(Данную статью, возможно по-необходимости, я буду дополнять и корректировать. Любое заметное изменение будет соответствовать версии статьи, указанной в номере.)
Ничего мной тут не открыто, - всё тут старо и находится в архиве истории. Но порой необходимо снова и снова довести до людей то, что ими забыто, не понято или не знакомо ещё.
Диалектика не нуждается ни в каком умопомрачительном вздоре, коем наполнены некоторые умы. Она основана на банальностях, всем доступных и простых, то есть на наших чувственных данных опыта, и поэтому может и должна быть понята всеми, то есть сведена к этим одинаковым для всех чувственным восприятиям.
Конечно не всё сразу станет всем понятно. К тому же, - тут всё очень кратко. Это скорее введение в диалектику, хотя оно может быть и совсем другое. Не всем такое начало подходит. Но я пытался по разному начинать, а этот сайт указал мне такой подход.
Для понимания, надо идти не спеша и предметно - без фантазий отвлечённых от реальности, а только на основе чувственных подтверждений и более ничего. Никакой мистики быть не должно, только осязаемое чувственное основание=понимание, как и с булкой хлеба. Но надо же видеть, что и хлеб гниёт во времени, то есть переходит в другое состояние, - но во что? В противоположное! Это последнее понятие (противоположность), конечно не сразу осознаётся, как имеющее важное для практики значение. Но потом однажды, размышляя, мы начинаем понимать: чёрт возьми, как же это так, что важное для любой вещи определение, мы сразу не оценили для практики!
1.
Чёрное (тёмное) различается только на белом (светлом)! Не будет белого, так и чёрного не почувствуешь. На чёрном листе, чёрная надпись не видна (не различимо чёрное в себе ). И белая надпись на белом не видна, то есть не существует, ибо - это есть одна белая масса, единое количество (качественно не различимое в себе). Сколько ни води кистью одного цвета по стенке того же цвета, надписи не увидим, а будет всё время одна и та же крашенная в один цвет стена.
Это всё осязаемо, как и водка. Только водка на вкус, а черное с белым, - глазами видим. Это всё факты: чёрного и белого, друг без друга увидеть нельзя, то есть для нас не бывает.
Однако, с другой стороны, - мы отличаем черное от белого, противопоставляя их друг другу. Вопрос в том: как так возможно их различать по отдельности, если они невидимы друг без друга?
Тут мы и наблюдаем два факта (без подвоха), исключающие друг друга. Это и есть проявление диалектики, то есть существования двух противоположностей (чёрного и белого, или светлого и тёмного) в одном неделимом предмете (= световом тоне). Чёрное или тёмное, это только условность, то есть она конкретно существует лишь в отношении к другой существующей конкретности отличной от себя, - от своей противоположности, как меры для себя. Если же, тО же конкретное тёмное мы возьмём в отношении к другой мере, то оно может оказаться в реальности (хотя совсем и не изменялось) - светлым, по отношению к другой выбранной нами мере. И это хорошо знают все художники.
Из одного оттенка, не имеющего ни к чему отношения, ничего нельзя создать в рисунке. Для этого нужен отличный от него по оттенку лист, что бы заключать в рисунке, своё внутреннее различие, что бы в результате получилось нечто живое, заключающее в себе не пустую и безликую (не различимую, бессодержательную) массу, а отношение (= противоречие) или взаимодействие противоположных начал, которое не имеет границ в своём проявлении для нас, и это соответствует тому, что заключено в любой живой вещи, которая отражается в соответствующем рисунке.
Притяжение (= связь) чёрного и белого друг к другу, проявляется в отталкивании (= различии) их друг от друга, и наоборот: отталкивание их проявляется в их взаимном притяжении. Мы видим чёрное или белое, то есть их внутреннюю суть, лишь одновременно: на фоне внешней своей противоположности. А одновременное видение того и другого, - это и есть единство их внешнего отношения. А что бы понять (= свести к чувству) их внутреннее единство, достаточно растушевать длинную ленту белой бумаги в единый и неразличимый внутри себя градиент - от белого на одном конце, и до постепенного и незаметного перехода в чёрное на противоположном конце.
2.
Подобно тому, как нельзя разрезать полоску бумаги с растушёванным градиентом, для разделения тёмного от светлого, так же и магнит нельзя распилить по-полам так, что бы в одном куске был один полюс, а в другом противоположный. Не бывает низких или высоких вещей самих по-себе, как не бывает самих по-себе тяжёлого и лёгкого. Не бывает отдельно большого или отдельно малого и вещного самого по-себе. Не бывает самих по-себе добрых или злых людей, умных или глупых, сильных или слабых, - на деле, все эти вещи - в одном отношении одни, а в другом отношении другие.
Но углубляясь в это понимание, мы находим: что и просто САМИХ ПО-СЕБЕ - деревьев, животных, людей и вообще, чего бы-то ни было, в природе не существует. Но всё это существует лишь в отношении друг к другу, то есть: необходимым условием для существования любых вещей необходимо, что бы существовали ещё и другие вещи, в которых данная вещь могла бы проявляться. То есть для любой вещи (=субъекта) необходим внешний мир (=объект).
Поэтому сами по-себе вещи - суть нечто неопределённое. Но в отношении к другим таким же неопределённым вещам, любая вещь находит своё определение, всё время развивающееся, - по мере того, насколько она находит и углубляет связь со всем окружающим.
3.
Но из диалектики светового тона (как единства чёрного и белого), нельзя понять диалектику других процессов природы. Для понимания последних, надо изучить соответствующие явления и увидеть в них присущие только им противоположности, и то, - как они в пределах соответствующих явлений, переходят друг в друга, подобно незаметному переходу чёрного в белое.
Главное убедиться на отдельных примерах, что противоречие заключено во всём, как всеобщий закон, и имеет значит собственную логику развития, - то есть возможность, а при определённых условиях и необходимость перехода противоположностей друг в друга. Однако, не надо воображать, что поняв это мы сразу обязательно во всём это запросто увидим. Для этого надо изучить нужный предмет до должного уровня.
Таким образом, главный вывод в том, что: 1). отдельные крайности (вещи), мы видим только через их взаимную связь и не иначе, 2). а связь крайностей (вещей) мы видим исключительно через их различие. Я тут крайности уже приравнял к вещам, забегая в перёд. Но оно так и есть: любая вещь, это условная материальная ограниченность между субъектом (= самой этой вещью), и внешним для него миром (= объектом), между тем, как вещь и внешний для неё мир, - являются продолжением и дополнением друг друга.
4.
С цветом происходит то же самое, - все они переходят друг в друга, а когда они внутренне в равном отношении соединены, то дают либо нечто белое (оптически), либо чёрное (смесь красок), нейтрализуя (= уничтожая) себя как цвет. А если такое соединение внешнее, то мы получаем уравновешенную гармонию цвета (спектр радугу), которую и ощущаем как нечто красивое (радужное чувство).
Поэтичность, - это развёрнутая прозаичность, как белый свет в радужный спектр. А прозаичность, - это свёрнутая поэтичность во внешне неразличимую для нас реальность, то есть в свой зародыш, из которого она произошла. Так радуга, исчезает в белом свете, а потухший свет переходит в темень, из которого потом опять возрождается (спичка, чиркнутая в темноте) и сам в свою очередь опять порождает радугу. Но и эти любые, конкретные в материальном воплощении, крайние полюса: серое и радуга, проза и поэзия, - не пределы проявления движения природы в любом своём роде, то есть её свойств или вещей, но всегда они есть бесконечно малые величины по отношению к её бесконечно глубоким или широким тайным свойствам, всегда присущим ей.
5.
Всякая, так сказать художественная конкретная гармония, сводиться к математически выверенной точности. Однако, возмущающиеся таким выводом (такой "ограниченностью"), очень примитивно понимают его, не понимая что такое математика и художественное творчество, и поэтому сами вращаются в своих очень примитивных рамках мировоззрения и уподобляются алхимикам и разным модным идеям (= гаданиям на кофейной гуще). Само собой разумеется, что сведение чего бы-то ни было к абсолютной точности, - это лишь только очередной шаг к познанию всеобщего, то есть это только одна объективная сторона предмета, которой предмет (бесконечный по своей природе) не ограничивается. Но без такого его относительного огрубления, нам ничего не понять и не достичь на пути его познания.
6.
Тоже самое и в музыке. Не только из одного тона ничего не состряпать, но даже и отдельный звук нельзя услышать без внутреннего его в себе различия, - без звуковой волны, являющейся воплощением различия в себе громкости при кажущейся неизменности громкости звучания. В последнем случае, - мы просто не различаем сплошные скачки исчезновения и возрождения звука, но воспринимаем лишь ОПРЕДЕЛЁННОЕ НАМИ отношение противоположных начал. Но то, что это отношение, - есть колебание чего-то: между существованием и не существованием, между бытиём и небытиём, - это мы понять можем только посредством мысли, сводящей в себе наши истинные, но разрозненные чувственные восприятия в единство, в котором они прореагировав между собой (подобно в химии), выдают свой продукт, = вывод этой деятельности, брожения.
И любой тон незаметно переходит в любой другой, как в свою противоположность, доказывая своё внутреннее единство (то есть, что они суть - одно и то же), несмотря на внешнее различие между собой. Развивающееся звуковое единство в мелодию, есть объективное равновесие, которое внутренне и внешне соответствует внешней природе: совершенно так же, как и в живописи и рисунке, и не имеет абсолютного конца. Это равновесие может быть, относительно, математически точно выверено и описано, что уже частично и делается в своём зачатии: вся теория музыки, программные аранжировщики и прочие механические композиторы, которые однако, в некотором отношении, порой лучше некоторых живых, с плохо развитым музыкальным слухом и прочими недостатками.
7.
Если дальше вглядываться в жизнь, то мы увидим тот же процесс внешнего противостояния различных вещей и их внутреннего незаметного перехода друг в друга. Даже рассматривая любой "мгновенный" скачок природы, мы находим: что никаких абсолютных скачков в природе нет. В природе всё едино, а любой скачок действителен (истинен) лишь в пределах отношения к какой-нибудь УСЛОВНОЙ мере (нами для практики взятой, и применимой или истинной, - лишь в пределах этой практики).
Наука изобрела уже приборы, относительно растягивающие до великих размеров "мгновенные" живые процессы, которые мы теперь можем наблюдать, и в которых теряется всякая видимость абсолютного водораздела в любых явлениях природы.
8.
Не только, в процессе познания, стирается грань между чёрным и белым, но и между любыми КОНКРЕТНЫМИ противоположностями вообще (то есть между различными вещами): даже и между музыкой и живописью, математикой и искусством, материей и сознанием, я уж не говорю о грани между животным и человеком, но стирается всякая грань и различие - между самой мельчайшей известной физике частицей и человеком в своей истории. Всё в природе живое, то есть движущееся и развивающееся, и переходящее непрерывно в другое, - в свою противоположность.
Техника и ум позволяет нам раздвигать внутренние границы противоположностей природы, и они же позволяют нам бесконечную или великую по протяжённости историю, превращать в нашем сознании в мгновение, не извращая истины, а напротив - вечно приближаясь к ней. Сознание может и должно ухватить в своих понятиях всё с чем КОНКРЕТНЫМ имеет дело: скорость света, весь мир, само сознание, бесконечное и конечное, мгновение и вечность, противоположность ... и так далее.
9.
Сознание никогда не имело и не может иметь дело с богом, но оно имеет дело с невежеством и фантазиями людей, одной из которых и является бог. Люди, которых поражает убогость материализма, и которые нуждаются в чём-то более возвышенном, - на деле просто ограничены (= примитивны, - обидное для некоторых слово, но мы все относительно примитивы) в своей фантазии, чувствах и ОПРЕДЕЛЁННОМ знании. Эти люди просто отказывают естественной природе в том, что не только возможно и может быть в ней, но и есть это на деле. Эти люди просто воображают, что их фантастические дали, так милые для их души, значительно богаче по содержанию всего материального. А на деле: человек, вместе со всеми его духовными прелестями и любовью, - это лишь бесконечно малая частица того, что произвела вечно развивающаяся природа.
10.
Одно и тоже (то есть нечто только одно явление), проявляется лишь между чем-то и чем-то, то есть исключительно между различными вещами. Или по другому, - любая вещь всегда нуждается в другой, что бы себя проявить. Сама к себе вещь никак не может относиться, подобно тому, как химический реактив - не может определить или проявить в себе свои свойства. А это значит, что вещи сами по себе не могут БЫТЬ (= существовать). Существование вещей обусловлено переходом их в нечто противоположное, то есть в другие вещи. И этот переход выступает в себе и для нас, - как нечто внутреннее, так и нечто внешнее в одно и то же время.
Пример этого.
Внутренний переход: из цветка яблони развивается яблоко. Сопутствует одновременно этому процессу и внешний переход различного друг в друга: все бесконечные части цветка взаимодействуют между собой - внешним друг к другу образом, что и является самим внутренним процессом перехода цветка в яблоко.
Соотноситься (взаимодействовать) между собой, не могут вещи, абсолютно разделённые непроходимой пропастью. А не взаимодействовать вещи в едином мире тоже не могут. Следовательно, - любая вещь в этом мире, есть продолжение любой другой вещи прямо непосредственно или опосредованно.
11.
Заострение ума.
1. С одной стороны: познание только в том и заключается, что бы разглядеть в одном и том же предмете, - и его собственное внутреннее и внешнее различие от его самого. А потом, двигаясь далее в этом направлении, наконец разглядеть и полную противоположность предмета самому себе, первоначально не замечая в нём даже простого внутреннего и внешнего различия.
Пример частный: внутри дерева ум, опираясь на чувства, различает - ствол, листья, корень..., или внутри понятия дерево, мы различаем - и ель, и берёзу, и дуб... Но эти: ель, берёза и дуб, - имеют одну родословную, поскольку они все деревья. То есть исторически, - дерево развиваясь, внутренне из себя превратилось в лес (количество), в котором одно и то же дерево противостоит уже внешне самому себе в лице другого такого же дерева. Однако, общее внешнее взаимодействие деревьев, вышедшее из внутренних процессов зародыша (одного дерева), - есть новое качество или вещь, называемая лесом. Тут мать = дерево, стало внутренней частью своего продукта = леса.
Тут мы опять наблюдаем общий процесс или закон природы, - развитие зародыша, в котором исходным пунктом (= зародышем) может быть любая вещь. То есть качество переходит в количество, а это последнее тотчас уже есть другое качество: солнечный свет переходит в радугу, тон в мелодию, прозаичность в поэтичность, почка в цветок и яблоко, стебелёк в могучее соединение стебельков (= в ветку, а это в форму дерева), дерево в лес, точка в линию, плоскость в форму головы, понятие слова в понятие предложения, чувство в мысль...
2. С другой стороны: познание только в том и заключается, что бы разглядеть, даже в бесконечно различных вещах, - и их сходство. А потом, двигаясь далее в этом направлении, наконец разглядеть и полное тождество между этими и любыми вещами.
Пример частный: ум находит, опираясь на чувства, что берёза, ель, дуб ... , суть одно и то же, то есть - дерево. А так же, - всё в мире, суть одно и то же, то есть - вещи, переходящие друг в друга, бесконечно различными способами при разных условиях.
Однако, все эти одни и те же вещи, 1). - в одном отношении, переходят друг в друга (то есть, - они суть одно и то же); а 2). - в другом отношении, - противостоят друг другу (то есть, - они суть внешне различные вещи, вплоть до противоположности).
А для зелёного нужно фиолетовое, а для красного немного побубнить, раз руками ничего не получается сделать.
Проснулся человек утром, с похмела и плохо соображает. Тут его на бубнёж попёрло ниочём.
Ещё пара таких же мудрых мыслей. Дарю;
Волга впадает в Каспийское море
Лошади любят овёс
Всё живое тянется к солнцу.
Когда не о чем говорить, будем писать всё что выше напараноил афтор.
БАНАЛЬНОСТЬ, УСУГУБЛЁННААЯ ПАФОСНЫМ РАЗДУВАНИЕМ ЩЁК.
Милая Афродита, я по своей тупости как-то ранее считал, что расшифровывать понятия другим, это лучшее занятие для тех, которые эти понятия сами вводят или рожают для таких дураков как я. Но я не гордый, вот репу и чешу теперь. Уже в башке дырка, а толку нет.
Ура я Афродита!!! А ещё недавно была дура и хамка. Вот теперь то у нас ВСЁ ПО ПОНЯТИЯМ. На ХЕЛЛУИН лучше чесать не репу а тыкву. И дырки на ней к месту. )))