-- : --
Зарегистрировано — 123 481Зрителей: 66 559
Авторов: 56 922
On-line — 22 355Зрителей: 4412
Авторов: 17943
Загружено работ — 2 124 011
«Неизвестный Гений»
МИСТИК ГУРДЖИЕВ
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
04 февраля ’2013 01:34
Просмотров: 22143
Гурджиев был одним из главных мистических учителей XX века. Многие эзотерики наших дней уверяют, что он влиял не только на отдельных своих современников, но и в значительной степени на общественную и политическую жизнь целых стран и народов. Однако методы, которыми Гурджиев при этом пользовался так и остались до конца не изучены и не поняты даже его последователями.
О том, кто такой Георгий Гурджиев и откуда он взялся, ходило множество разнообразных слухов. А он сам не только не опровергал их, но напротив, пользовался любым удобным случаем, чтобы подпустить еще больше тумана. При этом он никогда не делал ставки на эти мистификации,а скорее практиковал стирание личной истории.Известно, что Гурджиев родился в 70-х годах XIX века в Карсе, позже семья переехала на новое местожительство в Александрополь (ныне город Гюмри, Армения). Мать – армянка, отец – грек.О своих детстве и юности Гурджиев написал в книге «Встречи с замечательными людьми». Подростком Гурджиев проявил интерес к сверхъестественным явлениям, загорелся желанием постичь их природу. С этой целью он много читал, общался с христианскими священниками, а потом отправился путешествовать. С 1890 по 1910 годы объездил Закавказье, Египет и Ближний Восток, Среднюю Азию, Индию, Тибет. Теолог Успенский в книге «В поисках чудесного» вспоминал: «О школах, о том, где он нашел знание, которым, без сомнения, обладал, он говорил мало и всегда как-то вскользь. Он упоминал тибетские монастыри, Читрал, гору Афон, школы суфиев в Персии, Бухаре и Восточном Туркестане, а также дервишей различных орденов; но обо всем этом говорилось очень неопределенно».
По разным сведениям, Гурджиев учился вместе со Сталиным в тифлисской духовной семинарии,продавал воробьев, крашенных под канареек, держал мастерскую по починке всего сломанного, работал рабочим на железной дороге в Турции,экскурсоводом в Египте и Иерусалиме, сборщиком податей у тибетских лам,торговал коврами, владел нефтяными скважинами и рыболовными судами. Всё, что зарабатывал, тратил на путешествия. «Я искал путь к истине. – напишет он позже. – Я хотел исследовать со всех сторон и понять точный смысл и цель жизни человека». Во время этих странствий Гурджиев освоил множество приемов гипноза, телепатии и прочих сверхъестественных фокусов, а также получил значительные познания в области йогических и суфийских техник. После серьезной болезни, вызванной пулевым ранением, Гурджиев принял решение «прекратить всякое применение исключительной силы». Тогда-то он и прибыл в Россию. Чтобы «любой ценой разрушить в людях склонность к внушаемости, которая заставляет их легко подпадать под влияние массового гипноза».Россия была разорвана войной и революцией. Гурджиев был неизвестным "человеком-тайной". Никто не знал о его происхождении и о том, почему он появился в Москве и в Санкт-Петербурге. Но кто бы ни входил в контакт с Гурджиевым, хотел за ним следовать в дальнейшем. Русское общество с начала Первой мировой войны было одержимо поисками объяснений тем нелепостям, что творились вокруг. Людям нужны были какие-то основания, почва, уверенность. Гурджиев с его учением о «Четвертом пути» явился вовремя.
По Гурджиеву, путь первый – это путь факира. Человека, который ради познания мира жертвует физическими благами: сидит в одной позе, не ест, носит вериги. В общем, умерщвляя плоть, постигает бога. Второй путь – путь монаха. Монах обуздывает сердце, эмоции. Третий путь – путь йогина, человека, который подвергает суровой дисциплине свой ум. Идущий же Четвертым путем – использует достоинства остальных трех. Сравнивая, обобщая и работая сразу во всех направлениях.
«Единственный путь для развития – создать борьбу внутри себя, – учил Гурджиев. – Схватка, борьба – вот основа развития. Когда нет борьбы, то ничего не происходит – человек остаётся машиной». Ловкий человек пользуется любой возможностью оставаться духовно бодрствующим и не подвергаться усыпляющему воздействию механических стереотипов.Основной метод Гурджиева в деле пробуждения учеников был таков: нужно спровоцировать у собеседника чувство внутреннего дискомфорта. Добиться отчетливо неприятного впечатления, столкнуть реальность и ожидания. «Наступать на самые чувствительные мозоли каждого, с кем я встречусь», - так он сформулировал свое кредо.Поскольку Гурджиев обладал при этом сильнейшей харизмой, ученики впадали от учителя в психологическую зависимость и иногда – в состояние просветленного экстаза. «Вы приехали сюда, - говорил Гурджиев, принимая учеников, - бороться с собой и только с собой». И устраивал им ситуации борьбы. Сталкивал членов группы друг с другом и провоцировал в учениках внутренние конфликты. Например, человек, боявшийся крови, получал от Гурджиева задание резать животных для еды.
В принципе, то, что делал Гурджиев с учениками, это универсальный метод лечения различных болезней. А именно – создание управляемого кризиса. Этим средством пользуется, например, экзорцист: изгоняя беса, для начала вызывает его, провоцирует его проявление в пациенте. После того, как «бес» вызван, пациента начинает ломать и в этот момент уже можно работатьс пациентом. Так было в Средние века, и, по сути, тем же методом пользуются современные психоаналитики: искусственно провоцируют психическое обострение и в условиях этого управляемого кризиса пытаются перестроить больную психику. Согласно Гурджиеву точно так же можно вызывать и использовать социально-политические кризисы. И он, набрав достаточно последователей, начал этим заниматься. Гурджиев окружил себя состоятельными и интеллигентными учениками, от которых требовал постоянно практиковать напряженные умственные и физические упражнения. В частности, строжайший распорядок дня, задающий всему происходящему четкий ритм, а главное – специальные и очень сложные движения.
Ученикам Гурджиев объяснял, что эти практики преследуют одну цель: включение самонаблюдения и самосознания ради того, чтобы пробудиться от сна механической жизни и понять свою истинную сущность.
В самый разгар мировой и гражданских войн, среди террора и многочисленных банд, в Ессентуках, незаметно от влияний планетарных пожаров и кровопролитий, шла интенсивная, кропотливая работа по созданию пробужденного сознания. Особенностью эзотерической школы является то, что она должна уметь извлекать "пользу" из любой ситуации. Гурджиев продемонстрировал своим ученикам не на словах, а на деле, что он умеет делать в самой безвыходной и критической, на первый взгляд, обстановке. Когда в Ессентуках появились красные, Гурджиев представил новым властям свою группу как ученых, разыскивающих местонахождение золота в горах Кавказа. Он предложил план: официально снарядить экспедицию для поиска и вывоза золота. Был собран реквизит из Минеральных Вод: лошади, телеги, спирт для научных нужд, провианты. Группа добралась до Сочи, откуда прибыла в Тифлис: у всех участников исторического "перехода" этот опыт стал чуть ли не самым ярким мистическим впечатлением и открытием "второго дыхания", преодолением своей механичности.Летом 1919 года Успенский получил письмо от Гурджиева, приглашающего его в Тифлис для работы в новом "Институте гармонического развития человека".
У Гурджиева были более серьезные задачи, и для их решения требовалась сосредоточенная работа в каком-нибудь более тихом и спокойном месте. Гурджиев перебирался за границу, в Константинополь и с помощью Успенского и других учеников постепенно собирал деньги. Летом 1922 года на эти деньги он приобрёл поместье Приоре под Парижем и открыл там Институт Гармонического Развития Человека.
Поместье включало 250 акров земли, замок XVII века и старый авиационный ангар, переоборудованный в студию танцев. На стене ангара была надпись: «Энергия, производимая сознательной работой, немедленно преобразуется для нового употребления. Энергия, производимая механически, теряется навсегда».
В Приоре съехались несколько десятков лучших учеников Гурджиева. Сюда же потянулась и французская богема, искавшая необычных приключений, а также русские эмигранты. Своим провокационным методам Гурджиев не изменил. Напротив, усугубил их: «Делай невозможное, затем сделай это дважды или занимайся сразу двумя несовместимыми занятиями». Экзальтированные дамы чистили морковку в темноте и мыли посуду в холодной воде, одновременно производя в голове сложные математические вычисления.Но главной практикой стали физические упражнения под музыку. Определенный набор движений, выполняемых в строгой последовательности и в четко заданном ритме.Смысл этих упражнений Гурджиев объяснял просто: выполняя их, ученики достигнут полного физического контроля над своим телом, изучат себя, научатся управлять собой, постепенно раскрывая в себе высшие формы сознания.Но сам Гурджиев явно преследовал другие цели. «Несомненно, у меня есть своя цель, – однажды сказал он Успенскому, – однако позвольте мне не говорить о ней. В данный момент моя цель не имеет для вас никакого значения, поскольку вам важно определить свою собственную цель. Учение само по себе не преследует никакой цели. Оно лишь может показать человеку наилучший путь для достижения любых целей, которые он захочет поставить для себя».
В декабре 1923 года на Елисейских Полях состоялось неслыханное представление. Среди разнообразных фокусов и магических демонстраций, были показаны и фрагменты будущего балета. Подобные представление давали и в самом Приоре. Каждую субботу сюда съезжались сливки парижского общества, а европейские газеты пестрели сенсационными статьями о «лесных философах», новом культе и чёрном маге, который поработил уважаемых людей и довел их до состояния «натренированных зомби или цирковых животных». Автоматизм и точность – вот два слова, составлявших основу зрительских впечатлений. Очевидно, этого и добивался Гурджиев: для осуществления задуманных им планов танцоры «Битвы магов» должны были выполнять свои движения с математической точностью…Сценарий балета прост, но важнее была геометрия движений,их последовательность и символизм.
О том, что танец – одна из самых действенных форм магического ритуала, пробуждающая и активизирующая тонкие энергии, известно с глубокой древности: правильно танцующий человек обретает сверхнормальные силы и может менять мир вокруг себя. В древней Индии, например, танец приравнивался к высшим формам йоги и считался актом творения, с помощью которого можно формировать новое пространство и новую ситуацию. Лукиан в своем трактате «О танце» сообщает, что танец возник «с происхождением первых начал вселенной», и что проявления первородной пляски можно найти в «хороводе звезд», «в сплетении блуждающих светил с неподвижными», «в мерном ладе их движений»… Магия, религия, математика, астрология – все это с самого начала было тесно переплетено с танцем и отражено в нем. Целенаправленная, осознанная работа группы людей над строгой последовательностью определенных движений может привести к соответствующим результатам в материальном мире. Такую практику, пользуясь терминами Карла Густава Юнга, можно назвать работой с архетипом как с базовым элементом коллективного бессознательного.Архетипы зафиксированы в мифологических сюжетах и символах, в том числе и древнейших, связанных с групповой практикой сакрального танца. Обычно психологи работают с архетипом на индивидуальном уровне. Но можно делать это и в применении к социуму. Карл Густав Юнг говорил: «Архетип иногда, как старое русло, по которому в какое-то время текла вода жизни, прорезая для себя глубокую протоку. Дольше она текла – глубже протока и больше вероятность того, что рано или поздно вода вернется. Индивидуумы в обществе и, в большей мере, в государстве могут управлять этой водой и регулировать ее наподобие канала».
В применении к Гурджиеву это означало, что он, используя зафиксированные в танце архетипические символы, занимался активацией психических сил, которые, по его замыслу, должны были проявиться в жизни общества и породить соответствующие эффекты. То, на что делал ставку Гурджиев в этих своих групповых танцевальных радениях, можно назвать «эффективностью символов», используемых в шаманских практиках.Гурджиев до мелочей понимал природу движений, которые использовал в своем балете. Это были движения из глубокой древности, из времен, когда появились первые мифы, легенды. Некоторые из этих древних архетипических движений - «эффективных символов», Гурджиев обнаружил в Тибете, кое-что взял у дервишей ордена мевлеви...
Летом 1921 года Гурджиев с группой учеников через Румынию и Венгрию прибыл в Германию, появляясь в предместьях Берлина. Здесь он якобы встретился с рядом последователей теософии и ариософии, которые мечтали о "сверхчеловеке". Есть легенда о том, что Гурджиев давал уроки гипноза будущему "фюреру Третьего Рейха" Адольфу Шикльгруберу. Но все это непроверенные факты. Из работ Успенского и других учеников можно сделать однозначный вывод о том, как именно Гурджиев относился к таким людям, как Наполеон, Гитлер и вообще политикам, обуреваемым жаждой власти: он называл такую породу "хаснамус", человек без совести, безнадежный с точки зрения эволюции.
Говоря о связи между Гурджиевом и событиями Второй мировой войны,скорее всего, нужно иметь в виду гурджиевские танцы.
Возможно ставя балет «Битва магов», Гурджиев не только развивал духовные и физические способности своих учеников, но и осознанно шевелил определенные на тонком уровне некие силы, или, если выражаться терминами Юнга, работал с коллективным бессознательным, через постановку балета воздействуя на архетипы. И это метафизическое шевеление должно было незамедлительно выразиться в материальном мире. Как хороший социальный психотерапевт, он исполнял роль метафизического провокатора, экзорциста, изгоняющего бесов,раскачал основы мира (архетипы), чтобы спровоцировать кризис, пройдя через который человечество смогло бы оздоровиться.
В 1924 году главный ученик Гурджиева, знакомый нам Успенский порвал все связи с учителем. На вопрос о причинах разрыва он отвечал: «Мистер Гурджиев – человек экстраординарный, и его возможности превышают таковые каждого из нас. Но и он может ошибаться. Он сейчас переживает кризис, последствия которого невозможно предвидеть... Сейчас, в разгар битвы, находиться рядом с ним крайне опасно.Он может сойти с ума или навлечет на себя несчастье, в котором пострадают все окружающие».
Согласно одной из легенд в конце 30-х годов в Россию к Сталину приехал некий человек, который прошёл незамеченным в Кремль, в кабинет к Сталину.По одной из версий это был Гурджиев. Спустя некоторое время Гурджиев попал в автомобильную катастрофу. Возвращаясь из Парижа в Приоре, он не справился с управлением и на огромной скорости врезался в дерево.Вокруг этой версии до сих пор витает множество домыслов. Никто не верил, что с «Великим магом Гурджиевом» мог произойти несчастный случай.После аварии Гурджиев прожил еще 25 лет. Выкарабкавшись с того света и постепенно оправившись от катастрофы, он перешёл на другую ступень в иерархии мага - из практикующего мага превратился в писателя.Решив «посвятить все функции своего внутреннего мира одной цели – суметь изложить саму суть всего того материала, на который пролил свет для блага человечества, в какой-либо описательной форме», он пытался дать последовательное и систематическое изложение своего учения.Искусный человек, как считал Гурджиев, не позволяет своему прошлому стать будущим, он пытается капля за каплей отыскать в себе божественную искру, освобождаясь от груза ложных "я", сковывающих его движение подобно множеству лишних одежд. Гурджиев применял ряд правил для повышения уровня сознания человека:
1. Попытайся добраться до сути событий, от которых остальные люди отмахиваются, как от таинственных и загадочных.
2. Никогда не делай чего-то только потому, что это делают другие.
3. Никогда не думай так же, как думают другие.
4. Доверяй только собственному виденью мира, а не тому, как видят его другие, да и собственному мнению доверяй не очень надолго.
Гурджиев был тем, кто указал подступы к нахождению реального Пути к реальной Истине. Он обращал внимание на само-сотворение человеком самого себя: "Я никак не могу продвинуть вас дальше, я могу только создать условия, в которых вы сможете продвинуться".
Свидетельство о публикации №63582 от 4 февраля 2013 годаО том, кто такой Георгий Гурджиев и откуда он взялся, ходило множество разнообразных слухов. А он сам не только не опровергал их, но напротив, пользовался любым удобным случаем, чтобы подпустить еще больше тумана. При этом он никогда не делал ставки на эти мистификации,а скорее практиковал стирание личной истории.Известно, что Гурджиев родился в 70-х годах XIX века в Карсе, позже семья переехала на новое местожительство в Александрополь (ныне город Гюмри, Армения). Мать – армянка, отец – грек.О своих детстве и юности Гурджиев написал в книге «Встречи с замечательными людьми». Подростком Гурджиев проявил интерес к сверхъестественным явлениям, загорелся желанием постичь их природу. С этой целью он много читал, общался с христианскими священниками, а потом отправился путешествовать. С 1890 по 1910 годы объездил Закавказье, Египет и Ближний Восток, Среднюю Азию, Индию, Тибет. Теолог Успенский в книге «В поисках чудесного» вспоминал: «О школах, о том, где он нашел знание, которым, без сомнения, обладал, он говорил мало и всегда как-то вскользь. Он упоминал тибетские монастыри, Читрал, гору Афон, школы суфиев в Персии, Бухаре и Восточном Туркестане, а также дервишей различных орденов; но обо всем этом говорилось очень неопределенно».
По разным сведениям, Гурджиев учился вместе со Сталиным в тифлисской духовной семинарии,продавал воробьев, крашенных под канареек, держал мастерскую по починке всего сломанного, работал рабочим на железной дороге в Турции,экскурсоводом в Египте и Иерусалиме, сборщиком податей у тибетских лам,торговал коврами, владел нефтяными скважинами и рыболовными судами. Всё, что зарабатывал, тратил на путешествия. «Я искал путь к истине. – напишет он позже. – Я хотел исследовать со всех сторон и понять точный смысл и цель жизни человека». Во время этих странствий Гурджиев освоил множество приемов гипноза, телепатии и прочих сверхъестественных фокусов, а также получил значительные познания в области йогических и суфийских техник. После серьезной болезни, вызванной пулевым ранением, Гурджиев принял решение «прекратить всякое применение исключительной силы». Тогда-то он и прибыл в Россию. Чтобы «любой ценой разрушить в людях склонность к внушаемости, которая заставляет их легко подпадать под влияние массового гипноза».Россия была разорвана войной и революцией. Гурджиев был неизвестным "человеком-тайной". Никто не знал о его происхождении и о том, почему он появился в Москве и в Санкт-Петербурге. Но кто бы ни входил в контакт с Гурджиевым, хотел за ним следовать в дальнейшем. Русское общество с начала Первой мировой войны было одержимо поисками объяснений тем нелепостям, что творились вокруг. Людям нужны были какие-то основания, почва, уверенность. Гурджиев с его учением о «Четвертом пути» явился вовремя.
По Гурджиеву, путь первый – это путь факира. Человека, который ради познания мира жертвует физическими благами: сидит в одной позе, не ест, носит вериги. В общем, умерщвляя плоть, постигает бога. Второй путь – путь монаха. Монах обуздывает сердце, эмоции. Третий путь – путь йогина, человека, который подвергает суровой дисциплине свой ум. Идущий же Четвертым путем – использует достоинства остальных трех. Сравнивая, обобщая и работая сразу во всех направлениях.
«Единственный путь для развития – создать борьбу внутри себя, – учил Гурджиев. – Схватка, борьба – вот основа развития. Когда нет борьбы, то ничего не происходит – человек остаётся машиной». Ловкий человек пользуется любой возможностью оставаться духовно бодрствующим и не подвергаться усыпляющему воздействию механических стереотипов.Основной метод Гурджиева в деле пробуждения учеников был таков: нужно спровоцировать у собеседника чувство внутреннего дискомфорта. Добиться отчетливо неприятного впечатления, столкнуть реальность и ожидания. «Наступать на самые чувствительные мозоли каждого, с кем я встречусь», - так он сформулировал свое кредо.Поскольку Гурджиев обладал при этом сильнейшей харизмой, ученики впадали от учителя в психологическую зависимость и иногда – в состояние просветленного экстаза. «Вы приехали сюда, - говорил Гурджиев, принимая учеников, - бороться с собой и только с собой». И устраивал им ситуации борьбы. Сталкивал членов группы друг с другом и провоцировал в учениках внутренние конфликты. Например, человек, боявшийся крови, получал от Гурджиева задание резать животных для еды.
В принципе, то, что делал Гурджиев с учениками, это универсальный метод лечения различных болезней. А именно – создание управляемого кризиса. Этим средством пользуется, например, экзорцист: изгоняя беса, для начала вызывает его, провоцирует его проявление в пациенте. После того, как «бес» вызван, пациента начинает ломать и в этот момент уже можно работатьс пациентом. Так было в Средние века, и, по сути, тем же методом пользуются современные психоаналитики: искусственно провоцируют психическое обострение и в условиях этого управляемого кризиса пытаются перестроить больную психику. Согласно Гурджиеву точно так же можно вызывать и использовать социально-политические кризисы. И он, набрав достаточно последователей, начал этим заниматься. Гурджиев окружил себя состоятельными и интеллигентными учениками, от которых требовал постоянно практиковать напряженные умственные и физические упражнения. В частности, строжайший распорядок дня, задающий всему происходящему четкий ритм, а главное – специальные и очень сложные движения.
Ученикам Гурджиев объяснял, что эти практики преследуют одну цель: включение самонаблюдения и самосознания ради того, чтобы пробудиться от сна механической жизни и понять свою истинную сущность.
В самый разгар мировой и гражданских войн, среди террора и многочисленных банд, в Ессентуках, незаметно от влияний планетарных пожаров и кровопролитий, шла интенсивная, кропотливая работа по созданию пробужденного сознания. Особенностью эзотерической школы является то, что она должна уметь извлекать "пользу" из любой ситуации. Гурджиев продемонстрировал своим ученикам не на словах, а на деле, что он умеет делать в самой безвыходной и критической, на первый взгляд, обстановке. Когда в Ессентуках появились красные, Гурджиев представил новым властям свою группу как ученых, разыскивающих местонахождение золота в горах Кавказа. Он предложил план: официально снарядить экспедицию для поиска и вывоза золота. Был собран реквизит из Минеральных Вод: лошади, телеги, спирт для научных нужд, провианты. Группа добралась до Сочи, откуда прибыла в Тифлис: у всех участников исторического "перехода" этот опыт стал чуть ли не самым ярким мистическим впечатлением и открытием "второго дыхания", преодолением своей механичности.Летом 1919 года Успенский получил письмо от Гурджиева, приглашающего его в Тифлис для работы в новом "Институте гармонического развития человека".
У Гурджиева были более серьезные задачи, и для их решения требовалась сосредоточенная работа в каком-нибудь более тихом и спокойном месте. Гурджиев перебирался за границу, в Константинополь и с помощью Успенского и других учеников постепенно собирал деньги. Летом 1922 года на эти деньги он приобрёл поместье Приоре под Парижем и открыл там Институт Гармонического Развития Человека.
Поместье включало 250 акров земли, замок XVII века и старый авиационный ангар, переоборудованный в студию танцев. На стене ангара была надпись: «Энергия, производимая сознательной работой, немедленно преобразуется для нового употребления. Энергия, производимая механически, теряется навсегда».
В Приоре съехались несколько десятков лучших учеников Гурджиева. Сюда же потянулась и французская богема, искавшая необычных приключений, а также русские эмигранты. Своим провокационным методам Гурджиев не изменил. Напротив, усугубил их: «Делай невозможное, затем сделай это дважды или занимайся сразу двумя несовместимыми занятиями». Экзальтированные дамы чистили морковку в темноте и мыли посуду в холодной воде, одновременно производя в голове сложные математические вычисления.Но главной практикой стали физические упражнения под музыку. Определенный набор движений, выполняемых в строгой последовательности и в четко заданном ритме.Смысл этих упражнений Гурджиев объяснял просто: выполняя их, ученики достигнут полного физического контроля над своим телом, изучат себя, научатся управлять собой, постепенно раскрывая в себе высшие формы сознания.Но сам Гурджиев явно преследовал другие цели. «Несомненно, у меня есть своя цель, – однажды сказал он Успенскому, – однако позвольте мне не говорить о ней. В данный момент моя цель не имеет для вас никакого значения, поскольку вам важно определить свою собственную цель. Учение само по себе не преследует никакой цели. Оно лишь может показать человеку наилучший путь для достижения любых целей, которые он захочет поставить для себя».
В декабре 1923 года на Елисейских Полях состоялось неслыханное представление. Среди разнообразных фокусов и магических демонстраций, были показаны и фрагменты будущего балета. Подобные представление давали и в самом Приоре. Каждую субботу сюда съезжались сливки парижского общества, а европейские газеты пестрели сенсационными статьями о «лесных философах», новом культе и чёрном маге, который поработил уважаемых людей и довел их до состояния «натренированных зомби или цирковых животных». Автоматизм и точность – вот два слова, составлявших основу зрительских впечатлений. Очевидно, этого и добивался Гурджиев: для осуществления задуманных им планов танцоры «Битвы магов» должны были выполнять свои движения с математической точностью…Сценарий балета прост, но важнее была геометрия движений,их последовательность и символизм.
О том, что танец – одна из самых действенных форм магического ритуала, пробуждающая и активизирующая тонкие энергии, известно с глубокой древности: правильно танцующий человек обретает сверхнормальные силы и может менять мир вокруг себя. В древней Индии, например, танец приравнивался к высшим формам йоги и считался актом творения, с помощью которого можно формировать новое пространство и новую ситуацию. Лукиан в своем трактате «О танце» сообщает, что танец возник «с происхождением первых начал вселенной», и что проявления первородной пляски можно найти в «хороводе звезд», «в сплетении блуждающих светил с неподвижными», «в мерном ладе их движений»… Магия, религия, математика, астрология – все это с самого начала было тесно переплетено с танцем и отражено в нем. Целенаправленная, осознанная работа группы людей над строгой последовательностью определенных движений может привести к соответствующим результатам в материальном мире. Такую практику, пользуясь терминами Карла Густава Юнга, можно назвать работой с архетипом как с базовым элементом коллективного бессознательного.Архетипы зафиксированы в мифологических сюжетах и символах, в том числе и древнейших, связанных с групповой практикой сакрального танца. Обычно психологи работают с архетипом на индивидуальном уровне. Но можно делать это и в применении к социуму. Карл Густав Юнг говорил: «Архетип иногда, как старое русло, по которому в какое-то время текла вода жизни, прорезая для себя глубокую протоку. Дольше она текла – глубже протока и больше вероятность того, что рано или поздно вода вернется. Индивидуумы в обществе и, в большей мере, в государстве могут управлять этой водой и регулировать ее наподобие канала».
В применении к Гурджиеву это означало, что он, используя зафиксированные в танце архетипические символы, занимался активацией психических сил, которые, по его замыслу, должны были проявиться в жизни общества и породить соответствующие эффекты. То, на что делал ставку Гурджиев в этих своих групповых танцевальных радениях, можно назвать «эффективностью символов», используемых в шаманских практиках.Гурджиев до мелочей понимал природу движений, которые использовал в своем балете. Это были движения из глубокой древности, из времен, когда появились первые мифы, легенды. Некоторые из этих древних архетипических движений - «эффективных символов», Гурджиев обнаружил в Тибете, кое-что взял у дервишей ордена мевлеви...
Летом 1921 года Гурджиев с группой учеников через Румынию и Венгрию прибыл в Германию, появляясь в предместьях Берлина. Здесь он якобы встретился с рядом последователей теософии и ариософии, которые мечтали о "сверхчеловеке". Есть легенда о том, что Гурджиев давал уроки гипноза будущему "фюреру Третьего Рейха" Адольфу Шикльгруберу. Но все это непроверенные факты. Из работ Успенского и других учеников можно сделать однозначный вывод о том, как именно Гурджиев относился к таким людям, как Наполеон, Гитлер и вообще политикам, обуреваемым жаждой власти: он называл такую породу "хаснамус", человек без совести, безнадежный с точки зрения эволюции.
Говоря о связи между Гурджиевом и событиями Второй мировой войны,скорее всего, нужно иметь в виду гурджиевские танцы.
Возможно ставя балет «Битва магов», Гурджиев не только развивал духовные и физические способности своих учеников, но и осознанно шевелил определенные на тонком уровне некие силы, или, если выражаться терминами Юнга, работал с коллективным бессознательным, через постановку балета воздействуя на архетипы. И это метафизическое шевеление должно было незамедлительно выразиться в материальном мире. Как хороший социальный психотерапевт, он исполнял роль метафизического провокатора, экзорциста, изгоняющего бесов,раскачал основы мира (архетипы), чтобы спровоцировать кризис, пройдя через который человечество смогло бы оздоровиться.
В 1924 году главный ученик Гурджиева, знакомый нам Успенский порвал все связи с учителем. На вопрос о причинах разрыва он отвечал: «Мистер Гурджиев – человек экстраординарный, и его возможности превышают таковые каждого из нас. Но и он может ошибаться. Он сейчас переживает кризис, последствия которого невозможно предвидеть... Сейчас, в разгар битвы, находиться рядом с ним крайне опасно.Он может сойти с ума или навлечет на себя несчастье, в котором пострадают все окружающие».
Согласно одной из легенд в конце 30-х годов в Россию к Сталину приехал некий человек, который прошёл незамеченным в Кремль, в кабинет к Сталину.По одной из версий это был Гурджиев. Спустя некоторое время Гурджиев попал в автомобильную катастрофу. Возвращаясь из Парижа в Приоре, он не справился с управлением и на огромной скорости врезался в дерево.Вокруг этой версии до сих пор витает множество домыслов. Никто не верил, что с «Великим магом Гурджиевом» мог произойти несчастный случай.После аварии Гурджиев прожил еще 25 лет. Выкарабкавшись с того света и постепенно оправившись от катастрофы, он перешёл на другую ступень в иерархии мага - из практикующего мага превратился в писателя.Решив «посвятить все функции своего внутреннего мира одной цели – суметь изложить саму суть всего того материала, на который пролил свет для блага человечества, в какой-либо описательной форме», он пытался дать последовательное и систематическое изложение своего учения.Искусный человек, как считал Гурджиев, не позволяет своему прошлому стать будущим, он пытается капля за каплей отыскать в себе божественную искру, освобождаясь от груза ложных "я", сковывающих его движение подобно множеству лишних одежд. Гурджиев применял ряд правил для повышения уровня сознания человека:
1. Попытайся добраться до сути событий, от которых остальные люди отмахиваются, как от таинственных и загадочных.
2. Никогда не делай чего-то только потому, что это делают другие.
3. Никогда не думай так же, как думают другие.
4. Доверяй только собственному виденью мира, а не тому, как видят его другие, да и собственному мнению доверяй не очень надолго.
Гурджиев был тем, кто указал подступы к нахождению реального Пути к реальной Истине. Он обращал внимание на само-сотворение человеком самого себя: "Я никак не могу продвинуть вас дальше, я могу только создать условия, в которых вы сможете продвинуться".
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 22 февраля ’2013 11:30
Интересно и познавательно было почитать,немножко длинно.УДАЧИ в конкурсе!
|
raduzka41
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор
2) Сомнительно, соответствует ли тематики конкурса данная работа. Это не ужасы и мистика. Это какая-то псевдофилософия...
ЗЫ: аватарка, с каким-то Гогеном Солнцевым, просто ужасна. А встречают по одёжке, как известно.