Сегодня перечитал несколько записей прошлых лет - интересно восприятие того периода... :-)
2008 г.
ПУТИНСКАЯ ЗИМА? МЕДВЕДЕВСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ?
25.02.2008
Текст деформирует реальность. Вот телеэкран выплюнул новую порцию политической рекламы: «Второго марта — начало весны. Все на выборы президента». Обычно в России, несмотря на разность климатических условий, началом весны считается 1 марта. Но, по мнению авторов политической рекламы, в 2008 году весна начнется с выборов нового президента.
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», — сказал великий российский поэт и оказался прав на долгие годы. Надо ли понимать «начало весны» 2 марта как «окончание путинской зимы»? Значит ли, что снова будет «оттепель»? Или «приемник» условия «своей весны» будет (де)формировать новыми заморозками? Надо отметить, что для политического сознания многих россиян понятие «оттепель» крепко связано с послесталинским десятилетием.
От фразы «позднего застоя» «Экономика должна быть экономной» шутники оставили только часть: «Экономика должна быть», а циники — «экономика должна…». Совсем недавно в ходу был новый лозунг: «Демократия должна быть управляемой». Бог с ней — с демократией. В сокращенном варианте лозунг может звучать так: «Быть управляемой»!
А в целом интересно: думал ли кто-то над подобными вопросами, выпуская в телеэфир фразу: «Второго марта — начало весны»? Или «в конце зимы» думать уже не обязательно и «оттепель смоет всё»? И тексты, и реальность…
ОТЕЦ ТВОЙ… НЕ СТРЕЛЕЦ ЛИ БЫЛ?
11.09.2010
(вставка из другого блокнота)
Из переписки 3 марта 2008 г.
…Олег, хорошо у вас получилась реплика относительно весны, которая начинается 2 марта! Лаконична, остроумна и вполне уместна в нынешней российской действительности. Но я как человек, испорченный сознанием, что все достойное должно публиковаться, оказываюсь в данном случае в затруднении. Местной прессе это не по зубам — побоится печатать, а до центральной надо еще достучаться. Хотя, думаю, газета «Советская Россия» могла бы вашей репликой заинтересоваться, а может, и сама «Литературная газета».
Боюсь только, что время упущено. Подобные реплики сродни блинам: хороши, когда свежие. Или все же попытаетесь? А почему бы, собственно, нет? По электронной почте. В любом случае вы ничего не теряете. Надеюсь, «компетентные органы» подобные вещи пока не отлавливают, а их авторов на карандаш еще не берут.
С уважением…
Из переписки 4 марта 2008 г.
Спасибо… Несколько слов о реплике телеведущего, касающейся выборов Президента Российской Федерации «Весна наступает второго марта». Печатать я ее не собирался именно по тем причинам, которые Вы указали — «испуг местных» и «отдаленность центральных СМИ». В электронном виде поставил ее на сайт "Проза.ру" в разделе «Литературный дневник» (у О. Яненагорского там аж целых две записи за три месяца!).
Фразой об «испорченности сознания» Вы напомнили мне М. А. Булгакова, который страдал тем же и с целью сохранения написанного сочинил «Театральный роман» (Записки покойника). В прошедшие выходные я за два дня прочитал книгу М. Чудаковой «Жизнеописание Михаила Булгакова». Жаль, что 20 лет назад не сумел этого сделать — теперь уже другое восприятие после многочисленных публикаций документов и воспоминаний его современников и совершенно дебильных историко-литературных версий отдельных наших «исследователей». Как только будет относительно свободное время я разберу одну такую «псевдо исследовательскую» чушь.
О «компетентных органах». Кажется там же (в «Жизнеописании») я прочитал о так называемом «деле переводчиков», раскрученном в середине 30-х годов.
Группа филологов в качестве подработки участвовала в составлении русско-немецких словарей, оплату получали наличными деньгами и писали расписки в подтверждении получения заработка. Эти расписки были найдены у сестры арестованного «немецкого шпиона». Естественно, что после пыток «шпион» сказал, что это - расписки за «шпионские деньги». И сколько бы переводчики не доказывали, что это была плата за словарные статьи и иную филологическую работу, следователи отвечали: «Шпион сказал, что это за шпионскую работу, значит за шпионскую». История грустная, но для нашей страны, увы, вполне обычная. Еще при Петре Великом на допросах сначала спрашивали: «Отец твой не стрелец ли был»?
Поэтому более поздняя фраза «Чем Вы занимались до 1917 года?» — это не находка ВЧК. Повернись в очередной раз История, и «брать» будут не «за написанное», а за «задуманное» (или даже за «не задуманное»).
Вот кстати интересный психологический сюжет — мог ли М. А. Булгаков отказаться от предложения МХАТ в 1939 году писать пьесу о Сталине? Сколько бы он прожил на свободе после такого отказа? Если бы еще и прожил…
Представляете какая могла быть формулировка в его обвинительном заключении? «Реализуя планы фашистко-троцкистского шпионско-диверсионного спортивно-писательского центра ОТКАЗАЛСЯ задумывать пьесу о молодости великого вождя всех времени и народов, отца мирового пролетариата ТОВАРИЩА СТАЛИНА».
Такого не было, но вполне могло быть. Ведь осудили же в Ленинграде профессора истории за связь с древнеассирийской разведкой!…
2009 год
ПОМОЧЬ ТАЛАНТЛИВОМУ ДРАМАТУРГУ
МИХАИЛУ БУЛГАКОВУ…
16.03.2009
Сюжет, однако…
Читаю дневник Елены Сергеевны Булгаковой.
Запись от 29 марта 1935 г.
«… принесли конверт из американского посольства. Приглашает нас посол на 23 апреля. Приписка внизу золотообрезного картона: фрак или черный пиджак. Надо будет заказать М.А. черный костюм, у него нет, какой уж тут фрак. Оля по телефону рассказывала, что Мамошин говорил Калужскому: «Ячейка устраивает обсуждение «Мольера». Доложим К. С. мнение парторганизации об этой пьесе, а там уже дело Театра».
Вот уж поистине «два мира» — приглашение на посольский прием и обсуждение партячейкой большевиков булгаковской пьесы «Мольер».
Запись от 1 апреля 1935 г.
Вчера М. А. пригласили в партком, там было обсуждение «Мольера». Мамошин говорил, что надо разобраться, что это за пьеса и почему он так долго не выходит. А также о том, что «мы должны помочь талантливому драматургу Михаилу Афанасьевичу Булгакову делать шаги». О пьесе говорил: «Она написана неплохо». Заседание было длинное, сперва с исполнителями, потом их удалили».
Дневники известных людей читать интересно. А уже дневник Е. С. Булгаковой тем более… Однако, бедный Мольер! Недаром постановку позднее запретили. И уж, конечно, нечего исполнителям обсуждать пьесу, не будучи членами ВКП (б)! Артисты — народ ненадежный, политику Партии и Правительства не всегда правильно понимают.
Интересно, какое образование было у этого Мамошина? Или сколько пьес он сам написал? «Она написана неплохо»! «помочь талантливому драматургу Михаилу Афанасьевичу Булгакову делать шаги». Надо бы узнать, что это была за личность — Мамошин?
НЕСОГЛАСИЕ С УИЛЬЯМОМ ФОЛКНЕРОМ
25.04.2009
Не согласен с Уильямом Фолкнером в том, что «Человек — эта сумма прошлого». В этой формуле забыта очень важная составляющая — устремление человека в Будущее. Ведь желаемое Будущее зачастую определяет настоящее.
2010 год
ЖЕЧЬ КНИГИ — ДАВНЯЯ ТРАДИЦИЯ…
04.09.2010
Давняя традиция — жечь книги. В примечаниях к книге М. Н. Золотоносова «Слово и тело» есть любопытные сведения. В 1929 г. детскую сказку Корнея Чуковского «Муха-Цекотуха» обвиняли в восхвалении мещанства и воспевании кулацкого накопления, а его самого — в идеологии «вырождающегося мещанства, культа отмирающей семьи» и мещанского детства». Нападки на «Муху-Цекотуху» продолжались и позднее — 20 августа 1960 г. читатель А. П. Колпаков предложил сжечь книжку К. И. Чуковского. Автор пишет, что скорей всего кандидат исторических наук А. П. Колпаков был вымышленной фигурой: ни автореферата диссертации, ни каких-либо трудов в библиотеке автор не обнаружил. Полемику с А. П. Колпаковым К. И. Чуковский включил в книгу «От двух до пяти» (гл. 3).
Однако какая давняя традиция — жечь книги...
Включенный фрагмент от 26 июля 2008 г.
И многие из нас, рожденных в СССР, были с детства изувечены мыслью о том, что «бытие определяет сознание». И многочисленные опровержения проходили мимо нас, не оставляя следа в душе и голове, не заставляя задуматься. Но может быть корни уходят еще глубже — в основу русского менталитета, на мой взгляд, хорошо выраженного русской нецензурной поговоркой: «Не жили богато, не х… начинать». И, может быть, по этой причине так хорошо прижилась у нас марксистская мысль об определении сознания условиями бытия.
С каким-то особенным легкомыслием после 1991 г. почти все мы метнулись в идеализм, но сознание наше было только декорировано его атрибутикой и в глубине души мы по-прежнему считаем, что бытие определяет сознание. В условиях рыночной экономики с ее возможностями заработка и улучшения (хотя бы бытовых условиях) многие предпочитают пьянство и безделье в нищете, впрочем, сопровождаемых рассуждениями о народе-богоносце и о том, что "от трудов праведных не наживешь палат каменных".
Мне до сих пор не понятно, как пьяный народ может нести Бога? И куда он Его несет?
Посыл о честном труде и получении его результатов в зависимости от проявленного усердия перечеркивается в сознании неявной мыслью о греховности такового труда и ожиданием неминуемой расплаты («От тюрьмы и от сумы не зарекайся»).
2017-2018 годы
18.08.2018 г.
Книги как символы и напоминания о первой поездке в Армению
Собираю вторую часть книг литераторов ХМАО-Югры для «Дней югорской культуры в Армении» (первые 22 кг уже отправлены в Ереван посылкой «Почтой России», и дай Бог, подарки вовремя придут).
Снимаю с полки две книги, купленные в букинистическом магазине в Ереване в феврале 2017 года. Уже на следующий день в аэропорту Внуково, в ожидании рейса на Ханты-Мансийск, прочитал обе. И сейчас вновь с удовольствием перелистал…
Вот открываю наугад разворот страниц 70-71 и читаю о средневековом армянском философе Ованесе Имастасере. «Разумный человек, по Имастасеру, самовластен: бог создал человека по своему подобию, одарил его испытующей мыслю и ищущей душой. Человек - господин своей судьбы, последняя заранее не определена провидением…».
Мне близки эти мысли…
Книга о современном художнике и ювелире А. Берберяне на армянском языке, которым я. увы, не владею. Но фотоснимки его украшений, ваз, ритонов, котлов и кувшинов говорят сами за себя…
Древнее декоративно-прикладное искусство Армении продолжает жить в творениях Мастера…
Две книги – для меня они символы великой армянской культуры и напоминания о первой поездке в Армению…
О «проклятом кровавом российском царизме» и коренных малочисленных народах Севера
18.05.2018 г.
Читаю рукопись сборника архивных документов по истории Югры из фондов Российского архива древних актов «История Югры в древних актах». Его подготовили сотрудниками КУ «Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
Из аннотации следует, что сборник подготовлен в связи с празднованием в 2018 году 900-летия с момента первого упоминания Югры в русских исторических летописях. «Книга включает в себя материалы, выявленные в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), г. Москва. Перевод древних текстов на современную технику написания был выполнен архивистом отдела комплектования казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Петуховой Еленой Николаевной под руководством кандидата исторических наук, доцента кафедры истории, философии и права Югорского государственного университета Хариной Натальи Сергеевны. В текстах древних актов сохранены стиль и орфография, буквы старого русского алфавита заменены современными».
Много интересного узнал из комментариев, но об одном документе хочу особо рассказать.
Есть в этом сборнике текст Указа царя Бориса Федоровича от 28 декабря 1598 года сургутскому воеводе Семену Лобанову-Ростовскому и голове Василию Колединскому об освобождении от уплаты ясака (натурального налога) «больных, старых и худых татар и остяков».
Татар как народ все знают, а для понимания слова «остяки» приведу цитату из Этимологического словаря русского языка Макса Фасмера:
остя;к мн. -и; "фин. уг. народность ханты на Оби и Иртыше в бывш. Тоб. и Томск. губ.; селькупы на Оби ипритоках; кеты, палеоазиатская народность на Енисее; название части вогулов-манси, особенно на Сосьве, Лозьве, Конде».
В современном изложении смысл царского указа таков: необходимо освободить от уплаты ясака больных, старых и бедных остяков до выздоровления или изменения положения. Сбор ясака требовалось проводить по ясачным книгам и в определенном размере.
Для тех, кто может выплачивать ясак в полном размере, в качестве оплаты принимались: соболя, лисицы, бобры, белки, горностаи. При получении ясака и подарков от остяков, сборщикам требовалось относиться бережно с ясачным населением. Так гласит древний документ…
Это же надо было русскому царю и его подчиненным вести такую «подлую колониальную политику» – больных освобождать от уплаты налогов до выздоровления, а бедных – до улучшения материального положения! И это при том, что в конце 17 века в наших краях соболя, лисицы, бобры, белки, горностаи и прочая пушная живность водилось в немереных количествах…
Одним словом, «проклятый кровавый русский царим», не сравним с «просвещенными европейскими колонизаторами» Африки, Америки, Азии и Австралии, которые просто уничтожили целые племена и народы, а уцелевших - делали рабами...
Мнение двух умных людей...
30.04.2018 г.
Прочитал о том, что немецкий геополитик и генералом Карл Хаусхоффер любил повторять фразу американского публициста Гомера Ли: «Последний час англосаксонской политики пробьет тогда, когда немцы, русские и японцы объединятся»…
Как мины XIX века взрываются в XXI-м
25.03.2018 г.
Читаю книгу Дмитрия Перетолчина «МИРОВЫЕ ВОЙНЫ И МИРОВЫЕ ЭЛИТЫ». Отдельные фрагменты истории до боли напоминают сегодняшние реалии, в том числе - идея столкновения России и Германии, России и Украины...
Немцы заплатили за попытки раздела России катастрофами 1914-1918 и 1941-1945 годов. Но и для нас потери были ужасны... И об этом надо помнить...
«Корни будущей "ужасной катастрофы", как и идеологии национал-социализма необходимо также искать в идеях наставника принца Вальдемара Прусского, автора "Всеобщей истории военного искусства в рамках политической истории" немецкого профессора Г. Дельбрюка (1848-1929), основа меморандума которого звучала так: "Надо создать большую срединно-европейскую экономическую общность, которая должна утвердить место Германии в экономической борьбе за выживание и оградить нас от сплоченных и мощных в экономическом отношении империй: Великобритании с колониями, США и России, Японии с Китаем... Россия станет не опасной, когда ее западные рынки и народы будут у нее изъяты".
Помимо "западных рынков" имелись планы в отношении Польши, Кавказа, Финляндии и Прибалтики в целом. Генерал Пауль Рорбах в работах "Немецкая идея в мире" и "Война и германская политика" утверждал: "Русское колоссальное государство со 170 млн. населения должно вообще подвергнуться разделу в интересах европейской безопасности". К отторжению от России Рорбах намечал три региона, во-первых, ;междуевропу;, в которую входят Финляндия, Прибалтика, Польша и Белоруссия, во-вторых, Северный Кавказ, в третьих Украину, относительно которой генерал особо подчеркивал: "Устранение русской угрозы, если время будет этому способствовать, последует только путем отделения Украинской России от Московской России, или эта угроза вообще не будет устранена".
Из книги Д. Перетолчина «МИРОВЫЕ ВОЙНЫ И МИРОВЫЕ ЭЛИТЫ» с.99-100
Лев Троцкий и молодые писатели. Кнут и пряник. От цензуры до подкупа.
25.11.2017 г.
Как-то уж очень однобоко трактуется у нас советская история 20-30 годов ХХ века. Сталина ругают за «борьбу с врагами», за подавление свободы личности, за то, что «репрессировал творческую интеллигенцию». Но в истоки заглядывать многие не желают. Может быть, не в Сталине дело? Кем он был в 1922 году? Одним из руководителей партийного аппарата. А Лев Троцкий был ВОЖДЕМ, стоявшим вровень с Лениным.
Посмотрим на взгляды Льва Давыдовича образца 1922 года, на его отношение к молодым талантам (см. Записку). Это «чистый троцкизм» - без всякой примеси сталинизма. Меры воздействия на писателей и художников (кнут и пряник) расписаны достаточно подробно - от цензуры до подкупа. А талантливость - "дело десятое или двадцатое".
ЗАПИСКА Л. ТРОЦКОГО В ПОЛИТБЮРО ЦК РКП (б) О МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЯХ И ХУДОЖНИКАХ 30 июня 1922 г.
О молодых писателях, художниках и пр.
Мы несомненно, рискуем потерять молодых поэтов, художников и пр., тяготеющих к нам. Никакого или почти никакого внимания к ним нет, вернее сказать, внимание к отдельным лицам проявляется случайно отдельными советскими работниками или чисто кустарным путем. В материальном смысле мы даже наиболее даровитых и революционных толкаем к буржуазным или враждебным нам издательствам, где эти молодые поэты вынуждены равняться по фронту, т. е. скрывать свои симпатии к нам.
Необходимо поставить своей задачей внимательное, вполне индивидуализированное отношение к представителям молодого советского искусства. В этих целях необходимо:
1. Вести серьезный и внимательный учет поэтам, писателям, художникам и пр. Учет этот сосредоточить при Главном цензурном Управлении в Москве и Петрограде. Каждый поэт должен иметь свое досье, где собраны биографические сведения о нем, его нынешние связи, литературные, политические и др. Данные должны быть таковы, чтобы:
а) они могли ориентировать цензуру при пропуске надлежащих произведений;
б) они могли помочь ориентировке партийных критиков в направлении соответствующих поисков, и
в) чтобы на основании этих данных можно было принимать те или другие меры материальной поддержки молодых писателей и пр.
2. Уже сейчас выделить небольшой список несомненно даровитых и несомненно сочувствующих нам писателей, которые борьбой за заработок толкаются в сторону буржуазии и могут завтра оказаться во враждебном или полу-враждебном нам лагере, подобно Пильняку <….>
3. Дать редакциям важнейших партийных изданий (газет, журналов) указание в том смысле, чтобы отзывы об этих молодых писателях писались более «утилитарно», т. е. с целью добиться определенного воздействия на данного молодого литератора. С этой целью критик должен предварительно ознакомиться со всеми данными о писателе, дабы яснее представлять линию его развития. <…>
4. Цензура наша также должна иметь указанный выше педагогический уклон. Можно и должно проявлять строгость по отношению к изданиям со вполне оформившимися буржуазными художественными тенденциями литераторов. Необходимо проявлять беспощадность по отношению к таким художественно-литературным группировкам, которые являются фактическим центром сосредоточения меньшевистско-эсеровских элементов. Необходимо в то же время внимательное, осторожное и мягкое отношения к таким произведениям и авторам, которые хотя и несут в себе бездну всяких предрассудков, но явно развиваются в революционном направлении.
Поскольку дело идет о произведения третей категории, запрещать их печатание надлежит лишь в самом крайнем случае. Предварительно же нужно попытаться свести автора с товарищем, который действительно компетентно и убедительно сможет разъяснить ему реакционные элементы произведения с тем, что если автор не убедиться, то его произведения печатается (если нет серьезных доводов против напечатания), но в то же время появляется под педагогическим углом зрения написанная критическая статься.
1. Вопрос о форме поддержки молодых поэтов подлежит особому рассмотрению. Лучше всего, разумеется, если бы эта поддержка выражалась в форме гонорара (индивидуализированного), но для этого нужно, чтобы молодым авторам было где печататься. «Красная новь» ввиду ее чисто партийного характера – недостаточное для них поле деятельности. Может быть, придется создать непартийный чисто художественный журнал под общим твердым руководством, но с достаточным простором для индивидуальных «уклонений».
2. Во всяком случае, на это придется, очевидно, ассигновать некоторую сумму денег.
3. Те же меры нужно перенести и на молодых художников. Но здесь нужно особо обсудить вопрос о том, при каком учреждении завести указанные выше досье и на кого персонально возложить работу.
Документы. Власть и художественная интеллигенция / Культурная элита в советском идеологическом проекте 1920–1980-х годов: Учеб.-метод. материалы / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. гуманитарный ун-т»; . М., 2006. 141 с.