-- : --
Зарегистрировано — 123 522Зрителей: 66 587
Авторов: 56 935
On-line — 13 363Зрителей: 2611
Авторов: 10752
Загружено работ — 2 125 273
«Неизвестный Гений»
Немецкие струны русской души
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
22 сентября ’2009 16:09
Просмотров: 27191
НЕМЕЦКИЕ СТРУНЫ РУССКОЙ ДУШИ
Бывают выборы и бывает Выбор
- Вы в качестве консультанта приглашены к нам, профессор? - спросил Берлиоз.
- Да, консультантом.
- Вы - немец? - осведомился Бездомный.
- Я-то?.. - переспросил профессор и вдруг
задумался. - Да, пожалуй, немец… - сказал он.
М.Булгаков. "Мастер и Маргарита"
Что представлял себе Михаил Булгаков, когда написал свое "…и вдруг задумался"? Почему булгаковский Воланд вдруг задумался, если до этого в разговоре с двумя писателями шутя водил их за нос, да и потом по ходу действия романа в тупик никогда не становился? Эта дьявольская задумчивость выглядит как-то подозрительно; как говорил один медвежонок: "Это жж-жж - неспроста." Но то был умный английский медвежонок и он точно знал почему неспроста. А здесь почему?
Начать с того, что слово "немец" - слово совершенно особое. В самом деле, француз живет во Франции, американец - в Америке, китаец - в Китае. Один лишь немец - в Германии. Вполне возможно (сдается мне так), "немец" - единственный исконно русский этноним для обозначения национальной принадлежности. Происходит он от русского корня "нем" - "немой", "немец" - некогда именно так сердобольно-добродушные тетки на московском торжище прозвали странно одетых чудаков - чужеземцев, ни бельмеса не понимающих на таком простом и понятном русском языке. Но вот ведь парадокс: по-русски не понимали не только эти чужеземцы, но и многие другие; а вот свое собственное, незаемное родное слово нашлось только для этих. Даже для евреев (вот действительно чертовщина!) не нашлось родного русского слова - "жид" всего лишь польская транскрипция немецкого "юде", т.е. еврей.. Это, знаете ли, как для родного всегда найдется ласково-шутливое или грубовато-серьезное словечко, так для чужака - только безразличное ко всему, кроме пола, обращение "мужчина -женщина".
Не знаю, насколько грешные мысли лезли в головы московских красавиц при виде немцев, но убежден - без последствий эти мысли не остались. Душа России - женская душа (можно считать общим местом без доказательств). Душа России всегда была между Востоком и Западом примерно как женщина между мужем и любовником. То есть тело отдано одному, душа - другому. Одного -любит, другого - просто уважает. К одному тянет как магнитом, от другого страшно оторваться - как в омут головой. Но иногда бывает - нужно выбирать. Бывают, в общем, Выборы с большой буквы. Этих Выборов, в конечном счете, бывает два - по числу как бы полярных альтернатив. То есть, если тысячу лет назад вместе с византийским христианством Россия выбрала Запад (несколько условно, поскольку формат учения все же был не латинский), семьсот лет назад вместе с формой централизованного московского государства и луковицами куполов храмов - Восток, то триста лет назад непостоянное женское сердце ее вновь склонилось… Или не склонилось? Или это всего лишь большевик №1 - Петр Первый - и последующие большевики силой всем навязали, а Россия вовсе и не хотела всего этого:
• Регулярная армия ("полки нового строя") и морской флот
• Высшее образование (Университет) и современная наука (Академия)
• Могучее бюрократическое государство (Империя царского и советского образцов)
• Индустрия западного типа (с почти поголовным раскрестьяниванием и пролетаризацией)
• Стили в искусстве (барокко, классика, модерн)
• Литература и философия (западники и как реакция на них - славянофилы).
И перечень этот далеко не полон - того, что получила Россия с Запада, в основном прямо от немцев. А вместо спасибо генералиссимус А.Суворов сочинил стихи для государя императора Павла I (по крови почти чистого немца, как и все российские императоры, начиная с Екатерины II):
"Букли не пушки,
Коса не тесак,
А я, Ваше Величество, не немец
А природный русак!"
И еще: "Русские прусских всегда бивали!" Ну да, бивали во время войн, а во время мира всегда бывали биты сами (в культурно-экономическом смысле). Россия выиграла у Германии войну и проиграла мир - известное выражение. Как бы ни храбрились русские воины, Россия - существо женского рода. И когда умолкали пушки, в сердце ее вновь и вновь ныла старая любовь к вчерашнему врагу, любовь тем более сильная, чем менее реализована она была на практике. Хотя и на практике получалось довольно неплохо в том смысле, что немецкие формы жизни и деятельности во множестве воспроизводились в жизни русской (обычно лет через сто):
• после книгоиздателя Иогана Гутенберга - "первопечатник" Иван Федоров
• после Лютера - патриарх Никон (религиозные реформаторы)
• после Лейбница - Ломоносов (универсальные гении)
• после Гете - Пушкин (реформаторы литературного языка)
• после Лессинга - Белинский (великие критики)
• после Моцарта - Чайковский (великие композиторы)
• после Маркса - русские марксисты и в некотором смысле весь советский народ.
То, что происходило с русским сознанием в эпоху Нового времени, Освальд Шпенглер назвал псевдоморфозой - случаем, когда "чужая старая культура настолько сильно довлеет над страной, что местной молодой культуре нечем дышать…". Он писал в 1922 году: "Вслед за московским периодом великих боярских родов и патриархов, когда старорусская партия вела постоянную борьбу с приверженцами западной культуры, после основания Петербурга (1703) наступает псевдоморфоза, которая втиснула примитивную русскую душу сначала в чуждые формы развитого барокко, затем эпохи Просвещения и, наконец, XIX века. Народ, чьим предназначением было еще на протяжении многих поколений жить без истории, был втиснут в искусственную и придуманную историю, дух которой не мог быть понят исконно русскими людьми. На просторах страны, не имевшей городов, заселенной крестьянством, разрослись, словно опухоли, города чуждого стиля. Они были насквозь неестественными и ложными. Так же призрачно и невероятно выглядели роскошные эллинские города среди арамейских деревень. Такими их видел Иисус в своей Галилее. Такое же ощущение, вероятно, было и у апостола Петра, когда он впервые увидел имперский Рим."
Далее, для уяснения двух главных российских духовных тенденций, Шпенглер сравнивает дух творчества Льва Толстого и творчества Достоевского. "Толстой - это прошлое России, а Достоевский - ее будущее. Толстой - это событие в европейской цивилизации. Он находится посередине между Петром Великим и большевизмом. Все они не видели русской земли. То, с чем они боролись, будет вновь признано посредством формы, в которой они это делали. Достоевского невозможно поставить рядом с кем-нибудь, разве что с апостолами раннего христианства. Для него нет никакой разницы между консервативным и революционным: и то, и другое - порождение Запада. Его душа выше всего социального. Достоевский живет уже в мире непосредственно предстоящего религиозного творчества. Христианство Толстого было недоразумением. Он говорил о Христе, а имел в виду Маркса. Христианство Достоевского принадлежит следующему тысячелетию." Отмечая неорганичность российской души, Шпенглер тем не менее верит в ее "особую форму жизни, собственную религию, собственную будущую историю." То, с чем боролись, будет вновь признано… Да послужит его вера утешением всем скорбящим !
Думаю, дух немецкого и русского народов Нового времени соотносятся между собой и с духом этой исторической эпохи так же, как дух греческого и римского народов соотносились между собой и с духом Античности. Древние греки в своей исторической судьбе точно уложились во временные и идейные рамки Античности - от Троянской войны и Гомера до закрытия платоновской Академии в Афинах и первых константинопольских патриархов. Греки - подлинные творцы и дети Античности, но вот сколько-нибудь длительного политического могущества они так и не имели. Римлян же многие считают искусными подражателями, тащившими по всему свету эллинскую культуру (правда, в мертвом виде - по другому ее не утащить). Зато политически римляне господствовали в западном мире полтысячи лет как минимум. Роли как бы поделились: греки глобально отвечали за культуру, римляне - за политику в античном мире. Духовный упадок римлян во времена Христа был предопределен истощением греческого гения; прекратилась греческая торговая и культурная экспансия, умерла религия. А затем рухнула Римская империя. Как в сказке про Кощея Бессмертного, что ли - Кощей сам по себе, а смерть его сама по себе.
Немцы в Новое время - это отдельная тема. Подобно грекам Античности, немцы - в наибольшей степени творцы и дети Нового времени. Начиная с Реформации (начало XVI века) - этого "первого акта буржуазной революции" (Ф.Энгельс) и заканчивая коммунистическим учением - этим свидетелем упадка западной "фаустовской" культуры (по О.Шпенглеру), немцы век за веком "пропустили" через себя все то содержание, которое мы в культурно-историческом смысле обозначаем понятием "Новое время". Участвовали на первых ролях во всех крупных и кровавых политических "мероприятиях" (Тридцатилетняя война, Семилетняя война, Наполеоновские войны, Первая и Вторая мировые войны). Добились выдающихся результатов в экономике, культуре, науке. Реформировали христианство (Лютер, Кальвин, Цвингли, Мюнцер). Вся вершина философии Нового времени - немецкая (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). В общем, народ этот был, без преувеличения, "барометром" эпохи. Возможно, немцы не имели столь значительной культурной монополии как греки в Античности - все же рядом творили итальянцы, англичане, французы, голландцы - но зато немцы все творчество соседей как бы аккумулировали - и … передавали на восток.
Кому передавали - вопрос совершенно излишний. Разумеется, духовным детям - русским. И русские это в глубине сердца своего всегда помнили и благоговейно чтили; недаром два раза совершенно бескровно вернули побежденным немцам их Берлин и часть страны (в 1760 и 1989 году); подписали сепаратный Брестский мир в 1918 году и договор о ненападении в 1939 году, еще в начале 1941 года гнали в Германию эшелоны с зерном. Бывает ли столько совпадений, вернее - не называется ли такое количество совпадений закономерностью?
Дьявол представился двоим русским - немцем, как римлянам он представился бы греком, а древним иудеям - египтянином. У всех свой собственный злой гений. Пока он в силе, мучает нас - жизнь продолжается; когда же он исчезает - наступает … нирвана? атараксия? гомеостазис? еще какая-нибудь дрянь? - дьявол ведает, а поскольку он исчезает, то и спросить не у кого.
И все-таки я верю примерно как в завтрашний день - в российский фашизм, например. Это же будет просто смешно - не воспроизвести столь заметное явление на родной отечественной почве. Это будет как свадьба без спиртного - некогда пытались такие учредить, да затея провалилась.
Н у да ничего, читатель. Возможно, не все так уж мрачно в нашей жизни; возможно, ученый немец Освальд Шпенглер много лет назад все-таки малость преувеличил насчет заката Европы. И зря назвал историю послепетровской России псевдоморфозой. "Немец сказал" - это же слова из зияющих глубин абсурдности нашего языка; как в старой песне про "бесколесный грузовик", который ехал "через горы напрямик". Там еще "немой глухому что-то крикнул, а безрукий взял свой дробовик" и все такое прочее. Ерунда это. Немцы врут все. Откуда я знаю? Да немец один по секрету сказал.
Бывают выборы и бывает Выбор
- Вы в качестве консультанта приглашены к нам, профессор? - спросил Берлиоз.
- Да, консультантом.
- Вы - немец? - осведомился Бездомный.
- Я-то?.. - переспросил профессор и вдруг
задумался. - Да, пожалуй, немец… - сказал он.
М.Булгаков. "Мастер и Маргарита"
Что представлял себе Михаил Булгаков, когда написал свое "…и вдруг задумался"? Почему булгаковский Воланд вдруг задумался, если до этого в разговоре с двумя писателями шутя водил их за нос, да и потом по ходу действия романа в тупик никогда не становился? Эта дьявольская задумчивость выглядит как-то подозрительно; как говорил один медвежонок: "Это жж-жж - неспроста." Но то был умный английский медвежонок и он точно знал почему неспроста. А здесь почему?
Начать с того, что слово "немец" - слово совершенно особое. В самом деле, француз живет во Франции, американец - в Америке, китаец - в Китае. Один лишь немец - в Германии. Вполне возможно (сдается мне так), "немец" - единственный исконно русский этноним для обозначения национальной принадлежности. Происходит он от русского корня "нем" - "немой", "немец" - некогда именно так сердобольно-добродушные тетки на московском торжище прозвали странно одетых чудаков - чужеземцев, ни бельмеса не понимающих на таком простом и понятном русском языке. Но вот ведь парадокс: по-русски не понимали не только эти чужеземцы, но и многие другие; а вот свое собственное, незаемное родное слово нашлось только для этих. Даже для евреев (вот действительно чертовщина!) не нашлось родного русского слова - "жид" всего лишь польская транскрипция немецкого "юде", т.е. еврей.. Это, знаете ли, как для родного всегда найдется ласково-шутливое или грубовато-серьезное словечко, так для чужака - только безразличное ко всему, кроме пола, обращение "мужчина -женщина".
Не знаю, насколько грешные мысли лезли в головы московских красавиц при виде немцев, но убежден - без последствий эти мысли не остались. Душа России - женская душа (можно считать общим местом без доказательств). Душа России всегда была между Востоком и Западом примерно как женщина между мужем и любовником. То есть тело отдано одному, душа - другому. Одного -любит, другого - просто уважает. К одному тянет как магнитом, от другого страшно оторваться - как в омут головой. Но иногда бывает - нужно выбирать. Бывают, в общем, Выборы с большой буквы. Этих Выборов, в конечном счете, бывает два - по числу как бы полярных альтернатив. То есть, если тысячу лет назад вместе с византийским христианством Россия выбрала Запад (несколько условно, поскольку формат учения все же был не латинский), семьсот лет назад вместе с формой централизованного московского государства и луковицами куполов храмов - Восток, то триста лет назад непостоянное женское сердце ее вновь склонилось… Или не склонилось? Или это всего лишь большевик №1 - Петр Первый - и последующие большевики силой всем навязали, а Россия вовсе и не хотела всего этого:
• Регулярная армия ("полки нового строя") и морской флот
• Высшее образование (Университет) и современная наука (Академия)
• Могучее бюрократическое государство (Империя царского и советского образцов)
• Индустрия западного типа (с почти поголовным раскрестьяниванием и пролетаризацией)
• Стили в искусстве (барокко, классика, модерн)
• Литература и философия (западники и как реакция на них - славянофилы).
И перечень этот далеко не полон - того, что получила Россия с Запада, в основном прямо от немцев. А вместо спасибо генералиссимус А.Суворов сочинил стихи для государя императора Павла I (по крови почти чистого немца, как и все российские императоры, начиная с Екатерины II):
"Букли не пушки,
Коса не тесак,
А я, Ваше Величество, не немец
А природный русак!"
И еще: "Русские прусских всегда бивали!" Ну да, бивали во время войн, а во время мира всегда бывали биты сами (в культурно-экономическом смысле). Россия выиграла у Германии войну и проиграла мир - известное выражение. Как бы ни храбрились русские воины, Россия - существо женского рода. И когда умолкали пушки, в сердце ее вновь и вновь ныла старая любовь к вчерашнему врагу, любовь тем более сильная, чем менее реализована она была на практике. Хотя и на практике получалось довольно неплохо в том смысле, что немецкие формы жизни и деятельности во множестве воспроизводились в жизни русской (обычно лет через сто):
• после книгоиздателя Иогана Гутенберга - "первопечатник" Иван Федоров
• после Лютера - патриарх Никон (религиозные реформаторы)
• после Лейбница - Ломоносов (универсальные гении)
• после Гете - Пушкин (реформаторы литературного языка)
• после Лессинга - Белинский (великие критики)
• после Моцарта - Чайковский (великие композиторы)
• после Маркса - русские марксисты и в некотором смысле весь советский народ.
То, что происходило с русским сознанием в эпоху Нового времени, Освальд Шпенглер назвал псевдоморфозой - случаем, когда "чужая старая культура настолько сильно довлеет над страной, что местной молодой культуре нечем дышать…". Он писал в 1922 году: "Вслед за московским периодом великих боярских родов и патриархов, когда старорусская партия вела постоянную борьбу с приверженцами западной культуры, после основания Петербурга (1703) наступает псевдоморфоза, которая втиснула примитивную русскую душу сначала в чуждые формы развитого барокко, затем эпохи Просвещения и, наконец, XIX века. Народ, чьим предназначением было еще на протяжении многих поколений жить без истории, был втиснут в искусственную и придуманную историю, дух которой не мог быть понят исконно русскими людьми. На просторах страны, не имевшей городов, заселенной крестьянством, разрослись, словно опухоли, города чуждого стиля. Они были насквозь неестественными и ложными. Так же призрачно и невероятно выглядели роскошные эллинские города среди арамейских деревень. Такими их видел Иисус в своей Галилее. Такое же ощущение, вероятно, было и у апостола Петра, когда он впервые увидел имперский Рим."
Далее, для уяснения двух главных российских духовных тенденций, Шпенглер сравнивает дух творчества Льва Толстого и творчества Достоевского. "Толстой - это прошлое России, а Достоевский - ее будущее. Толстой - это событие в европейской цивилизации. Он находится посередине между Петром Великим и большевизмом. Все они не видели русской земли. То, с чем они боролись, будет вновь признано посредством формы, в которой они это делали. Достоевского невозможно поставить рядом с кем-нибудь, разве что с апостолами раннего христианства. Для него нет никакой разницы между консервативным и революционным: и то, и другое - порождение Запада. Его душа выше всего социального. Достоевский живет уже в мире непосредственно предстоящего религиозного творчества. Христианство Толстого было недоразумением. Он говорил о Христе, а имел в виду Маркса. Христианство Достоевского принадлежит следующему тысячелетию." Отмечая неорганичность российской души, Шпенглер тем не менее верит в ее "особую форму жизни, собственную религию, собственную будущую историю." То, с чем боролись, будет вновь признано… Да послужит его вера утешением всем скорбящим !
Думаю, дух немецкого и русского народов Нового времени соотносятся между собой и с духом этой исторической эпохи так же, как дух греческого и римского народов соотносились между собой и с духом Античности. Древние греки в своей исторической судьбе точно уложились во временные и идейные рамки Античности - от Троянской войны и Гомера до закрытия платоновской Академии в Афинах и первых константинопольских патриархов. Греки - подлинные творцы и дети Античности, но вот сколько-нибудь длительного политического могущества они так и не имели. Римлян же многие считают искусными подражателями, тащившими по всему свету эллинскую культуру (правда, в мертвом виде - по другому ее не утащить). Зато политически римляне господствовали в западном мире полтысячи лет как минимум. Роли как бы поделились: греки глобально отвечали за культуру, римляне - за политику в античном мире. Духовный упадок римлян во времена Христа был предопределен истощением греческого гения; прекратилась греческая торговая и культурная экспансия, умерла религия. А затем рухнула Римская империя. Как в сказке про Кощея Бессмертного, что ли - Кощей сам по себе, а смерть его сама по себе.
Немцы в Новое время - это отдельная тема. Подобно грекам Античности, немцы - в наибольшей степени творцы и дети Нового времени. Начиная с Реформации (начало XVI века) - этого "первого акта буржуазной революции" (Ф.Энгельс) и заканчивая коммунистическим учением - этим свидетелем упадка западной "фаустовской" культуры (по О.Шпенглеру), немцы век за веком "пропустили" через себя все то содержание, которое мы в культурно-историческом смысле обозначаем понятием "Новое время". Участвовали на первых ролях во всех крупных и кровавых политических "мероприятиях" (Тридцатилетняя война, Семилетняя война, Наполеоновские войны, Первая и Вторая мировые войны). Добились выдающихся результатов в экономике, культуре, науке. Реформировали христианство (Лютер, Кальвин, Цвингли, Мюнцер). Вся вершина философии Нового времени - немецкая (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). В общем, народ этот был, без преувеличения, "барометром" эпохи. Возможно, немцы не имели столь значительной культурной монополии как греки в Античности - все же рядом творили итальянцы, англичане, французы, голландцы - но зато немцы все творчество соседей как бы аккумулировали - и … передавали на восток.
Кому передавали - вопрос совершенно излишний. Разумеется, духовным детям - русским. И русские это в глубине сердца своего всегда помнили и благоговейно чтили; недаром два раза совершенно бескровно вернули побежденным немцам их Берлин и часть страны (в 1760 и 1989 году); подписали сепаратный Брестский мир в 1918 году и договор о ненападении в 1939 году, еще в начале 1941 года гнали в Германию эшелоны с зерном. Бывает ли столько совпадений, вернее - не называется ли такое количество совпадений закономерностью?
Дьявол представился двоим русским - немцем, как римлянам он представился бы греком, а древним иудеям - египтянином. У всех свой собственный злой гений. Пока он в силе, мучает нас - жизнь продолжается; когда же он исчезает - наступает … нирвана? атараксия? гомеостазис? еще какая-нибудь дрянь? - дьявол ведает, а поскольку он исчезает, то и спросить не у кого.
И все-таки я верю примерно как в завтрашний день - в российский фашизм, например. Это же будет просто смешно - не воспроизвести столь заметное явление на родной отечественной почве. Это будет как свадьба без спиртного - некогда пытались такие учредить, да затея провалилась.
Н у да ничего, читатель. Возможно, не все так уж мрачно в нашей жизни; возможно, ученый немец Освальд Шпенглер много лет назад все-таки малость преувеличил насчет заката Европы. И зря назвал историю послепетровской России псевдоморфозой. "Немец сказал" - это же слова из зияющих глубин абсурдности нашего языка; как в старой песне про "бесколесный грузовик", который ехал "через горы напрямик". Там еще "немой глухому что-то крикнул, а безрукий взял свой дробовик" и все такое прочее. Ерунда это. Немцы врут все. Откуда я знаю? Да немец один по секрету сказал.
Голосование:
Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 20 февраля ’2010 14:01
Очень интересно! Надо осмысливать! Успехов Вам!
|
Sir-Andrey13
|
Оставлен: 21 февраля ’2010 12:33
Замечательно написано! Прочёл Ваше эссе на одном дыхании: язык, ироничность высказываний и, главное - глубокие, нестандартные мысли о сути "русской души", которая мечется между востоком и западом... С некоторыми положениями трудно согласиться. Да это и не обязательно. Однако - удовольствие получил большое. Спасибо
Лео |
Leo3
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор