Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
24 октября ’2024
15:42
Просмотров:
213
(быличка)
Сохранился рассказ некоей Н., проживающей близ Владимира. Она вспомнила, что рассказывала ей бабушка о ведьмах.
– Так то давно было, еще до революции. Бабуля моя малехонькая была, может, чего и напутала в этой истории. Не знаю. Но с ее слов у них в большом селе несколько женщин ворожбой занимались. Кто болезни лечил, а кто порчу насылал. Получается, делились они на белых и черных ведьм. К белым-то доверия больше было, а вот черных сторонились. Особенно одну из них, по имени бабка Зинаида.
Случился однажды в селе падеж скота. Ветеринар приезжал, говорил о какой-то там эпизоотии, да только не поверили сельчане мудреному слову. У нас ведь до сих пор некоторые считают, что во всем порча виновата, а что тогда было – можно только догадываться. Вот и обвинили колдуний в том, что наслали они порчу на коров. Но кто это сделал, ясности не было. Колдуньи как одна в голос утверждали, что нет на них вины. Не их рук дело, что коровы в муках гибнут.
Созвали сельский сход. Кто-то вспомнил, что бабка Зинаида ходила по селу, останавливалась возле дворов и шептала что-то себе под нос. Призвали колдунью к ответу. Понятно, что Зинаида обвинения опровергла – мол, все наветы ее завистников. У нее-то корова живехонькая в сарае стоит, а у соседки пала.
В те времена, рассказывала бабушка, существовал обычай заподозренных в колдовстве наказывать с помощью лошадиного хомута. Наденут хомут на шею несчастной, прогонят по всему селу и публично высекут. Худшего позора не было. Как правило, родня после этого не хотела иметь с несчастной ничего общего. Сколько женщин погубили таким образом, никто не считал. Вот и Зинаиду, несмотря на ее клятвенные заверения в отсутствии злого умысла, решено было подвергнуть страшной экзекуции.
Надели ей на шею хомут и погнали по селу. Народ зол был, кричали ей вслед: «Будь ты проклята, ведьма!» Молча вынесла Зинаида оскорбления, даже когда пороли ее, не произнесла ни звука. Ушла в свой дом и заперлась в нем. Несколько дней на глаза людям не показывалась.
После этого по селу слух прошел, что по ночам колдунья принимает образ черного коня и стучится копытом в ворота тех домов, жители которых прокляли ее во время страшной экзекуции. Некоторые из сельчан клятвенно заверяли, что самолично видели оборотня.
Замерло село в страхе. Уже и не рады были, что наказали Зинаиду. Находились и те, кто встали на ее сторону. Мол, без весомых доказательств подвергли человека экзекуции. Но большинство склонялось к мысли, что ведьма, которую раньше никто в оборотничестве не подозревал, теперь всеми доступными средствами будет мстить за свой позор.
Страх был столь велик, что досталось и другим женщинам, заподозренным в колдовстве. Стали их сторониться всем селом. Между тем, все большее число людей стало сталкиваться с оборотнем в виде черной лошади. Беда тому дому была, где под окнами слышали громкое ржание. Приметили – жди покойника. Измученные страхом жители села не знали, что и делать. В полицию не заявишь – засмеют. К священнику обратились. Тот только руками развел, посоветовал молитвы читать. На всякий случай молебен отслужил. Не помогло.
Тогда несколько мужиков по-своему решили расправиться с ненавистной колдуньей. Зная, что проживает одна-одинешенька, ворвались к ней в дом и избили до смерти. Когда обнаружили Зинаиду, она еще жива была. Видимо, не так-то легко умереть колдунье.
– Разберите потолок,– стонала, – выпустите мой дух наружу.
Знающие люди говорят, чтобы колдун смог спокойно уйти в мир иной, следует разобрать либо потолок, либо часть крыши. Разобрали, жалко стало на Зинаидины мученья смотреть. Она огляделась, словно впервые видела тех, кто ее окружал, выпал из сочившегося кровью рта чернильного цвета язык наружу, вздохнула протяжно и испустила дух.
И тут случилось непредвиденное. Раздалось за окном громкое ржание. Все выскочили из дома колдуньи, смотрят: стоит черный конь, глаза искры мечут, бьет о землю копытом.
– Дьявол! – раздались крики, – за бабкой Зинаидой пришел!
– Выходит, не была бабка оборотнем, для мести своим обидчикам с нечистой силой спозналась!
– Не надели бы на нее хомут, не накликали на себя беду в виде черной лошади!
Конь мотнул головой, фыркнул ноздрями и с ржанием умчался прочь. Как потом говорили в селе, унося на себе душу умершей колдуньи в ад.
Похоронили бабку Зинаиду скорехонько за церковной оградой без отпевания. Священник наотрез отказался. Прошло несколько лет, и уже мало кто помнил в селе, где место ее захоронения. Осел, сравнялся с землей могильный холмик. А вскоре стерлась и память о колдунье, которая призвала нечистую силу для мести своим обидчикам.
Вот такую историю про ведьм рассказала моя бабушка.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи