16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  124 007Зрителей: 67 059
Авторов: 56 948

On-line27 113Зрителей: 5390
Авторов: 21723

Загружено работ – 2 133 759
Социальная сеть для творческих людей
  

Три произведения

Литература / Критика, философия / Три произведения
Просмотр работы:
29 сентября ’2024   14:06
Просмотров: 590

Недавно я побывал на концерте, где исполнялись три произведения: вступление к опере «Хованщина» «Рассвет на Москва-реке» Мусоргского, Рапсодия на тему Паганини Рахманинова и 10-я симфония Шостаковича. На первый взгляд, эти произведения никак не связаны друг с другом. «Рассвет на Москва-реке» был написан Мусоргским в 1874 году. В нем изображается идиллическая картина, воспевающая красоту природы окрестностей Москвы. Такой вывод можно сделать, если рассматривать это вступление изолированно от оперы. На самом деле это вступление служит контрастом к последующим бурным картинам, наполненным борьбой за власть и изменами. Антон Сафронов пишет о двоякой драматургической роли этого музыкального вступления: «Оно воспринимается одновременно и как сюжетная картина утреннего пробуждения Москвы, и как символическое прощание с мечтой о бесконечно прекрасной старой Руси, с первыми лучами солнца разбивающейся о мрачную действительность братоубийственных войн, предательств, доносов, пыток, казней».

«Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова была написана в 1934 году. В этом произведении уже видны темы демонических сил, в отличие от безоблачности «Рассвета на Москве-реке». Артем Ляхович пишет: «Джазовая стилистика является - и в Рапсодии, и в других поздних произведениях Рахманинова - формой воплощения демонического начала. Жёстко синкопированная токкатность, наступательные механизированные ритмы - новое, "урбанистическое", "американское" обличье важнейшего символа зла и возмездия в рахманиновском творчестве - темы Dies Irae. Стилевыми методами изложения этой темы Рахманинов словно возводит мост историко-смысловой преемственности от древнего, "монастырского" облика Dies Irae (VII вариация - стилевая модель знаменного распева) - к современным, "урбанистическим" интонациям (X вариация, где тема Dies Irae изложена в ритмоформуле свинга).

Десятая симфония была написана Шостаковичем в 1953 году, через несколько месяцев после смерти Сталина. Этим во многом определяется ее содержание. Она трагична от начала до конца.

Таким образом, на концерте были исполнены три произведения, написанные русскими композиторами, музыка которых отражала их мироощущение. Если «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского безмятежен и полон светлого очарования раннего утра окрестностей Москвы, то через 60 лет в «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова мы слышим темы демонических сил. Как говорил Рахманинов в 1934 году, "лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний". Через 19 лет написана 10 симфония Шостаковича, которая полностью трагична.

Считается, что у творцов более чуткое сердце, в котором отражаются все боли и беды эпохи, в которой они живут. Неужели за 79 лет, отделяющих первое произведение от третьего, в жизни России произошли такие мрачные перемены, которые отразились в звуках музыки наших великих композиторов?






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 29 сентября ’2024   15:52
Интересное наблюдение. Да, мрачные перемены в жизни страны, видимо, отчётливо отражаются в музыке...

Оставлен: 29 сентября ’2024   19:25
Спасибо за отзыв!

Оставлен: 30 сентября ’2024   06:04
Во все времена - трудные и не очень - творческие люди продолжают сочинительство на разные темы. Но значительные и эпохальные перемены не могут не быть ими замеченными. Поэтому отдельные личности берутся воспроизвести наболевшее.

Оставлен: 01 октября ’2024   15:45
Творчество - неистребимая страсть человека. Он будет заниматься творчеством в спокойные эпохи, и в бурные, которые находят свое отражение в его произведениях.


Оставлен: 29 сентября ’2024   20:05
Надуманная связь не связанных друг с другом вещей и такой же надуманный вывод.

Оставлен: 29 сентября ’2024   22:57
После концерта мне пришла в голову именно такая связь этих произведений, которая высказана в этой заметке. Вполне допускаю, что некоторым читателям она может показаться надуманной. Пусть каждый решает сам. Я не настаиваю на своей точке зрения.



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
МНЕ С ТОБОЙ РАССТАВАТЬСЯ НЕ ХОЧЕТСЯ.Приглашением!

Присоединяйтесь 



Наш рупор
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft