Общие рассуждения о старости
Кабаков-Кабацкий
Вместо эпиграфа:
«…Давно уже рассказана восточная басня про путника, застигнутого в степи разъярённым зверем. Спасаясь от зверя, путник вскакивает в безводный колодезь, но на дне колодца, видит дракона, разинувшего пасть, чтобы пожрать его. И несчастный, не смея вылезть, чтобы не погибнуть от разъяренного зверя, не смея и спрыгнуть на дно колодца, чтобы не быть пожранным драконом, ухватывается за ветви растущего в расщелине колодца дикого куста и держится на нем. Руки его ослабевают, и он чувствует, что скоро должен будет отдаться погибели, с обеих сторон ждущей его; но он все держится и видит, что две мыши, одна черная, другая белая, равномерно обходя стволину куста, на котором он висит, подтачивают ее. Вот-вот сам собой обрушится и оборвется куст, и он упадет в пасть дракону. Путник видит это и знает, что он неминуемо погибнет; но пока он висит, он ищет вокруг себя и находит на листьях куста капли меда, достает их языком и лижет их…»
Лев Толстой
В качестве предисловия, цитата из письма пожилой американки присланного и напечатанного Владимиром Познером:
"...Иногда я бываю забывчивой, это правда. Впрочем, не все в жизни достойно запоминания — а о важном я вспомню. Конечно, за эти годы мое сердце было разбито не раз. Как может не разбиться сердце, если ты потерял любимого, или когда страдает ребенок, или даже когда любимую собаку сбивает машина? Но разбитые сердца и есть источник нашей силы, нашего понимания, нашего сострадания. Сердце, которое никогда не было разбито, стерильно и чисто, оно никогда не познает радости несовершенства.
Судьба благословила меня, дав мне дожить до седых волос, до времени, когда мой юный смех навсегда отпечатался глубокими бороздами на моем лице. Ведь сколько же людей никогда не смеялось, сколько умерло раньше, чем смогли покрыться инеем их волосы? Я могу сказать «нет» абсолютно искренне. Я могу сказать «да» абсолютно искренне. По мере того как ты стареешь, все легче быть искренним. Ты меньше заботишься о том, что другие думают о тебе. Я больше не сомневаюсь в себе. Я даже заработала право ошибаться.
Итак, в ответ на твой вопрос, могу сказать: мне нравится быть старой. Старость освободила меня. Мне нравится тот человек, которым я стала. Я не буду жить вечно, но, пока я здесь, я не стану терять времени на переживания по поводу того, что могло случиться, но не случилось, я не стану переживать по поводу того, что может еще случиться.
И я буду есть сладкое на третье каждый божий день»…
Введение в тему:
…Давно собирался вести такие записи, но всё откладывал. Видимо внутри не считал себя старым человеком, хотя в марте исполнилось шестьдесят восемь лет.
Ещё лет пятьдесят назад такой возраст считался преклонным, а после семидесяти, люди становились глубокими стариками.
Вспомнилась латинская поговорка: «Никто не стар настолько, чтобы не думать, что проживёт хотя бы ещё год»
Благодаря успехам медицины и здравоохранения эту поговорку можно переделать, особенно для семидесятилетних: «Никто не стар настолько, чтобы не думать, что проживёт ещё хотя бы десять лет!»
Наступление старости — процесс длительный, постепенный и потому мало заметный.
Сначала у вас начинает болеть что-то в теле, что раньше никогда не тревожило. Например: болят колени - то сильнее, то легче. Или вдруг, в плече возникнет острая боль, когда пытаешься поднять руку вверх. А то начнет что-то щёлкать в бедре и происходит это щёлканье при каждом сделанном шаге…
Уже после шестидесяти начинаешь замечать, как слабеет память и не можешь вспомнить как звали греческого философа, который воспевал радости жизни.
И начинаешь думать о прожитой жизни в прошедшем времени - может быть срабатывает пессимистическое начало, перебарывающее природный человеческий оптимизм.
Яркий тому примере - римский философ Сенека, который покончил с собой в старости вскрыв вены - я его судьбу часто вспоминаю.
Испытывая проблемы с запоминанием, начинаешь «озираться» кругом и интересоваться болезнями под названием Деменция и Альцгеймер. Прочитав о том, что учёные не знают, как от этих болезней можно излечиться, успокаиваешься, но на всякий случай, начинаешь меньше курить и меньше употреблять алкоголь.
Лишний вес заставляет сокращать количество еды и постепенно переходишь на вегетарианскую диету, да и вкус к мясу постепенно пропадает. Мы неуклонно превращаемся из хищников в растениеядных, или как остроумно говорят в России, в «овощ».
Силы в теле постепенно иссякают и то, что мог делать часами, начинает, после нескольких минут занятий, доставлять непомерные тяготы и заставляет задыхаться. Мы перестаём бегать и даже быстро ходить, движемся и дома, и по улицам размеренно, иногда прихрамывая, часто на обе ноги.
Постепенно, начинаем передвигаться с помощью тросточек и в начале принимаем это за дань моде. Но привыкнув понимаем, что с тросточкой легче чем без неё и примиряемся с этим фактом.
Самые разительные перемены, происходят с нашим лицом!
Иногда, глядясь в зеркало, мы не узнаём себя: из «зазеркалья» на нас смотрит щетинистая рожа, - круглая, бесформенная, с морщинами у рта и глаз, а иногда, уже и на щеках.
Но главное, внутри-то мы другие и потому, часто, особенно с раннего утра пугаемся своего изображения, но утешаем себя тем, что вечерами выглядим лучше!
Физически, мы уже не можем работать более чем полчаса и назавтра, даже от такой кратковременной работы чувствуем вялость в теле и ноющую боль в костях и мышцах. Хорошо, что никто уже не заставляет нас работать, потому что мы давно на пенсии…
Что касается интимных подробностей нашей жизни, то мы ведём себя осторожно или вовсе этим не занимаемся, по причине полнейшее неготовности к этому энергозатратному делу.
В силу неспособности к нормальному и естественному половому акту, в нас происходит постепенно увядание влечения к женщинам нашего возраста, хотя на молоденьких и красивых, мы ещё поглядываем с пошлым любопытством.
Во сне, пока ещё бывают соблазнительные сценки, но это так редко, что не стоит принимать во внимание, как статистическую погрешность…
Анализируя происходящее, мы начинаем понимать, что какие-то естественные механизмы в нашей психике изнашиваются и начинают ломаться и потому, старичков тянет на «сладкое».
Это становится опасным, потому что в сексуальных фантазиях, нас начинают привлекать разного рода сексуальные отклонения от нормы. В этом я вижу последствия прожитой жизни и лишние знания, которые мешают нам реалистично смотреть на мир взаимоотношений мужчины и женщины.
Как говорил Соломон: «Лишние знания – многие печали».
Такое состояние психофизиологии человеческого организма, очень точно объясняет русская поговорка: «Седина в бороду, а бес в ребро».
Незаметно меняются отношения с окружающими и даже близкими. Как это всегда бывает, между нами и другими людьми, включая близких родственников, выстроилась невидимая стена отчуждения, невольно возникающая в отношения пожилых и молодых людей.
Выражается эта отчуждённость у молодых, в лучшем случае в жалости и сочувствии, а в худшем — в раздражении и желании избавится от старого человека.
Трагичность состояния старого человека заключена в том, что он не может окончить свою жизнь по собственному желанию и помимо инстинкта сохранения жизни, здесь работают уже социальные установления и религиозные табу, заставляющие ожидать собственную смерть, как некое избавление от утомительной суеты и однообразия старческой жизни.
О времени нашей жизни и эпизодах её прохождения много писали мыслители и писатели, во все времена.
Например, существует такая теория, что духовно человек переживает несколько этапов. Об этом проникновенно писал Кьеркегор, пытавшийся определить эти этапы исходя из своего, ещё молодого опыта. Он писал, что человек проживает три различных духовных возраста. Первый связанный с детством и молодостью, заканчивается где-то на границе тридцати лет. Этот этап, Кьеркегор назвал эстетическим, в котором красота внешняя и подчинение законам животной плоти обозначается им, как эстетический момент.
Второй этап названный им этическим, обусловлен чувством долга, заставляет стареющего человека больше думать о своих обязанностях перед семьёй, отечеством и обществом.
Третий этап религиозный, в котором человек отдаётся служению Богу, в надежде тем самым найти исчезающие жизненные смыслы!
Лев Толстой, много размышлявший и писавший о трагизме человеческой жизни, рассказывал притчу о старом человеке. Этот рассказ я поместил в эпиграф и он в притчевой форме рассказывает о драме человеческой жизни вообще.
Толстой говорил ещё, что вся человеческая жизнь, если определять её в цифрах, стремиться к единице, которая, со смертью, превращается в ноль.
Он сравнивал первый год от рождения, прожитый человеком, с половиной жизни. Второй год — одной третью и так далее. Таким образом год прожитый человеком в шестьдесят лет равен одной шестидесятой, а год в девяносто — одной девяностой от всей жизни.
Потом наступает смерть и всё обнуляется и вселенная перестаёт существовать для каждого из нас!
С возрастом мы утрачиваем физические и интеллектуальные способности, а остаются автоматизм навыков и привычек, который и позволяет нам изображать из себя личность, с которой ничего плохого не происходит.
Тот же Толстой, однажды, уже в преклонных годах, делая зарядку случайно повалили на себя платяной шкаф, над чем долго и горько смеялся.
Но он изобрёл для себя спасительную истину, которую любил повторять: «Мы не должны бояться смерти! Пока мы живы — её ещё нет. А когда мы умрём, то просто перестаём чувствовать и вместе с чувствами умирает и наш страх конечного существования!»
На опыте старших - часто это родители или дяди с тётями - я убедился, что никак нельзя прекращать двигаться, даже если этот процесс связан с болью и восстановлением после.
Стоит пойти на поводу у своей слабости и очень быстро пожилой человек становится неподвижным старичком, которого надо не только возить в коляске, но и поднимать из кресла или с кровати.
Поэтому, до конца сопротивляйтесь своему малодушию и старайтесь ходить и даже бегать с улыбкой на устах, хотя внутри, иногда чувствуете адскую боль. В конце концов, организм привыкает к преодолению себя, а вы сохраняете самостоятельность, что в пожилом возрасте наверное самое важное качество!
Повторяю, внутри мы молоды, но тело неумолимо дряхлеет и чем старше — тем больше.
Однако, главное сохранить молодость духа. Тут мы опять вспомним афоризм: «Плоть немощна, а дух вечен!»
Мы по-прежнему много читаем. Но с трудом одолеваем даже интересные художественные вещи. Начинаем больше смотреть телевизор – это проще и не надо всматриваться в мелкий шрифт. И потом, нас притягивает наглядность действий и даже рассуждений, хотя на экране их совсем немного – знай себе потребляй и даже сопереживай героям или ведущим разного рода политические ток шоу.
Такие возрастные смены интересов можно наблюдать в творчестве знаменитых писателей, кто дожил до старости. Лев Толстой, вообще перешёл на философско-социальные трактаты и корил себя за молодое увлечение художественным сочинительством.
Возможно, это связано с утратой в возрасте способности фантазировать, в то время, как логические способности от увеличения объёма знаний только улучшаются.
Всем известно, что сегодня, многие ищут чудодейственные рецепты омоложения и диеты, которые позволят им жить почти вечно. В памяти всплывает фигура танцующего Майкла Джексона, который надеялся прожить долго, но умер не дожив до шестидесяти лет.
Наверное, диета диетой, но нужно ещё и душевное спокойствие, которое и позволяет нам радоваться в хороших ситуациях и не плакать в ситуациях плохих!
Я знаю английскую пару – ему сто семь, а ей сто три года. Он выкуривает по сигаретке в день и в пятницу выпивает несколько рюмок виски. Она, сидя у телевизора вяжет…
Судя по всему, эта пара так и живёт до сих пор и потому, ни сигаретка, ни алкоголь, не мешает им оставаться доброжелательными оптимистами!
С момента написания первой статьи, прошло почти два года и хочется продолжить размышления об этой поре человеческой жизни, которая малоизвестна в литературе, хотя через это проходят все представители биологического вида «хомо сапиенс сапиенс».
Конечно мир так устроен, что через «старость» предшествующей физической смерти, проходит всё живое и неживое во Вселенной. Однако судьба человека, созданного как подобие божие, особенно драматична!
Постепенно, человеческое тело дряхлеет, мы начинаем жаловаться на боли не только в ногах, но вообще во всем теле, стараемся меньше двигаться. Но это – самая большая ошибка всех пожилых людей. Надо вопреки боли двигаться и заставлять себя ходить и вообще жить полной жизнью.
Это как у спортсменов-профессионалов. У них, так или иначе всегда присутствует ощущение боли, от старых или новых травм. Но они тренируются и потом, преодолевая боль ещё и рекорды устанавливают.
Нечто подобное надо делать и старикам. Иначе, очень быстро приходит неподвижность и человек превращается в «объект» ухаживаний, полностью теряя самостоятельность.
И всё-таки, силы постепенно уходят и желание жить пропадает. И вот люди обречённо, а иногда и с «энтузиазмом» ждут смерти.
В этой ситуации, важно сохранять интеллектуальную, творческую активность помогающую преодолевать немощи плоти - такая активность заставляет человека жить полной эмоциональной жизнью.
А часто бывает так, что мы, тоже пожилые люди, смотрим на откровенных старичков и старушек с жалостью, но ещё не совсем понимаем, что и нам осталось не так много времени активного участия в этой мировой драме, под названием «жизнь и смерть человека»!
Замечательно, что эта драма человеческого бытия, открывается нам только в старости. А всё остальное время, мы и не подозреваем, что нам всем, и каждому лично, когда-то придётся уйти из этой «прекрасной и яростной» жизни.
…Было время, когда кокетничая, я сочинил теорию «биологического мусора», в которой главным принципом и смыслом жизни человека, выступало деторождение и воспитание детей. Когда этот процесс заканчивается, мы превращаемся, становимся биологическим мусором, но ещё долго путаемся под ногами новых поколений, вносим диссонанс в жизненное благообразие.
В этом случае, жизнь становится похожа на запущенное жилище. Если мы уберём в нём мусор, то жильё обретёт приличный и эстетически приемлемый вид! Так и с нашей смертью.
Конечно я шутил, сам будучи ещё нестарым человеком.
Сейчас, я начинаю понимать значение смерти в процессе жизни. Если сравнивать, то смерть похожа на аккуратного уборщика, который с утра до вечера, равнодушно и автоматически наводит чистоту, устраняя «биологический мусор» с лица Земле, превращая в земной прах тех, стариков и старушек из семи миллиардов людей, которые стали этим биологическим мусором!
Многие знают пример из логики: «Все люди смертны. Сципион человек. Поэтому он смертен», и афоризм Энгельса: «Жить - значит умирать!». Но мы, тем не менее до конца не соглашаемся с нашей трагической участью. И это нежелание знать драму жизни, вселяет оптимизм!
Такое непонимание смысла жизни, возможно ещё и потому, что процесс старения растягивается на долгие годы. И мы не поражаемся внезапно и трагически умножением морщин, физическими немощами, некоторой потерей памяти или способностей свежо мыслить и анализировать…
Многие старые люди заканчивают свои дни в доме престарелых. Интересно наблюдать встречи стареньких родителей и их детей. Дети ещё помнят своих родителей, мам и пап молодыми, красивыми и сильными. А тут, перед ними нечто живое, но оглушительно старое, пока похожее и узнаваемое родное лицо, но уже из прошлой жизни. И мы грустно улыбаемся, наблюдая со стороны, что наши старшие часто плохо видят и совсем не способны ходить или даже внятно говорить и рассуждать!
Но ведь это по-прежнему, самые дорогие для нас люди, вырастившие нас, кормившие, учившие и воспитавшие. Потом, мы выросли и стали жить своей, отдельной жизнью, а родители продолжали жить своей...
В какой-то момент уже родители стали нуждаться в нашей помощи, но и мы тоже постепенно достигаем преклонного возраста, а наши дети тоже выросли и у нас уже появились внуки и даже правнуки!
А колесо жизни продолжает вертеться, по временам «меняя свои одежды», то есть поколения сменяют поколения…
Вместо послесловия:
«Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причинённый старостью. И, поняв, что пищей старости является мудрость, действуй в юности так, чтобы старость не осталась без пищи…»
Леонардо да Винчи.