-- : --
Зарегистрировано — 123 522Зрителей: 66 587
Авторов: 56 935
On-line — 17 257Зрителей: 3375
Авторов: 13882
Загружено работ — 2 125 323
«Неизвестный Гений»
МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
11 июня ’2010 14:06
Просмотров: 28238
Чем меньше звезд на небе,
тем лучше для чертей.
Чёрт.
МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Современное состояние педагогической мысли характеризуется принципиальными разногласиями по вопросу о месте, роли и перспективах университетского образования в нашем быстро меняющемся мире. Очевидно, что в условиях научно-технической революции, сопровождающейся радикальными преобразованиями всего уклада общественной жизни, сохранение университетами status quo невозможно, а реформа образования на всех его уровнях неизбежна. Вопрос лишь в том, какие именно университеты нужны современному обществу и нужны ли они вообще.
Суть проблемы заключается в том, что традиционное высшее образование, ориентированное на подготовку специалистов в той или иной профессиональной области, оказалось слишком инертным в новых условиях. Парадигма «образование раз и навсегда», еще недавно, казалось бы, не имевшая альтернативы, отказывается служить: полученные в вузе знания, умения и навыки устаревают в течение считанных лет, а их обладатели безнадежно отстают от жизни. Либо, подобно Красной королеве из знаменитой кэрроловской сказки, «вынуждены бежать со всех ног, чтобы остаться на том же месте», т.е. периодически проходить профессиональную переподготовку, чтобы сохранить свой общественный статус на прежнем уровне. Таким образом, буквально на наших глазах сформировалась и начала реализовываться новая парадигма образования – «образование в течение всей жизни».
В этих условиях возникает резонный вопрос – а кому оно, собственно, нужно, университетское образование? Подготовка специалиста в лоне высшей школы требует определенного риска и долгосрочных инвестиций, которые едва ли окупятся за слишком короткое время его активной жизни. Не лучше ли перейти на систему краткосрочных курсов профессиональной переподготовки, оперативно реагирующую на экономические реалии и не столь обременительную для кармана? Таким образом, сама целесообразность существования высшей школы как социального института оказалась под большим сомнением.
Как ни странно, при обсуждении данного вопроса почему-то принято ограничиваться подходом к университету как фабрике специалистов – суть некоего товара, востребованного на рынке труда, будто этот сугубо рыночный меркантильно-прозаический аспект целиком исчерпывает весь смысл его – университета – существования. Между тем, высшая школа – это не только и не столько фабрика специалистов, «заточенных» под конкретную технологическую операцию. Гораздо существеннее представляется ее роль как питомника подлинной элиты общества, концентрирующей в себе интеллектуальный и культурный потенциал нации.
Уместно напомнить в этой связи, что интеллектуальный и культурный потенциал нации – это важнейший ресурс общественного развития, а интеллектуальная независимость – один из ключевых факторов национальной безопасности. Следовательно, в носителях университетской культуры нуждается общество в целом, а не отдельные отрасли экономики или сферы производства. У нас же почему-то смысл высшего образования сводится к удовлетворению личных потребностей и частного интереса. Эта тенденция уже находит выражение в специфической лексике: если раньше учебные заведения давали образование, то теперь они оказывают образовательные услуги.
Таким образом, миссия высшего образования вообще и университетского – в частности, далеко выходит за рамки подготовки специалистов в той или иной профессиональной области. Или, может быть, вообще остается за этими рамками? А почему бы и нет? Вузы готовят дорогих, но малочисленных интеллектуалов, содействующих приращению научного знания и развитию технологий (ученых много нам не надо – поди, не разоримся…), а средние специальные учебные заведения вкупе с краткосрочными курсами профессиональной переподготовки ускоренно штампуют специалистов для «практической жизни». Дешево и сердито… Но так ли это на самом деле?
Во-первых. Почему-то принято забывать, что научное мировоззрение, которое дают классические университеты, является высокоэффективным и универсальным инструментом, пригодным для освоения широкого спектра конкретных жизненных ситуаций. Носители университетской культуры, сильные и уважающие себя личности, характеризуются активной жизненной позицией, творческими устремлениями, высокой гибкостью и социальной лабильностью, что идет на пользу не только им самим, но и обществу в целом. Их высокая социальная адаптируемость и обучаемость позволяет быстро осваивать новые профессии и занимать в обществе места, достойные выпускников высшей школы (и при этом далеко не всегда по специальности!). Благодаря этому, они компенсируют пресловутую инертность системы подготовки узких специалистов и придают обществу необходимую лабильность и динамичность.
Во-вторых. А каковы должны быть контрольные цифры приема в высшие учебные заведения, чтобы обеспечить тот или иной штат ученых, насколько бы обоснованным он ни был? Нас ненавязчиво подталкивают к мысли, что выпускников вузов по соответствующим специальностям должно быть ровно столько, сколько имеется для них вакансий в научных учреждениях. Ну… Разве что чуть-чуть больше, имея в виду неизбежный отсев студентов во время обучения и отказ некоторых выпускников от научной карьеры в силу изменения интересов или под давлением жизненных обстоятельств.
В принципе, логично: зачем готовить дорогостоящие кадры, если они никому потом не нужны? А если задуматься? Прорыв на новые горизонты научного знания осуществляется, как правило, трудом выдающихся личностей и в этом смысле подобен рекордам в «Большом спорте». Данное обстоятельство предполагает тщательный подбор достойных кадров и, следовательно, массовый отсев заурядных претендентов, т.е. создание высокоэффективного селективного механизма, способного работать только при определенной избыточности «материала». Таким образом, без массовой подготовки ученых о научных достижениях придется забыть – вершины гор покоятся на широких основаниях. И не страшно, что далеко не все выпускники университетов пойдут в науку – как уже отмечалось, «…научное мировоззрение, которое дают классические университеты, является высокоэффективным и универсальным инструментом, пригодным для освоения широкого спектра конкретных жизненных ситуаций…» (см. выше).
Исходя из вышесказанного, следует признать, что университеты еще рано списывать на свалку истории. Миссия университета в современном мире не сводится к подготовке специалистов непосредственно для применения в «практической жизни», с чем вполне успешно справляются и другие учебные заведения. Эта миссия состоит, прежде всего, в воспитании подлинной элиты социума, концентрирующей в себе интеллектуальный и культурный потенциал нации – суть важнейший ресурс общественного развития.
тем лучше для чертей.
Чёрт.
МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Современное состояние педагогической мысли характеризуется принципиальными разногласиями по вопросу о месте, роли и перспективах университетского образования в нашем быстро меняющемся мире. Очевидно, что в условиях научно-технической революции, сопровождающейся радикальными преобразованиями всего уклада общественной жизни, сохранение университетами status quo невозможно, а реформа образования на всех его уровнях неизбежна. Вопрос лишь в том, какие именно университеты нужны современному обществу и нужны ли они вообще.
Суть проблемы заключается в том, что традиционное высшее образование, ориентированное на подготовку специалистов в той или иной профессиональной области, оказалось слишком инертным в новых условиях. Парадигма «образование раз и навсегда», еще недавно, казалось бы, не имевшая альтернативы, отказывается служить: полученные в вузе знания, умения и навыки устаревают в течение считанных лет, а их обладатели безнадежно отстают от жизни. Либо, подобно Красной королеве из знаменитой кэрроловской сказки, «вынуждены бежать со всех ног, чтобы остаться на том же месте», т.е. периодически проходить профессиональную переподготовку, чтобы сохранить свой общественный статус на прежнем уровне. Таким образом, буквально на наших глазах сформировалась и начала реализовываться новая парадигма образования – «образование в течение всей жизни».
В этих условиях возникает резонный вопрос – а кому оно, собственно, нужно, университетское образование? Подготовка специалиста в лоне высшей школы требует определенного риска и долгосрочных инвестиций, которые едва ли окупятся за слишком короткое время его активной жизни. Не лучше ли перейти на систему краткосрочных курсов профессиональной переподготовки, оперативно реагирующую на экономические реалии и не столь обременительную для кармана? Таким образом, сама целесообразность существования высшей школы как социального института оказалась под большим сомнением.
Как ни странно, при обсуждении данного вопроса почему-то принято ограничиваться подходом к университету как фабрике специалистов – суть некоего товара, востребованного на рынке труда, будто этот сугубо рыночный меркантильно-прозаический аспект целиком исчерпывает весь смысл его – университета – существования. Между тем, высшая школа – это не только и не столько фабрика специалистов, «заточенных» под конкретную технологическую операцию. Гораздо существеннее представляется ее роль как питомника подлинной элиты общества, концентрирующей в себе интеллектуальный и культурный потенциал нации.
Уместно напомнить в этой связи, что интеллектуальный и культурный потенциал нации – это важнейший ресурс общественного развития, а интеллектуальная независимость – один из ключевых факторов национальной безопасности. Следовательно, в носителях университетской культуры нуждается общество в целом, а не отдельные отрасли экономики или сферы производства. У нас же почему-то смысл высшего образования сводится к удовлетворению личных потребностей и частного интереса. Эта тенденция уже находит выражение в специфической лексике: если раньше учебные заведения давали образование, то теперь они оказывают образовательные услуги.
Таким образом, миссия высшего образования вообще и университетского – в частности, далеко выходит за рамки подготовки специалистов в той или иной профессиональной области. Или, может быть, вообще остается за этими рамками? А почему бы и нет? Вузы готовят дорогих, но малочисленных интеллектуалов, содействующих приращению научного знания и развитию технологий (ученых много нам не надо – поди, не разоримся…), а средние специальные учебные заведения вкупе с краткосрочными курсами профессиональной переподготовки ускоренно штампуют специалистов для «практической жизни». Дешево и сердито… Но так ли это на самом деле?
Во-первых. Почему-то принято забывать, что научное мировоззрение, которое дают классические университеты, является высокоэффективным и универсальным инструментом, пригодным для освоения широкого спектра конкретных жизненных ситуаций. Носители университетской культуры, сильные и уважающие себя личности, характеризуются активной жизненной позицией, творческими устремлениями, высокой гибкостью и социальной лабильностью, что идет на пользу не только им самим, но и обществу в целом. Их высокая социальная адаптируемость и обучаемость позволяет быстро осваивать новые профессии и занимать в обществе места, достойные выпускников высшей школы (и при этом далеко не всегда по специальности!). Благодаря этому, они компенсируют пресловутую инертность системы подготовки узких специалистов и придают обществу необходимую лабильность и динамичность.
Во-вторых. А каковы должны быть контрольные цифры приема в высшие учебные заведения, чтобы обеспечить тот или иной штат ученых, насколько бы обоснованным он ни был? Нас ненавязчиво подталкивают к мысли, что выпускников вузов по соответствующим специальностям должно быть ровно столько, сколько имеется для них вакансий в научных учреждениях. Ну… Разве что чуть-чуть больше, имея в виду неизбежный отсев студентов во время обучения и отказ некоторых выпускников от научной карьеры в силу изменения интересов или под давлением жизненных обстоятельств.
В принципе, логично: зачем готовить дорогостоящие кадры, если они никому потом не нужны? А если задуматься? Прорыв на новые горизонты научного знания осуществляется, как правило, трудом выдающихся личностей и в этом смысле подобен рекордам в «Большом спорте». Данное обстоятельство предполагает тщательный подбор достойных кадров и, следовательно, массовый отсев заурядных претендентов, т.е. создание высокоэффективного селективного механизма, способного работать только при определенной избыточности «материала». Таким образом, без массовой подготовки ученых о научных достижениях придется забыть – вершины гор покоятся на широких основаниях. И не страшно, что далеко не все выпускники университетов пойдут в науку – как уже отмечалось, «…научное мировоззрение, которое дают классические университеты, является высокоэффективным и универсальным инструментом, пригодным для освоения широкого спектра конкретных жизненных ситуаций…» (см. выше).
Исходя из вышесказанного, следует признать, что университеты еще рано списывать на свалку истории. Миссия университета в современном мире не сводится к подготовке специалистов непосредственно для применения в «практической жизни», с чем вполне успешно справляются и другие учебные заведения. Эта миссия состоит, прежде всего, в воспитании подлинной элиты социума, концентрирующей в себе интеллектуальный и культурный потенциал нации – суть важнейший ресурс общественного развития.
Голосование:
Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор
Творческих Вам успехов. Голосую. 10 баллов!