БЫТИЕ И ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
"Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе".
Своеобразие той или иной философии во многом зависит от формулировки основного вопроса ее.
Долгое время в философии основным считался вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи.
Философы при этом разделились на два больших лагеря - на материалистов и идеалистов.
Идеалисты признают первичным идею, дух, сознание, а материальное считают продуктом духовного.
Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи.
Однако, характер философствования может опосредоваться также и такими принципами, как монизм, дуализм, триалогизм и плюрализм.
Монизм может быть как идеалистическим, так и материалистическим. Те, кто придерживаются идеалистического монизма, в качестве единого первоначала рассматривают Бога, или мировой разум, мировую волю. Главный источник идеализма заключается в преувеличении значения идеального и в преуменьшении роли материального в жизни людей. Идеализм развивался в истории философии в тесной связи с религией. Но он отличается от религии тем, что облекает свои доказательства в форму теоретизирования, а религия базируется на признании непререкаемого авторитета веры в Бога
Согласно же материалистическому монизму в качестве единого первоначала всего сущего выступает материя. А сознание считается продуктом мозга -
высокоорганизованной материи.
Монизму противостоит дуализм, признающий равноправие двух начал - сознания (духа) и материи.
А плюрализм считает равноправными самые разные точки зрения.
Монизму, дуализму и плюрализму противостоит триалогизм.
Согласно триалогизму, в роли основных вопросов философии ныне вполне могут выступать, наряду с общеизвестными вопросами:
-вопрос о соотношении Бытие с тремя равноправными и альтернативными основными основами, субстанциями Бытие;
-вопрос о субстанциальности, иерархичности и цикличности системы триалей бытия;
-вопрос о соотношении триали бытия с ее конкретными представителями - атриалями.
Означает это следующие выводы.
Ныне общепринято, что изучение философии начинается с изучения ее главной категории "Бытие".
Следовательно, согласно триалогизму, изучение философии ныне, после изучения "Бытие", должно продолжаться непременно изучением трех основных "субстанций Бытие", выступающих в роли трех "начал", представляющих собою трех "триалей бытия", и обозначающихся категориями Состав бытия, Способ бытия и Свойство бытия.
Ибо состав, свойство и способ бытия никак не могут существовать друг без друга. Ибо не бывает состава без свойства и способа бытия, как не бывает и свойства без состава и способа бытия. То есть, соотносятся эти три триали бытия не как первично-вторичные, а непременно как совместно, взаимообусловлено и друг в друге существующие "начала".
Следовательно, в современной философии изучение материи, сознания и мышления, /и тем более их соотношения/, допустимо лишь после предварительного изучения "Бытие" и трех основных "субстанций Бытие".
Согласно триалогизму, материя как объективная реальность, зоотерия как субъективная реальность и инфотерия как идеальная реальность выступают в роли трех таких равноправных начал, которые крайне альтернативны друг другу, но которые, тем не менее, могут существовать лишь совместно и взаимообусловлено. Нет одной из них - нет и двух других.
Согласно триалогизму, материя - это всего лишь одна из трех основных субстанций Состава бытия, являющейся одной из трех основных субстанций Бытие, сознание - это лишь одна из трех основных субстанций психосферы, являющейся одной из трех субстанций зоотерии /субъективной реальности/, а мышление - это лишь одна из трех основных субстанций языкосферы, являющейся одной из трех основных субстанций инфотерии /идеальной реальности/.
То есть, поскольку материя, сознание и мышление выступают в роли субстанций, находящихся на различных уровнях и циклах иерархии субстанциальности и триальности, постольку они никак не могут представлять собою трех равноправных начал.
При этом. Субстанция Бытие, субстанция субстанции Бытие и субстанция субстанции субстанция Бытие обозначаются одним, всеобщим для них всех, понятием "триаль бытия".
Таким образом. Триалогизм, /в отличие от монизма, дуализма и плюрализма/, рассматривает, изучает и признает окружающую действительность как иерархическую систему из тройственных систем триаль бытия, где три крайне альтернативные подсистемы каждой тройственной системы триаль бытия могут существовать лишь совместно и взаимообусловлено, а не как первично-вторичные.
То есть, в современной философии основным вопросом философии оказывается уже вопрос о признании равноправия трех альтернативных "начал", существующих лишь совместно и взаимообусловлено, а не как первично-вторичные.
Следовательно, обращение к известным понятиям "субстанция", "иерархия" и "круговорот", и к новым понятиям "триаль", "триаль бытия" и "атриаль триали бытия" при осмыслении явлений и процессов окружающей действительности позволяет подойтти к поиску ответа на основной вопрос философии исходя не только из принципов триальности, субстанциальности и иерархичности, но также и из принципов атриальности, торсионности и преемственности.
При этом, однако, объемную иерархическую статическую систему триалей Бытия и круговоротную диалектическую динамическую систему атриалей триали бытия, наглядно можно представить в виде различных простых или цветных классификационных схем, таблиц и фигур.
Приложение.
Классификационная схема "Три основные субстанции Бытия".