Лет 30 мне задают вопрос: - А я могу поехать и поработать в Антарктиде?
Ответ простой: - Да, можете! Если Вы уже сегодня знаете ответы на указанные ниже вопросы.
Этот тест я проводил среди кандидатов, отъезжающих на работу в Антарктиду в первые годы своего возвращения после зимовки.
Важно было отобрать трех-четырех человек из 25 кандидатов на должность инженера по радиолокации.
К этой работе меня привлекла замечательная женщина – методист Надежда Николаевна Казакова.
Она усмотрела, что наша четверка аэрологов, которая была собрана в авральном порядке на смену погибшим при высадке в обсерваторию Мирный, шла в Антарктиду последним судном в одной каюте и вернулась спустя год последним судном в одной каюте, что большая редкость для зимующих составов. Материал наблюдений мы привезли хороший, и оборудование передали новому зимующему составу в безупречном состоянии.
Главное - мы избежали ее курсов повышения квалификации, на которых Надежда Николаевна лично и с большой ответственностью пыталась отобрать лучших для зимовки специалистов. Причины успешной зимовки и последнее обстоятельство ее, как методиста, очень интересовали.
- А программа есть? Что на курсах читать? – спросил я Надежду Николаевну.
- А что считаете нужным читать по своей специальности, из своего опыта, то и говорите – великодушно разрешила она.
Потом она пришла в ужас от того, что я рассказывал и о чем я предупреждал будущих полярников из своего опыта, но это было потом.
По технике там было очень мало, по ее мнению. А я ей доказывал, что хуже меня технику никто не знал, когда я шел в Антарктиду.(см. Инженеры могут все! )
А отобранные ею кандидаты профессионально работали на метеорадиолокатарах многие годы и с техникой справятся! А вот готовить людей к зимовке надо не по технике, а несколько иначе. И пусть кандидаты побегают, вспотеют десять раз в поисках информации, чем один раз покроются инеем! - горячо возражал я. И год от года она все больше со мной соглашалась. Восемь лет она меня привлекала к таким занятиям пока я не переехал жить и работать на Крайний север, где практически перестал болеть простудными заболеваниями.
Для первого занятия я составил предварительный полушуточный тест. И пригрозил слушателям, что шансов у них мало, если они его не освоят до конца занятий на курсах.
Основной тест, на который я полагался больше, описан мною в http://world.lib.ru/r/ryskin_b_a/input.shtml
И так предварительный тест «ГОДИТЕСЬ ЛИ ВЫ ДЛЯ РАБОТЫ В АНТАРКТИДЕ?»
1. Вы точно не готовы, если сегодня еще не знаете и не интересуетесь - до какой температуры защищен Ваш родной город, Ваш дом, Ваша квартира от холода.
2. Вы не знаете - сколько надо и где хранится зимний запас топлива для Вашего города, для Вашего дома.
3. Вы не знаете, что представляет собой «резервное топливо» для Вашего города, дома. И каковы последствия его использования.
4. С Вами опасно зимовать, если Вы не знаете закон Джоуля-Ленца, закон Ома и никогда не проверяли исправность огнетушителя и даже не знаете где находится ближайший от Вас. Не знаешь закона Ома – сиди дома! (Любимая фраза преподавателя теоретических основ электротехники)
5. Вы не знаете, какую предельную мощность может потреблять Ваша квартира, дом от городской электрической сети.
На какие токи рассчитана Ваша проводка.
6. Вы не знаете - где находится главный рубильник, отключающий Ваш дом от городской электросети.
7. Вы не знаете – где находится главный вентиль, перекрывающий газ, входящий в Ваш дом, квартиру.
8. Вы не знаете - где находится водозабор Вашего города, где и каким методом очищается и каким путем поступает в Ваш дом питьевая вода.
9. Вы не знаете – где расположен Ваш коллектор фекальных вод, куда сбрасываются Ваши фекальные стоки и кого они отравляют.
10. Вы не знаете – куда увозят, где накапливается, перерабатывается и отравляет окружающую среду мусор из Вашей квартиры. Сколько это стоит и как долго может продолжаться без необратимых последствий или это время уже наступило.
11. Вы не знаете - где хранится годовой запас основных продуктов, которые Вы потребляете. Откуда и какими путями они к Вам поступают.
12. Вы не знаете - каким воздухом Вы дышите в своем районе (регионе). За какими вредными компонентами воздуха в Вашем районе ведется наблюдение. Какие вредные компоненты и при каких условиях в сотни раз превосходят ПДК (предельно допустимые концентрации).
13. Вы не знаете о последствиях проживания в течение года в Антарктиде, в безупречно чистой среде для Вашего иммунитета. И сколько лет потом уйдет на обратную адаптацию для проживания на родине в Вашем районе.
14. Вы не готовы ежедневно до 80% времени и сил тратить на черную работу коллективного выживания в условиях сурового климата и только 20% - на выполнение своих исследовательских программ.
15. С Вами неприятно зимовать, если Вы не знаете, что Ваше право получать удовольствие от курения ниже права окружающих дышать чистым воздухом.
16. Вы будете раздражать людей, если не умеете разговаривать в сослагательном наклонении и предпочитаете повелительную форму предложений.
17. С Вами неприятно зимовать, если Вы не знаете, что делать с Вашими творческими способностями, которые у Вас проявятся в Антарктиде.
18. Вы не знаете, как Вы будете справляться с горем утраты своих творческих способностей при возвращении в загрязненный мир.
19. Вы не знаете, что Ваше отношение к женщинам после зимовки радикально изменится. Вы не готовы и у Вас нет планов, как с этим жить дальше.
Например, Вы будете думать не о красоте фигуры курящей женщины, не о том как склонить ее к близости, а прежде всего о том каких уродов она может подарить миру. Как ее дети будут болеть, и тупить в школе. И какие из них получатся не дальновидные, не творческие государственные люди, депутаты, руководители, чиновники, судьи и ... как это ослабит человечество, команду живых перед лицом мертвой природы, которая всю зимовку будет гонятся за Вами с тем, чтобы забрать Вас в свою команду - команду мертвой материи.
20. Вы не можете вообразить как виновато и космически одиноко чувствуют себя живые на Антарктическом кладбище, перспективном курорте всего человечества.
И как хочется потом побороться с теми, кто торопит наступление этого времени.
Кто из кандидатов не знал ответов, тому предлагалось за две недели курсов повышения квалификации самостоятельно найти ответы с учетом того, что в Антарктиде это придется проделать за часы.
Теперь Вы понимаете - почему в Антарктиде зимует не так много народа?!
==
На фото Леонид Васильев (с внуком) - герой рассказа "Хоровой кружок", с которым мы чудом не погибли.
Леонид, до Антарктиды, 20 лет ходил в походы на байдарке. Обладал удивительной способностью разрушать обиды, поддерживать настроение, находить забавные лингвистические выражения для самых трагических ситуаций. С его подачи вся станция стала выражаться в сложных ситуациях без чрезмерных эмоций и мата. Применять сослагательную форму, что невольно вызывало улыбку, придавало сил и желания к действиям. Леонид был убежден - грубость разрушает коллектив, а уменьшительно-ласкательная форма все лечит.