, развалится. Да и соседи (с запада и с востока) помогут, и не только соседи. Ведь уже открытым текстом государственные деятели, а конкретно незабвенная К. Райсс и не менее памятная нам М. Олбрайт (правда, неофициально) заявляли, что «…это несправедливо, что Россия одна владеет такой огромной территорией».
Надо думать – и помогать стране, искать реальных новых лидеров, а не радоваться недолгой (это точно!) стабильности, сидя на нефтегазовой игле.