Иногда наш мир, наша цивилизация напоминает мне гигантский замкнутый круг, который вращается в пределах циклически повторяющихся событий, с постоянным не ощутимым замедлением, невосполнимо растрачивая свою энергию в никуда и обреченный на замирание. И этот замкнутый круг можно наблюдать в любой сфере труда и быта человека, даже в искусстве (особенно в современном), казалось бы со всеми его безграничными творческими просторами. И мне хотелось бы в этом направлении продолжить развитие мыслей, опубликованных в теме «ярлыки и шаблоны» https://vk.com/topic-98817049_36163038.
Исходя из мнений артистов, по наблюдениям за их творчеством, напрашивается один очень печальный вывод: В наш век искусство без коммерциализации не жизнеспособно. Как же так вышло? Дело в том, что всё сосредоточено на интересах тех людей, которые способны оказать помощь и поддержку в развитии того, или иного творчества артистов. И тут понятно, что большинство предпочитает вложить свои силы и средства в то, что принесет гарантированный результат с минимальными затратами. А это наиболее возможно, если все поставить на , так называемые, «коммерческие рельсы», «на поток». Чтобы был стабильный результат по количеству творческого материала, выдаваемого в единицу времени. Естественно такие условия, зачастую весьма негативно сказываются на качестве творческого труда артистов. Мы можем наблюдать почти у всех любимых артистов одну и ту же тенденцию опреснения некогда полюбившегося нам творчества от первых записей до последних. Кроме того можно так же наблюдать, что у многих авторов музыки и песен на альбоме из всего материала процентов 5-20 представляет собой что-то выразительное и яркое, что-то оригинальное и наделенное смыслом. Остальное – чтобы забить пустоту на диске, в эфире, в концертной программе. На концертах приходится терпеть этот пустой материал, чтобы дождаться полюбившихся песен. Причины этого опреснения можно в целом понять. Ведь что может путнее родиться в этой суете и погоне, под этим давлением растущих запросов. Душе всё это чуждо. Пытаясь пообщаться с некоторыми известными артистами через имеющиеся в доступе контакты, на весьма откровенные высказывания и вопросы, получал скупые ответы концертных менеджеров, говорящих, что у агентства все права на материал, а автор ничего решать не может. Как в рабстве каком-то. Возникает вопрос : А нужно ли такое самим артистам? Ведь возможно, что с этих 5-20% материала хватило бы на всё необходимое. Зачем всё это лишнее? Пустые душевные усилия, впустую потраченное время на пустой материал, пустые лишние деньги. Кому все это нужно? Уж точно не самим авторам. Спросим самих артистов, и получим ответ в виде откровенного проницательного творчества. Настоящего крика души. «Шоу должно продолжаться» - Queen, «Клоун в зеркале» - Royal Hunt. - Это первое, что могу вспомнить, но примеров масса.
Хочу сказать еще об одном требовании к творчеству, которое особенно актуально в наше время – это новизна. Не встречал ещё рассуждения на тему того, в чем должно выражаться стремление к новизне, что это за потребность изначально должна быть и в каком направлении должна развиваться. Возможно об этом еще не сказано. Но по тому, что сейчас происходит, уже понятно, что эта потребность весьма извращена. Тут начинается блуждание кто во что горазд. До такого доходит, что с нормальным человеческим обликом несопоставимо. А ведь исконная суть-то этой потребности в новизне на самом деле заключается всего лишь в простом стремлении к познанию. Это просто творчески оформленная новая мысль, высказанная с новым настроением, уникальным посылом, свойственным индивидуальной особенности души человека. Человеку есть смысл выступать перед зрителями, только когда ему есть что сказать. О чем сказать? Если обо всем нужном уже сказано, то остается лишь повторить сказанное со своим уникальным посылом, свойственным тому, о чем хочешь сказать по существу. А если все же есть желание высказать новую мысль, то эта мысль действительно должна быть нужна и полезна людям для благотворных перемен и актуальна.
Так вот мы в итоге наблюдаем упрощение, обесценивание, опреснение и извращение нашей культуры. Что в свою очередь оказывает негативное влияние на умы и души в основном подрастающего поколения. Способно воспитать их легкомысленными, малодушными и меркантильными. И такое положение дел во многом зависит от результата сложившегося подхода к реализации современного творчества. Но в то же время как культура влияет на воспитание нравов общества, так и потребности общества влияют на культуру. Круг замкнулся.
Так как же быть, как перестроить сложившийся порядок, как повлиять на сердца, умы и нравы людей? И тут мне хотелось бы начать мысль с рассуждений о двойственности нашей природы. Душа и тело – те две во многом конфликтующие составляющие человека, которым для счастья и полноты бытия нужны совершенно разные вещи. Тело, которое стремится к приземленному и осязаемому, и душа, которая изначально по природе стремится к возвышенному и вечному, которая к сожалению в нас спит бесчувственным забвенным сном. Возвращаясь к теме творчества хочу вспомнить слова одного знакомого мне человека: «Я пришел повеселиться напиться и забыться, но что же со мной сделали? Мою душу как будто вынули, встряхнули от мишуры и нечисти. Я теперь как-будто страдаю от несовершенства». И это простая самобытная группа, коих тысячи по стране. И возможно у многих найдутся 1-2 песни, которые так же смогут повлиять на душу человека. Да, я верю что наша страна богата неразбуженными талантами людей, в сердцах которых ещё сохранились настоящие сокровища души. Так что же нужно? Каким же потенциалом души нужно обладать, чтобы пробить стену равнодушия и зацепить сердца слушателей? Он должен быть огромен. И на счет его происхождения, дарования свыше, смысле и пути развития у меня свое мнение, в соответствии с моим мировоззрением и вероисповеданием. При учете которого, ход моих мыслей был бы построен по другому. Этот вопрос сложный и ему нужно отдельное внимание, но в любом случае любой задаток нужно развивать. Нужно трудиться долго и упорно, посвятив этому значительную часть трудовой жизни. На сколько это возможно для самобытных авторов? При отсутствии достаточного количества времени на это, свободного от других насущных забот, отсутствии веры в успех в сложившейся ситуации – это почти не реально. Кроме того донести свою творческую мысль до нуждающегося в ней слушателя, без помощи способных её оказать, и не оказавшись при этом заглушенным на фоне многочисленного, зачастую пустого материала – тоже все меньше шансов. В итоге просто зачастую опускаются руки и песни уходят в никуда.
Так как же быть? Кто может оказать эту помощь?
И это может быть любой способный состоятельный человек, не равнодушный к состоянию культуры в нашей стране, уставший от обилия пустой коммерческой музыки. Каким же образом может происходить эта помощь? Предлагаю в качестве примера рассмотреть мероприятия проводимые на областном уровне на конкурсной основе, с привлечением самодеятельных творческих коллективов и участников. Это будет начальной точкой отсчета для дальнейшего развития мысли. А далее всё должно сводиться к проведению этих мероприятий на более высоком организационном и медийном уровне, с незначительным отступлением от сложившегося порядка проведения эстрадных концертов. Те же самые самобытные артисты должны довести исполнительский и авторский уровень своего творчества, буквально до совершенства. Но речь идет о каком творчестве? Как раз о чем было ранее сказано – уникальность идеи музыкальной, смысловой, исполнительской. Исходя из этого условия и будут отобраны комиссией участники. Пусть это будут 1-2 песни, но их отточить до совершенства будет проще, даже в условиях ограниченных возможностей, если видна цель - реализация на профессиональной сцене.
Далее с этими артистами уже могут выпускаться сборники, проводится концерты с подбором песен по теме мероприятия – всё уже на эстрадном уровне. Только сложность будет в том, что артистов много на одной сцене и одном сборнике, хотя можно подобрать ряд технических решений, позволяющих эти трудности свести к минимуму. Но всё это оправдано, ведь появятся новые свежие творческие идеи, взамен приевшегося сурагата. И если количество самобытных артистов одной песни и интерес к ним достигнет определенного уровня, то эти проекты могут даже заменить некоторой аудитории эстраду.
Ещё возникает вопрос: А у кого и каким образом может появиться интерес к проекту, который представляет не известных и мало известных артистов? Тут я вернусь к высказанной ранее мысли о воздействии искусства на душу человека. И чем ярче точнее и искреннее получится артистам передать глубину творческой мысли, чем организаторам лучше получится артистам в этом помочь, тем лучше будет результат. Кроме того хочу добавить одну мыль, высказываемую некоторыми коммерчески мыслящими специалистами, что на любую идею, если она оформлена качественно и красиво, может появиться потребительский спрос. Ну и конечно придется воспользоваться традиционными средствами для привлечения внимания.
В завершении хочу еще обратить внимание на одну фразу, выцепленную из высказываний некоторых известных артистов ушедшей эпохи: «Своих слушателей надо воспитывать». И так оно и должно быть. Только надо понять чему. А для начала артисту нужно самому себя воспитать. Вот и я возможно подсознательно пытаюсь этими мыслями воспитать себя и своих слушателей, которых у меня нет.
Ну вот мой монолог и подошел к концу. Ваш Клавир! Поклон пустому залу, занавес, раскатистое эхо удаляющихся шагов. Тишина.