(Скорбные заметки с забытого юбилея)
Ровно четверть века назад (в 1993 году) в городе Штраубинге высадилась первая группа еврейских контингентных беженцев. Сначала был маленький ручеёк, превратившийся в настоящий поток – в городе были созданы три общежития, которые были забиты «под завязку».
Радости принимающей стороны не было предела. Особенно счастлив был председатель правления общины. «Вы спасли общину от вымирания!» - не уставал он повторять.
Действительно, если раньше молитвенный зал синагоги пустовал даже в праздники, то теперь в нём яблоку негде было упасть не только в праздники, но и по субботам. Численность общины выросла до 1800 человек (правда, только на бумаге).
Жизнь почти умершей общины кардинально изменилась и забила ключом: помимо полного молитвенного зала прибывшие заполнили бюро, классы для обучения детей религии, даже детский хор появился и сопровождал молитвы.
Юбилей начла эпопеи коренного изменения жизни общины оказался забытым. И, оказывается, не напрасно: скорбным оказался бы он сегодня. Почему скорбным и путь к этому стоит рассмотреть подробнее.
Начало «пути». Червоточина
Счастье председателя было искренним: вместе с потоком беженцев на общину хлынул поток тогда ещё дойчмарок (на всю бумажную численность), помогать разгребать который была срочно пристроена дочь председателя. Не беда, что она была «не совсем» еврейкой, не блистала образованием и успехами на трудовом поприще. Сначала она назначена руководить общежитиями, а после закрытия оных – «взлетела» в управляющие делами всей общины.
Не обошлось, конечно, без папеньки, который был к тому времени не только более десятка лет несменяемым председателем правления общины, но и входил в директорат ЦСеГ (Центрального Совета евреев Германии). С тех пор и до последнего времени он бессмено председательствовал в общине, а когда ушёл из директората – доченьку «избрали» в Земельный Совет и не рядовым членом...
Наиболее ярким примером еврейства руководителя общежитиями служит организация принудительного питания их обитателей.
Во-первых, питанием служило то, что РАЗДАЁТСЯ БЕСПЛАТНО благотворительными организациями типа Каритас или Мальтезер. Но за эту еду обитатели общежитий должны были годами расплачиваться после выезда из общежитий. Чтобы не потерять лакомый источник дохода – обитатели общежитий ОБЯЗАЛИ жить в них не менее полу-года (подробнее о жизни в общежитиях можно прочесть в заметке - 2. «Под фанфары и литавры»).
Во-вторых, учитывая строгие положения кашрута – еда была, в основном, из свинины.
Это способствовало приобщению прибывших к иудаизму и замечательно характеризовало еврейство организаторов и лично руководительницы общежитиями.
Червоточина расширяется
Внимательный читатель мог заметить – правление бессменного председателя продолжалось более 35 лет. Приехавшим образованным эмигрантам, имеющим опыт руководящей работы (и некоторым местным евреям) эта несменяемость, стиль и состояние дел в общине не нравились.
После нескольких лет борьбы пришлось провести собрание с принятием устава и выборами правления. В тот момент достаточно достойного конкурента председателю не нашлось, соперники были «скручены в бараний рог» и дела в общине пошли «под гору».
Интересно одно обстоятельство связанное с уставом. Еврейская община Штраубинга позиционирована как ОРТОДОКСАЛЬНАЯ. То есть к еврейству её членов достаточно чёткие и строгие требования. И вдруг в устав вносятся пункты:
1. Управляющей делами общины, в отсутствии достойных евреев, МОЖЕТ быть назначена нееврейка (к чему бы это в общине с 1800-и членами? И как это связано с той, которая работает?)
2. Управляющей делами зарплата выплачивается даже если число членов общины сократится до двух десятков человек (т.е необходимый миньян для проведения молитвы – община-то РЕЛИГИОЗНАЯ!).
И ещё одна тонкость: по фактическим затратам времени на работу зарплата управляющей делами общины может конкурировать с зарплатой фрау Меркель.
Процитирую свою статью почти десятилетней давности:
«...Недавно в общинном листке сообщили: «…состоялось ежегодное заседание земельного объединения еврейских общин Баварии. В этом заседании принимали участие представители всех еврейских общин Баварии. <…> Поскольку г-н Израиль Оффман по состоянию здоровья воздержался от выставления своей кандидатуры на следующий избирательный период <…> членом президиума земельного объединения земельных общин – должность, которую раннее занимал г-н И. Оффман, – была избрана г-жа Ханна Цислер».
И продолжу:
«.....Всё происходит абсолютно демократично – обычная процедура выборов». Вот только ма-а-а-ленькое уточнение: г-н И. Оффман случайно является родным папенькой г-жи Ханны Цислер (совмещая это обстоятельство с председательством в правлении еврейской общины Штраубинга). Поэтому человек, никоим образом не облечённый доверием членов общины (а только доверием её папеньки, обеспечивший ей безбедную жизнь за счёт общины), теперь представляет её в президиуме Земельного совета. Ведь А. Цислер община никогда никуда не избирала (каким образом она попала на заседание Земельного совета – тайна, покрытая мраком)...»
Это не первый случай в Германии продвижения в руководство общин и земельные советы людей, имеющих не самое близкое отношение к еврейству (а то и вовсе не имеющих...).
Червоточина «съедает» общину
Ещё 10-15 лет назад мною опубликованы статьи о положении дел в общинах и об общине Штраубинга в частности. [1,2,3,4] За этот период оправдались худшие опасения.
Например.
За время, прошедшее с начала нынешнего века, на зарплату учителя религии затрачено около полумиллиона евро: хотел бы увидеть хоть одного ученика, могущего прочесть Тору на иврите.
Двадцать лет назад в общине был детский хор. Ныне не то, что детского хора – людей, моложе 50 лет на службе не бывает.
Четверть века назад молитвенный зал на праздники был переполнен. Сегодня приходится «заманивать» на службу материально или суля какие-либо блага – может даже на праздник не собраться миньян и обзванивают близко живущих пожилых членов общины, задерживая начало службы до их прихода.
Давно уже страшно посещать общину (особенно после обеда) – ни единой живой души в коридорах. Да и в кабинетах, чаще всего, тоже нет никого...
Общинная жизнь при смерти.
На собрания приходит не более трёх-четырёх десятков стариков, которых «заманивают» угощением и возможностью общения.
Изменились евреи в общине: четверть века назад местные евреи посещали службы, знали традиции и молитвы. Им не надо было с бимы показывать плакаты когда надо вставать или отвечать «амен!». Четверть века в этом не было необходимости. Но за это время почти вымерло или разъехалось поколение тех, для кого это было важной составляющей жизни:
«Иных уж нет, а те далече,
как Сади некогда сказал.»
О традициях иудаизма и истории евреев у большинства членов общины весьма слабое представление. Это - последнее поколение посещающее синагогу: пора завозить следующий поток иммигрантов.
И вишенка на торте
Уже два года община живёт без председателя – сначала полтора года он по состоянию здоровья не появлялся в общине, а пол-года назад отошёл в мир иной. При всех его заслугах и орденах, присутствии высокопоставленных представителей города и ЦСеГ – не нашлось ни единого человека, который сказал бы о нём доброе слово – отчитали положенные молитвы, опустили гроб, кинули по три лопаты земли – и молча разошлись...
Правда, ходят слухи, что приближённые к «кормушке» слова благодарности покойному председателю высказали в узком кругу на специальном обеде за счёт общины.
Осиротевшая община продолжает жить без руководителя – да и чем руководить? Сборами раз в неделю на молитву? Разграблением остатков былой роскоши? Суммы поступлений уменьшились, но на зарплату управляющей делами пока хватает – ей бы до пенсии дотянуть, немного уже осталось. А община и так проживёт – потом пусть грызуться, разбирая что и когда украдено. Всё землёй присыпано...
Амен!