Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
26 мая ’2013
18:05
Просмотров:
22972
История Введено-Оятского монастыря
«Жемчужина Приоятья»
В книге «Воспоминания» в статье «Боль за Россию» Д. С. Лихачев вспоминает «красный террор», который затронул и русские церкви. Разрушение России и русской церкви, происходившее на глазах с убийственной жестокостью и не оставлявшее никаких надежд на возрождение. Лихачев пишет: «Многие убеждены, что любить Родину - это гордиться ею. Нет! Я воспитывался на другой любви - любви-жалости... Почти одновременно с Октябрьским переворотом начались гонения на церковь. Эти гонения были настолько невыносимы для любого русского, что многие неверующие начали посещать церковь, психологически отделяясь от гонителей... Мы не пели патриотических песен, - мы плакали и молились».
Введено-Оятский монастырь - наша гордость, ведь мы живем на той земле, где находится это сокровище, где возрождается русская духовность. Мы, как Дмитрий Сергеевич, хотим удержать в памяти этот уголок России, как «хотят удержать в памяти образ умирающей матери сидящие у ее постели дети, собрать ее изображения, показать их друзьям, рассказать о величии ее мученической жизни».
Введено-Оятский монастырь стоит на берегу реки Оять и частично от нее имеет свое название. До революции монастырь был мужским и носил название Введено-Островский -когда-то более полноводная Оять весной заливала окружающие луга, и обитель оказывалась как бы на острове.
Это одна из старейших обителей Северо-запада. Точная дата основания монастыря неизвестна, но впервые монастырь упоминается в «Житии Александра Свирского», написанном в 1545 году его учеником Иродионом: «Сего блаженного отрока родители жительство имели в селе Мандеры на реке Ояти, напротив Островского Введенского монастыря». Это значит, что монахи жили здесь еще до рождения Преподобного, т.е. до 1448 года, а если учесть, что Александр был самым младшим ребенком, то время основания монастыря можно датировать не позднее рубежа XIV - XV веков.
Кем основан монастырь - неизвестно, но время основания приходится на время так называемой «монастырской колонизации» северных земель, которая привела к возникновению большого числа монастырей в северных землях вплоть до Белого моря, которые получили название Северной Фиванды.
Предполагается, что монастырь основан сподвижниками Сергия Радонежского, которые продвигались на север, или же поселенцами, которые жили по берегам Свири и Ояти. Важнейшим событием в жизни обители было рождение великого святого - преподобного Александра Свирского, и оно во многом определило дальнейшую его судьбу.
Его родители Стефан и Васса жили в селе Мандеры. У них были дети, они утешались ими, но на долгое время у них прекратилось деторождение. Оба супруга скорбели от этого. Однажды, отложив печаль, Васса с твердой надеждой молилась Богу, прося о помощи в своей беде, и потом оба супруга пошли в Введенский монастырь и долгое время там пребывали в молитве ко Пресвятой Богородице.
Однажды ночью они молились одни, и было им Божие откровение. Стефан и Васса услышали: «Радуйтесь, доброе супружество, вот даровал вам Бог отрока, утешения тезоименитого, ибо в рождении его церквам своим утешение подаст Бог». Они, запомнив время видения, возвратились в свой дом и в скором времени поняли, что откровение было истинным. Тогда положили они между собой воздерживаться от супружеских отношений до конца жизни.
15(28) июня 1448 года родился у них сын в день памяти пророка Амоса, и в честь него был назван Амосом. Амос был крещен, и воспитываемый своими родителями в благочестии, возрастал духовно. Стефан и Васса старались более не о приобретении мирских богатств, а о стяжании добродетелей и выделялись ими среди окружающих поселян. Когда пришло время, они отдали сына в учение, но к великой их печали наука никак ему не давалась, несмотря на все старания учителя, притом что сверстники Амоса учились хорошо. Как говорит житие, это было по особому промыслу Божию «да от Бога примет разум, а не от человеков». Юноша, наученный во всех своих делах прибегать к помощи Божией и имевший обыкновение всегда молиться в монастыре, и тут пришел в обитель и стал просить Божию Матерь о даровании ему разума в учении. Его молитва не осталась без ответа, Амос услышал: «Встань, не бойся, а то, что просил, то получишь». С тех пор он стал преуспевать в учебе.
Юноша пришел в возраст, и родители хотели сочетать его браком, но Амос мечтал только о монашестве и однажды, отпросившись в соседнюю деревню, тайно ушел в Валаамский монастырь. Стефан и Васса были неутешны: три года они искали сына, было извещено по всей той стране, что если кто-то знает о его местопребывании, чтобы за вознаграждение сообщили отцу. Наконец пришло известие, что сын их находится на Валааме и пострижен в монашество. Отец, несмотря на преклонный возраст, не раздумывая, отправился на Валаам (это путь только по суше составлял около 180 км - по восточному берегу Ладожского озера до поселения Салми). Придя к игумену, он просил встречи с сыном, но Александр не хотел оставлять своего уединения, зная, что отец будет уговаривать его вернуться домой. Стефан, думая, что игумен прячет от него сына, не имея сил терпеть больше разлуки, поклялся убить себя у стен монастыря, если не увидится с сыном. Тогда Александр согласился на встречу с отцом. Имея великую к сыну любовь и видя его изможденным от подвигов, Стефан горько плакал и просил его вернуться, но Александр, хоть и скорбел сильно за отцовское горе, видел, что любовь человеческая затмевает то, что необходимо и полезно для спасения души. Он отвечал отцу, что надо ему идти домой и постричься в монастыре «Пресвятой Богородицы в Острову» и долго еще его уговаривал, но Стефан с гневом ушел от сына. Тогда преподобный Александр стал молиться, чтобы Господь умягчил отцовское сердце, облегчил его страдание и помог в мире принять Божию волю. Молитва праведника была скоро услышана: Стефан вернулся, сказал, что поступит по совету сына. Они еще долго беседовали перед разлукой.
Придя домой, нисколько не медля, Стефан устроил свои дела и принял постриг в Островском монастыре с именем Сергий. Также и мать преподобного Васса постриглась тут же с именем Варвара (в описываемое время по простоте и чистоте нравов подобные явления не были редкостью).
Они приняли постриг уже в преклонном возрасте, прожили в этом монастыре до конца своих дней и были здесь погребены. В данное время Сергий и Варвара покоятся в часовне.
Часовня - самое новое здание в комплексе монастыря, она была заложена в 2004 году из «именных» кирпичей - прихожане, богомольцы, благотворители вносили по 50 рублей за штуку, а их имена записывались в книгу, которая хранится в храме. И неизвестно, сколько бы времени пришлось собирать средства, если бы не женщина, которая пожертвовала $ 3000, и часовня была почти достроена в том же году.
Мощи святых родителей покоились под спудом в приделе храма, по имеющимся данным уже с XVII века над ними были устроены особые гробницы по подобию рак, на которых лежали их изображения в полный рост. В 1854 году были устроены серебряные чеканные гробницы, но власти препятствовали их установке в течение 11 лет. В больших нишах колокольни снаружи у входа были изображены небесные покровители преподобных - Сергий Радонежский и мученица Варвара. Приезжавшие в монастырь служили у гробниц родителей по ним панихиды, надевали их вериги с верой в исцеление. Таким образом, появилось почитание родителей Александра Свирского, возможное до канонизации только в такой форме (до 2000 года они были местночтимыми святыми).
Как и всякий живой организм, монастырь переживал периоды упадка и расцвета. До XIX века обитель была полностью деревянной и поэтому часто страдала от пожаров и разорений.
Каменное строительство началось в XIX веке, и именно тогда был сформирован комплекс монастыря в современном виде. Первым был построен в 1817 году при строителе Иннокентии соборный Введенский храм. Далее каменное строительство продолжалось при строителях Кирилле и Израиле.
Наибольшего своего расцвета и в хозяйственном, и в духовном отношении монастырь достиг при строителе Израиле. При нем появилось большинство построек, в этом ему помогла многочисленная братия монастыря. Поэтому в 1910 году на месте обветшалого Богоявленского храма был построен величественный четырехпридельный собор. Проект делал епархиальный архитектор Аплаксин, храм был выполнен в неорусском стиле. Именно в нем под спудом и покоились преп. Сергий и Варвара.
В XX веке наступили времена гонений и смут. В мае 1918 года к власти в этом районе приходят большевики.
14 сентября 1918 года «за укрывательство хлеба и отказ в его выдаче» у стен обители был расстрелян казначей монастыря иеромонах Димитриан. Он был одним из первых священномучеников Петербургской епархии.
Обитель постигла участь всех монастырей. Земля и имущество были отобраны. Братия разошлась. На территории обители с октября 1918 года началось образование коммуны «Пролетариат», которая просуществовала до 1921 года. Уже в марте 1919 года обитель была окончательно закрыта.
Еще одного страдальца за имя Христово дала наша обитель. Это иеромонах Николай, который прибыл сюда из Зеленецкого монастыря в 1917 году.
Отец Николай остался один в монастыре и служил здесь до самого своего ареста 9 января 1931 года. Он пользовался большим авторитетом среди населения и работников коммуны, а потом и колхоза «Ильич», организованного в монастыре, он также был привлечен к работе в коммуне, и его назначали на различные должности. Последние 2 года (до ареста) отец Николай жил в маленькой комнате под колокольней. Власти хотели закрыть храм, но им мешал отец Николай. Его хотели арестовать в январе 30-го года, но это не получилось из-за отсутствия против него улик. Но 9 января 1931 года он был осужден на 3 года заключения в город Кемь, 24 февраля 1931 года он прибыл в Соловецкий лагерь, а 6 мая был отправлен в Котлас, но следы его теряются, и сведений о его дальнейшей судьбе нет.
После его ареста оба храма были закрыты. Во Введенском храме разместился клуб, а Богоявленский собор был разобран до основания, хотя изначально планировалось отдать этот храм под школу.
Колокольня стала водонапорной башней. Совхоз «Ильич» просуществовал до 90-х годов XX века. В монастыре размещалась его главная усадьба.
В 1991 году разрушающийся комплекс монастыря передали Измайловскому Свято-Троицкому Собору в Санкт-Петербурге, а в 1992 году здесь был основан Введено-Оятский монастырь. Первой его настоятельницей стала монахиня Фекла. Официально монастырь утвержден решением Священного Синода 27 декабря 1993 года.
Тогда же стал известен и минеральный источник, находящийся в 200 м. от монастырской оград. (До революции ни в каких письменных свидетельствах о монастыре источник не упоминается, хотя старожилы говорят, что он существовал всегда, только в 60-х он был засорен во время проведения геологических изысканий, а после уборки и горячей молитвы матушки Феклы с сестрами снова забил). Сейчас вода в источнике регулярно освящается, над ним построена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Йодисто-радоновая вода помогает при различных заболеваниях: онкологических, аллергических, желудочно-кишечного тракта, по своему составу является минеральной, содержит большое количество солей и микроэлементов, в том числе некоторое количество радия и радона и не применяется как питьевая. При приеме ее до 2-х литров в сутки облучение не превысит установленной санитарной нормы.
Важнейшим событием для монастыря за последнее время стала канонизация преп. Сергия и Варвары Островских в 2000 году и обретение в 2003 году места их погребения. Особо праздновались и празднуются в монастыре престольный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря по н.ст. и память преподобных родителей в день рождения Александра Свирского 28 июня н.ст. (на память пророка Амоса). Также издавна особо почитались в монастыре 9 июля - праздник Тихвинской иконы Божией Матери, 12 июля - апостолов Петра и Павла, 19 января - Богоявление (Крещение) Господне. Интересен тот факт (говорящий о наличии внутренней связи монастыря с явлением Тихвинской иконы, которая всегда особо здесь почиталась), что Тихвинская икона возвратилась в Петербург (значит в Петербургскую епархию) именно 28 июня 2004 года в день рождения Александра Свирского на память пророка Амоса.
Сейчас возрождается традиция почитания родителей Александра Свирского, к преподобным Сергию и Варваре обращаются за помощью в семейных нуждах, в рождении и воспитании детей, а монашествующие со своими трудностями и проблемами, так как, пожив благочестиво в супружестве, часть своей жизни святые прожили в монашеском чине.
Свидетельство о публикации №82243 от 26 мая 2013 года
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи