Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
12 июня ’2012
09:52
Просмотров:
22962
Восприятие реальности или Зачем мы задаем вопросы?
Фото из архива ЕМ
Так или иначе, каждый из нас воспринимает существующий вокруг себя мир. Он видит, слышит, чувствует запахи, пробует на вкус, пытается обязательно что-то потыкать пальцем. Как ни странно, все это вместе и называется – восприятие реальности.
Все эти действия мы делаем неосознанно и зачастую даже не замечаем, как это происходит.
Я тоже долго этого не замечал. Но однажды моя жена попросила меня подобрать коралловую краску, для того чтобы покрасить что-то на даче. По-моему, это была крыша сарая.
Все, что я знал и помнил о кораллах, это был огромный, ветвистый, кипельно белый коралл, стоящий на комоде в доме моей бабушки. Его природная матовая белизна все время поражала и притягивала, поскольку выгодно отличалась от стоящих вокруг абсолютно неинтересных рюмок и фужеров.
И теперь, мне предлагалось в этот цвет покрасить крышу сарая.
- Зачем тебе белая крыша? - спросил я у жены.
- Почему белая, я же сказала коралловая?
- Ну, да, кораллы – они же белые.
- Ты что?! – удивилась она….
С тех пор, я знаю, что такое коралловый цвет.
Это был первый пример.
Теперь – второе. Все, что я знал о фисташках – это то, что они продаются к пиву, соленые, в шуршащем пакетике.
И когда было предложено покрасить забор в фисташковый цвет, я совсем не удивился. Желтовато-коричневый забор – вполне нормально. Каково же было мое удивление, когда колорист в фирме выдал мне банку краски с ярко зеленой отметиной на крышке. И самое удивительное: подойдя к колеровочной таблице я увидел, что именно под этим цветом крупными буквами было написано – фисташковый.
Два этих небольших примера, расстояние по времени между которыми – 3 дня, заставили меня остановиться и задуматься – почему так получилось?
Я вдруг понял, как длинная цепочка жизненных событий выстроила у меня устойчивый ошибочный стереотип. Здесь не было проблемы правильно назвать свой цвет. Здесь явно отразилась проблема абсолютно разных взглядов на одну и ту же частичку мироздания, сложившаяся под воздействием огромного количества факторов, каждый из которых не зависел от меня. Вольно или невольно я был индивидуумом, определенной системой, которая воспринимала часть окружающего мира отлично от другого огромного количества людей.
Я задал себе первый большой вопрос: Почему так получилось? Где был сбой системы?
Так, вольно или невольно я попал в поле Больших вопросов.
Поле Больших вопросов
Огромное количество открытий и изобретений произошли из-за того, что люди задавали вопросы. Все, из чего сегодня состоят учебники – это всего лишь ответы на когда-то поставленные вопросы. Вопрос, существующий внутри человека, по сути, является источником всех человеческих знаний. Для многих великих личностей, вопрос, поставленный в жизни, стал определяющим.
Физик Нильс Бор задавался вопросом: «Как может переместиться электрон из точки А в точку В, ни разу не оказавшись между ними?»
А маленький Альберт Эйнштейн спрашивал себя: «Что будет, если я разгоню свой велосипед до скорости света и включу фонарик? Будет ли он излучать свет?» Эйнштейн едва не довел себя до безумия, задавая себе этот вопрос в течение десяти лет, и результатом его упорного поиска стала теория относительности. Это замечательный пример того, как человек задался вопросом и искал ответ в течение многих лет, блуждая в полной неизвестности, пока, наконец, не пришел к совершенно новому видению реальности.
Так почему же МЫ не задаем таких вопросов?
Потому, что вопросы открывают дверь в мир неведомого и непредсказуемого. Человек, задающий вопрос, ответ на который ему неизвестен, по сути, готов для реализации новых возможностей. Здесь возникает череда новых вопросов. Готов ли я принять ответ, который мне не понравится? А что будет со мной, если ответ вытолкнет меня за пределы, выстроенной мной же зоны безопасности и предсказуемости? Что будет со мной, если я вдруг услышу то, что я до этого не готов был услышать?
Чтобы задавать вопросы, нужно быть очень и очень смелым.
Необходимо отметить, что важным может быть вопрос, который не является таким для всех окружающих. Т.е. он не находится в книгах, не транслируется по телевизору, не звучит из радиоприемника. Важно, чтобы этот вопрос в корне менял МОЮ жизнь.
Теперь, давайте остановимся и спросим себя, почему мы не задаем себе Больших вопросов?
Огромное количество людей предпочитает оставаться на безопасной территории известного, а не заниматься поисками «проблем на свою голову».
Поводом для обращения к Большим вопросам становится серьезный кризис: опасная болезнь, смерть близких, крушение бизнеса, нестерпимое одиночество. В такие моменты Большие вопросы поднимаются из глубин нашего существа, словно раскаленная лава по жерлу вулкана. Это уже не интеллектуальные упражнения, а настоящий крик души: «Почему я? Почему он? Что я сделал не так? Стоит ли жить после этого? Как Бог позволил такое?»
Если бы мы сумели столь же страстно задать себе Большой вопрос о собственной жизни СЕЙЧАС, когда никакого кризиса нет, кто знает, что могло бы произойти?
Спросим себя еще раз, почему мы не задаем себе вопросов?
В нашей культуре людей приучают воспринимать «незнание», как нечто неприемлемое и плохое, как разновидность неудачи. Для того, чтобы сдать экзамен, нужно всего лишь знать ответы. Но даже там, где мы касаемся реального знания о конкретных вещах, наша наука не знает гораздо больше, чем она знает.
Многие величайшие ученые, посвятившие свою жизнь изучению тайн Вселенной и загадок жизни на нашей планете, искренне говорили: «Мы знаем очень мало. Вопросов намного больше, чем ответов». Не случайно заметил Теренс Маккена: «Чем ярче разгораются костры знания, тем больше тьмы открывается нашим изумленным глазам».
Один университетский профессор пришел к мастеру Нан-иню, чтобы расспросить его о дзэн. Но вместо того, чтобы слушать мастера, профессор все время высказывал собственные соображения. Послушав его какое-то время, Нан-ин стал разливать чай. Чашка гостя наполнилась до краев, но мастер продолжал лить из чайника. Чай переполнил чашку, затем блюдце, затем хлынул гостю на брюки и на пол. «Она же полна! — рассердился профессор. — Больше не входит!»
«Истинно так, — спокойно ответил Нан-ин. — Вы, подобно этой чашке, полны собственных мыслей и мнений. Как я могу показать вам дзэн, пока вы не опустошите свою чашку».
«Опустошить чашку» – значит освободить место для вопросов. Это значит стать открытым, перепрограммировать себя таким образом, чтобы суметь на некоторое время смириться с незнанием. Только из этого состояния может родиться большее знание.
Опустошая нашу чашу, мы попадаем в удивительную компанию истинных наблюдателей – этому коллективу тысячи лет. Всегда находились мужчины и женщины, которые глядя на звезды, задумывались над тайнами мироздания, по легкой ряби океана открывали для себя приближающиеся корабли Колумба, увидев пылающий куст терновника, проникали в законы мироздания. А посмотрев, как живут окружающие, спрашивали: «Неужели жизнь ограничивается только этим?»
Задавали вопросы и люди с научным складом ума: «Как это работает? Что там внутри? Действительно ли вещи таковы, какими они кажутся? Откуда произошла Вселенная? Является ли Земля центром Солнечной системы? Существуют ли законы и схемы, управляющие событиями повседневной жизни? Как взаимосвязаны ум и тело?» Эти вопросы свидетельствуют о том, что великим ученым свойственна страсть к пониманию, выходящая далеко за рамки простой любознательности. Этим людям не просто любопытно – им необходимо ЗНАТЬ! Вспомните, как история маленького Эйнштейна с велосипедом и фонариком привела его и весь мир к открытию новой системы восприятия реальности.
Наука изначально предполагает, что её сегодняшние знания могут завтра оказаться неверными. Вчерашние теории используются в качестве ступеней, чтобы взобраться еще выше. Как сказал Иссак Ньютон: «Если мне посчастливилось видеть дальше других, то только потому, что я стоял на плечах гигантов». Постигающий движется вперед лишь за счет того, что задает вопросы и подвергает сомнению предположения и «истины», воспринимаемые в данное время, как нечто само собой разумеющееся.
А что, если это так же справедливо и применительно к нашей жизни, личностному росту и развитию? Но ведь это действительно так! Если вы освободитесь от собственных «бесспорных представлений» о себе самом, то вырастите настолько, что это превзойдет ваши самые смелые ожидания.
И тут приходит время вопроса: «В чем смысл и цель моей жизни?»
Ответ на подобный Большой вопрос можно получить только в ходе жизненного путешествия. Мы можем прийти к ответу только дорогой незнания или, возможно, лучше сказать «пока еще не знания». Если человек думает, что знает все ответы, как он может расти? Как может открыться для обучения?
Размышления – это чудесная возможность пообщаться со своим разумом, а задавать вопросы полезно и с практической точкой зрения.
Вопрос – игольное ушко для возможных перемен
Задумайтесь, например, над вопросами, которые задал себе Джо Диспенза: «Почему мы вновь и вновь воссоздаем одну и ту же реальность? Почему постоянно завязываем одни и те же отношения? Почему снова и снова поступаем на одну и ту же работу? Как ухитряемся снова и снова воссоздавать одну и ту же реальность, когда вокруг бесконечное море возможностей?» И помните, как Эйнштейн определил безумие: «Постоянно повторять одно и то же действие и ожидать при этом различных результатов».
Вот зачем нужно задавать Большие вопросы. Они велики потому, что открывают нас для Новой реальности, Огромных перспектив и Великих возможностей. И они принимают форму вопросов потому, что приходят к нам из-за пределов известного. А выйти за пределы известного — значит измениться.
Роман Павлов
Восприятие реальности или Зачем мы задаем вопросы?
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи