-- : --
Зарегистрировано — 123 970Зрителей: 67 024
Авторов: 56 946
On-line — 6 882Зрителей: 1338
Авторов: 5544
Загружено работ — 2 133 247
«Неизвестный Гений»
Кукла из волшебного сундучка
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
13 августа ’2024 14:08
Просмотров: 738
Канал «Республиканское радио» представляет программу «Домашнее чтение», где можно услышать литературные и драматургические произведения в озвучании профессиональных актёров Русского драматического театра Удмуртии. Рассказ Даниила Клеопова «Метафизика куклы» прозвучал в исполнении Анатолия Морозова, Ивана Слободчикова и Ольги Слободчиковой. Программа «Домашнее чтение» канала «Республиканское радио» продолжалась в конце 1990-х – начале 2000-х гг.
Возможно, в детстве мы все мечтали стать куклой и попасть в волшебный сундучок. Но это было детской мечтой. Когда мы становимся старше, мы слышим неоднозначные комментарии по поводу кукольных спектаклей. Возможно, что зрители открывают в них такой смысл, которого не было. Следующий вопрос, волнующий зрителя: почему реальный человек, становясь кукловодом, выводит на первый план куклу? Откуда появилось внимание к маленькому неодушевлённому предмету? Почему драматург поставил куклу в центр своих фантазий? Если вслушаться в юмор и отсылки кукольных спектаклей, это явно рассчитано не на детскую аудиторию. Зачем кукла стала нужна автору в качестве проводника его мыслей? Если в тексте сценария было намешано столько «взрослых» измышлений, почему было не сделать главного персонажа реальным человеком, и тогда всё встало бы на свои места. Тогда бы не возникало странных вопросов. А сейчас читатели и критики мучаются непониманием. Автор текста писал о своих философствованиях. При чём тут кукла? Русскоязычные читатели знают книгу про куклу наследника Тутти, где кукла и девочка меняются местами. Героиня итальянской комедии дель арте Коломбина известна и в образе куклы, и в образе реальной актрисы. Означает ли это, что реальные люди могут примерить на себя образ куклы – описывая сюжет о её приключениях, создавая спектакль, работая над метафизикой куклы, управляя куклой? И можно ли даже совершить обратный переход, когда реальный актёр играет роль куклы?
Что происходит, когда кукла и реальный человек вступают в диалог? Вернее, кем является реальный человек, вступающий в диалог с куклой? Можно сразу предположить, что это кукольный мастер или кукловод. Напрашивается ассоциация с распространённым сюжетом, когда кукловод дёргает куклу за ниточки и она совершает движения по его желанию. В сюжете истории Даниила Клеопова «Метафизика куклы» несколько другая ситуация. Главный герой оказывается на работе в театре, когда он сам не уверен, где найдёт себе место. Куклы в это время имеют постоянный дом в театре. Если главный герой стал кукольным мастером, куклы рождаются благодаря ему. Но до этого мастер пустил корни в уже существующем месте. Если бы не случилось театра, дальнейшая работа мастера была бы невозможна. Театр, где играют куклы, которые изготавливаются там же, кажется волшебным миром. Его не всегда описывают как место работы, место жительства, возможность социализироваться. Ещё одно предназначение театра кукол – мастерская. Мастер работает с деталями, из которых рождается кукла. Сочетание деталей в подобие человека уже само по себе превращается в спектакль. Или в тему для размышления и в сюжет.
Сравнивает ли создатель куклы и автор текста метафизику куклы с метафизикой человека? И подходит ли кукле и человеку одно и то же? Вспоминаются впечатления от игры с другой куклой – Барби. Мечтой реальных девочек стала изящная фигура, присущая Барби. Но параметры фигуры куклы не могли совпадать с фигурой человека. Красота Барби существует только в кукольном мире. Фигуре театральной куклы вряд ли стали бы подражать зрители. Мастер сразу же раскрывает, каким образом создаётся театральная кукла. Она двигается в результате того, что человек управляет механизмом. Вопрос о подражании кукольному строению и пластике становится не настолько актуальным.
Кукла из рассказа Даниила Клеопова, озвученного в программе «Домашнее чтение», выглядит как романтичное создание. Она сделана мастером, у куклы есть составные части. Да, сначала куклу создают по образу и подобию человека. Она даже приравнивается к ткацкому станку. Но в дальнейшем сама кукла способна творить деятельность, невидимую и неосязаемую, но меняющую мир. Кукла может видеть и создавать во многих спектаклях романтичную и нежную составляющую. Кроме этого, в них может быть много других деталей, связанных с мировоззрением режиссёров. Кто-то поднимает сложные темы, требующие философского размышления. Другой фиксирует факты, происходящие в режиме реального времени. Третий описывает историю места своего рождения и проживания. Во всех авторах есть разные стороны, все имеют собственный опыт. И аудитория запоминает каждый спектакль по-своему. Кукла может считать того или иного автора романтичным мечтателем, пребывающим в мире грёз. Другие поклонники его творчества назовут того же самого автора исследователем или журналистом. Каждый видит своё впечатление. И отдельный вопрос, согласится ли автор с таким впечатлением. Может быть, кукла неправильно воспринимает тех, кого видит рядом. В частности, кукла видит слишком романтический образ собеседника и воспринимает его таким. Может быть, у такого собеседника есть бытовые сложности. Кукла их не увидела, увидела только красивую оболочку. Но насколько она в этом виновата? Тогда можно сказать о том, что каждый видит свой образ кого-либо или чего-либо субъективным взглядом. Для куклы будет правильным то, что она разглядела. Для другого – то, что он видит. Кукла тоже имеет своё внутреннее устройство из дерева и металла. Но зрители видят только её очаровательный внешний образ. И часто обвиняют саму куклу в этом.
В реальном мире происходит очень много грязного, грубого, бытового. И кукла стала играть роли в спектакле, чтобы отвлечься от этого. Да, кукла направляет красивый сценарий сказки и принуждает кукловода подстраиваться под движения метафизики куклы. Теперь кукла становится ведущей. Но тот, кого кукла в первую очередь заставляет играть по красивому сценарию – это она сама. Кукла не хотела бы возвращаться в бытовую жизнь, из материалов которой её однажды сделали. В искусстве часто говорится о том, что нужно достигать высоких целей и не погружаться в рутину. Кукла следует этим правилам. Зачем тогда писать об этом в книгах, если бы высокие идеи были неправдой? Успех для куклы – становиться всё больше похожей на идеальный образ. Если вспомнить, как кукла надевает театральный костюм, под которым прячется её строение. Кукла выходит к зрителям в романтичном облике, созданном художником по костюмам. На самом деле она скрывает изъяны технического строения, над которым работал мастер. Но кукла не стала бы целенаправленно раскрывать свою метафизику. Если кукла принуждает кукловода соответствовать идеализированному образу, она и себя к этому принуждает.
Иногда кукла отделяется от кукловода и отправляется в собственный путь. Но не потому, что хотела стать чьей-то конкуренткой. Кукла мечтала сохранить свой игрушечный мир детства, чтобы тот, кто дал ей вдохновение, сам нечаянно его не разрушил. Кукла пыталась уберечь свою игру от тех, кто отказывается от неё, не думая о последствиях. Самый главный признак кукольного спектакля – когда он сыгран про нежность к кому-либо. Кукольный спектакль создаётся ради нежности, а не ради конкуренции и желания быть первым во всём. С тоской приходит понимание, что именно это главное в игре и спектаклях детства. А не успех и не статус. Да, выступающие в своё время были начинающими актёрами, робеющими перед теми, кто сидел в театральной комиссии. Неужели даже от этого можно отказаться ради успеха и признания? Не только реальный актёр примеряет на себя кукольную маску. Бывает так, что кукла начинает выполнять функцию реального человека и принимает решения, актуальные в реальном мире.
Кукла уходит в свой маленький камерный мир играть маленькие кукольные спектакли маленьким тихим голосом. Примечание к истории «Метафизика куклы»: всё вышеописанное говорится о тростевой кукле, строением которой больше возможностей управлять, и значит, рассказывать об этом. Кукла марионетка – слишком изящная, чтобы составлять о ней какое-либо устоявшееся мнение. Поэтому автор Даниил Клеопов не рассматривает биографию куклы на примере марионетки.
Возможно, в детстве мы все мечтали стать куклой и попасть в волшебный сундучок. Но это было детской мечтой. Когда мы становимся старше, мы слышим неоднозначные комментарии по поводу кукольных спектаклей. Возможно, что зрители открывают в них такой смысл, которого не было. Следующий вопрос, волнующий зрителя: почему реальный человек, становясь кукловодом, выводит на первый план куклу? Откуда появилось внимание к маленькому неодушевлённому предмету? Почему драматург поставил куклу в центр своих фантазий? Если вслушаться в юмор и отсылки кукольных спектаклей, это явно рассчитано не на детскую аудиторию. Зачем кукла стала нужна автору в качестве проводника его мыслей? Если в тексте сценария было намешано столько «взрослых» измышлений, почему было не сделать главного персонажа реальным человеком, и тогда всё встало бы на свои места. Тогда бы не возникало странных вопросов. А сейчас читатели и критики мучаются непониманием. Автор текста писал о своих философствованиях. При чём тут кукла? Русскоязычные читатели знают книгу про куклу наследника Тутти, где кукла и девочка меняются местами. Героиня итальянской комедии дель арте Коломбина известна и в образе куклы, и в образе реальной актрисы. Означает ли это, что реальные люди могут примерить на себя образ куклы – описывая сюжет о её приключениях, создавая спектакль, работая над метафизикой куклы, управляя куклой? И можно ли даже совершить обратный переход, когда реальный актёр играет роль куклы?
Что происходит, когда кукла и реальный человек вступают в диалог? Вернее, кем является реальный человек, вступающий в диалог с куклой? Можно сразу предположить, что это кукольный мастер или кукловод. Напрашивается ассоциация с распространённым сюжетом, когда кукловод дёргает куклу за ниточки и она совершает движения по его желанию. В сюжете истории Даниила Клеопова «Метафизика куклы» несколько другая ситуация. Главный герой оказывается на работе в театре, когда он сам не уверен, где найдёт себе место. Куклы в это время имеют постоянный дом в театре. Если главный герой стал кукольным мастером, куклы рождаются благодаря ему. Но до этого мастер пустил корни в уже существующем месте. Если бы не случилось театра, дальнейшая работа мастера была бы невозможна. Театр, где играют куклы, которые изготавливаются там же, кажется волшебным миром. Его не всегда описывают как место работы, место жительства, возможность социализироваться. Ещё одно предназначение театра кукол – мастерская. Мастер работает с деталями, из которых рождается кукла. Сочетание деталей в подобие человека уже само по себе превращается в спектакль. Или в тему для размышления и в сюжет.
Сравнивает ли создатель куклы и автор текста метафизику куклы с метафизикой человека? И подходит ли кукле и человеку одно и то же? Вспоминаются впечатления от игры с другой куклой – Барби. Мечтой реальных девочек стала изящная фигура, присущая Барби. Но параметры фигуры куклы не могли совпадать с фигурой человека. Красота Барби существует только в кукольном мире. Фигуре театральной куклы вряд ли стали бы подражать зрители. Мастер сразу же раскрывает, каким образом создаётся театральная кукла. Она двигается в результате того, что человек управляет механизмом. Вопрос о подражании кукольному строению и пластике становится не настолько актуальным.
Кукла из рассказа Даниила Клеопова, озвученного в программе «Домашнее чтение», выглядит как романтичное создание. Она сделана мастером, у куклы есть составные части. Да, сначала куклу создают по образу и подобию человека. Она даже приравнивается к ткацкому станку. Но в дальнейшем сама кукла способна творить деятельность, невидимую и неосязаемую, но меняющую мир. Кукла может видеть и создавать во многих спектаклях романтичную и нежную составляющую. Кроме этого, в них может быть много других деталей, связанных с мировоззрением режиссёров. Кто-то поднимает сложные темы, требующие философского размышления. Другой фиксирует факты, происходящие в режиме реального времени. Третий описывает историю места своего рождения и проживания. Во всех авторах есть разные стороны, все имеют собственный опыт. И аудитория запоминает каждый спектакль по-своему. Кукла может считать того или иного автора романтичным мечтателем, пребывающим в мире грёз. Другие поклонники его творчества назовут того же самого автора исследователем или журналистом. Каждый видит своё впечатление. И отдельный вопрос, согласится ли автор с таким впечатлением. Может быть, кукла неправильно воспринимает тех, кого видит рядом. В частности, кукла видит слишком романтический образ собеседника и воспринимает его таким. Может быть, у такого собеседника есть бытовые сложности. Кукла их не увидела, увидела только красивую оболочку. Но насколько она в этом виновата? Тогда можно сказать о том, что каждый видит свой образ кого-либо или чего-либо субъективным взглядом. Для куклы будет правильным то, что она разглядела. Для другого – то, что он видит. Кукла тоже имеет своё внутреннее устройство из дерева и металла. Но зрители видят только её очаровательный внешний образ. И часто обвиняют саму куклу в этом.
В реальном мире происходит очень много грязного, грубого, бытового. И кукла стала играть роли в спектакле, чтобы отвлечься от этого. Да, кукла направляет красивый сценарий сказки и принуждает кукловода подстраиваться под движения метафизики куклы. Теперь кукла становится ведущей. Но тот, кого кукла в первую очередь заставляет играть по красивому сценарию – это она сама. Кукла не хотела бы возвращаться в бытовую жизнь, из материалов которой её однажды сделали. В искусстве часто говорится о том, что нужно достигать высоких целей и не погружаться в рутину. Кукла следует этим правилам. Зачем тогда писать об этом в книгах, если бы высокие идеи были неправдой? Успех для куклы – становиться всё больше похожей на идеальный образ. Если вспомнить, как кукла надевает театральный костюм, под которым прячется её строение. Кукла выходит к зрителям в романтичном облике, созданном художником по костюмам. На самом деле она скрывает изъяны технического строения, над которым работал мастер. Но кукла не стала бы целенаправленно раскрывать свою метафизику. Если кукла принуждает кукловода соответствовать идеализированному образу, она и себя к этому принуждает.
Иногда кукла отделяется от кукловода и отправляется в собственный путь. Но не потому, что хотела стать чьей-то конкуренткой. Кукла мечтала сохранить свой игрушечный мир детства, чтобы тот, кто дал ей вдохновение, сам нечаянно его не разрушил. Кукла пыталась уберечь свою игру от тех, кто отказывается от неё, не думая о последствиях. Самый главный признак кукольного спектакля – когда он сыгран про нежность к кому-либо. Кукольный спектакль создаётся ради нежности, а не ради конкуренции и желания быть первым во всём. С тоской приходит понимание, что именно это главное в игре и спектаклях детства. А не успех и не статус. Да, выступающие в своё время были начинающими актёрами, робеющими перед теми, кто сидел в театральной комиссии. Неужели даже от этого можно отказаться ради успеха и признания? Не только реальный актёр примеряет на себя кукольную маску. Бывает так, что кукла начинает выполнять функцию реального человека и принимает решения, актуальные в реальном мире.
Кукла уходит в свой маленький камерный мир играть маленькие кукольные спектакли маленьким тихим голосом. Примечание к истории «Метафизика куклы»: всё вышеописанное говорится о тростевой кукле, строением которой больше возможностей управлять, и значит, рассказывать об этом. Кукла марионетка – слишком изящная, чтобы составлять о ней какое-либо устоявшееся мнение. Поэтому автор Даниил Клеопов не рассматривает биографию куклы на примере марионетки.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор