Ты кружишься в танце. Задан жесткий танцевальный ритм. Но мысли твои полны печали, сожаления об утраченном счастье. Поразителен контраст между танцевальностью музыки и глубоко печальным ее содержанием. Вокруг много людей, веселых и жизнерадостных, но ты одинок в своем горе. В конце первого и, особенно, второго проведения первой темы возникает чувство боли и несправедливости: почему страдаю именно я, чем я заслужил это.
Но это все в прошлом. Прошлого не вернуть. Нечего терзаться по ушедшему - эта успокоительная мысль несколько раз прерывается глубоко волнующими, полными страдания и боли взлетами мелодии в правой руке.
Начинается вторая тема. Ты кружишься в живом, бездумном танце: только ни о чем не думать, ничего не вспоминать. Прошлое - в забвении. Третья тема в своем нарастании жизнерадостна и светла. Ты пытаешься в другом человеке найти счастье, окончательно уйти от терзающих душу воспоминаний. Он отвечает тебе взаимностью: в музыке слышатся кокетливые игривые интонации...
Себя обмануть, уйти от себя нельзя. Тщетны попытки найти покой в другом, забыться. Властно, неумолимо врывается снова первая тема. Спасения нет. Кода мазурки носит столь характерный для многих композиторов-романтиков оттенок тревожности, незавершенности.