16+
Лайт-версия сайта

Зачем мы пишем?

Просмотр работы:
27 февраля ’2023   00:33
Просмотров: 3034

Зачем мы пишем – такой вопрос встает рано или поздно перед каждым, кто публикует на этом сайте свои литературные произведения. Одни пишут, чтобы познать окружающий мир и самого себя, и для них их произведения – это побочный продукт в процессе такого познания. Другие пишут, так как не могут не писать. Они не задумываются, зачем они это делают, они получают от этого удовольствие. Писательство для них как наркотик: раз получив от этого наслаждение, они уже не мыслят своей жизни без него. При этом важно не превратится в графомана. Согласно Мамардашвили, графоманство – это такой процесс, когда в ходе работы не возникает что-то новое.

Тесно с вопросом «зачем мы пишем?» стоит вопрос «зачем мы публикуем свои произведения?» Для одних создание произведения и его публикация – это два этапа одного и того же процесса, причем первый этап они не мыслят без второго. Особенно второй этап облегчился благодаря возникновению интернета. Сейчас свои произведения не публикует в интернете разве только ленивый. Но, если задуматься, второй этап вовсе не должен обязательно следовать за первым. Например, Тютчев не придавал значения публикации своих стихов. Он их записывал на обрывках бумаги и даже терял. Другие подходят к этому иначе: они старательно записывают все, что им пришло свыше, в тетрадочку, и затем выкладывают это в интернет, особенно не задумываясь, а стоит ли это делать, и если стоит, то зачем.

Одни стремятся при этом приобрести славу. На богатство рассчитывать не приходится. Большинство пишущих живет на другие доходы. Во Франции профессиональными писателями являются 1-2% от числа пишущих. Даже такой гений как Достоевский лишь к концу жизни стал сводить концы с концами. Он с горечью говорил, что адвокаты зарабатывают в десятки, а то и в сотни раз больше, чем какой-либо честный литератор.

Другие стремятся осчастливить своими откровениями весь мир. Третьи искренне хотят помочь окружающим разобраться в том, в чем удалось им. Но это проявления утилитаризма, против чего так рьяно выступал Набоков.

Конечно, если человек обладает талантом писательства, то нельзя «зарывать его в землю». «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет». Но как распознать меру своего таланта?
* * *
Представляет интерес, зачем писали и публиковали свои произведения знаменитые писатели, мыслители, философы. В.В. Розанов в книге "Уединенное" отвечает на этот вопрос следующим образом: "Зачем? Кому нужно? Просто - мне нужно. Ах, добрый читатель, я уже давно пишу "без читателя", - просто потому, что нравится. Как "без читателя" и издаю... Просто, так нравится. И не буду ни плакать, ни сердиться, если читатель, ошибкой купивший книгу, бросит ее в корзину... С читателем гораздо скучнее, чем одному. Он разинет рот и ждет, что ты ему положишь? В таком случае он имеет вид осла перед тем, как ему зареветь. Зрелище не из прекрасных... Ну его к Богу... Пишу для каких-то "неведомых друзей" и хоть "ни для кому"...

Далее Розанов продолжает: "Всякое движение души у меня сопровождается выговариванием. И всякое выговаривание я хочу непременно записать. Это - инстинкт. Не из такого ли инстинкта родилась литература (письменная)? Потому что о печати не приходит мысль: и, следовательно, Гутенберг пришел "потом"... У нас литература так слилась с печатью, что мы совсем забываем, что она была до печати и, в сущности, вовсе не для опубликования. Литература родилась "про себя" (молча) и для себя; и уже потом стала печататься. Но это - одна техника".
* * *
Владимир Маяковский в «Послании пролетарским поэтам» писал:

«…чтоб больше поэтов
          хороших
               и разных».

Он выступал за красочную, полноценную палитру поэтов, в которой были бы представлены все направления и стили.

С другой стороны, поэт Ольга Седакова приводит слова Пастернака, который считал, что настоящие стихи – вещь редчайшая, как алмаз «Кохинор», а все остальное пишется только для того, чтобы этот «Кохинор» под завалами не отыскать. Но настоящий «Кохинор» не пропадет, не канет в лету, он найдет своего читателя.

В интервью «Из приступа небывалой свободы» О.Седакова говорит: «В том мире, который я назвала бы моим, не ты «ставишь перед собой задачу», а ее ставят перед тобой – или же ты знаешь, что она вообще стоит. Угадать эту задачу – вот где дар».

Мандельштам в годовщину смерти Александра Блока говорил: «Поэтическая культура возникает из стремления предотвратить катастрофу, поставить ее в зависимость от центрального солнца всей системы, будь то любовь, о которой сказал Данте, или музыка, к которой в конце концов пришел Блок». Иными словами, из стремления привнести в нашу жизнь гармонию.

Далее Седакова продолжает: «В тот момент, когда ты пишешь, ты чувствуешь, что от твоего решения зависит всё». Иначе и невозможно писать. Когда ты пишешь, то чувствуешь, что если ты этого не сделаешь, то этого не сделает никто. В этом искусство коренным образом отличается от науки. Поступательного движения науки не остановить, его можно только замедлить или ускорить. Например, к открытию специальной теории относительности близко подошли Лоренц и Пуанкаре, но создал теорию Эйнштейн, а предшественником общей теории относительности был Нордстрём. Основоположниками дифференциального и интегрального исчисления являются Исаак Ньютон и Готфрид Вильгельм Лейбниц. В то же время художественное творчество уникально. Такие живописные полотна как у Ван Гога никто не мог создать кроме него. Произведения Скрябина также характеризуются неповторимым своеобразием.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 01 марта ’2023   20:49
Не знаю, зачем писал.

Оставлен: 02 марта ’2023   17:19
Наверное, Вы как Розанов: просто потому, что нравится.

Оставлен: 03 марта ’2023   19:08
Тоже, не совсем то чувство и слово, "что нравится", наверное в ходе процесса построения формулировок сам для себя что-то понимал чуть дальше, чем подступаясь к писанине, и даже что-то новое узнавал (как ни странно) потом заглядывая в википедию сверялся, оказывается и впрямь угадал с какими-то фактами (например про японский ад "дзигоку", может просто когда-то в юности это слово краем уха слышал).
И да, я понимаю что мысль не сводится только к вербальным формам, они лишь её опосредованное воплщение, с изрядными потерями от исходника.
И опять таки Вы тему интересную подняли, но так я для себя пока толком не определился, для чего же всё таки писал, что-то до читателя донести лишь на начальном этапе тщился надеждой, хотя это капец как самонадеянно, сейчас знаю то что ничего не знаю (не пытаюсь приравнивать себя к Сократу этой цитатой). Удачи.


Оставлен: 04 марта ’2023   19:12
Спасибо!
Наверное, это преступно: понять что-либо и скрывать это в себе. Надо это высказать и опубликовать, хотя бы в интернете. Может, кому-нибудь это поможет разобраться в себе или в жизни. Если для кого-то это будет тривиально и неинтересно, то не нужно расстраиваться. Если ты даже кому-нибудь одному чем-то поможешь, то уже хорошо, уже можно считать, что написание и последующая публикация оправданы.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft