16+
Лайт-версия сайта

Окна Овертона

Литература / Разное / Окна Овертона
Просмотр работы:
10 апреля ’2023   17:12
Просмотров: 3174
Добавлено в закладки: 1

ОКНА ОВЕРТОНА
Придумал образ социальных окон, некто, ОвертОн, (ДЖОЗЕФ ОВЕРТОН 1960-2003. СОЦИОЛОГ, ФИЛОСОФ)
Что по его уразумению являются просветом,
Во взглядах общества, но вот каких ни то поветрий тень,
Чуть с боку наползает, попросив их с места,
Они не то, что бы податливы, но и не намертво в стене,
Из непотребства сущего, насилия и промискуитЕта*. (ПОЛОВОЙ РАСПУЩЕННОСТИ/НЕРАЗБОРЧИВОСТИ)

То цепь условная поруки, краеугольный общих правил свод,
Презренное всё за углами, за фасадами солидными, зад там…
Лишь типов не цивильных, пАрий, нелегальное ещё прельстит , (ПАРИИ – ПРЕЗРЕННАЯ КАСТА (ФИГУРАЛЬНО))
Других брезгливость вызовет, и с “Фууу!” осудят зло они затем.
Но отщепенцы прорывают нагло ниш приемлемых устой,
В грязь с головою лезут. Но способны ль одиозные затмить…
Условное оконце? Лига шантропЫ* реальной массой став, (ШАНТРОПА – СРЕДА С НЕЛЕСТНОЙ ОЦЕНКОЙ, ОТРЕБЬЕ)
Грозит и углу взглядов. Не под справедливость заданно систем…

“Окно”, оно о принятом за норму, взяв один конкретный социум.
А социум быть может и охотников за головами,
В их людоедов племени с завидным реноме "красавцами"…
Считаться будут, тсанс* кто заготовил дома… (ТСАНСА - ОСОБЫМ ОБРАЗОМ ВЫСУШЕННАЯ МЁРТВАЯ ГОЛОВА.)
Поболее других, из рейдов, с проведённой дерзко акции,
В селения соседние, из спеси зло творя их людям.
Среди своих добытчик праведный, им резать Кечуа*… (КЕЧУА БОЛЬШАЯ ГРУППА ИНДЕЙСКИХ ПЛЕМЁН, ЖИВУЩИХ РЯДОМ С ХИВАРО, ТЕМИ САМЫМИ ОХОТНИКАМИ ЗА ГОЛОВАМИ, ДЕРЕВНИ ВПЕРЕМЕШКУ РАСПОЛОЖЕНЫ.)
Не аморальным виделось, но в сельву вторгся “бледный”…
Законник, в их “гармонию”, и вот, с традицией покончено.
Судить их за убийства взЯлись, стрОги к людоедам!

Но только ли для дикарей? Их “форточки” особняком таким…
От доброго. Нет, рабства, помнится, когда-то не чурались,
И лидеры цивилизованности, веря, что “не сбой в нём этики”,
А “норма на все времена, то вечная реальность”,
Считало большинство. Сошло ль с небес наитие?
Самим кого-то на цепи держать и под бичами, роль не лестна.
Не отболев жестокостью, желали бы быть боссами с кнутами те,
Воззрения чьи напрочь заржавели, за налИчником* их рылу место. (НАЛИЧНИК – РЕЗНОЙ ОКЛАД ОКОННОГО ПРОЁМА)

Бывало всякое в проёме Окон основных и для держав,
Мрак инквизиции, дискриминация, суд Линча и концлагерЯ.
Но всё ж лекало словно выставлено, идеалу подражай,
Окно гулящее со временем влечёт к концепции где рай,
Воззрений наших зиждется, пусть долог путь и дрожью,
Его сбивает с курса, цель не чётка как Святой Грааль,
Но к общим добродетелям как ледоколом пАковый лёд режа,
Из дрейфа рвётся и противится, течением относу триггера за край.

Основы добродетели мы унаследовали из палеолита,
Иль от совсем, животных, человечьих предков, бессловесных.
Неужто, их так просто, может девальвировать политик?
А ценности - взаимовыручка, участливость, добрососедство.
Заложены в нас в глубине, вбирали не с плакатов,
Что в генной памяти, а что-то в самом раннем детстве,
Универсальны ценности, порою от реалий блекнут,
Но шелушится патина, и хоть сейчас* сомнителен рай иудейский, (В ВЕК НАУК)
Мифологический, но противоположность как террариума клетке,
Не месту, гамме чувств, он мыслим, и равнение на идеал здесь,
Средь будней, проступает коннотация приемлемого кАлькой. (КАЛЬКА _ ПОЛУПРОЗРАЧНАЯ БУМАГА, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОЙ МОЖНО РИСУНОК ИЛИ ЧЕРТЁЖ СКОПИРОВАТЬ.)

“Святые идеалы” не чуждЫ и выше упомянутым ХивАро*, (ИНДЕЙСКОЕ ПЛЕМЯ)
Хоть мастерили из голов отрезанных те амазонцы тсАнсы.
Загвоздка в том, где же межа протянута их верой?
Что ближний круг обозначает, произвольно изменима тесность.
В нём те находятся, кого считаем братьями и ровней.
А вне, “другие”, коим вред "позволен" нам, оказиею не стесняясь.
Одним, “Свои” быть могут ограничены их первобытною деревней.
Матёрый уголовник не разбрасывается, он близко, “стену стаи”…
По коже выстроит, иного в оборот эмпАтии* задаром не приемля. (СПОСОБНОСТЬ СОЧУВСТВОВАТЬ)
Кого-то временным союзником сочтёт, балластом остальные,
Попользоваться, “бортанУть” потОм, зря “всякую дрянь” им ли…
Жалеть? Хоть то побег с “бычком”, через болота, и места лесные.

Сдружившись якобы, с собой зовут из лагеря* они в побег, (ИЗ ЗОНЫ, ИЗ МЕСТА ЗАКЛЮЧЕНИЯ)
Кого планируют использовать, оголодав, в тайге плутая,
“Товарища” прирезав на привале, и сготовив на обед.
То девиации, как и маньЯки, нелегальное для темы…
Сих “Окон”, подойдёт лишь с оговорками, внимания объект,
Мораль не отщепенцев, социум нагляднее, с латентным…
Зверьём, там где неЯвны гоблины и орки, их выманивает быт,
Коль “эльфов” мучает и соблазняет, технологию дал Толкин* (ПИСАТЕЛЬ)
Но даже и у орков обозначен круг своих, иной и им собрат.

Мне думается, не одно “окно приемлемого” каждому из нас,
А много их наложено смещённою проекциею друг на друга,
Их освещённости разнится степень, а окружностей нюанс…
Насколько “близких”, циркулем они вбирают в круге.
В клочке одном, где все пересекаются, наложено теснясь,
Свет самый яркий, в нём как цензор караулим с бритвой строго,
Самих себя, коль не испортились в конец, ведь ближние, те здесь,
Семья и лучшие друзья, назначен край любви – твоим острогом.
Здесь требователен к себе, поблажки “Ну ка!” сузь.
Оберегает самокритика, блюдя творимое, где остров дОма.

За этим ближним кругом растянулись, окружающих вобрав,
Другие сферы, что отличны разной степенью эмпатии.
Свободней нравственные рельсы, не вражда ещё, фон добр,
Да и не безразличие, добром чрез воспитание напитаны,
Хоть кажется, что параллельность горожан идущих мимо троп…
Похожа на игнор, но стоит попросить о необременительном,
Нам эго лестно утруждать, дешёвой помощью, не мизантроп,
Приятно соизволить, если просто, а иное, мы прикинем: “Надо ль нам?”

А кто-то может жизнью и здоровьем рисковать,
Вступившись за людей случайных, не знакомых.
Небезразличия к другим, не праздного, раскинув сеть,
На круг неограниченный почти, их, за кого мы…
Готовы на усилия и жертвы, заданный сценарий-квест,
Реализуя, он в “окне” прописан, внутренним нам став законом…
А сформирован заурядно из нотаций и примеров весь,
Что благородно и похвально, а что стыдно, и за гранью.
Дальнейшее, то день за днём зачёт, “Не провалите тест!”
В превозмоганьи, к лени, к чёрствости, корысти и к злу крена,
Да и добра ориентиры зная, что нам правильное есть…
Нас “соблазняет” страх, ну а нейронов сеть зеркальных* (ПОНЯТИЕ ИЗ НЕЙРОБИОЛОГИИ)
Напротив мотиватор не позорится, а чинность проявить и соблюсти,
Как будто лягут бонусами социальные заслуги в карму.

Прогресс в умах – растягиванье сферы представлений,
Она под сень, ЖИВУЩИХ укрывает*, принимая как собратьев* (ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА КОЛОССЯНАМ 3:11 И ЕГО СЛОВА ПРО ЛЮБОВЬ),
Которые, пространственным не отстранённы удаленьем…
От чувства сопричастности, стремясь материки вобрать все.
Да и не ограничиваясь видом* сострадать не только людям, (НАШИМ БИОЛОГИЧЕСКИМ)
А вплоть до пташек и членистоногих, меркантильное отбросив,
Казалось бы, развития курс на стандарт нетленный, идеальный.
Но как случилось у Халифа-аиста*, где мантрой мутабОрской, (СКАЗКА ИЗ “ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ”)
Животных превращали в человека телом, колдуны неволей,
Мучители хвались по садистски, могут и наоборот они бросками,
Сим заклинанием шалить, и "серые"* камлЯют* в уши, а людей кладОн* им внемля, (ОТСЫЛКА К СТРУГАЦКИМ, КАМЛЯТЬ - ПОНЯТИЕ ИЗ ШАМАНИЗМА. КЛАДОН - ВЕТВЬ ЭВОЛЮЦИОННОГО ДРЕВА)
Обличье сохранив, сдаст сутью к гоминидам, доброту сам зА борт скинув
К сороковым* колоннами шли, сердце в камень высушив. Накладывая индивидуально… (ДВАДЦАТОГО ВЕКА)
Заклятия, к иному чуду доступ, коие им надо, обрести смогли и братец Каин...
В поруку, коль не помешали здравости критерии общественной, из логово глядеть волками.

Предстали пред лесом тёмным, на его краю с избой самой ЯгИ.
В окне свет теплится, жужжат без счёту там юлой по пОлу веретёна.
Приветлива старушка томная, ну а вокруг не разобрать ни зги.
И не подумать, что её жилище под учение подпало Овертона.
Поэтому не стрАшно то окно её, и не каргою баба злая как мизгИрь*... (ОПАСНЫЙ, ЯДОВИТЫЙ ПАУК)
К гостям ЯгА, чужие ей не пища, потчевать людей напротив рада дома.
Но маги пришли к ней, врагами, Избу развернуть за грань.
Окно чтоб стало не пригоже, они шепчут их талмуд* переворотный. (ФИГУРАЛЬНО, КАК САКРАЛЬНЫЙ ТЕКСТ)
И вот уже в окне карга, Медузой* безобразной из Горгон*, (КАК МЕДУЗА ГОРГОНА ИЗ МИФА)
"Хотите светлое перекорёжить!? Ладно! И вернуть век тёмный!?"
"Чтоб вежливость откинув, ругани разнузданной грай* гнать!?" (ВОРОНЬЕ КАРКАНЬЕ)
"И этики суть лепу, в бирюкОв* рож, превратить тотемы!?" (БИРЮК - ВОЛК (ДИАЛЕКТ))
"Уже людское тут в окне нон-грата, Рогнарёк* возвёл в резон игр "таг"*" (АНАЛОГ АРМАГЕДОНА В СКАНДИНАВСКОЙ МИФОЛОГИИ. ТАГИ - ОБМАНЩИКИ (САНСКРИТ) СЕКТА/БАНДА РАЗБОЙНИКОВ МНОГИЕ ВЕКА КОШМАРИЛА ИНДИЮ.)
Как так ослепли!? Что добро и дружба уж превратно...
"Осуждены, гонимы. Лютость, как оно и надо для воззрений, Ей гордЫ!"
“В чепце вас не устроил, божий одуванчик!? И не надо леди вам приятной!?”
Покажется гиеною Яга, Дерзнули коль дразнить, зря не ругай!
Очутитесь за ставнями, бежать и думать неча, обглодаю, пировать мне…
Не всё ж другими, по резонам колдуна, что ДерезАми* на заклание пригнал (ДЕРЕЗА – РАСПРОСТРАНЁННАЯ КЛИЧКА ДЛЯ КОЗ, ОТСЫЛКА К КОЗЛУ ОТПУЩЕНИЯ)

Окно чернело на глазах, под заклинания напевы,
Могла бы магам и не внять, но с хором приведённым колядуя,
Из оборотней, ими кто заклят, колоннами повально,
Мглу на Ягу навеяли, и похромал под вой дом к Олдуэю* (ЭПОХА, ПОЛУЧИВШАЯ НАЗВАНИЕ ОТ УЩЕЛЬЯ)
Теперь во тьме проказить, Калину подобна воля. (КАЛИН – БЫЛИННЫЙ АНТИГЕРОЙ, ДЕСПОТИЧНЫЙ ХАН СТЕПНЯКОВ)
Но логово надолго ли хранило предводителей злодеев?
Ведь дебри ведьмы непролазны, и оголодали бедные в них волки.
Ловить готовы бедолаг и в норах, из под власти слова выйдя.
Джо Овертоном прозорливым не огульно данные в навалах…
Легли на графики и алгоритмы. Наперёд настолько мыслил ли идею?
Чтобы его окнА зазор податлив гнули, армагедон с гиеной навлекая.
Коль долго каркать “Мы горим!” “Оно” придёт по СалтыкОву*, или по ТисдЕйле* (ПИСАТЕЛЬ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН И ПОЭТЕССА САРА ТИСДЕЙЛ, В 1920ом НАПИСАВШАЯ СТИХ "БУДЕТ ЛАСКОВЫЙ ДОЖДЬ")

10. 04. 2023г









Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 21 мая ’2023   15:48
добавил в закладки, прочту внимательнее потом. имхо, Вам бы стоило сделать сноски, с пояснениями в конце текста.

Оставлен: 21 мая ’2023   17:28
Спасибо! Хотя я понимаю, что моё поздее читается с трудом, из за слишком длинных, перегруженных, строк, и мании рифмовать не только конец строки, а чуть ли не все слова, чтобы их костяки (согласные) созвучны были со строкой через одну, сам понимаю, что глупость, внимание человека при чтении, всё равно этих созвучий в глубине строки не отслеживает, но привязалась привычка. Пояснения в самой, строке, тоже может глупая, но моя находка, и я по себе сужу, мне в длинном тексте было бы лень в конец перематывать, чтобы возникшие непонятки прояснить. Ещё раз спасибо за внимание.


Оставлен: 22 мая ’2023   06:12
ну, дело Ваше, конечно.
а рифма слышна сразу


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Мои потницы, откройтесь! Читайте...

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Мои потницы, откройтесь! Читайте, практикуйтесь!


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft