«Пока люди мечтают о путешествиях, сидя в кресле, кресло мечтает оставаться на месте» — писательница Энн Тайлер
…Переезжали в Авиньон с приключениями - отменили очередную теперь уже нашу, местную электричку и пришлось ждать на станции Авиньон - ТЖВ следующую…
Затем сели на эту электричку состоящую из двух вагонов и наконец добрались собственно до городского вокзала,
В конце концов, через три с небольшим часа езды и полутора часов ожидания пересадки, мы приехали в Авиньон, правда уже в сумерках. Разбираясь, по карте дошли до дома когда уже опустилась ночь, а мы совсем не знали как нам попасть в нашу съёмную квартиру - на звонки с мобильника хозяин не отвечает, на звонки в дом тоже никто не реагирует – что делать?!
Нам помогли открыть двери незнакомые прохожие, тоже туристы, подсказав, что надо набирать код рядом с дверью и тогда дверь откроется!
Наконец открыли тяжёлую входную дверь и кое-как разобрав наши чемоданы, вздохнули с облегчением, разглядывая нашу комнату с средневековыми потолками. Тут был и душ с ванной – что редкость в отелях, и кухня, а спальня наша размещалась наверху, на деревянном помосте, высотой метра в два, с узкой лестницей наверх. Это удобно, потому что кровать не занимает место на полу в небольшой комнатке.
Назавтра мы прочитали, что раньше в этом здании была капелла, построенная в тринадцатом веке, и здесь однажды вёл службу знаменитый, известный по роману Дюма «Три мушкетёра», кардинал Ришелье!
Попив чаю мы посмеиваясь легли спать - в такой обстановке мы последний раз ночевали в одном из крошечных номеров в японской мини гостинице, в Токио.
Утром, после завтрака пошли пешком в Папский дворец – чем и знаменит Авиньон!
Ниже я даю короткую справку об этом периоде в истории Римского Папства:
«Авиньо;нское плене;ние пап — период с 1309 до 1377 (отчасти до 1403) года, когда резиденция католических первосвященников, находилась не в Риме, а во французском Авиньоне. В 1309 году француз Климент V, ставший папой вскоре после поражения Бонифация VIII в конфликте с королём Франции Филиппом IV Красивым, переехал в Авиньон. Этот город, принадлежавший графам Прованса, папа Климент VI выкупил в 1348 году в собственность католической церкви. В Авиньоне под протекцией французской короны папы чувствовали себя в гораздо большей безопасности, нежели в Риме, сотрясаемом острыми конфликтами между партиями знати. К тому же Папское государство в центре Италии тогда фактически распалось…» Из Википедии
…Нас поразили прежде всего размеры дворца – и то, что он похож на крепость. Высота стен выше десяти метров, башни около двадцати, окна в стенах и сохранившиеся с средневековья бойницы. Внутри дворца большие залы и узкие переходы и я представил, как в те давние времена здесь была оживлённая, опасная жизнь, расцвеченная яркими цветами длинных одежд, золотом тиар и позолоченной мебели, а Папу всюду окружали кардиналы в пурпурных мантиях с тяжёлыми золотыми крестами на груди.
После долгого следования по этажам и залам, поднялись на смотровую площадку, откуда открывались виды на большую реку, на окрестные поселения с редкими большими средневековыми зданиями, черепичные крыши Авиньона и всюду – шпили церквей и кроме них ни одной безобразной современной высотки - Авиньон, это один из старейших городов Европы.
Тут много таких туристов как мы, за которыми скептически наблюдают многочисленные бездомные, часто пьяные к полудню и потому весёлые и разговорчивые. Они заметно отличаются от мрачных лондонских бездомных, может быть потому, что они - темпераментные французы.
«Папский дворец (фр. Palais des papes d'Avignon) — памятник истории и архитектуры в Авиньоне, Франция. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО и один из крупнейших дворцов в Европе. Место проведения ежегодного театрального фестиваля.
Авиньон стал резиденцией римских пап в 1309 году, когда гасконец Бертран де Гот, известный как папа Климент V, вскоре после поражения папы Бонифация VIII в конфликте с королём Франции Филиппом IV Красивым, переехал в Авиньон. Этот город, принадлежавший графам Прованса, папа Климент VI выкупил в 1348 году в свою собственность. В Авиньоне папы чувствовали себя в гораздо большей безопасности, чем в беспокойном Риме, где происходили острые конфликты между аристократическими родами. К тому же Папское государство в центре Италии тогда фактически распалось. Период нахождения глав католической церкви в этом городе (1309—1377) стал именоваться как «Авиньонское пленение пап».
Вид на Папский дворец
Один из фасадов дворца
План дворца 1914 года
Первые авиньонские Папы — Климент V и Иоанн XXII — жили при доминиканском монастыре, и лишь при Бенедикте XII (1334—1342) началась реконструкция старого епископского дворца, продолженная его преемниками. Папский дворец был выстроен на северной окраине города на холме со скалистыми склонами, откуда открывался вид на реку Рону. Сооружение состояло из двух частей — Старого и Нового дворцов. К моменту завершения строительства их общая площадь составляла 11 тыс. м;. При этом, на возведение Папского дворца шла большая часть доходов папства…» Из Википедии
…После выхода из дворца, гуляли по городу – почти все дома возрастом по двести – триста лет. Есть дома и дворцы поменьше папского, но которым уже под шестьсот лет!
Ещё одна достопримечательность Авиньона – Народный мост, который по средневековой легенде начал строить простой пастух Бенезе:
«Легенда рассказывает о маленьком пастушке Бенуа, который в возрасте 12 лет получил божественное знамение идти строить мост через Рону в Авиньоне. В последствии этот мальчик стал известен как Святой Бенезе.
Строительство моста началось в 1177 году и за 8 лет мост был построен. Изначально мост имел 22 арочных пролёта и длину 915 м. Он связывал между собой территории Франции и Папского государства, и был первой переправой для путешественников и торговцев, двигавшихся по реке со стороны моря…
В 1669 году после сильного наводнения на Роне осталось лишь четыре пролёта, которые мы и видим сегодня…»
…И так получилось, что мост оканчивается в реке, где на огороженной площадке постоянно толпятся туристы любуясь замечательным видом на мощные стены папского дворца и на шпиль древнего кафедрального собора скрытого стенами Дворца, но с видимой большой позолоченной статуей Девы Марии с Младенцем на шпиле!
В своё время на мосту была построена въездная укреплённая башня и капелла, посвящённая пастуху Бенезе!
Глядя на папский дворец с этого моста в Авиньоне, который больше похожий на непреступную крепость, еще раз убеждаюсь, что в Средние века вся Европа воевала, несмотря на «поголовное» христианство - все всех убивали, мучили, пытали! А чтобы в расплох не застали – строили замки и мощные каменные крепости, иногда высотой до двадцати метров!
14 марта, утром встали в семь часов утра, быстро позавтракали и с автостанции, которая находится рядом с вокзалом, поехали в Понт дю Гар, смотреть знаменитый римский акведук.
От остановки автобуса прошли пешком до турцентра и там, сначала пошли в музей. Здесь много экспозиционных материалов не только об римском акведуке, что само по себе очень интересно, но и рассказывается о жизни в Римской провинции Нарбонна, столицей которой был большой город Ним.
«Пон-дю-Гар (фр. Pont du Gard, букв. — «мост через Гар») — самый высокий сохранившийся древнеримский акведук. Перекинут через реку Гардон (прежде называемую Гар) во французском департаменте Гар близ Ремулана. Длина 275 метров...» высота 47 метров.
«Долгое время считалось, что Пон-дю-Гар был воздвигнут для снабжения водой города Нима по приказу Марка Випсания Агриппы, зятя императора Октавиана Августа (около 19 года до н. э.). Новейшие исследования свидетельствуют о том, что строительство велось в середине I века н. э. Строился он без применения извести и представлял собой составную часть 50-километрового водопровода, который вёл в Ним из Юзеса. Акведук трёхъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем — одиннадцать, в верхнем — тридцать пять. По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается.
Водопровод перестал действовать вскоре после падения Римской империи, однако сам акведук на протяжении столетий использовался в качестве моста для повозок. Для пропуска габаритных транспортных средств часть опор была выдолблена, что создавало угрозу обвала всего сооружения. В 1743–47 году неподалёку был построен современный мост, движение по Пон-дю-Гару было постепенно закрыто. В середине XIX века древний памятник по приказу Наполеона III отреставрирован…»
Акведук производит сильное впечатление ещё потому, что он хорошо сохранился и шагая по этой рукотворной громаде, можно представить себе, как вода текла по верхнему жёлобу, направляясь в Ним, где её использовали не только для еды, но и в римских банях, которые были в те времена своеобразным клубом и местом отдохновения – здесь были бассейны с горячей и холодной водой, спортивные залы и даже библиотека, где можно было расслабиться и почитать не выходя из бань!
Перейдя по акведуку на противоположный берег реки, поднялись на смотровую площадку откуда открывался замечательный вид на акведук и окрестности. Место не только красивое, но и удобное для жизни и это подтверждает большая пещера, с пологим потолком, в которой, в доисторические времена жили люди может быть несколько сотен лет. Нечто подобное я видел и в Крыму, где на таком пещерном козырьке сохранился чёрный цвет от кострового дыма – эти места служили пристанищем для многих поколений древних людей!
После осмотра акведука и окрестностей, сели на автобус и уехали в Ним – бывшую столицу Римской Нарбонны. Здесь, уже около двух тысяч лет стоит уже замечательный амфитеатр – место для соревнования атлетов, смертельных боёв гладиаторов и страшных человеческие жертвоприношений - здесь бросали на съедение диким хищникам первых христиан, считавшихся государственными преступниками!
Этот амфитеатр – один из самых сохранившихся в Европе - некогда вмещал 26 тысяч зрителей. Из справочного материала, мы узнали, что гладиаторами становились пленные и рабы, которые обучались в специальных школах урокам боёв и убийства, а потом становились своеобразными спортсменами – имена лучших из них знали почти все жители города!
Я думаю, что привычка к таким узаконенным зверским развлечениям, послужила одной из причин разрушения Римской империи. Но сегодня и на «цивилизованном» Западе развивается похожий вид спорта под именем «бои без правил», которые во многом становятся таким же зверским зрелищем, для социальных люмпенов. Возможно, что и европейская цивилизация тоже близка к своему завершению!
Но на меня, этот амфитеатр не произвёл большого впечатления, может быть потому, что совсем рядом шумео современный город и ещё потому, что не так давно, мы смотрели Римский Колизей, который действительно производит ошеломляющее впечатление!
Сам городок выглядит провинциально и от былого величия не осталось и следа. После полудня, вновь на автобусе, удобном и недорогом, возвратились в Авиньон. По дороге смотрели на розово-золотистый закат, а я представлял себе картину, когда римские граждане этой провинции, одетые в тоги, прохаживались по улицам городов, наблюдая точно такой же красивый закат!
Ночь и утро прошли как обычно, опасный спуск в темноте с нашего «насеста» в туалет и обратно, а утром, мюзли, овсяная каша и чай с плюшками. После завтрака пошли в Старый город. При виде громадных, величественно красивых, гулко пустых церквей с высоченными башнями колокольнями невольно подумалось, что и Европу рано или поздно ждёт участь Древнего Рима утонувшего в зверских развлечениях, разврате и безбожии. Уже сегодняшний Запад копирует ту, клонящуюся к закату римскую цивилизацию, ЛГБТ, узаконенная порнография, разврат, Гендерная неразбериха, узаконенные драки, в которых участвуют и женщины - думаю, что спасти от саморазрушения современную Европу будет очень трудно
Размышляя над этой проблемой пришёл к выводу, чтосегодня на Западе установлена настоящая чиновная диктатура среднего класса и Европу может спасти только религиозный Ренессанс, потому что безбожие и погоня за деньгами и животными удовольствиями не может продолжаться долго!
Авиньон, пожалуй один из самых сохранившихся старых городов Европы и здесь, многие здания были построены в те времена, когда Древняя Русь только начиналась как независимое государство…
Утром следующего дня, ри выходе на центральную улицу города услышали гудки автомобилей, громкую музыку через громкоговорители и увидели сотни, тысячи людей с флагами профсоюзов, которые и здесь, в провинции, вышли на протесты против пенсионной реформы которую затеял Макрон и правящая партия Франции. Поэтому по всей Франции проходили манифестации и даже стычки с полицией, в которых свободолюбивые французы выступали против произвола властей, который сами власти на Западе называют «демократией»! Мнение и интересы большинства, в этой власти никого не волнуют – так получилось, что большинством управляет богатое и образованное меньшинство, рантье – образованцы, как я их называю, которые тяжелее авторучки в руках никогда ничего не держали!
Когда мы сидели в кафе, в сквере недалеко от Папского дворца, рядом громко и нагло веселились несколько американцев – мужчин и женщин – они были или пьяны или под наркотиками и я подумал, что если в начале двадцатого века они чувствовали себя во Франции как провинциалы, то сегодня они ведут себя по всему миру, в том числе и во Франции, как хозяева!
Возвращаясь к демонстрации в Авиньоне, можно на примере Франции понять и увидеть диктатуру среднего класса, которую в западных странах возглавляют чиновники и политики – лицемеры и болтуны, потому что ни о какой демократии в этих странах не может идти и речи.
Целый день ходили по городу, осматривали старые дома, дворцы и церкви. Церкви темны, прохладны и безлюдны, не считая нескольких любопытных туристов, таких же как мы! Старых домов и дворцов много и почти в каждом из них сегодня расположены или отели, или театры - количество театров в Авиньоне поразило нас! Их много может быть потому что каждый год в этом городке проводится большой театральный фестиваль!
Меня в этих краях прежде всего поражало обилие больших и малых церквей – иногда бывает так, что с одной стороны площади стоит большая церковь-храм с высоченной колокольней, а с другой вторая, не менее вместительная и старая. И становится очевидным, что во Франции, как впрочем во всей Западной Европе, религиозность была и осталась главным и почётным чувством. По сути, в те времена во всех городах или деревнях не было ни одного атеиста, за что могли и на костре сжечь под одобрительные возгласы зрителей. Даже если ты не принимал католицизма, то должен был это тщательно скрывать, под страхом смерти!
Но со временем, религиозность ушла, а церковь осталась, хотя во многом принципы христианства растворились в народной культуре тех же французов – поэтому в условиях алчного капитализма, жизнь здесь, тем не менее вполне порядочна и следует определённым нравственным правилам и потому покойна и безопасна. И что очень важно – разного рода фарисейские извращения христианства не приживаются даже в среде атеистов – века религиозного диктата не прошли бесследно. Сегодня свобода воли здесь даже не обсуждается – хочешь верь, хочешь не верь, можешь ходить в храм, а можешь не ходить, но на большие церковные праздники, особенно в провинции, в малых городках или деревнях, церкви полны прихожанами, а после службы, часто устраиваются общие праздники с распитием вина, пива и разговорами «за жизнь», что объединяет людей, и в этом заслуга той самой религиозности, которая на поверхностный взгляд давно ушла из человеческого общества!
Однажды во французской Бретани, я попал вот на такой деревенский праздник и был удивлён и обрадован всеобщим дружелюбием и гостеприимством. Люди собрались у древнего «фонтана» так назывался святой источник с водой, обложенный красиво сделанной каменной стеной, наподобие небольшого бассейна с чистой родниковой водой и устроили пир с закусками которые приготовили энтузиасты и тамадой, который разливал всем вино. И люди как сотни лет назад собрались из округи, часто из дальних ферм и после службы выпивая и закусывая разговаривали, делились новостями – радостными и грустными.
Хотя и в городах этот обычай собираться на службу в большие праздники сохранился, и в том же Авиньоне, в такие дни храмы полны народа!
Во многом такие цивилизационные традиции, создают и поддерживают единство французского народа!