16+
Лайт-версия сайта

Культурный код современной России. Часть-2

Литература / Критика, философия / Культурный код современной России. Часть-2
Просмотр работы:
15 октября ’2024   00:20
Просмотров: 22

...Пролетарская Революция сменившая буржуазную, стала на мой взгляд, следствием не только экономического неравенства, но и разделения культурного, то есть тенденции, когда борьба за национальную культуру и самоидентификацию, вылилась в противостояние большинства русского народа, против прозападного, антирусского меньшинства. Это неравенство подрывало не только основы экономической жизни, но и грозило упразднением, аннигиляцией русского народа, а потом и российского государства.
В определённом смысле, Революция была ещё и войной против искусственного разделения нации, а потому противостояла её грядущему саморазрушению...

Сегодня, после победы буржуазной Контрреволюции и воцарении Реставрации, опасность этого разделения в России, вновь становится актуальна.
Принято думать, что при капитализме, разделение идёт между богатыми и бедными, однако существует ещё и географическое разделение, то есть правящая элита, которую сегодня называют «глубинным государством», живёт в основном в больших городах, а провинция отстаёт в этом представительстве.
Мне кажется, что определение «глубинное государство» в переводе на русский с английского неточно, скорее всего речь идёт о «управляющем классе» и «подчиняющемся классе» и несправедливость этого разделения объясняется тем, что подавляющее меньшинство руководи подавляющим большинством, хотя эту ситуацию и называют демократией!
И это меньшинство, обладает несравнимо большими богатствами, учёностью и возможностями для реализации своих желаний и запросов, в том числе в сфере культуры – касается это и национального языка!
Я постараюсь поговорить об этой проблеме в другой статье, а пока возвратимся к заявленной теме…

С другой стороны, с развитием глобализации, появилась нужда в языке международных отношений, которым и стал английский, представляющий на сегодня самые успешные в экономическом и культурном значении, страны.
Необходимость унификации, создании одного, главного языка отношений и переговоров, кажется уже запросом современности и учитывать это, при планировании и в прогнозах направления и развитии мировой истории тоже придётся.
Однако, эти тенденции в культуре глобализации, отнюдь, не упраздняют языки других, разных народов мира - и больших и маленьких.
Недостаточное внимание к сохранению и развитию родного языка, забывание ценностей национальных культур, приводят к печальным последствиям: потере этнической самоидентификации, утраты национальной "особенности", атеизации народа, племени или народности и утраты глубинных смыслов существования.
Тот или иной народ, забывший свои нравы, традиции и культуру, становиться безымянным "населением" без роду без племени, -
пример постепенной национальной аннигиляции, видим в северных, малых странах и вообще в странах Европы, в которых английский язык давно уже стал «вторым» языком, которым владеют практически все люди закончившие школу в последние двадцать лет.
Создание Единой Европы, стирание в буквальном смысле границ между малыми и великими странами, приводит к постепенному умиранию специфических национальных черт и культур.
Экономически и культурно развитые страны подминают под себя страны неуспешные и постепенно «культурно» колонизируют их, поглощают национальные культуры и сегодня, западная культурная гегемония, в основном американская, видна невооружённым взглядом! !

Однако нельзя забывать, что в истории человечества уже были периоды, когда языком международных отношений, языком культуры конгломерата европейских стран и народностей, был язык "доминантный".
Например древнегреческий язык, во времена Римской Империи был общим языком культуры. А уже в новое время - французский язык объединял представителей высшего класса в Европе.
Однако Римская империя рухнула, Франция в результате военных поражений от Германии, утратила своё значение и вместо, на мировую культурную сцену вышел английский язык и англосаксонская культура.
Постепенно, с возрастанием экономического превосходства, уже американская культура стала определять культурное лицо мира, оттеснив на вторые роли всех других соискателей: испанцев, немцев, русских и даже англичан!

Конечно, родной язык в первую очередь является носителем национальной культуры и с его утратой, малые народности очень скоро будут растворены агрессивными национальными культурами великих стран, а вопрос предсказаний завершения этого процесса, сводится в основном к угадыванию временных рамок окончательной ассимиляции!
В этом случае, естественно встаёт вопрос - а нужна ли национальная культура, во времена Глобализации? А если нужна, то в каких формах она сохраниться, если сохраниться вообще.
И здесь, на горизонтах вселенского будущего, маячат процессы превращения одной или несколько объединившихся сильных стран, в мирового экономического и культурного "гегемона".
Становится возможным возвращением самых диких форм своеобразного современного "культурного рабства", изощрённой эксплуатации "победителями" "подвластных" народов, проигравших эту борьбу, за самостоятельность.
И конечно, это рабство не будет похоже на рабство из прошлого, когда рабов считали за рабочий скот, умеющий более или менее говорить и рабовладельцы, постоянно заставляли, принуждали их, тяжело работать или драться между собой до смерти, на потеху "свободным" людям. Во многом именно рабский труд создал продвинутые цивилизации, например Римскую империю, с её чудесами в образовании, архитектуре, военном деле - по сути дела, Римская империя выросла на рабском труде!

Но в будущем, словесное и смысловое определение из древних времён - раб, будет заменено на слово - "прислужник", служащий.
И характерной чертой, этих прислужников-служащих, будет отсутствие у них национальных черт - национальной культуры и языка.
Это рабство будет, в основном культурным рабством и социальное разделение будет не между рабовладельцами, то есть свободными людьми и рабами, но между производителями и "потребителями", а точнее между теми, кто владеет культурой как товаром, и теми, кто её потребляет - национальные особенности, в такой ситуации, в общем-то ни к чему...
Во многом, уже сегодня, этим можно объяснить многократно выросшее значение информационных технологий и уже сегодня можно сказать: "Те, кто владеет источниками информации - владеют миром"!

... Конечно, в определённом смысле, это касается и Религиозных верований, в частности Русского Православия. И тут, если мы хотим представить себе будущее не только России, но и Русского Православия, то надо внимательнее вчитаться в "Легенду о Великом инквизиторе", Достоевского.
На мой взгляд, Достоевский в своих романах представлял свои взгляды на происходящее и пытался предугадать будущее, и всегда, идеалом, с которым он сравнивал жизнь своих литературных героев, были идеалами религиозными, воплощенными в Новом завете в Нагорной проповеди.
Думаю, что Фёдор Михайлович, в этой легенде, прежде всего имел ввиду не "революционное" будущее, критикуя и издеваясь над ним, а будущее буржуазное, в которое так "победоносно" вошли Россия в последнее десять - двадцать лет, после распада СССР и социализм в Европе.
Но в этом состоянии Российская империя уже существовала накануне Революции, во времена описываемые Достоевским в его шедевре - романе "Братья Карамазовы".
Сегодняшнее неравенство и новое разделение на богатых и бедных, на образованных и неграмотных, возвращает нас в те давние времена физического и духовного крепостничества, только сегодня, это разделение уже вышло на уровень народов и стран, в том числе и в культурном смысле!
Мне, всегда казалась непонятным равнодушие великого писателя к страданиям бедняков и крепостных крестьян, но позже, прочитав повнимательнее монологи Ивана Карамазова, о цене слезинки невинного ребёнка, я переменил своё мнение.
Я вспомнил весь "крестный ход" жизни великого русского писателя - страдальца и подумал, что он, пройдя через состояние государственного преступника, потом став "зэком" на долгие годы, а потом постоянно живя в нужде и в плену литературных обязательств, конечно же не был слезливым интеллигентом и понимал страдания, как часть драмы человеческой жизни на земле!
После стольких испытаний, он не был идеалистом или либеральным болтуном, знал и понимал русский народ, русских людей как со стороны добра, так и со стороны зла.
О христианском долготерпения народа, но и о его пьянстве и склонности к бунту, он писал в своих тюремных записках и понимал крепостничество как вечную тюрьму, которая рано или поздно рухнет под напором протеста!
Но писатель понимал и ценил русскую культуру, русские традиции и потому, отстаивал их от попыток представить русский народ как отсталый и не европейский, противился смешению и подмене русского своеобразия, европейским мещанством.

Сегодня, наследие Достоевского: литературное, философское и социальное - толкуют вкривь и вкось.
Современные буржуазные "переводчики" Достоевского, упорно втягивают его в лагерь монархистов и чёрной сотни, однако вспомните его романы, повести и рассказы, его публицистику. Ведь он прежде всего, боролся против буржуазной алчности и безмерного материального стяжательства и тщеславия, нарождающегося класса "предпринимателей".
И конечно главной идейной основой творчества Достоевского, было возвращение народа, церковного клира и иерархов к подлинному христианству, к подлинному православию, олицетворением и мечтой которого, был старец Зосима, главный положительный герой "Братьев Карамазовых"...
Протест писателя, был направлен против нарождающегося к тому времени в России нового класса эксплуататоров - буржуазии, против их "лакейства" и преклонения перед деньгами, перед "заморскими" ценностями, в ущерб национальным, народным ценностям!
Вспомните фигуру Фёдора Карамазова - сладострастника и отчаянного стяжателя. Или будущего "национального" деятеля, Ракитина. Или даже глубокомысленного и несчастного лакея Смердякова - все они упорно хотели и умели делать денежки.
И уже в Романах "Идиот", и "Бесы", Достоевский написал портреты буржуазных "бесов", и предостерегал от поклонению буржуазным ценностям, фальшивым свободам и эгоистическим правам «личности»!
На мой взгляд, разгадывая, анализируя сегодняшнюю эпоху, надо почаще всматриваться в творчество великих русских писателей той поры и находить в их героях, похожие на сегодняшние черты характеров и бытовые подробности и главное, гордится своей национальной культурой и русским языком, родившем такое количество всемирно известных гениев...

Возвращаясь к современной России, хотелось бы заметить, что само понимание опасности культурной аннигиляции и последующей опасности помещения русских российских людей в "резервации", в "загоны" для "прислужников", то есть превращения в мыслящий "рабочий скот", заставляет искать выход из создавшейся ситуации!
Конечно, неизвестно в каких формах такое рабство будет существовать на земле в будущем, однако радужных настроений, такое очередное разделение на рабов и господ, у тех, кому в очередной раз предназначено стать рабами совсем не вызывает.
Анализируя современную языковую ситуацию в России, даже не будучи специалистом видно, что многие русские слова сегодня подменяются иностранными, и в этом не было бы ничего плохого, если бы все люди живущие сегодня в России такой или этот "русский" язык понимали.
Однако с горьким сожалением можно констатировать, что это далеко не так, и наверное такое разделение, эта "социальная пропасть", в Российском обществе, будет со временем всё больше углубляться и расширяться.
Напомню, что все происходящее является естественными последствиями Буржуазной Контрреволюции и насаждении в обществе классовых, иногда вполне искусственных различий, связанных с уровнем обеспеченности и культурными возможностями.
И эти различия будут усиливаться, если этому не будут поставлены эффективные заслоны...


2910 год. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 15 октября ’2024   01:01
 


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Ланселот-II (Заклинание)

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
У Люды Поляковой сегодня Юбилей !
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/other/2597600.html?author
Поздравляем,не стесняемся !

Рупор будет свободен через:
16 мин. 5 сек.









© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft