Как превратить псевдоколлектив в интегральную группу
Речь идет не о формировании псевдоколлективов или каких бы то ни было ложных отношений в группе. Напротив, посредством опоры на эмоциональную, мыслительную, поведенческую и мотивационную сферы жизни детей в специально организованной групповой форме, происходит развитие естественных качеств, как отдельного ребенка, так и целого сообщества.
Распространение глобализационных процессов в мировом сообществе диктует направление индивидуального развития человека. Учиться этому единству дети должны максимально эффективно на естественных примерах. Формирование групп описанным в статье способом приводит ребенка к осознанию и ощущению существования принципов, способных объединить всех, например, общая цель, общее решение проблем, общее будущее. Это принципы интегральности, которые проявляются в ходе применения методики интегрального воспитания.
Интегральный подход включается в формирование разных сфер психической жизни ребенка и его поведения: осознание, ощущение, память об интегральном опыте, навыки его применения для решения возникающих проблем, эмоциональное переживание — и, что очень важно — формирует новую интегральную мотивацию.
На втором этапе работы, группы объединяются между собой сначала по 2, затем по 4-5 для проведения совместных мероприятий (в виде круглых столов, игр и пр.). На этом этапе у детей уже начали формироваться, как внутренние, так и внешние проявления интегрального отношения к сверстникам.
Теперь дети с другими индивидуальными особенностями, занимавшиеся прежде в отдельной группе, будут восприниматься уже через призму того ощущения единства, которое как раз и сложилось первоначально благодаря тщательному формированию малых групп схожих между собой детей.
Далее мы будем говорить уже о расширении у детей масштабов восприятия собственной сопричастности со всем миром и формировании его целостной интегральной картины, соответствующей современному формату глобализационных процессов.
Анатолий Ульянов
Как превратить псевдоколлектив в интегральную группу