Такой вопрос бродит сегодня в головах многих людей, охваченных разного рода болезнью.
Однако в этом вопросе заключён возможный повод для путаницы: о какой истории тут идёт речь, - 1. об объективной реальности как таковой, или 2. о возможной науке, изучающей эту реальность как предмет?
Ясное дело, что сама реальная ИСТОРИЯ, это не сама наука об истории, а её предмет изучения, то есть её противоположность. Наука образуется на стыке человека с внешней объективной реальностью, то есть с той или иной её историей. Поэтому вопрос сводится к пункту 2., который обычно видимо и имеется в виду.
Кто одержим гаданием на кофейной гуще, - с теми уже всё понятно ... не буду забавлять здравый народ, остротами по-поводу эдакого несчастья.
Конечно, до конца ясный ответ на любой вопрос, и простой и провокационный в том числе, - требует известного опыта.
Но последуем далее, по существу вопроса, за моей не мудрёной мыслью:
1. Нам сначала надо понять, - что такое история, и что такое наука, что бы затем увидеть необходимое отношение или связь между ними.
2. ИСТОРИЯ, - это процесс чего угодно, то есть движение во времени чего-нибудь, или проще, - процесс существования во времени любого предмета (вещи, вот этой кошки, определённого рода в целом - растения или животного, человечества, вселенной, солнца, земли, мысли, религии, музыки...). Если этот предмет существует сейчас, то это его история живая. Если предмета с его историей уже нет, то история прошедшая. То есть, ИСТОРИЯ, - это процесс ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ чего-либо, существующей или существовавшей независимо от нашей воли и сознания. Таким образом, любой естественный предмет, - это и есть нечто существующее во времени, то есть некая история. В общем виде одинаково верны прямое и обратное утверждение: история вообще, - есть реальный предмет вообще, а реальный предмет вообще, - есть история вообще. То есть: история, - есть объективный предмет, а предмет, - есть объективная история.
3. НАУКА, - это процесс приобретения нами знания (в процессе нашей практики) об этой внешней реальности, в результате которого, мы пополняем свой интеллект, то есть библиотеку нашей головы различными: понятиями, представлениями, чувственными образами или ощущениями, - которые, в той или иной мере, соответствуют этой внешней объективности, то есть совпадают с ней.
В науке нашей, всегда есть предмет науки, то есть тот предмет объективной реальности, - в результате практического соприкосновения с которым, мы вырабатываем в нашей голове понятия или представления, - соответствующие его объективности.
Для ИСТОРИИ вообще принципиально тут безразлично: история ли это работы процессора в компьютере, или истории доказательства теоремы в геометрии, или история образования из бутона ветки яблони самого яблока, или история поездки человека на курорт, или история самого человечества, или ..., - всё это суть, одна и та же история в своём принципе, или просто рассматриваемая вещь, которая может одинаково быть предметом науки.
И почему мы должны считать, что некоторые естественные предметы, то есть определённые истории (безразлично, - крохотные или великие, короткие или длинные), - могут быть предметом науки и доступны познанию, а другие не могут быть ни тем ни другим. Поэтому, либо уж всякий предмет познаваем нами, либо никакой, ибо они ничем абсолютно не отличаются друг от друга как история, а отличаются лишь по своей форме: история яблока или жука, или общества и т.д.
Таким образом, весь изначальный вопрос: "История, это наука или не наука?", - сводится к одному: "Мы вообще-то, что-нибудь в жизни познаём, или нет?"
Всем понятно, что каждый день мы что-то узнаём из того, что существовало уже и вчера, и месяц, и более назад, и чего мы не знали ранее. Вглядываясь в те или иные предметы, мы и в них узнаём их внутреннюю жизнь, то есть их собственное движение или историю. Всюду, сталкиваясь с чем-либо новым, мы делаем тем самым для себя новые открытия, соответствующие этой видимой реальности, - то есть истинные открытия, как наше новое знание, а не вера, в коей мы можем сомневаться.
На основании чего, мы будем утверждать, что одни вещи = реальности = есть истории, - познаваемые, а другие нет?
Любой предмет, как в его малом промежутке времени существования (в котором он кажется неизменным), так и в очень большом (претерпевающий большие изменения), - так же бесконечно познаваемым, как и устройство пчелы или развитие человеческого плода в утробе своей матери.
Тогда кто же ставит под сомнение познание истории? По-моему, в первую очередь не идейно больные, а жулики.
И это происходит на основании лишь только того, что некоторые "люди" провёртывая свои махинации и грабежи других людей, пытаются замести эти свои собственные следы преступлений, посредством заморачивания голов народу. Потому что, чем крупнее афера или грабёж, тем их история сложнее, а порой и уходит в понимание древнего мира и т.д. Поэтому, что бы эту человеческую историю, не отличающуюся принципиально ни от какого предмета науки, знал потерпевший народ, - бандитам с размахом и их лакеем, этого не надо.
Есть и другое подобное утверждение, сваренное на одной бандитской кухне: "История ничему не учит!". Не буду тратить время, а предлагаю вам самим "поиздеваться над своей головою", подумать значит. Основной принцип прост, - идите вслед за КОНКРЕТНЫМИ вещами, то есть за их историями существования и взаимного отношения. Мысль тут нужна лишь там, где непосредственная чувственность обрывается, и нам надо совершить ЕСТЕСТВЕННЫЙ И НЕОБХОДИМЫЙ СКАЧОК к другой непосредственной чувственности (факту), так как связь этих раздельных фактов мы можем лишь понимать, а не чувствовать одновременно и непосредственно внешнее.
Можно ещё проще поступить, - постучаться крепко головой об стенку, и если эта история не убедительна будет, когда вас из больницы выпишут после травмы, и она канет в лету, как ни о чём путёвом не говорящая, - то продолжайте далее биться, даже можете выпрыгнуть для начала со второго этажа вниз головой.
История всегда одна. Бабахнул выстрел Авроры, началась штурм Зимнего дворца. Вот это есть история. Но есть историки, кандидаты наук, которые ту же революцию рассматривают из разных позиций. Их взгляды к истории никакого отношения не имеют, так как высказывают свое мнение по истории.
Понятно дело, что болтунов много, однако (изменил ваши слова, но не смысл) "революцию рассматривать с разных позиций" можно и вполне научно, хотя вы этого и не отрицали.
Таким образом, весь изначальный вопрос: "История, это наука или не наука?" История - это наука. Есть такое понятие как историзм мышления. Тот кто принимает решения на государственном уровне изучает историю, вырабатывает свое мнение, принимает решение и действует целенаправленно. Есть историки, которые пишут книги. Их задача обосрать прошлое. Высосать из пальца сенсацию. Привлечь читателей, продать свою работу и получить деньги.
Всех имел виду. История одна. Например, подписали Беловежское соглашение руководители трех республик о роспуске СССР - вот это есть история. Так как документально событие зафиксированы. По этому историческому факту историки могут издать сотни книг, но в этих книгах историки будут излагать только свое мнение по сложившемуся историческому факту. Например, одни будут утверждать, что СССР могла бы и далее существовать, другие напишут СССР изжила себя. Это все мнение, но не история. Вы не в состоянии отличить историю от мнения. История это факты - а то что по этим фактам высказываются считается мнением.
Понятно дело, что болтунов много, однако (изменил ваши слова, но не смысл) "революцию рассматривать с разных позиций" можно и вполне научно, хотя вы этого и не отрицали.
Рассматривая событие из разных позиций, вы высказываете только мнение по историческому событию. Например, прошла череда цветных революций - что есть уже история. По таким событиям можно высказать сотни мнений. Но высказанное мнение не является историей.
По-моему, вы тут мудрите. При чём тут мнение?
Если оставить в стороне вопрос: соответствуют ли наши высказывания истине, то есть той объективной истории, о которой они судят, то сами по-себе эти высказывания - есть реальность, то есть объективная история, связанная с интеллектуальной деятельностью человека, которому принадлежат эти высказывания.
Неужели вы считаете, что всякие разговоры людей, и сами их суждения, не являются неотрывной частью человеческой истории? Безусловно, что вы считаете, - что всякое сказанное суждение является частью человеческой истории, и кусочком самостоятельной истории, как и полёт шмеля.
Вопрос об истинности суждений, - это уже другой вопрос. Разумеется, что всякое суждение, не является той историей, которой оно претендует соответствовать. То есть, если я вижу в дали дом, и говорю: в дали стоит дом. То разумеется, что то что дом стоит, - это одна история. А то что я сказал, что в дали стоит дом, - это другая история, то есть тут два различных объективных процесса. И тут нечего мудрить. Тут так же верно и то, что данное суждение соответствует объективной истине, - то есть реальности, то есть оно не мнение лишь сомнительное, а достоверное знание,то есть научное знание основанное на опыте. (Разумеется, что тут речь идёт о вменяемых людях)
По-моему у вас в голове имеют определённую силу какие-то отвлечённые от реальности представления, укоренившиеся в силу каких-то обстоятельств, и запутывают своим присутствием ваши естественные отношения к жизни. Это обычное и массовое явление в наш век.
----------------------
Насчёт разных позиций.
Мы всегда смотрим с какой-то позиции, то есть точки зрения, - более общей или более узкой, или одновременно с нескольких (как с одной особой), с которых один и тот же предмет видится по-разному в его свойствах. Одна точка зрения может многого не различать во внешнем объекте, а другая даёт возможность воспринимать быть может в сто крат больше чего в своей целостности, и т.д. Но это всё не меняет никаких общих принципов в вопросах истории, истины, науки и т.д.
Мы всегда смотрим с какой-то позиции, то есть точки зрения, - более общей или более узкой, или одновременно с нескольких (как с одной особой), с которых один и тот же предмет видится по-разному в его свойствах. Одна точка зрения может многого не различать во внешнем объекте, а другая даёт возможность воспринимать быть может в сто крат больше чего в своей целостности,
Вот это утверждение ваше и есть мнение. Вы только можете иметь своё мнение по истории и высказывать её. Оно может быть ошибочным, не правдоподобным. Это ваше отношение к истории, но не сама история. Вы можете издать с десяток трудов, но можете высказывать только свое мнение в отношении истории. Сама история она документирована, например, с 1941 года по 1945 год продолжалась великая отечественная война. По этому факту вы можете найти тысячи документов, в виде приказов, указов, предписаний заверенных печатью. Все это есть история. Если вы обобщаете свою позицию по этим документам, то вы высказываете свое мнение по историческим фактам и только всего. Оно может быть ошибочным и правдивым, но никакого отношении к самой истории как к науке не имеет. Одно дело рассматривать документы и знакомиться с историей, другое дело высказываться по этим документам и иметь свое мнение. Так вот высказанное мнение не имеет отношение к науке история, это ваше убеждение в отношении документа.
Неужели вы считаете, что всякие разговоры людей, и сами их суждения, не являются неотрывной частью человеческой истории? Если задокументировано, то да, если не задокументировано, то нет.Так как если имеется документальное свидетельство, что этот разговор состоялся - то этот документ можно использовать как вещественное доказательство для высказывания своего мнения по истории.Например, по имеющимся у нас документам, люди о происходящих событиях имели недостоверное представление или знали сложившуюся ситуацию хорошо.
Тут так же верно и то, что данное суждение соответствует объективной истине, - то есть реальности, то есть оно не мнение лишь сомнительное, а достоверное знание,то есть научное знание основанное на опыте. (Разумеется, что тут речь идёт о вменяемых людях)
Вы хоть знаете - что такое знание.
Мой критик "gennadiy_osipov", даже не удосужился в двух последних своих высказываниях выше, - отделить три цитаты из моих ответов на его критику (используемые им), от своих рассуждений. В результате, для других читателей получилось прикрытие для его возражений.
Я расцениваю это не иначе, - как умышленное запутывание мозгов публике.
Вот эти мои выхваченные слова, смешанные с его суждениями и не выделенные им никак:
1. "Мы всегда смотрим с какой-то позиции, то есть точки зрения, - более общей или более узкой, или одновременно с нескольких (как с одной особой), с которых один и тот же предмет видится по-разному в его свойствах. Одна точка зрения может многого не различать во внешнем объекте, а другая даёт возможность воспринимать быть может в сто крат больше чего в своей целостности,"
2. "Неужели вы считаете, что всякие разговоры людей, и сами их суждения, не являются неотрывной частью человеческой истории?"
3. "Тут так же верно и то, что данное суждение соответствует объективной истине, - то есть реальности, то есть оно не мнение лишь сомнительное, а достоверное знание,то есть научное знание основанное на опыте. (Разумеется, что тут речь идёт о вменяемых людях)"
Вам не кажется странным. Более 250 лет как создан Российская академия наук. Ежегодно сотни человек становятся кандидатами исторических наук. А теперь идет спор - какая она должна быть наука история. Есть ли она вообще? Не сумасшедшем ли в доме живем? Если российские ученные за 250 лет так и не смогли дать ответ - история это наука или нет.
Что касается третьего пункта. Вы утверждаете, что есть достоверное знание, есть научное знание. Ничего этого в природе нет, в том числе в человеческой голове. Есть только знание.