16+
Лайт-версия сайта

История индейцев Америки. гл.6 "Города-государства индейцев майя"

Литература / История, естествознание / История индейцев Америки. гл.6 "Города-государства индейцев майя"
Просмотр работы:
25 марта ’2013   09:20
Просмотров: 23342

6. Города-государства индейцев майя.
Периодизация цивилизации майя:
1) Домайянская эпоха – около 3000 г. до н.э. – 317 г.
2) Древнее царство - 317 – 987 гг. Три периода: древнейший, средний, высший.
3) Новое царство - 987 – 1697 гг. (конец записанной истории майя).
1 период: 987 – 1194 гг. «майнский ренессанс»;
2 период: 1194 – 1441 гг. «мексиканское влияние»;
3 период: 1441 – 1697 гг. «упадок».

В домайянскую эпоху индейские племена заселили полуостров Юкатан и низменность Петен до гор Гватемалы и Гондураса. Первые обитатели охотились в джунглях.

В I тыс.л. до н.э. с переходом к оседлому земледелию и началась их «цивилизация». Это был ранний доклассический период.
Зачатки будущей великой цивилизации имеют корни уже в период 1500-800 гг. до н.э.
В середине I тыс.л. до н.э. началось разложение родового строя и классообразование. Для земледелия в лесу каменными топорами вырубали участок, пахали, сажали маис и оставляли поле до уборки урожая. Такого поля хватало на 2 – 3 года при довольно невысокой продуктивности. Маис составлял до 90 % рациона древних майя. Кроме того выращивали хлопок, бобы, агаву, табак, какао. Разводили индеек, уток, собак. в лесу собирали дикий мёд, охотились на кроликов-агути, броненосцев-армадильо, ящериц. Дерево «чикле» давало плоды типа жевательной резинки. Дерево «амоле» - мыло для мытья и стирки. В водах морей ловили рыбу, добывали соль.

Около 1000-300 гг. до н.э. – средний доклассический период. Начали создаваться первые города. В которых строились дворцы, храмы, общественные здания. Известен майянский город Тикаль в Гватемале: с VI в. до н.э. по IX век.

III в. до н.э. - III век – поздний доклассический период. Культура «Каминальуйу» увенчала Домайянскую эпоху.

IV - VI века – древнейший период Древнего царства. Он начался в 317 году. Под влиянием ольмеков, майя создают свои города-государства, которых насчитывались десятки и в их числе: Тикаль, Копан (Гондурас, с V в.), Киригуа (ю.-в. Гватемалы, на р. Мотагуа), Паленке (штат Чьяпас, на р. Усумасинта, с III века), Вашактун (департамент Петен, Гватемала, с V в., имеется древнейшая в регионе пирамида), Яшчилан и другие.
Кроме различных построек и сооружений, майя воздвигали каменные стелы. Развивались науки, особенно математика и астрономия. Был составлен очень точный календарь. Разработана собственная иероглифическая письменность. В г. Тикаль сохранились записи и хроники с 292 года. Центр цивилизации майя располагался по долине реки Усумасинта.

VII - VIII века – средний период Древнего царства. Расцвет городов, интенсивное сельское хозяйство с системами ирригации. Важнейшие города: Копан, Муль-Чик (90 км. ю.-з. г. Мерида в Мексике), Паленке, Лабна (п-ов Юкатан, вблизи городов Сайиль и Кабах), Киригуа, Вашактун, Бонампак (штат Чьяпас, около 20 каменных зданий в т.ч. Храм росписей - VIII век) и другие. Всего более 100 городов.
С V - VI веков майя начали строить города на севере Юкатана. В 495 г. основан город Чичен-Ица (что значит: «у источника племени ица») и вскоре он стал ведущим центром.

IX - X века – Классический период – наивысший расцвет Древнего царства.
Однако, совершенно внезапно, южные майянские города стали приходить в упадок в конце IX века. И это произошло на фоне их процветания за считанные годы. Видимо, это произошло по ряду причин: эпидемии, истощение земель и последовавшего за этим голода, классовых неурядиц, междоусобных конфликтов. 889 годом датируется последний памятник майя в городе Вашактун. От Древнего царства остались пирамиды, колоннады, стелы.
Гибель майянских городов довершило вторжение с севера воинственных тольтеков во главе с вождём Кукульканом (Кецалькоатлем) – «пернатый змей». Его ближайшими сподвижниками были вожди Коком и Шиу. Вместе с ними вернулось изгнанное племя ица. Завоеватели быстро освоились на новой земле, стали говорить на языке майя. Совершив военный поход на юг, пришельцы всё-таки вернулись на север, где и сложилось ядро их цивилизации.

Племя Кукулькана захватило город Чичен-Ица. Там была основана новая династия, сильнейшая в созданном «майя – тольтекском государстве».
Род Коком основал город Майяпан, X – XV века, и стал править в нём.
Вождь Ах Суйток Тутуль Шиу стал с 1007 года правителем города Ушмаль, основанного ещё в VI веке.
Эти три города: Чичен-Ица, Майяпан, Ушмаль образовали так называемую «Майяпанскую Лигу», 987 – 1185 гг.

Период с 987 по 1194 год называется «майянский ренессанс». Северные города быстро росли, украшались, там строились пирамиды и храмы в честь бога Кукулькана. Началось производство и использование металлов. Снова произошёл расцвет наук и искусств.
Однако, в конце XII в. усилилась вражда между ведущими городами, их конфедерация распалась, а в 1194 г. царь Хунак Кеель Коком, при поддержке отрядов мексиканских наёмников, захватил и разрушил город Чичен-Ица. Гегемоном стал город Майяпан. Сюда на жительство свезли всех «халач-виников» (царьков) племён и городов майя. Даже «великий человек г. Ушмаля, не участвовавшего в войне, вынужден был жить в Майяпане. Здесь даже была построена городская крепость со стеной протяжённость 5 миль – единственная цитадель на землях майя.
В 1224 году был захвачен и разрушен город Ушмаль и г. Майяпан стал единственным великим городом на всём Юкатане. Он процветал и главенствовал под управлением династии Коком (1224 – 1441 гг.).

1194 – 1441 гг. – период «мексиканского влияния», власть над майянскими территориями имело племя тольтеков.
Правление тольтекской династии Коком длилось почти 220 лет. Но в конце-концов образовалось слишком много недовольных их правлением и в середине XV века вспыхнуло восстание по всему Юкатану под предводительством халач-виника г. Ушмаль - Ах Шупан Шиу. В 1441 г. повстанцы с боем взяли и разрушили до основания город Майяпан. В котором было к тому времени более 3500 каменных строений. Единое государство майя и тольтеков распалось на 18 мелких царств, из которых только 5 были более-менее значительными.

1441 – 1697 гг. – период упадка.
Граждане разрушенного Майяпана основали город Текохе, где воцарилась династия Чель.
В упадок пришёл и город Чичен-Ица, и большинство его обитателей с новым вождём ушли на юг на равнину Петен и на озере построили город Та-Ица (Тайясаль). Вслед за ними и другие племена майя подались на юг. Жители Ушмаля основали город Мани (всё потеряно), где воцарилась династия Напот Шиу, потомки которой живут здесь и до сих пор. Затем народ майя сильно пострадал от эпидемии чумы.
В 1511 г. испанцы «открыли» полуостров Юкатан и начали его завоевание. В период с 1527 по 1546 год отряд конкистадора Монтехо покорил все города-государства. Последние записи в истории этого индейского народа датируются 1697 г. Принято считать этот год конечным годом древней и самобытной цивилизации.

В нач. XVI века у майя было 5 главных родов: тутуль шиу – столица город Мани; кокомы – город Сотуте; канеки – озёрный город Тайясаль в Центральном Петене; чели – город Текох; печи – город Мотуле.
У этого народа существовало классовое общество, напоминающее Древнюю Спарту. Народом правили знать и жрецы, а полусвободные земледельцы отдавали им 1/3 часть своего урожая, подчас довольно скудного. Царь – «халач-виник» (великий человек) обладал неограниченной пожизненной властью. Преемником был его 1-й сын. цари одевались в роскошные одежды, на голове носили диадему из перьев редких птиц, на пальцах – нефритовые перстни. На лицо царя наносили татуировку, нос наращивали особым пластическим веществом до размеров огромного орлиного клюва. Остальные части тела также разукрашивали или искусственно деформировали. При решении важных вопросов царь советовался с государственным советом «ах куч кабоб», который включал видную знать и главных жрецов.
Деревнями и посёлками, принадлежащими городам-государствам, управляли местные вожди – «батабами», подчинявшиеся непосредственно «халач-винику». Это были так же наследные правители и судьи, в войну – полководцы.
Знать жила в центре города в каменных дворцах. Простолюдины обитали на окраинах в бедных хижинах, крытых пальмовыми листьями, нищие и бесправные. «Низшие люди» - крестьяне, ремесленники, лично свободные и рабы. На селе была патриархальная соседская община.

Архитектура майя превосходила архитектуру других американских культур своим разнообразием: пирамиды, дворцы, обсерватории, площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и прочее. Каменные блоки, обычно из известняка, укладывали на известковом растворе. Ещё они делали т.н. «белые дороги» из плит белого известняка. Самыми большими из сохранившихся являются: дорога от г. Коба до г. Йашун длинной 93,5 километров и шириной 10 метров, и дорога от г. Тихоо (Мерида) через г. Ицамаль до г. Поль (напротив острова Косумель). Древнейшим сооружением на Юкатане считается небольшая каменная пирамида II века в Вашактуне.

Все города делились на 4 категории:
1. Города с населением более 100 тыс.чел. Это были: Чичен-Ица, Копан, Тикаль, Ушмаль, Цибильчальтун.
Чичен-Ица, с населением ок. 200 тыс.чел., самый большой в земле майя. Первые жители населяли его с 455 по 692 год. Ицы и тольтеки обитали в нём с 987 по 1441 год. Построен на равнине, центральная часть выполнена в виде прямоугольника 3 на 1 километр. По значению в Древнем мире сравним с городами Кносс или Ур. Главным сооружением в нём был «сенот» - священный ступенчатый водоём глубиной 58 метров. В него бросали жертв – девушек. От сенота начинались «белые дороги» по всему Юкатану.
Копан находится в современном Гондурасе, был населён в 460 – 801 гг. Центр наук, особенно астрономии. Большой город с границами окружностью 11 километров. В центре города был акрополь с 5 надворьями, сравнить который можно даже с афинским.
Тикаль был построен на равнине Петен в 50 километрах от старейшего города Юкатана – Вашактуна, с которым его связывала широкая дорога. Город был населён с 416 по 869 год. Здесь была построена самая большая у майя пирамида, высотой более 70 метров, а кроме того 83 стелы и 54 алтаря.
Ушмаль также был построен на севере полуострова Юкатан. Населён в VI - XIII веках.
Цибильчальтун – это место на севере Юкатана люди заселяли на протяжении 3500 лет: с домайянских времён до конца XVII века. Именно здесь найдена последняя летопись майя, многие другие артефакты и археологи ещё не закончили свою работу, что обещает новые открытия. По центру города шла «белая дорога» длиной 3 км. в конце которой возвышается пирамида. Здесь тоже есть сенот глубиной 50 метров.
2. 19 городов с населением примерно 50 тысяч жителей: Вашактун, Коба, Калакмуль, Накум, Наачтун, Яшчилан, Эцна, Киригуа, Бонампак, Паленке и другие.
Киригуа народ майя населял только 50 лет.
Бонампак у р. Усумасинта, основан в 541 г.
Паленке в нынешнем мексиканском штате Чьяпас, основан в 642 г. Другие города майя были более мелкими и менее значительными – 3 и 4 категории.

Города и племена майя часто жили в полной изоляции от чужеземцев и в полуизоляции от других своих же племён (например, город Паленке). Вместе с тем регулярно собирались общемайянские «конгрессы» по астрономии и уточнению календаря. Такие, как например в Копане, с VIII века, проходившего с периодичностью 52 года.
С V в. и до середины VIII в. для записи календаря использовали сложный «долгий счёт». Но позже приняли и стали вести записи более простым «коротким счётом».
У майя была определённая дата начала отсчёта лет и дней: «четыре ахау восемь кумху», что означает один из дней года «хааба» и соответствует 3113 году до н.э.
Майянские математики первыми в мире и на 1000 лет раньше математиков Старого Света изобрели число «0». Они ввели точную систему нумерации, а также двадцатеричную систему исчисления. А их календарь стал идолом и бичом общества: 20 дней составляли «виналь» (месяц), а 18 месяцев – год, к которому добавлялся 19-й месяц «вайеб», состоящий из 5 дней. это был календарь «хааб». Был ещё священный календарь «цолькин» из 260 дней, т.е. 9 месяцев по 29 дней – видимо, от срока человеческой беременности. 52-летний цикл «хааб» соответствовал 73-летнему циклу «цолькин». 52х73= 18980 дней. 18980х5= 365 «цолькин» или 260 «хааб».

Жрецы в «математических религиозных обрядах использовали третий календарь, основанный на движении планеты Венера и имевший 584 дня. Через 5 таких годов или 8 «хааб» устраивался священный праздник. Ещё через 5х13=65 венерианских годов или 104 «хааб»=2х52-летних цикла, устраивался грандиозный праздник.
Астрономы очень точно определили длительность земного года – 365,242 дня, период обращения Луны – 29,53 дня, знали фазы Марса, регулярно наблюдали Венеру. Из звёзд они наиболее внимательно изучали «Цаб» (Плеяды) и «Ах Эк» (Близнецы).

Майя заимствовали иероглифическое письмо у ольмеков, развили его и обогатили. Но все их книги сожгли испанцы. Осталось только три кодекса, несколько рукописей – переводов на латынь, надписи на камнях. Известны два эпоса: «Чилам-Балам» (жрец-ягуар) и «Пополь-Вух» (легенды народа киче), а также «Какчикельские анналы» - история гватемальского племени какчикель и его правящей династии Шахила.

Религия майя: творец мира – бог Хунеб Ку. Его сын – бог Ицамна, обычно предстаёт в виде бородатого старца (у индейцев бород не было!). Он бог неба и солнца, верховный бог – правитель мира. Также он является покровителем жрецов, посылателем дождя. Ицамна дал людям смену дня и ночи, календарь и письменность, и многие другие блага. Его жена – богиня Иш-Чель, покровительница плодородия и радуги, врачей, рожениц, ткачей, а также Луны.
Ещё были четыре бога дождя и ветра, покровители земледельцев – Чааки. Они жили на огромных деревьях «небесных подпорках», поддерживающих небо, как крышу с четырёх сторон света. Они по очереди, по году, правят миром: 1). Чаак Шиб Чаак (Кан-Цик-Наль) – красный Чаак востока. 2). Сак Шиб Чаак (Сак Кими) – белый Чаак севера. 3). Эш Шиб Чаак (Хосан Эк) – чёрный Чаак запада. 4). Кан Шиб Чаак (Хобниль) – жёлтый Чаак юга.
Были и другие боги: бог кукурузы – Йум Кааш; бог смерти – Ах Пуч; бог Полярной звезды, купцов и путешественников – Шаман Эк; бог ветров – Кукулькан; богиня самоубийц – Иштаб, по представлениям индейцев самоубийцы попадали прямо в рай.
Наверху было 13 небес «Ошлахунтику» и у каждого имелся свой бог. В подземном мире было 9 уровней «Болонтику», со своими богами. В нижнем 9 пекле правил Ах Пуч.
Свой бог имелся у каждого дня майянского календаря, у цифр от 0 до 13.
Религиозный культ был очень разветвлён, очень важен, ритуалы строгие и пышные. Основной обряд, особеннов эпоху «Нового царства», состоял из принесения человеческих жертв на вершинах пирамид. Красивых девушек сбрасывали в священные колодцы- сеноты. Главный из которых был в городе Чичен-Ица. Верховный жрец города-государства назывался «князь змей» или «ах кинами» (пророк).

Образование у майя было доступно очень немногим людям. Жрецы учили только молодых жрецов и детей высшей знати. Учили только иероглифическому письму, математике, астрологии и астрономии, и иногда немногим другим наукам.







Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 25 марта ’2013   09:55
Сергей, сколько Вы успели написать уже!)Найду время и прочту все!)
172

Оставлен: 26 марта ’2013   06:16
Спасибо, Наталья, что зашли на мою страничку
Да, написано уже немало в этом отношении можно позавидовать поэтам и исполнителям - их талант на виду, их читают и слушают чаще
Проблема нашего века - дефицит времени. Сочинять некогда, тем более читать других. Хотя очень бы хотелось
До новых встреч на просторах НГ


Оставлен: 22 июля ’2013   14:48
вот мне нравится 3 календарь у них))представьте, если по нему вести отсчет, то годы-не беда)))))))))
172

Оставлен: 22 июля ’2013   17:34
Майя - отличные математики и, наверное, психотерапевты



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Какая ночь-стихи Сергея Есенина -(Премьера песни)

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft