16+
Лайт-версия сайта

Весенняя поездка во Францию. Часть - 2. Марсель и Экс

Литература / Мемуары, публицистика / Весенняя поездка во Францию. Часть - 2. Марсель и Экс
Просмотр работы:
01 июня ’2023   00:09
Просмотров: 3013

«Мир полон замечательных вещей, которых вы еще не видели. Никогда не отказывайтесь от возможности увидеть их». - Дж.К. Роулинг

...С утра 10-ого марта, поехали на автобусе в городок Экс – родину французского живописца Сезанна. Автобус удобный, оплата проезда мизерная, что нас с женой сильно удивила - в Англии общественный транспорт чрезвычайно дорог.
На центрально площади Экса, недалеко от автовокзала, стоит знаменитый фонтан и неподалеку установлена статую Сезанна с бородой, в шляпе и с тростью. Выглядит он добродушным старичком, но наверное таким и был. О его творчестве есть несколько мнений, и одно из них гласит, что с его изысков и работ с красками, пошла современная, авангардная живопись. Но об этом в другом месте.
Прошли дальше по центральной улице и встретили ещё два фонтана. Один из них зарос мхом из которого сочится вода, из перекрытого асфальтом источника – вода в нём около 18 градусов.
Здесь улицы Старого города прямые и узкие, как делали в своё время римляне, в своих городах и военных лагерях! Кругом старые, по несколько сотен лет дома, но всё чисто и ухожено. Живут спокойно и зажиточно, но у местной церкви сидит нищенка-иммигрантка и просит денег.
Городской музей открывается только в 12 часов и мы, найдя студенческое кафе попили чаю и съели по бейгелу, что-то типа мягкой баранки с овощным и сырным наполнением.

Вошли в музей в числе первых после открытия и я сразу устремился в отдел классической скульптуры, которая поражает меня красотой человеческих фигур и драматизмом замысла многофигурных композиций – это действительно шедевры созданные в 19 веке.
А потом пришёл нелепый и цинично лицемерный Джакометти и неучи с амбициями, потрафляющие испорченному вкусу богачей, подражая ему стали уродовать человеческие фигуры и всё это, благодаря благосклонной критике. Незаметно изувечив человеческое понимание красоты, такая пропаганда «нового искусства» сделали героями от искусства тех, кто через толкование, объяснять свою мазню и уродство - они и в частности Джакометти, стали корифеями «авангарда» не только в скульптуре, но главное в живописи.
Например Джакометти «творил» неких вытянутых уродцев - что человеческие тела, что тела животных, и эта нарочитая необычность очаровала полуграмотных нуворишей, не знающих куда девать деньги! Эти лицемеры от искусства, объявляли друг друга гениями и деградацию своего таланта назвали апогеем современного авангарда – меня всегда поражала внушаемость современного ценителя «прекрасного»!
А люди слушают и смотрят на эти «творения» ничего не понимая, но веря, что на «голом короле» надеты прекрасные наряды!
Поразительная внушаемость!
Люди слушают разного рода толкователей разинув рты и после, с восхищением смотрят на «работы», в которых новаторы просто издеваются над простаками, верящими в «наряд короля»!

После пошли на выставку современного искусства в бывшем монастыре госпитальеров – был такой орден. Этот музей создал филантроп Жан Планк.
После посещения этого музея, я в очередной раз подумал, что начиная с Сезанна и Мане, Ван Гога и Гогена, художники-революционеры осуществили бунт против классицизма, но получилось, что постепенно, они начали убивать самоё искусство! И странным образом, со временем этот бунт превратился в форменное расчеловечивание процесса творчества!
Наглядным примером такого расчеловечивания стали кубизм Пикассо, Леже и их подражателей, а в России, такими новаторами стали Шагал, человек с значимой фамилией – Малевич и их последователи. Они построили свою теорию искусства основанную на заумном толковании и презрении к чувству прекрасного, которое органично присуще человеческой природе!
Вообще, деградацию искусства можно проследить на эволюции архитектурного творчества, особенно рассматривая старые французские города в провинции, например в том же Эксе. Дома 17-ого века постройки, как небо от земли отличаются от современных кирпичных коробок с нелепыми клетушками-балкончиками. В этих старых домах и монастырях, сегодня располагаются отели и что интересно – театры, которых в Эксе множество.
Примером совсем старой архитектуры служит городской собор, который строили начиная с 6-ого по 16-ый века! Собор тёмный, большой, много картин в капеллах, есть старинный баптистерий, с сохранившимся кусочком мозаичного пола, ещё от первых веков Н.Э. и остатки фресок четырнадцатого века. В отличие от нового Марсельского собора, построенного в девятнадцатом веке - светлого просторного и ухоженного - старый собор в Эксе плохо освещён и мягко говоря не ухожен…
Возвращаясь к анализу эволюции искусства в сторону опрощения и утраты эстетического содержания хочу сказать, что для меня именно классическая живопись 19 века является интересной, в то время как современная мазня и игра геометрическими формами бессмысленна и антиэстетична.
В классике и особенно во времена Ренессанса, мы видим на портретах не только лица, но отношения между людьми и симпатии или антипатии самого художника!
Но об этом в другом месте…

В Эксе, в Старом городе полно туристов и на площадях много кафе и ресторанов, которые своими столиками запрудили всё пространство и рядом с этой суетой, на центральной площади города мы увидели высокую средневековую башню, напоминающую о мрачных, опасных временах!
В этом же районе, в одном из сувенирных магазинов встретили русских, точнее русских украинок - Елену из Донбасса и Анну из Измаила, которые живут здесь давно. В основном они торгуют расфасованной в красивые мешочки и коробочки лавандой - гордостью Прованса и его негласный символ!
Елена живёт здесь 18 лет, Анна 27. Елена рассказала, что отец и мать умерли в Донецке и отец умер оттого, что ВСУ разбомбили госпиталь. У Анны трое детей, все получили образование закончив Интернациональный Университет. Дети и даже внуки говорят по-русски!

Но вернёмся в Марсель.
Церковь Нотр Дам де Лагард стоит высоко на Холме над городом. Ехали туда на автобусе и женщина водитель, типичная современная француженка, как гонщик профессионал «секла поляну» и лихо срезала углы коротких поворотов, при этом соблюдая правила дорожного движения - глядя на её вождение я был в восхищении!
Церковь Нотр Дам стоит на самой острой вершине холма, царит над городом и сделана такими же полосами, как кафедрал, но только из коричневого и серого мрамора.
Над церковью возвышается башня – колокольня, наверху которой установлена скульптура Богоматери с Младенцем. Позолоченная фигура высотой в 9 метров, установлена на постаменте высотой в 12 метров. Из города, до церкви надо подниматься по каменным лестницам, которые проходят на уровнях смотровых площадок, откуда открывается замечательный вид во все стороны, в том числе и на море!
На километры вокруг церкви раскинулся город и виды вокруг восхитительные, а упругий ветер вливает в лёгкие прохладу ранней весны. Отсюда виден и остров Иф, словно броненосец противостоящий взволнованному морю!
Сама церковь открыта в 1872-ом году. Внутренние интерьеры похожи на росписи дорогой шкатулки, в которых золотой цвет является определяющим…

После осмотра церкви, по крутым улицам спустились к морю, по пути пообедав в уютном кафе, со столиками на улице.
День к тому времени разгулялся и так приятно было сидеть в затишье и пережёвывая кусочек пирога с овощами и сыром, разговаривать ни о чём, вспоминая приятные эпизоды из предыдущей жизни.
Затем спустились ещё ниже к второй, другой крепости, которая к сожалению закрыта на реставрацию. Мы прошли на смотровую площадку на берегу и через неширокую гавань увидели крепость, стоящую прямо напротив той, в которой мы побывали вчера!
Отсюда хорошо были видны трех-четырёх этажные круизеры, которые используют как большие ферри – паромы. Свежий ветер даже в морской бухте защищённой высокими берегами, поднимал волну с гребешками и шевелил волосы на голове!
На этом же берегу, почти у воды стоит старинное аббатство Святого Виктора. Из справочной информации мы узнали, что аббатство выстроено на месте бывшего кладбища первохристиан-мучеников. Уже в тринадцатом веке, здесь построили верхнюю церковь, снаружи больше похожую на крепость с высокими, неприступными стенами с узкими бойницами, и с башней высотой более двадцати метров! В этой церкви простой и мощный интерьер и сидя перед алтарём, я слушал тишину и смотрел на сумрачные стены, среди которых жили многие поколения монахи - они же воины в случае нападений врагов!
Мистическое настроение не покидало меня и в крипте этой церкви. Этот крипт похож на дворец духов умерших здесь монахов. Вдоль стен стояли саркофаги, в которых хоронили умерших, в том числе и убитых в битвах с захватчиками!
Крипт состоит из нескольких залов, в одном из них стоит статуя Чёрной Мадонны с младенцем - культ этой Мадонны распространён по всему побережью Средиземного моря. На Сретенье, Мадонну выносят на крестный ход вокруг аббатства.
Это старинное аббатство производит сильное впечатление на посетителей как внутри, так и снаружи и я думал, что в древние времена сочетания христианской веры и войны было обычным делом!
Возвращаясь на припортовую площадь, видели как в пекарне построенной в 18-ом веке, продавали традиционные хлебные «кораблики» - давний символ приморского города.
Потом ненадолго зашли в музей мыла, который в Провансе делают уже несколько столетий. А рядом расположен магазин мыла, в котором оно представлено в разных цветах и фигурных размерах!
Дальше последовали вдоль красивой марины, где стоят в основном парусные небольшие яхты!
Вечером этого дня, после прогулке по широкой, многолюдной, запруженной гуляющими центральной улице Марселя, мы вернулись домой, по пути зайдя в большой, многоэтажный универсальный магазин.
Поужинав в небольшом кафе, мы отдыхая сидели «дома», - я смотрел новости по компьютеру и дописывал свои дорожные заметки в блокноте, вспоминая всё сегодняшнее великолепие погоды, видов города, старинное аббатство и толпу праздных людей на берегу у пристани и на берущей отсюда начало пешеходной улицы. Мне почему то показалось, что эта улица похожа на торговую улицу в Пекине, где по сторонам стоят большие магазины с европейскими названиями и прогуливается прозападно настроенная китайская молодёжь.
Оказывается в Китае есть и такие, особенно молодые граждане, которые хотели бы жить в Америке или в Европе! Хотя я где-то читал, что из пятисот тысяч китайских студентов обучающихся в Америке, на родину возвращаются около восьмидесяти процентов. Подумалось, вот бы так и с русскими студентами, для которых Америка – это мечта всей жизни!
На следующий день, вечером мы по железной дороге уезжали в Авиньон, но было ещё немного времени и оставив багаж в гостинице, мы пошли в Музей Истории Марселя.
Музей расположен на двух этажах и перед ним небольшая площадка с незаконченными раскопками. Здесь, около двух тысяч лет тому назад проходила римская дорога и стояла въездная башня. Глядя на эти раскопки я думал о том, что даже мощная, военно-административная империя – Древний Рим, к сегодняшнему дню исчезла почти без следа - что же говорить о древних цивилизациях?!

Глядя на экспозицию музея, и обдумывая путь развития города Марселя от древности в современность, я с тревогой сделал вывод, - европейская цивилизация сегодня стоит на пороге увядания, если не внезапного крушения. Создаётся впечатление, что в наши дни постепенно утрачивается энергия развития и создаётся опасная ситуация, когда пропадает мотивация для поисков новых форм существования общества – кажется, что всех устраивает то, что есть сегодня и никто не задумывается что такая стагнация, приведёт к совершенно неожиданному физическому и интеллектуальному коллапсу, как это было с Древним Римом!
Иначе говоря, размышляя о крушениях ранних человеческих цивилизаций, невольно возникает вопрос – а на какой стадии развития цивилизации находится нынешняя Европа?
Экспозиция музея показывает старт и дальнейший путь средиземноморской цивилизации - здесь есть даже остатки древней лодки, есть саркофаги в которых хоронили умерших греков, римлян и средневековых рыцарей…
Экспозиция большая, и потому не буду в подробностях её описывать…

После музея, неподалеку нашли маленькое семейное кафе и пообедали недорого и вкусно. Сидя в этом уютном кафе я вдруг подумал, что за последнее столетие центр европейской цивилизации переместился из Старой Европы, и в частности из Франции в Америку, и культура англосаксов побеждает, если уже не победила во всём мире – превратилась в доминантную мировую культуру, если измерять в баллах некоего рейтинга.
Но главным показателем «смены» цивилизационных вех является установление английского языка, как языка межнационального общения! А ведь в начале двадцатого века американцы, как робкие провинциалы приезжали в Париж где с благоговением и провинциальной гордостью сиживали в кафе, где на залитых пивом столах, пытались писать мировые шедевры литературы, поэзии и живописи…

Марсель, в отличие от того же Парижа – «светлый город у синего моря» и несмотря на свой провинциализм, наполнен туристами и молодёжью. Особенно он хорош, когда в весенний солнечный день идёшь по набережной Старой гавани, где вдруг встречаешь несколько весёлых молодых пар танцующих под музыку магнитофона!
Вот и мы, пройдя по многолюдной набережной вновь выходим к «полосатому», зелёно-серому собору, громада которого словно корабль с разного размера разновысокими куполами, уже готов к отплытию на просторы Средиземного моря!
Отсюда открывается красивый вид на две крепости, одна стоит на этом берегу, а другая на противоположном и их крепостные стены напоминают о времени, когда жизнь у моря была чревата опасности нападения именно оттуда!
Нам Марсель понравился, номер в гостинице просторен и всё есть, и главное, кругом тихая, но весёлая жизнь, прерываема недавней забастовкой профсоюзов, направленной против пенсионной реформы и правительства, которое приняло её без обсуждения и согласования с народом!


Апрель 2023 года. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор

 






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft