16+
Лайт-версия сайта

ДВЕ ВСТРЕЧИ В ДРЕЗДЕНСКОЙ ГАЛЛЕРЕЕ

Литература / Разное / ДВЕ ВСТРЕЧИ В ДРЕЗДЕНСКОЙ ГАЛЛЕРЕЕ
Просмотр работы:
29 марта ’2012   03:48
Просмотров: 23508

Части 1-го Украинского фронта неудержимо продвигались вперёд. В ставке главнокомандующего фронтом обсуждались мельчайшие подробности предстоящего наступления на Дрезден. Удар должен был быть нанесён в направлении на Дрезден танковыми корпусами армий фронта и силами армии Войска Польского, входящего в состав 1-го Украинского фронта. Наступление началось на рассвете 7-го мая. Одна из гвардейских танковых дивизий, наступая на Дрезден с севера, вышла на Эльбу, завязался бой за город. Части нескольких армий фронта нанесли удар в юго-восточном направлении. Взятие Дрездена произошло за день до окончания войны - 8-го мая 1945 года.
Приблизительно за два месяца до этого город был разрушен союзниками во время одной из самых страшных бомбёжек за всю Вторую Мировую войну, хотя Дрезден не был важной стратегической целью, здесь не было военных заводов, крупных воинских подразделений. Единственное значительное военное сооружение аэродром , расположенный севернее города, не подвергался бомбёжкам. Вокзал, имевший стратегическое значение, не был с самого начала маркирован в качестве цели. Главному удару подвегся центр города. Экипажам бомбардировщиков было дано указание сбрасывать бомбы на всемирно известный город-музей с чудесными дворцами и знаменитой Дрезденской галереей, в стенах которой находились сокровища гораздо более ценные, чем всё вооружение фашисткой Германии.
И этот город в одну ночь был превращен в груду развалин. По свидетельствам очевидцев это был настоящий ад. Восемьсот английских и американских бомбардировщиков пронеслись тогда над ночным Дрезденом. Они сначала вскрыли деревянные конструкции средневековых домов фугасами, а затем засыпали их бомбами-зажигалками, вызывая одновременно десятки тысяч пожаров. В то время Дрезден был переполнен беженцами, спасавшимися от боевых действий Восточного фронта, среди которых было много женщин и детей. Число жертв составило до 30 тысяч человек, большинство из которых погибло в результате возникшего огненного смерча.
Едва стало светать, как спокойствие раннего утра было внезапно нарушено оглушительным артобстрелом, затем в ход пошли танки. Горизонт зарделся! То были не пробивающиеся сквозь мрак первые лучи света, то было кровавое зарево от рвущихся снарядов, сотрясающих землю-мать. К полудню первые пехотные подразделения вошли в город. В городе не осталось почти ни одного целого здания. Это был город-призрак с зияющими черными дырами оконных проёмов.
Город словно вымер. Мы с полковником Бабенко ехали в открытой машине. Неожиданно наше внимание привлёк одиночный выстрел. Я обернулся на звук и увидел советского офицера и фигуру солдата, которая пошатнулась и медленно сползла на мостовую. Рядом стояла девушка, дрожа вся от страха. Я подъехал к группе. Бабенко вышел из машины. В краткой беседе с офицером выяснилось, что солдат пытался снять у немецкой девушки наручные часы. Офицер нервно отпарировал полковнику: "Никому не дозволено ронять честь советского война!"
Бабенко кивнул головой в знак согласия, усадил немку на заднее сиденье и машина тронулась. Девушка попросила отвезти её в Дрезденскую художественную галерею. Мы доехали до одного полуразрушенного здания, где был организован военный штаб. Полковник спешился и поручил мне доставить девушку до места назначения. По дороге мы разговорились. Я представился и девушка сделала тоже самое, назвавшись Хельгой. Оказалось, что она работник художественного фонда Дрезденской галереи. Она никак не могла, по примеру выживших после бомбёжки горожан, покинуть город. Перед ней стояла задача охранять оставшиеся в дворцовом комплексе экспонаты музея и она со всей ответственностью выполняла свою миссию. Девушка указывала мне дорогу к музею: "Fahren Sie geradeaus, dann rechts abbiegen !"
Вскоре мы очутились у главного входа в Дрезденскую галерею. Дворцовый ансамбль ХVIII века "Цвингер" и замыкающая его Картинная галерея предстали перед нами в плачевном состоянии. Вместо дворца были развалины, картинная галлерея чудом уцелела. Хельга быстрыми шагами стала взбегать по ступеням, ведушим в музей. Я последовал за ней. Слишком сильным было искушение увидеть воочью экспонаты одного из богатейших музеев мира.
Мы вошли в огромный зал. Тишина и разруха царили вокруг. Но где сокровища музея, где Сикстинская мадонна Рафаеля? Хельга молча провела меня в подвальное помещение здания. Туда были спущены картины, которые не успели вывезти немцы при отступлении. Незадолго до атаки на город эсэсовцы срочно и тайно вывезли главные сокровища в неизвестном направлении. Я стал спрашивать Хельгу о подробностях операции, но девушка ответила, что больше ни о чём не знает. Со стен подвального помещения глядели портреты знаменитых полководцев, выдающихся деятелей прошлых столетий. Вдруг моё внимание привлекла небольшого размера картина, которую, как мне показалось, я видел где-то раньше. Это был портрет Байрона и вдруг я вспомнил, где видел копию этого портрета.
Действие происходило в здании Английского посольства в Тегеране, куда мне было велено отнести одно важное письмо от Советского военного ведомства в Иране. Там я был любезно принят одним английским офицером и, в ожидании письменного ответа, рассматривал картины, висевшие в вестибюле посольства. Я остановился у портрета любимого мною английского поэта Байрона и начал цитировать вслух отрывок из поэмы "Паломничество Чайльд Гарольда", чем приятно удивил англичанина:
“ Then stirs the feeling infinite, so felt
In solitude, where we are LEAST alone... “
Мне захотелось вновь произнести вслух любимый отрывок из этой поэмы в присутствии моей новой знакомой. Я встал в позу оратора и начал декламировать:
“И, влившись в бесконечность бытия,
Не одинок паломник одинокий,
Очищенный от собственного "я".
Здесь каждый звук, и близкий и далекий,
Таит всемирной музыки истоки,
Дух красоты, что в бег миров ввела
И твердь земли, и неба свод высокий,
И пояс Афродиты создала,
Которым даже Смерть побеждена была."
Хельге понравилась моя импровизация. Девушка рассказала мне об истории Дрездена и я с большим интересом внимал ей. Оказалось, что Дрезден вначале был столицей маркграфства Мейсен вплоть до его объединения с курфюршеством Саксонии в 1422 году. Наибольшего расцвета Саксония достигла в начале XVIII века при курфюсте Августе Сильном. При саксонском дворе впервые в Европе были изготовлены фарфоровые изделия. В 1722 году началась новая организация музея и расширение художественных коллекций. Август Сильный фактически явился основателем знаменитого музея. Дрезден стали называть Флоренцией-на-Эльбе. Здание Дрезденской галереи было построено значительно позднее в 1855 году.
Затем мы, уставшие от пережитого за день, опустились на стоявшее в углу полутёмного помещения кресло. Хорошенькая головка молодой немки коснулась моего плеча в погонах. Тёплое чувство разлилось по всему телу. Ощущение запредельности сиюминутного состояния возникло вдруг во мне на этом островке умиротворенности и вечности. В памяти звучала знакомая мелодия фуги Баха. Это было минутное расслабление... Мне надо было возвращаться в часть. Я сказал Хельге,что непременно навещу её в этой обители ещё разок.
Однако обстоятельства военного времени сложились иным образом. На следующий день
9-го мая 00:43 по московскому времени в берлинском предместье Карлсхорст в здании бывшей столовой военно-инженерного училища был подписал Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Полковник Бабенко и я в качестве его адьютанта покинули город-призрак в направлении Берлина.
10 -го июня 1945 года в соответствии с директивой Ставки Верховного Главнокомандования из войск Первого Украинского фронта была сформирована Центральная группа войск, которая должна была располагаться в Австрии, Венгрии и Чехословакии. После окончания войны Австрия была отделена от Германии, ей были возвращены все ранее входившие в её состав территории, однако, в соответствии с Соглашением о системе контроля над Австрией, страна была поделена на зоны, в которых размещались оккупационные войска четырёх союзных держав - СССР, США,Великобритании и Франции.
Прошло не так много времени после окончания войны. В тот период я находился в Австрии. По армейским делам мне пришлось ненадолго оказаться в Дрездене. Город вновь отстраивался. Улицы представляли собой строительные площадки. Всюду сновали рабочие, слышалась неторопливая немецкая речь. Я сдержал своё обещание, данное Хельге в Дрезденской галлерее в то тяжёлое военное время и направил машину в Цвингер, к месту где находилась Дрезденская галлерея. Я взбежал по ступеням, вошёл в зал, отыскал знакомый мне портрет Байрона и остановился перед ним как вкопанный в ожидании чуда. Вдруг я почувствовал прерывистое дыхание в затылок, резко повернулся и увидел мою знакомую Хельгу. Она молча глядела на меня и улыбалась. Я улыбнулся ей в ответ. Так мы стояли, время от времени касаясь друг друга пальцами, словно пытаясь убедиться в реальности происходящего.
Наконец я спросил её о жизни в послевоенное время. Затем задал вопрос о сохранности коллекции музея. Хельга ответила, что не все экспонаты удалось сохранить.
После вступления в Дрезден частей Первого Украинского фронта, советские военные занимались поисками того, что осталось от собрания саксонских правителей. Удалось найти не всё, некоторые шедевры оказались утраченными навсегда. Хельга рассказала, что спустясь подвал полуразрушенной, обгоревшей Академии художеств, солдаты наткнулись на туннель. При его детальном обследовании они обнаружили спрятанные там статуи. Там же был найден один документ, который помог в дальнейших поисках. Это была так называемая "немая карта"- зашифрованный план расположения спрятанных картин Дрезденской галереи. А еще через несколько дней в окрестностях города, в одной из штолен заброшенной каменоломни был найден товарный вагон, зайдя в который спасатели увидели шедевры Дрезденской галлереи - знаменитый "Автопортрет с Саскией" Рембрандта, картины Джорджоне, Рубенса. Там же находился ящик с секретными замками. Было решено, не вскрывая, доставить его в штаб батальона. После вскрытия ящика взорам присутствующих открылась одна из величайших картин, когда-либо созданных человеком - "Сикстинская мадонна" Рафаэля. Она была в числе тех произведений Дрезденской галереи, которые были вывезены в Союз для реставрации и, как было обещано, впоследствии возвращены в Германию.
Потом мы гуляли по Дрездену, наслаждаясь мирным течением времени, сидели в кафе под открытым небом и всё что-то рассказывали друг другу. А потом была ночь полная всепоглощающей любви и нежности... Через неделю я вновь был в воинской части, расположенной под Веной. Я встретился с полковником Бабенко и задал ему животрепещущий вопрос: "Могу ли я жениться на иностранке?"
Последовал краткий ответ: "Нас ждут советские женщины!"
Больше мне не довелось бывать в Дрездене. Контроль над Австрией продолжался вплоть до 1955года. К этому времени я демобилизовался и вернулся на родину.
Свидетельство о публикации №63590 от 31 марта 2015 года





Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 01 апреля ’2012   18:48
      Рассказ мне ваш понравился. Я желаю вам успехов в конкурсе!


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

42
"Июльские мотивы" про кошек и природу

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 

Рупор будет свободен через:
24 мин. 58 сек.









© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft