Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
14 апреля ’2013
18:56
Просмотров:
21587
Что такое человеческая жизнь? Из чего она складывается? Почему человек в течение своей жизни совершает те или иные поступки? Чем определяется жизнь человека? Эти вопросы волнуют каждого. Томас Манн в докладе "Фрейд и будущее", произнесенным в Вене 8 мая 1936 года на праздновании 80-летия со дня рождения Зигмунда Фрейда, затронул тему мифа, который оказывает огромное влияние на человеческую жизнь. В своем докладе он говорит: "Миф дает способность видеть в реальности высшую правду, он дает улыбающееся знание о вечном, всегдашнем, непреложном, о схеме, в которой и по которой живет мнимо индивидуальное, не подозревая в наивном самомнении своей первичности и уникальности, до какой степени его жизнь есть формула, повторенье, хожденье по глубоко протоптанным следам". И в самом деле, каждый более или менее уважающей себя человек считает, что он неповторим, он уникум, и его жизнь глубоко своеобразна. И что же мы видим на самом деле? В действительности многие из нас, неосознавая этого, повторяют, реализуют в своем жизненном пути схемы, которые они усвоили в процессе воспитания, своего развития.
Далее Томас Манн задается вопросом: "А что, если бы мифический аспект субъективизировался, вошел в само действующее "я" и в нем проснулся, с радостной или мрачной гордостью осознал свой "возврат", свою типичность, восславил свою роль на земле и усмотрел бы свое достоинство исключительно в знании, что он представляет собой фундаментальность во плоти, снова олицетворяет ее? Только это, можно сказать, было бы "прожитым мифом". И не надо думать, что это что-то новое и неизведанное: жизнь в мифе, жизнь как торжественное повторение есть историческая форма жизни, древний мир так и жил. Пример тому - фигура египетской Клеопатры, вылитой Иштар-Астарты, Афродиты во плоти... Жизнь как оживление, воскрешение и есть жизнь в мифе. Александр шел по следам Мильтиада, а насчет Цезаря его античные биографы были убеждены, что он подражает Александру... Это мифическое отождествление, которое было особенно распространено в древности, но глубоко захватывает новое время и психологически остается возможным всегда. Часто подчеркивали античный облик фигуры Наполеона. Он жалел, что современный уровень сознания не позволяет ему выдавать себя за сына Юпитера - Амона, как Александр... Решив завоевать Европу, он заявил: "Я - это Карл Великий". Заметьте, не, скажем, "Я напоминаю его", не "Мое положение сходно с его положением". И не "Я - как он", а просто: "Я и есть он". Это формула мифа. Жизнь, во всяком случае значительная жизнь, была, таким образом, в древности восстановлением мифа в плоти и крови; она с ним соотносилась и на него ссылалась; лишь мифом, лишь соотнесенностью с прошлым она подтверждала свою подлинность и значительность. Миф - это легитимизация жизни; лишь через него и в нем она обретает чувство собственного достоинства, находит свое оправдание и освящается. До самой смерти Клеопатра торжественно вела свою характерную роль - и можно ли жить, можно ли умереть значительней и достойней, чем празднуя миф? Подумайте также об Иисусе и его жизни, которой он жил, "чтобы сбылось слово Писания"... Цитирующая жизнь, жизнь в мифе есть род празднования; будучи претворением в явь, она становится праздничным действом, свершением предписанного, торжественной службой, обрядом, праздником".
Анализируя приведенный текст Томаса Манна, прежде всего хочется остановиться на следующем. Автор утверждает, что психологически мифическое отождествление остается возможным всегда. Переходя к нашей недавней истории, можно отметить, что Сталин мифически отождествлял себя с русскими царями. Тем более что народ, привыкший к такой форме правления, был готов смириться и подчинить свою волю воле верховного правителя. Как писал Достоевский, величайший знаток человеческих душ, в повести "Хозяйка", "дай ему волюшку, слабому человеку, - сам ее свяжет, назад принесет. Глупому сердцу и воля не впрок!"
В настоящее время Путин мифически отождествляет себя со Сталиным с коррективами на новое время. Примеры такого отождествления можно умножить.
Томас Манн отмечает, что во всяком случае значительная жизнь была восстановлением мифа в плоти и крови. А что же жизнь не значительная? Например, жизнь рабочего. Но и тут мы найдем возможности для мифологизации жизни, чему подтверждением служат рабочие династии, или военные династии и т.д.
Хочется остановиться еще на одном аспекте жизни как мифе. Далее Томас Манн отмечает: "Существует мифически-художественное видение жизни, при котором она предстает театрализованным исполнением чего-то торжественно назначенного, кукольным театром, где мифически-характерные марионетки отбарабанивают, развертывают некое "действо", давно известное, определенное и в шутку опять повторяющееся сейчас перед зрителями". В свете этого имеет право на существование выражение "жизнь как театр". При этом мы рассматриваем и относимся к жизни, как к театральному действию, которое уже предначертано неким невидимым сценаристом (Богом), а нам остается лишь наблюдать за разворачивающимися событиями. Мы одновременно и участвуем в этих событиях, и наблюдаем за ними. Что может быть более интересным? Как после этих слов относится к человеку, для которого жизнь потеряла интерес.
Марк Аврелий в свое время писал: "Все уже было". Если принять эту мысль за истину, то можно сказать, что жизнь каждого человека - это миф, поскольку все, что происходит с ним, уже было, только не все это осознают, не все понимают. Мы живем, волнуемся, переживаем по поводу каких-то событий, но стоит ли переживать, грустить, отчаиваться, ведь все уже было! Все уже происходило раньше с другими людьми, в другое время и при других обстоятельствах. И это понимал уже человек, живший во II веке нашей эры.
Голосование:
Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи