Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
13 мая ’2015
00:51
Просмотров:
17900
Тася МЕЙЕРХОЛЬД
(литературный псевдоним Елены КОРДИКОВОЙ)
ЗЛАТАЯ ДИВА
Археологическая поэма
1. Скитаясь мыслями по странам,
Материкам и океанам,
Я возвращаюсь вновь в Отар.
Курган стоял где меж отар
Овец и коз, жузгун жующих
И в водоёмах воду пьющих.
2. Когда-то здесь Златая Дива
Культуры шахской [1], той, старинной,
Все будоражила умы
С джунгарской боле стороны.
Девица здесь жила привольно,
Держала всех своею волей,
3. Самодержавная царица,
На троне - сущая тигрица,
Всем царством правила, народом,
Вводив законы в кланы, роды,
Образование имела,
Была за правду и за дело.
4. Перстни её, с щитом зеркальным
С печатью-профилем пасхальным,
Перста девицы украшали,
О Космосе напоминали
И Солнце-Митре, божестве -
Гаранте веры не в войне,
5. А в договоре и союзе.
Их чтили в старшем, младшем джузе
И поклонялись звёздам, небу -
Хранили мир перстни с соседом,
Зерцала к Солнцу устремляя
И взгляды златом усмиряя.
6. Изящная кольчуга стан
Златой Девицы украшала,
Сапожки-клёш во тьме мерцали,
А рукава с собой несли
Свободы в уголки страны.
Костюм накидка укрывала.
Взгляд отвести б кто смог? Едва ли:
7. Одежда дщери - с алой замши.
А в украшеньях юной ханши -
Пластины с золота, каменьев.
Серьга лазурная оленью
Всем воспевала поступь, лик.
В природу ум живой проник,
8. В главу её - державы разум.
Убор, кулах [2] для ней заказан.
Он центром был Горы, Вселенной.
Его завидев - люди млели,
И тот час же бросались вниц,
Чтоб не увидеть нежность лиц.
9. Кулах архар венчал златой -
Взлетал он в центре, над Горой.
Здоровье нёс с собой и веру
В благополучие. Был к небу,
К звёздам устремлён
И властью царской наделён.
10. Им поражён любой был сын -
И ханский, и степной акын.
Восток в кулахе - в фасе весь, -
Стрелы четыре нёс как месть
Колчанную, стремленье ввысь
И управленья миром мысль.
11. В основе - тигр с изящным телом,
С боков - грифоны-тигры смело
Несли величие и власть.
Защиту, силу, ту, что всласть
Спешили применить все предки,
Стояв на разных своих ветках.
12. Был он по кругу разделён,
Три части можно видеть в нём:
Внизу - бескрылые тигрицы,
Повыше - горы и копытца
Златых архаров. Их четыре -
Стрелы, горы, четыре мира
13. И стороны с частями света.
Деревьев - пять. Корнями в лету
И в горы снова уходили.
А ветви их в вершинах жили,
Где птицы - ритмы солнца, неба
Делили время с грозным Фебом [3],
14. Что пролетал в мгновенье ока
И исчезал в земле далёкой.
Деяния, что он оставил,
В сребряной чаше записали.
Все в символах. Их двадцать шесть.
Как разъяснить их верно весть,
15. Что взбудоражила умы
Учёных важных из страны? [4]
С Орхоном схожи енисейским?
При чём алфавит 'арамейский'?
Что значит 'тюркский' алфавит?
Кто знает, где он был добыт?
16. И что гласит на деле надпись,
Сейчас, для всех забывших святость?
Земля пусть будет плодородной?
А где она? Опять у рода?
У клана? Где очаг искать,
Чтоб под кинжал не попадать?
17. Кинжал той дивы - двоеострый,
Лианами увитый просто,
Со змеями мог в тлен вживаться,
Как только труп чей свежевался.
В средине рисовал тропу.
По ней бродил и тигр. Траву
18. Копытные жевали.
Грифоны тот кинжал венчали
И мир несли, спокойство в дом,
Где каждый с смертью был прощён.
Чрез хаос, ад, распады, крены
Дух вырывал другие веры,
19. И к миру, счастью вновь стремился,
С зверьми в ножнах кинжала бился.
Здесь лось златой, конь горделивый
Встречали смерть свою строптиво,
Борясь за жизнь и свет под солнцем
Среди лесных равнин, озёрцев.
20. Борьбу со злом изображая
И дань богам всем отдавая,
Кинжал глаза нам открывал
На стиль звериный [5]. Взгляды рвал
На датировки и народы,
Оленей и коней породы.
21. А что же с той случилось дивой?
Болезнь её свела в могилу,
Погибла в цвете ранних лет,
Богатства унесли в тот Свет,
Лучом чтоб золотым пронзал
И царство мёртвых освещал.
[1] =сакской, саки (=шахи).
[2] кулах - персидский женский головной убор (саукеле - казахский свадебный головной убор). Его высота у особ ханской, шахской крови достигала 65 см.
[3] Время.
[4] Надпись, прочитанная тюркологом А. Аманжоловым: “Брат, этот очаг для тебя! Иноземец, преклони колени! Пусть земля будет плодородна для народа!” (26 букв?)
Однако лингвисты, специалисты мирового уровня такие, как И.М. Дьяконов, Лифшиц и А.Н. Кривошеин полагают, что алфавит на чаше бактрийский, а сама чаша происходит из района Южного Таджикистана-Северного Афганистана.
[5] Скифская культура. Пермская обл., Алтайский кр. и т.д.
Заключение: Археологические находки свидетельствуют не о воине, а о шахской (=сакской) наследной принцессе-воительнице.
Свидетельство о публикации №185751 от 13 мая 2015 года
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи