16+
Лайт-версия сайта

Путешествие в ...

Просмотр работы:
26 октября ’2013   10:25
Просмотров: 20692

Путешествие в...

Под обнажёнными ветвями разбросаны драгоценные камни, горы камней – сапфиров, рубинов, изумрудов. Горы растут, возвышаясь над долинами, которые превращаются в тёмные морские впадины. В холодной влаге ноябрьского воздуха, мгновенно растворяясь, проносятся полупрозрачные облака. Я ещё жив; в этом почти не сомневаюсь. Смог бы я ограбить ювелирную лавку? – Думаю, нет – когда глаза летят высоко в небе, а затем опускаются ко дну океана. Я не против ограбления толстосумов, но это занятие для более практичных людей. Справа от меня огромная ваза над небольшим кратером, а за ней – колонны античного портика. Долгий путь; холод преследует меня с самого начала, когда я ещё стоял у реки. Затем – блуждал среди деревьев на бульваре, разглядывая сырые мазки разноцветных тающих листьев. Один из них меня восхитил, но, подняв его, я увидел, как он гниёт, превращается в грязь – ничем не лучше той, которую он прикрывал. Это как отскрести часть картины. Наверное, если бы я был художником, то только импрессионистом. И вот, наконец, я здесь, на площади двух театров, всматриваюсь в крупные покрашенные деревянные щепки на клумбах, трясусь от холода, но никак не могу оторваться от этой странной красоты.
В поисках тепла меня занесло в подземный город. Всё, что я вижу – магазины и женщины. Сразу же попадаю в водоворот, двигаюсь только по кругу и после нескольких кругов сам уже чувствую себя бабой, которая отправилась за покупками. Нужно как-то вырваться. Вдруг толпа смывает меня по спирали на нижний ярус, прямо к фонтану. И я не против, поскольку заметил там столики. Присаживаясь, я подумал, что для оправдания моего пребывания в этой забегаловке неплохо бы сделать вид, как будто я чем-то занят; достал из кармана блокнот и, бесцельно перелистывая его в надежде остаться незамеченным, наткнулся на записи из курса латинского языка. Поначалу я честно проговаривал шёпотом спряжения глаголов в Praesens indicativi activi (Настоящее время изъявительного наклонения действительного залога). Когда же дело дошло до Praesens indicativi passivi (страдательный залог) и я случайно чуть было не вызвал сатану, записи начали вытворять на бумаге такое, что я решил просто молча за ними понаблюдать. В этот неподходящий момент прямо по курсу показалась официантка. С почти пустыми карманами и этими новыми десятирублёвыми монетами я как в средневековье. Спасться, немедленно. В одном из узеньких коридорчиков я пристроился на краю скамейки – низкой и без спинки. Скамейка располагалась в центре коридора параллельно стенам. Потоки людей двигались на меня и от меня, а я – сидел на воображаемой разделительной линии, глядя на них снизу вверх. На мгновенье я почувствовал себя таким униженным, что мне даже стало смешно, и я, наконец, понял, что нужно убираться из этого проклятого места. Но куда? Ведь я ещё не согрелся, а на улице холодно... Ответ – в будущее.

Концерт в консерватории. Разные исполнители. Все – учащиеся. Мальчик, который сейчас исполняет Баха, так усердствует, что создаётся впечатление, как будто он ездит по сцене на тракторе, а не играет на рояле. Мендельсон, Шопен, Лист... Композиторы в очередной раз проходят проверку временем. О Шопене ничего плохого сказать, вроде бы, не могу. Мендельсон – понял, зачем нужен рояль и человек, который на нём играет. В «Пляске смерти» Лист открыл для себя, зачем роялю нужны клавиши и педали, а музыканту – мозги, пальцы и уши. Но кое-кто показал, зачем уши нужны слушателю, а залу – лепнина на стенах и потолке. Настоящий музыкант умеет играть именно на нервах! и не многим удаётся их правильно настроить. Запрокинув голову назад, я слышу и вижу, как каждая сыгранная фраза обвивает каждый лепесток. Огромная сверкающая люстра плывёт по волнам, светильники от стен тянутся ко мне, выгибая в разные стороны свои пальцы. Это Дебюсси, «Лунный свет»; импрессионизм в действии, сюрреализм – как приятный побочный эффект. И вдруг я в деревне, в холодную ноябрьскую ночь. Снега нет. Под звёздами блестят заледеневшие капельки росы в тёмной окаменелой траве и с хрустом раскалываются под ногами. Большое старое зеркало у стены сарая – ледяная дорожка. Сквозь пар моего дыхания, в глаза мне бросаются торчащие из земли голые чёрные деревья – невысокие, как в одном из моих снов. Но во сне деревья зеленели, и у одного на ветвях среди волнистых листьев сидело множество маленьких искусственных птичек, возможно из бронзы. И была среди них одна особенная. Привёл я в полдень к тому дереву падшую восточную красавицу с глазами ангельскими и сказал ей тихим голосом:
– Гляди, этот соловей петь умеет.
– Как! – удивилась красавица.
– А ты его коснись пальцами своими нежными.
Подняла она медленно руку воздушную, до соловья дотронулась, и полилась мелодия звонкая, словно из музыкальной шкатулки, или клавесина. Звук всё дальше, дальше...
Снова ночь. Незаметно подкрался декабрь. Но мне не холодно, мне жарко, очень жарко. Я бегу изо всех сил, бегу очень быстро: вверх по улице, затем – в метро, вниз по эскалатору, небольшая передышка в вагоне, снова вверх, дыхание учащается, врываюсь на вокзал, мечусь между платформами – где же мой поезд? с какого пути он отправляется?

Я опоздал на последнюю электричку – она уехала у меня прямо из-под носа. Но всё-таки я неплохо пробежался! Возвращаясь домой в безлюдном метро, я на мгновенье закрыл глаза и увидел себя – это и есть моя жизнь – бегу за поездом, и все кричат: «Не догонишь! не догонишь!» Так было с музыкой. Вся родня твердила в один голос, что у меня нет таланта, и мне всё это не нужно. Я, конечно, ещё не добился больших успехов, но всё-таки неплохо провёл время! А ещё – успел оказаться человеком. Мне много раз говорили, что я играю дерьмо. Но – «А судьи кто?», если они не могут отличить фри-джаз от би-бопа...
Нет, этот холод, судя по всему, в покое меня не оставит. Для человека главное различие между тёплыми и холодными временами года заключается в мысленной организации пространства. Когда тепло – пространство как бы едино, его не приходится делить на составляющие, различные объекты. Когда же холодно – начинаешь мыслить локациями. Из всех локаций выделяются самые благоприятные, и в пути думаешь только о них и о холоде. Иногда мелькнёт мысль: «Я тело, которое перемещается от одной точки к другой только ради того, чтобы там оказаться». Эта мысль проявляется наиболее отчётливо, когда чувствуешь себя в подвешенном состоянии. Допустим, не сдал экзамен; понимаешь, что к пересдаче умнее не станешь, и, вроде бы, тебе уже плевать, но не плевать твоим родственникам. И вот! ты в подвешенном состоянии. Чего ни делай – всё бессмысленно: либо для тебя, либо для окружающих, либо для всех сразу. Но когда речь идёт об институте – это всего лишь неприятно, и не более того. Максимум отчислят, и всё. К тому же появляется возможность начать что-нибудь другое. А вот когда в воздухе повисают творческие находки, или даже простые повседневные задумки, и из-за этого буксуют дальнейшие планы, то масштаб увеличивается: тебя не исключают из института, тебя вымывает из жизни. Конечно, всё не так ужасно, ведь остаётся кров и хлеб, но жизнь превращается в перемещение между точками в пространстве, пусть даже приятными и интересными, чувствуешь себя «лишним человеком». Лишним – не в каком-то плохом смысле, а в том, в котором этот персонаж встречается в классической русской литературе; например, Бельтов или Чацкий (прочие из них заслуживают, на мой взгляд, меньше внимания и уважения).
Выпал снег, много снега, пушистого и сверкающего. А затем – дождь. Психоделичность на мостовой и тротуаре – можно не описывать... Моё внимание привлекло одно деревце, полностью покрытое льдом. В темноте оно отблёскивало в разные стороны, поймав на себе взгляды окон. Если бы я никуда не торопился, то ходил бы вокруг него ещё полчаса. Это сказка, а не реальность.
Ночью, дома, в двух рядах оконных стёкол смешивается отражение улицы в свете фонарей с отражением моей комнаты, своё собственное отражение я вижу где-то в середине этого иллюзорного пространства. Очень опасно. Я смеюсь: эволюция как будто обошла меня стороной. Я вобрал в себя худшие черты своих предков. Каждое моё новое увлечение губит меня больше прежнего. Наверное, если бы я ничем не увлекался, то смог бы освоить какую-нибудь настоящую профессию и получать приемлемую зарплату. Во истину, я «лишний человек»! Слоняюсь без дела и пишу всякую чушь, которую никто не читает, а если и читает, то, наверное, не понимает. Вот и вы сейчас, должно быть, думаете: «Да бездельник он просто! лентяй обычный!».
Надо заметить, способность к восприятию информации настолько индивидуальна, что, например, художественное произведение с концентрированным идейным содержанием кажется некоторым полной бессмыслицей. И всё выворачивается наизнанку. Ты видишь непрерывный поток мысли, а твой собеседник заявляет, что всё – наоборот. Тогда и сам порой начинаешь сомневаться, кому верить – себе или ему. Но такое сомнение и лёгкое недоверие самому себе дорогого стоят, ведь иногда это единственное, что связывает тебя с реальностью. У меня на даче почти все гости проваливались в открытый подпол, пребывая в полной уверенности, что под ногами как всегда окажется половая доска.
– Да, неплохо, – наконец признал Диксон.
– Конечно, неплохо! Хотя я не известен, и я не гений; но и не бездарен. И я пишу о своей жизни – о жизни настоящего, живого человека, а не какого-нибудь эпического персонажа.
– А вот это не совсем правильно...
– Зато это правда, понимаешь?

Всякий раз, когда вокруг происходит какая-то неразбериха, меня мгновенно уносит внутрь себя. Я становлюсь режиссёром фильма, в котором сам же играю. Недавно из моего фильма начали пропадать люди. А потом – снова появляться. Сейчас, когда у меня мало работы, мало денег, когда я перемещаюсь между точками в пространстве, постоянно жонглируя своими настроениями, я перестаю воспринимать реальность как реальность; это странный затянувшийся трип, вызванный отсутствием LSD.
Наконец мне посчастливилось выйти из дома при свете дня. На улице мороз. Ход событий ускоряется, всё происходит очень быстро; течение времени, наоборот, замедляется. Не могу удержаться от смеха: бомжи у входа в метро разлагаются, плавятся прямо на глазах, как в художественном фильме «Уличный мусор», Street Trash. Сегодня двенадцатое декабря, мой День рождения. Обычно я чувствую себя то стариком, то ребёнком, но никак не человеком своих лет. Выходит, что и возрастом своим я тоже жонглирую. Никогда бы не дал себе двадцати семи. Двадцать – ещё может быть, или двадцать один – чтобы в магазинах мне могли со спокойной совестью продавать выпивку. На самом деле я бессмертен, я родился четыреста лет назад в горах Шотландии.
У меня нет мании величия, просто я пытаюсь оставить след в истории. Только представьте: след гигантской сандалии на иссушенной палящим солнцем грунтовой дороге! Но пройдёт пара ливней, и вспомнит ли кто-нибудь о нём? Прошлое, хотя и вызывает определённые сомнения, но оно, скорее всего, существовало, а вот будущее – это точно плод воображения. Пишу я всё это, и у меня из головы никак не выходит мысль из фильма Naked Lunch по Берроузу: писатель – такой же обычный человек, только он пишет об этой жизни отчёт. Отчёт о жизни я действительно пишу – по крайней мере, о своей.

Какие задачи ставит передо мной жизнь? – По-моему, я собирался выйти из подземного города, ещё пару минут назад. Неужели мне удастся? Прилив сил, превосходно! Стеклянные двери, лестница. И вот, я опять наверху. Стемнело. Совсем не холодно. Справа светится большой стеклянный купол с причудливыми разноцветными узорами. Снова вверх. Сквозь высокие ворота – на площадь, оттуда – старыми узкими улочками – к музею, затем – вниз по скверу – извилистыми, вымощенными дорожками под изогнутыми деревьями; из-за них большими желтоватыми шарами выглядывают фонари, и где-то вдалеке виднеется освежающий синий свет. Крутой поворот. Солянка... Я ведь уже проходил сегодня по этой улице в другую сторону... – Да, в сторону трипа! Весь этот холод – это был глюк. Впереди – тёмные лужи, кидаются в меня отражёнными огнями. Глубоко? – О, чудо! я иду по воде. Даже не думал, что это так легко. Но с лужами, как и с будущим, лучше не шутить: никогда не знаешь, в какой утонешь.


Денис С. Давыдов






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 26 октября ’2013   11:38
Интересно!

Оставлен: 26 октября ’2013   12:28
Это мне очень понравилось.Буду перечитывать...


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

За твоим окном. Осенний дождь. Полюби меня сегодня

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Может мы не чужие с тобою?)


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft