Читаю статью Виктора Борзенко «Творческая ссылка. Театр Юрия Завадского в Ростове-на-Дону» («Наше наследие», http://www.nasledie-rus.ru/red_port/theatre_rostov.php)1.
И в разделе о празднование столетнего юбилея со дня смерти А.С. Пушкина натыкаюсь на такой фрагмент: «При этом столетие со дня смерти подавалось не как трагическая дата, а как всенародный праздник советских людей. В числе множества мероприятий в феврале 1937 года прошло заседание и в Ленинграде, где среди выступавших был академик В.Л. Комаров, сказавший с трибуны: «И прав поэт Безыменский, когда он цитату из Пушкина превращает в боевой клич нашего времени:
Да здравствует Ленин!
Да здравствует Сталин!
Да здравствует солнце,
Да скроется тьма!»
Никого не осуждая, я все пытаюсь понять их – советских людей 20-30 годов ХХ века - родившихся до революции. Когда они были искренни в своих словах и делах, а когда приспосабливались к «текущему моменту», «колеблясь вместе с генеральной линии партии»?
А. Безыменский для меня более или менее понятен – достаточно посмотреть на фрагменты его биографии этого периода (20-30 годы)2 и вспомнить, что он был одним из самых яростных гонителей М.А. Булгакова.
«Активный деятель комсомольского движения; избирался в ЦК РКСМ 1-го созыва, был делегатом съездов комсомола. На VII съезде ВЛКСМ был избран почётным комсомольцем. Печататься начал в 1918 году; в 1920-х годах — популярный комсомольский поэт. В начале 1924 года стал одним из авторов заявления в поддержку «Нового курса» Льва Троцкого; позже присоединился к хору обличителей «троцкизма».
В 1922 году Безыменский был одним из основателей литературных групп «Молодая гвардия» и «Октябрь». Участник РАПП (1923—1926), группы «Литфронт» (1930). В 1920—1930 годы тираж книг Безыменского составил один миллион экземпляров, но уже в 1930-х годах его популярность снизилась. По оценке Вольфганга Казака, Безыменский «писал тенденциозные стихи на злобу дня, всегда отвечавшие партийной линии и наполненные радостным оптимизмом. В результате это — не более чем рифмованная журналистика.
Со многими собратьями по перу Безыменского связывали далеко не дружеские отношения; он был одним из самых яростных критиков М. А. Булгакова, и существует версия, что именно Безыменский был прототипом Ивана Бездомного в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Критиковал Безыменский и Бориса Пастернака в связи с романом «Доктор Живаго» и в 1958 году призывал выслать автора из страны».
Ну что же и такое бывает – был троцкистом и вовремя присоединился к «хору обличителей», был активным рапповцем – и уцелел после ликвидации РАПП и физического уничтожения его литературных вождей, клеймил Булгакова и Пастернака… и этим тоже оставил свой след в отечественной литературе.
На могиле Пушкина в Святогорском монастыре в юбилейные дни состоялся пятитысячный митинг. «Поэт Безыменский записал в книге для гостей: «То, что было сегодня – грандиозный праздник советской культуры. Имя ей – ленинизм, сердце и знамя ее – Сталин».
Совершенно иного масштаба фигура академика В.Л. Комарова – интеллектуал, настоящий ученый дореволюционной школы. Вот только несколько строк из его биографии: «Владимир Леонтьевич Комаров (1869-1945) - русский советский ботаник и географ, педагог и общественный деятель. Член-корреспондент Академии наук (1914), действительный член (1920), вице-президент (1930-1936) и президент (1936-1945) Академии наук СССР, организатор многочисленных филиалов, ботанических садов и баз Академии наук».3
Его многочисленные награды были получены за реальные научные достижения. Авторитет В.Л. Комарова в научных кругах был подлинным, «не дутым», заработанным в многочисленных и многолетних научных экспедициях. «В 1914 Императорская Академия наук избрала Комарова членом-корреспондентом «по разряду биологических наук». Осенью 1920 года Российская академия наук объявила конкурс на замещение вакантного места академика по кафедре ботаники. По результатам опроса среди ботаников прошла кандидатура Комарова, он был избран действительным членом Академии. В 1929 году Комаров был избран академиком-секретарём отделения физико-математических наук Академии, в 1930-м — президентом Всесоюзного ботанического общества. По инициативе и под главным редакторством Комарова создан тридцатитомный труд «Флора СССР» (первый том издан в 1934 году)».3
Ничего не могу сказать об обстоятельствах и причинах его выбора Президентом Академии СССР в 1936 году – нет у меня никакой информации по этому вопросу.
Но мог ли этот человек искренне говорить, что «прав поэт Безыменский, когда он цитату из Пушкина превращает в боевой клич нашего времени:
Да здравствует Ленин!
Да здравствует Сталин!
Да здравствует солнце,
Да скроется тьма!»?
Не уверен в его искренности относительно этой фразы, но уже без удивления прочитал, что В.Л. Комаров «в январе 1937 года вместе с группой советских учёных подписал открытое письмо с требованием «беспощадной расправы с подлыми предателями» — Троцким, Бухариным, Рыковым и Углановым».3
Наверное, он уже и не мог поступить по-иному – как говорится «положение обязывало» и Президент Академии наук СССР в 1937-м должен был «подписывать письма»…
Какими разными они были – советские люди 20-30-х годов ХХ века…