-- : --
Зарегистрировано — 124 114Зрителей: 67 157
Авторов: 56 957
On-line — 9 188Зрителей: 1794
Авторов: 7394
Загружено работ — 2 134 993
«Неизвестный Гений»
История индейцев Америки. гл.5 "Империя ацтеков"
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
06 марта ’2013 06:07
Просмотров: 23482
5. Империя ацтеков.
Племя ацтеки (современная численность 1,3 млн.чел.), входившее в народность науатль (науа), в семье макронауа, в ветви Юто-ацтекская, исстари было кочевым охотничьим. Самоназвание: «мешика» или «астеки». В доисторические времена они жили на острове большого озера (моря). Их прародина называлась «Астлан» (остров цапель).
Около 1068 г. вождь Мешитли увёл ацтеков и ещё 8 племён из Астлана на юг. Впереди несли статую бога Уицилопочтли (обожествлённый древний вождь) – «колдун-колибри», бог войны и солнца. Племена шли медленно, с частыми остановками, во время которых пахали и засевали землю, собирали урожай, рожали детей и тогда шли дальше. Так, несколько лет прожили в стране Чикомосток – «край семи пещер».
1143 г. – новая остановка у Коатльтепек – «змеиная гора», где племена ожидали окончания священного 52-летнего цикла.
1146 г. – ацтеки достигли окрестностей города Толлан (Тула) и жили здесь более 20 лет в соседстве с тольтеками, набираясь их культуры и знаний. После этого ацтеки стали считать тольтеков своими предшественниками. Но в 1168 г. чичимеки разорили и разрушили Толлан и ацтеки со своими союзниками отправились дальше.
В нач. 1170-х гг. переселенцы достигли озера Пацкуаро, и племя трасков решило остаться здесь. Другие же племена пошли дальше « по велению бога Уицилопочтили».
В нач. XIII века ацтеки пришли в долину Мехико к озеру Тескоко и их бог велел им остановиться здесь. Но у оз. Тескоко уже было плотное население, многие города воевали между собой за землю. Среди этих городов было три главных, сильнейших: г. Ацкапоцалько, населённый чичимеками и тепанеками; г. Тескоко, населённый чичимеками, аколуа и отоми; г. Кулуакан, населённый тольтеками.
1256 г. – вождь Теноч привёл ацтеков на холм Чапультепек (гора кузнечика) вблизи озера Тескоко. Ацтеки пытались закрепиться на этой земле с помощью династических браков, платили дань другим городам. Они стали хорошими земледельцами. Их воины служили в армии г. Кулуакан и помогли победить в войне с г. Шочимилько. Но соседи их всё-равно не признавали, всячески пытались выжить.
1325 г. – правитель г. Кулуакан - Кошкоштли решил окончательно уничтожить ацтеков. Но мешики (ацтеки) узнали об этом, и тёмной ночью на 100 больших лодках отплыли в озеро. Беглеца долго плавали не решаясь пристать к густозаселённым берегам, ведь их племя было слабым и малочисленным. Наконец, он и нашли необитаемый болотистый островок и поселились на нём. Так, в 1 текпаль (1325 г.) был основан город Теночтитлан. Первой важной постройкой нового города стал храм бога Уицилопочтли. От храма строители провели линии по четырём сторонам света и поделили город на 4 квартала: Куэпопан, Теопан, Мойотлан, Астакалько – по четырём фратриям племени. Ацтеки покупали стройматериалы у соседей платя за это рыбой, раками, птицей, тростником. Землю для своих полей доставали со дна озера. Около 1335 г. были изобретены «чинампа» - плавучие садики из веток с засыпанной землёй дающие очень высокие урожаи. Питьевую воду ацтеки покупали в г. Чапультепек и возили специальными лодками-танкерами.
1338 г. – начались раздоры между ацтекскими родами и недовольные отплыли на о-в Тлателолько и попросили правителя г. Аскапоцалько – Тесосомока дать им в вожди своего сына Каукаупицауак.
Оставшиеся в Теночтитлане ацтеки до 1348 г. зависели от г. Кулуакан. С 1348 по 1427 г. зависели от г. Аскапоцалько. Новые властители наложили дань «Акольнауак».
1376 г. – в г. Теночтитлане вместо племенного вождя был избран 1-й император (тлатоани) Акамапичтли (1376-1395 гг.), сын вождя ацтеков и принцессы из г. Кулуакан. С этого времени Кулуакан стал помогать ацтекам в их борьбе за освобождение от ига г. Аскапоцалько.
2-й император – Уицилиуитль «пёрышко колибри» (1395-1414 гг.), 4-й сын первого императора. Во время его правления ацтеки перестали платить дань г. Аскапоцалько, т.к. Уицилиуитль женился на принцессе из этого города и у них родился сын. В XIV - XV веках шла длительная война городов Тескоко и Аскапоцалько.
3-й император – Чимальпопока «дымящийся щит» (1414-1428 гг.). В его правление возобновилась с новой силой война городов Тескоко и Аскапоцалько. Пока главные соперники воевали между собой, ацтеки построили от своего островного города дамбу к берегу – 1427 г. Но вскоре правитель тепанеков, старый, воинственный Тесосомок умер, и царём в г. Аскапоцалько стал его младший сын, вероломный и жестокий, Маштла. Он разослал убийц к правителям всех враждебных городов и первым был убит Чимальпопока в 1428 г. На его похороны собрались правители всех ближайших городов и, узнав о замыслах Маштлы, сговорились о совместной войне с тепанеками.
4-м императором был избран Ицкоатль «Обсидиановый Змей» (1428-1440 гг.). Он был незаконнорожденным сыном тлатоани Акамапичтли и рабыни. По его инициативе в 1429 г. был образован союз городов Теночтитлана, Тлатетолько (2-й ацтекский город) и г. Тескоко. В Тескоко тоже был новый правитель Несауалькойотль, вождь племени науа, царь (1431-1472 гг.), учёный и поэт, реформатор, образцовый правитель и человек. Он и стал верховодить в союзе.
1430 г. – союзники напали на г. Аскапоцалько с трёх сторон. Битва шла два дня и две ночи, город был взят и разрушен. Ацтеки захватили и другие города тепанеков, в т.ч. г. Ицтапалапан возле оз. Тескоко, населённый науа и г. Тлакопан, населённый тепанеками, но перешедший к мешикам (ацтекам). Город Теночтитлан сразу очень усилился, и с этого момента началась гегемония ацтеков в долине Анаунак.
1431 г. – образовался тройственный союз и военная конфедерация Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана. Правил «союзом» Верховный совет трёх правителей: кулуа текухтли (Теночтитлан), чичимека текухтли (Тескоко), тепанека текухтли (Тлакопан).
Формально эти города были равны, но Тлакопан сразу попал в подчинённое положение. Зато город Тескоко стал «мексиканским Парижем», здесь властвовали науки и искусство. Ещё правитель Течотлала (1357-1409 гг.), могущественный и образованный, ввёл в своём городе язык «науатль», который распространился по всей долине.
Ацтеки завоевали и превратили в колонии все соседние города, за исключением г. Тласкала. Они контролировали значительную территорию, включавшую 38 племён и государств, и жестоко эксплуатировали подвластное население. Формально там правили местные вожди, но под строгим присмотром ацтекских наместников «петакалькатль» и гарнизонов Тройного союза. Им помогал большой аппарат «кальпишки» - сборщиков дани и писцов. Однако «империя» собственно ацтеков включала только город Теночтитлан и ближайшие окрестности.
При императоре Ицкоатле армии Тройного союза овладели всем побережьем оз. Тескоко. Города, которые оказывали упорное сопротивление, в т.ч. Шочимилько, брали штурмом и разрушали. Ицкоатль проводил реформы для усиления страны, строил и украшал Теночтитлан.
После смерти Ицкоатля 5-м императором был избран его племянник Моктесума I (Монтесума) – (1440-1468 гг.) по прозвищу Илуикамина (Небесный Лучник). Новый правитель завершил завоевание всей Мексиканской равнины. Затем ацтеки победили конфедерацию 21 города во главе с г. Чалько в южной части долины Анаунак. Далее были военные походы к морю, сражения с городами Чолула, Теуакан, Ауилисапана (Орисаба) и ацтеки вышли к берегу Мексиканского залива. Ещё был Великий поход на юго-восток, война с сапотеками и миштеками, где в большом сражении у Уашйакака (Оахака) ацтеки наголову разбили объединённое вражеское войско. Потом ацтеки дошли и до Тихого океана.
В 1440 г. был построен акведук для питьевой воды от родников на холме Чапультепек.
6-й император Ашайакатль (1468-1483 гг.), внук Ицкоатля продолжал завоевания к югу от перешейка Теуантепек. Этот поход был в союзе с городом Соконуско, населённым соплеменниками из науа. Этот правитель объединил Теночтитлан и другой ацтекский город Тлателолько и посадил там на трон Мокиуиша, племянника Моктесумы I. Но этот правитель устроил заговор вместе с г. Чалько и г. Тласкала, когда император был в походе на юг. Но заговор был раскрыт и Ашайакатль напал на противников первым в начале 1473 года. Жители Тлателолько стойко сопротивлялись, но город пал и был присоединён к Теночтитлану.
Более поздние военные походы были уже не завоевательными, а карательными, для усмирения восстаний покорённых народов.
7-й император Тисок (1483-1486 гг.), брат Ашайакатля. Ещё в 1481 г. он командовал войском карателей, но был разбит хуастеками.
8-й император Ауисотль (1486-1502 гг.), ещё один брат Ашайакатля.
9-й император Моктесума II (Монтесума) - (1502-1520 гг.), по прозвищу Шокойоцин (Младший, Почтенный Юноша), 6-й или 8-й сын Ашайакатля. При нём империя ацтеков достигла своего расцвета. Имел много жён, не менее 600.
В начале XVI века город Теночтитлан располагался на островах и сваях солёного озера Тескоко на площади 1000 га., и имел население до 100 тыс.человек. От столицы три дамбы вели в города Тепейак, Тлакопан, Чапультепек. Теночтитлан украшали храмы и дворцы. Крупнейшим и великолепнейшим был дворец Моктесума II. Был здесь и зоосад со зверями, птицами, змеями, а также с людьми: карликами и уродами.
Армия ацтеков в 1505 г. победила восставших миштеков и сапотеков, захватив множество пленников.
1506 г. – ацтеки в союзе с г. Тескоко и г. Тлакопан напали на город Тласкала. Но проиграли войну.
1516 г. – подавлен мятеж в г. Тескоко.
Тем временем итальянец Х. Колумб открыл для европейцев Америку, и отряды испанских конкистадоров отправились её покорять. В 1519 г. началось завоевание Мексики. В ноябре 1519 г. испанцы захватили Теночтитлан и взяли Моктесума II в заложники. В июне 1520 г. император был убит восставшими индейцами.
Последний, 10-й император ацтеков Куаутемок (1520-1521 гг.), племянник Моктесума II, возглавил борьбу индейцев против завоевателей, но потерпел поражение и попал в плен. К 1521 г. испанцы захватили всю империю и территорию нынешних штатов Мехико, Веракрус, Пуэбла, Идальго, Морелос, Герреро, Оахака, Чьяпас. Куаутемок был казнён испанцами в 1525 г.
В начале XVI века город Тлакопан находился в глубоком упадке, правитель Тотокиуацин сохранил лишь номинальную власть. Г. Тескоко также переживал кризис власти после смерти в 1515 г. правителя Несауальпилли, не оставившего законного наследника, хотя он и имел несколько десятков сыновей(!). Трон в г.Тескоко захватил принц Какама – ставленник ацтеков и племянник Моктесумы II. Его главным противником стал ставленник местной знати принц Иштлильшочитль. Между ними шла постоянная и тайная и явная борьба.
Общество ацтеков (мешика) в г. Теночтитлане делилось на 4 квартала, как на 4 фратрии племени и 20 традиционных родов «кальпулли». Власть родовых вождей «кальпуллека» передавалась по наследству. Каждый род представлял один делегат в ацтекском Высшем Совете «тлатокан». Из них избирались шесть высших руководителей государства. А уже из тех, формально избирался, а фактически выдвигался правящей семьёй, главный – «тлакатекухтли», он же главнокомандующий армией и руководитель внешней политикой, т.е. по европейской терминологии «Император». Второй человек во власти, «вице-король» или «сиуакоатль» ведал внутренними делами и возглавлял Верховный суд из 13 членов.
Ацтекская знать «текухтли» и «лорды»-«пили» имели в окончании имени «-цин». Они не платили налоги, а все блага им давали простолюдины «масеуалли».
Народ составляли главным образом земледельцы. Из общинной земли род выделял семье надел, где люди выращивали следующие культуры: маис нескольких сортов, бобовые, кабачки, тыквы, перец, «томатль», подсолнечник, табак, арахис, хлопок. Также выращивали какао, из размолотых бобов которого приготовляли напиток «чоколатль», и агаву, из которой выдавливали сок и делали водку-«октли» или «пульке». На мясо разводили собак, индеек. Орудия труда в основном были из камня (особенно из вулканического стекла – обсидиана) и из кости. Металлы большей частью шли на украшения. Высокого развития достигли ремёсла. У ацтеков были хорошие строители, скульпторы, художники, ювелиры. Последние делали искусные украшения из золота, самоцветов, аппликации из перьев, вышивку.
Кроме земледельцев у ацтеков были ещё «тлалмаитль» - безземельные, но лично свободные люди, батраки. Были и «тлатлакотин» - настоящие рабы и их семьи. Сами ацтеки могли быть рабами только временно. Пленных же иноплемёнников в древности сотнями убивали в жертву богам. Ведь только кровь была достойной пищей для грозных богов! Позже от покорённых народов требовали рабов для тяжёлых работ на благо империи. В средневековой Мексике было два основных невольничьих рынка: в г. Тлателолько и в г. Ацкапоцалько.
«Почтека» - купцы, с XV века выделившиеся в особую прослойку. Они жили в своих кварталах, имели свои суды. Цари давали им привилегии и награждали за процветание государства, за шпионаж в других странах. Их путешествия обычно длились около года. Главным торговым центром империи был город Тлателолько. Со времён верховного вождя Куаухтлата (1428 – 1467) отсюда отправлялись торговые караваны в чужие земли. Купцы у ацтеков объединялись в гильдию, наделённую большими правами, и двое предводителей гильдии даже имели право носить имя с аристократическим окончанием «- цин». Когда оба главных города ацтеков соединились, купеческая гильдия образовалась и в Теночтитлане, а к 1519 г. такие гильдии были уже в 8 городах.
Постоянной армии у ацтеков не было. Имелись небольшие отряды профессиональных воинов, а на время войны собиралась ополченческая армия. Служба давала индейцам почёт, развлечение, а за проявленную доблесть могла открыть дорогу в знать. В армии должны были служить все боеспособные мужчины и даже жрецы. В нач. XVI века в армию могли набрать до 150 тыс.чел., разделённых на 20 родовых отрядов во главе со своим военачальником. Каждый отряд находился на полном обеспечении своего рода. 5 отрядов (от фратрии) составляли корпус. Итого было 4 корпуса. Полководцы носили форменную одежду, украшенную золотом и перьями. Верховный командующий носил плащ из перьев, с нефритовыми подвесками. Простые воины носили хлопчатую одежду. Храбрецы – «орлы», «ягуары», могли стать знатью за свои заслуги. Но на верховные должности назначалась только наследственная знать.
По понятиям ацтеков война была одним из видов служения богам. «Священная война» шла по строгим правилам и начиналась с объявления войны. Врагу сначала предлагали сдаться добровольно. Если те отказывались, то Тройной союз начинал боевые действия по тщательно подготовленному плану. С предварительной разведкой купцами и лазутчиками-«кимичтин» (мыши).
Хотя ацтеки имели луки и стрелы, их основным способом ведения боя была рукопашная схватка один на один. У воинов были деревянные копья с обсидиановыми наконечниками, палицы, деревянные щиты обтянутые кожей. У командиров имелись деревянные шлёмы.
Главной военной добычей были пленные. Взятые в плен больше не сопротивлялись и не убегали. Обычно их. после триумфа, победители приносили в жертву богам. Если же это не случалось, то пленники зачастую сами лишали себя жизни чтобы отдать богам свою кровь.
Боевые действия прекращались, когда войско захватывало главный храм противника. Это означало, что их бог войны победил вражеского бога войны и вражда прекращалась. Согласно строгому ритуалу, побеждённые присылали послов с признанием своей «вины» и сдавались империи под её полный контроль и оборону, платили за это определённое количество «даров» - дани и заключался мир.
У ацтеков бывала ещё т.н. «цветочная война», которая напоминала манёвры или рыцарский турнир между отрядами дружественных городов. Такая война могла идти несколько лет. Проигравшие в ней также отдавались в жертву богам.
В г. Теночтитлане существовали «государственные школы» двух видов. Обучение в них было обязательным для мальчиков с 15 лет. В школах «тельпучкалли» для простолюдинов юноши обучались истории, сельскому хозяйству, ремёслам, военному делу. В школах «кальмекак» для детей знати и жрецов преподавали: религию, историю, организацию государства, письмо, чтение, счёт, астрономию, астрологию, стихосложение, риторику. В городе были молодёжные клубы «куикакалько» (дом пения) с общедоступными женщинами «ауианиме».
Ацтекское письмо было пиктографическим. Письменность и счёт были заимствованы в XIV веке у миштеков и тольтеков. Ацтеки писали, не упорядочено, на выделанной оленей коже, на бумаге из листьев агавы. Листы подклеивали и складывали, как книжки-раскладушки. Они очень любили и ценили стихи. Были философы – «тламатини» (мудрые). Довольно развита была у ацтеков медицина.
Особое место у индейцев Мексики занимала астрономия. Эта наука была очень важна для земледельцев и для жрецов. Астрономы изучали движение Солнца, Луны, Венеры и составляли календари. Солнечный год «шиуитль» состоял из 365 дней, 18 месяцев по 20 дней. А в конце года добавлялось 5 «несчастных» дней. Год начинался 12 февраля и заканчивался 11 февраля.
Священный календарь жрецов «тональпоуалли» состоял из 260 дней или 13 месяцев по 20 дней.
У ацтеков были 52-летние жизненные циклы: четырежды по 13 лет. В конце каждого цикла индейцы ожидали череду разрушительных катастроф. Пять последних дней цикла детей и женщин не выпускали на улицу, гасили все огни. Разбивали всю домашнюю посуду. Когда звезда Альдебаран всходила в зенит, обозначая наступление нового цикла, тогда правитель торжественно возжигал первый огонь, и по всей Мексике начиналось грандиозное празднество в честь «нового огня». Последний такой цикл начался в 1507 году.
Главный храм г. Теночтитлана «теокалли» в виде ступенчатой пирамиды высотой 30 метров посвящён богу Уицилопочтли. На верху пирамиды находились два святилища: 1) огромная статуя Уицилопочтли с цепью из золотых и серебряных сердец и каменный алтарь на который ложили живые сердца людей приносимых в жертву; 2) алтарь бога Тескатлипока.
Вся жизнь ацтеков была тесно связана с религией, было много богов и множество обрядов, церемоний. В этом отношении они напоминают древних римлян. Завоевав чужой город или иное племя ацтеки, вместе с добычей и рабами, забирали себе и чужих богов, подобно римлянам, включая их в свой пантеон.
Прародителями богов и происшедших от них людей считались бог-творец Ометекухтли (Тонакатекухтли) – «владыка нашей плоти» и его богиня-супруга. Они породили всё и всех. Они проживали бесконечно далеко во Вселенной на крайнем, 13 небе и не вмешивались в судьбы людей.
У ацтеков было три наиболее почитаемых бога:
1) Уицилопочтли - «колдун-колибри», племенной бог мешиков. Бог войны и охоты, бог солнца, главный бог города Теночтитлан. Это был обожествлённый древний вождь. Приведший племя с севера на Мексиканское нагорье;
2) Кецалькоатль - «пернатый змей». Бог знаний, жрецов, ветров. Покровитель культуры и искусства. Тоже обожествлённый вождь на закате жизни уплывший за море. Появившихся в Америке испанцев приняли за посланцев этого бога.
3) Тескатлипока – «курящееся зеркало». Бог четырёх сторон света, губительного солнца, ночи, вечерней и утренней звезды. Противник Кецалькоатля – невидимый, всемогущий. В нач. XVI века Тескатлипока стал высшим богом ацтекского пантеона и вскоре мог бы стать единственным богом – если бы не испанское вторжение. У Тескатлипока было волшебное зеркало из обсидиана. В котором он мог видеть прошлое, настоящее и будущее. Ему приносили человеческие жертвы.
Ещё был бог Тонатиу – бог-Солнце, светоч. Он был тесно связан и с Тескатлипокой и с Уицилопочтли.
Из других богов по всей Месете почитался Тлалок, бог дождя и плодородия. В каждом племени и в каждой общине был свой Тлалок. Его жена – Чальчиуитликуэ, богиня рек и озёр, просто воды. Его жена – Чикомекоатль, «7 змей», богиня урожая.
Также широко почитались:
Шочикецаль – богиня любви, цветов и ремесленников;
Синтеотль - бог кукурузы;
Майауэль - богиня агавы, она имела 400 сыновей – покровителей водки-октли;
Тепостекатль – бог водки и племенной бог в городе Тепостлан;
Шипе Тотек – бог земледелия и человеческих жертвоприношений;
Шиутекутли - бог огня и вулканов;
Ицпапалотль – богиня судьбы, её символом была обсидиановая бабочка;
Йокатекухтли – бог покровитель купцов, ему приносили человеческие жертвы.
Души павших в бою, убитых молнией, а также добровольных жертв. Попадали в солнечное царство Тлалокан. Остальные души попадали в Миктлан загробный мир, состоящий из 9 преисподних. Его правитель – Миктлантекухтли, бог смерти.
Человеческая кровь – есть «пища богов» и высшая жертва, и значит доставить её богам святая обязанность любого ацтека. Кровь можно было отдавать по каплям, но гораздо лучше ритуальное убийство – ударить в грудь обсидиановым ножом и вырвать у жертвы сердце. Религиозный фанатизм являлся одним из главных мотивов завоеваний ацтеков. В бою они стремились не убивать врага, а взять его в плен и принести в жертву. Пленных иногда, во время больших праздников, убивали сотнями. В честь бога огня людей медленно сжигали. Женщин и детей приносили в жертву гораздо реже: женщин – богине земли Тласольтеотль, детей – богу плодородия Тлалоку.
Во время религиозных обрядов исполнялись песни, танцы, разыгрывались мистерии.
Вообще, у ацтеков была очень сложная и запутанная религия.
Племя ацтеки (современная численность 1,3 млн.чел.), входившее в народность науатль (науа), в семье макронауа, в ветви Юто-ацтекская, исстари было кочевым охотничьим. Самоназвание: «мешика» или «астеки». В доисторические времена они жили на острове большого озера (моря). Их прародина называлась «Астлан» (остров цапель).
Около 1068 г. вождь Мешитли увёл ацтеков и ещё 8 племён из Астлана на юг. Впереди несли статую бога Уицилопочтли (обожествлённый древний вождь) – «колдун-колибри», бог войны и солнца. Племена шли медленно, с частыми остановками, во время которых пахали и засевали землю, собирали урожай, рожали детей и тогда шли дальше. Так, несколько лет прожили в стране Чикомосток – «край семи пещер».
1143 г. – новая остановка у Коатльтепек – «змеиная гора», где племена ожидали окончания священного 52-летнего цикла.
1146 г. – ацтеки достигли окрестностей города Толлан (Тула) и жили здесь более 20 лет в соседстве с тольтеками, набираясь их культуры и знаний. После этого ацтеки стали считать тольтеков своими предшественниками. Но в 1168 г. чичимеки разорили и разрушили Толлан и ацтеки со своими союзниками отправились дальше.
В нач. 1170-х гг. переселенцы достигли озера Пацкуаро, и племя трасков решило остаться здесь. Другие же племена пошли дальше « по велению бога Уицилопочтили».
В нач. XIII века ацтеки пришли в долину Мехико к озеру Тескоко и их бог велел им остановиться здесь. Но у оз. Тескоко уже было плотное население, многие города воевали между собой за землю. Среди этих городов было три главных, сильнейших: г. Ацкапоцалько, населённый чичимеками и тепанеками; г. Тескоко, населённый чичимеками, аколуа и отоми; г. Кулуакан, населённый тольтеками.
1256 г. – вождь Теноч привёл ацтеков на холм Чапультепек (гора кузнечика) вблизи озера Тескоко. Ацтеки пытались закрепиться на этой земле с помощью династических браков, платили дань другим городам. Они стали хорошими земледельцами. Их воины служили в армии г. Кулуакан и помогли победить в войне с г. Шочимилько. Но соседи их всё-равно не признавали, всячески пытались выжить.
1325 г. – правитель г. Кулуакан - Кошкоштли решил окончательно уничтожить ацтеков. Но мешики (ацтеки) узнали об этом, и тёмной ночью на 100 больших лодках отплыли в озеро. Беглеца долго плавали не решаясь пристать к густозаселённым берегам, ведь их племя было слабым и малочисленным. Наконец, он и нашли необитаемый болотистый островок и поселились на нём. Так, в 1 текпаль (1325 г.) был основан город Теночтитлан. Первой важной постройкой нового города стал храм бога Уицилопочтли. От храма строители провели линии по четырём сторонам света и поделили город на 4 квартала: Куэпопан, Теопан, Мойотлан, Астакалько – по четырём фратриям племени. Ацтеки покупали стройматериалы у соседей платя за это рыбой, раками, птицей, тростником. Землю для своих полей доставали со дна озера. Около 1335 г. были изобретены «чинампа» - плавучие садики из веток с засыпанной землёй дающие очень высокие урожаи. Питьевую воду ацтеки покупали в г. Чапультепек и возили специальными лодками-танкерами.
1338 г. – начались раздоры между ацтекскими родами и недовольные отплыли на о-в Тлателолько и попросили правителя г. Аскапоцалько – Тесосомока дать им в вожди своего сына Каукаупицауак.
Оставшиеся в Теночтитлане ацтеки до 1348 г. зависели от г. Кулуакан. С 1348 по 1427 г. зависели от г. Аскапоцалько. Новые властители наложили дань «Акольнауак».
1376 г. – в г. Теночтитлане вместо племенного вождя был избран 1-й император (тлатоани) Акамапичтли (1376-1395 гг.), сын вождя ацтеков и принцессы из г. Кулуакан. С этого времени Кулуакан стал помогать ацтекам в их борьбе за освобождение от ига г. Аскапоцалько.
2-й император – Уицилиуитль «пёрышко колибри» (1395-1414 гг.), 4-й сын первого императора. Во время его правления ацтеки перестали платить дань г. Аскапоцалько, т.к. Уицилиуитль женился на принцессе из этого города и у них родился сын. В XIV - XV веках шла длительная война городов Тескоко и Аскапоцалько.
3-й император – Чимальпопока «дымящийся щит» (1414-1428 гг.). В его правление возобновилась с новой силой война городов Тескоко и Аскапоцалько. Пока главные соперники воевали между собой, ацтеки построили от своего островного города дамбу к берегу – 1427 г. Но вскоре правитель тепанеков, старый, воинственный Тесосомок умер, и царём в г. Аскапоцалько стал его младший сын, вероломный и жестокий, Маштла. Он разослал убийц к правителям всех враждебных городов и первым был убит Чимальпопока в 1428 г. На его похороны собрались правители всех ближайших городов и, узнав о замыслах Маштлы, сговорились о совместной войне с тепанеками.
4-м императором был избран Ицкоатль «Обсидиановый Змей» (1428-1440 гг.). Он был незаконнорожденным сыном тлатоани Акамапичтли и рабыни. По его инициативе в 1429 г. был образован союз городов Теночтитлана, Тлатетолько (2-й ацтекский город) и г. Тескоко. В Тескоко тоже был новый правитель Несауалькойотль, вождь племени науа, царь (1431-1472 гг.), учёный и поэт, реформатор, образцовый правитель и человек. Он и стал верховодить в союзе.
1430 г. – союзники напали на г. Аскапоцалько с трёх сторон. Битва шла два дня и две ночи, город был взят и разрушен. Ацтеки захватили и другие города тепанеков, в т.ч. г. Ицтапалапан возле оз. Тескоко, населённый науа и г. Тлакопан, населённый тепанеками, но перешедший к мешикам (ацтекам). Город Теночтитлан сразу очень усилился, и с этого момента началась гегемония ацтеков в долине Анаунак.
1431 г. – образовался тройственный союз и военная конфедерация Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана. Правил «союзом» Верховный совет трёх правителей: кулуа текухтли (Теночтитлан), чичимека текухтли (Тескоко), тепанека текухтли (Тлакопан).
Формально эти города были равны, но Тлакопан сразу попал в подчинённое положение. Зато город Тескоко стал «мексиканским Парижем», здесь властвовали науки и искусство. Ещё правитель Течотлала (1357-1409 гг.), могущественный и образованный, ввёл в своём городе язык «науатль», который распространился по всей долине.
Ацтеки завоевали и превратили в колонии все соседние города, за исключением г. Тласкала. Они контролировали значительную территорию, включавшую 38 племён и государств, и жестоко эксплуатировали подвластное население. Формально там правили местные вожди, но под строгим присмотром ацтекских наместников «петакалькатль» и гарнизонов Тройного союза. Им помогал большой аппарат «кальпишки» - сборщиков дани и писцов. Однако «империя» собственно ацтеков включала только город Теночтитлан и ближайшие окрестности.
При императоре Ицкоатле армии Тройного союза овладели всем побережьем оз. Тескоко. Города, которые оказывали упорное сопротивление, в т.ч. Шочимилько, брали штурмом и разрушали. Ицкоатль проводил реформы для усиления страны, строил и украшал Теночтитлан.
После смерти Ицкоатля 5-м императором был избран его племянник Моктесума I (Монтесума) – (1440-1468 гг.) по прозвищу Илуикамина (Небесный Лучник). Новый правитель завершил завоевание всей Мексиканской равнины. Затем ацтеки победили конфедерацию 21 города во главе с г. Чалько в южной части долины Анаунак. Далее были военные походы к морю, сражения с городами Чолула, Теуакан, Ауилисапана (Орисаба) и ацтеки вышли к берегу Мексиканского залива. Ещё был Великий поход на юго-восток, война с сапотеками и миштеками, где в большом сражении у Уашйакака (Оахака) ацтеки наголову разбили объединённое вражеское войско. Потом ацтеки дошли и до Тихого океана.
В 1440 г. был построен акведук для питьевой воды от родников на холме Чапультепек.
6-й император Ашайакатль (1468-1483 гг.), внук Ицкоатля продолжал завоевания к югу от перешейка Теуантепек. Этот поход был в союзе с городом Соконуско, населённым соплеменниками из науа. Этот правитель объединил Теночтитлан и другой ацтекский город Тлателолько и посадил там на трон Мокиуиша, племянника Моктесумы I. Но этот правитель устроил заговор вместе с г. Чалько и г. Тласкала, когда император был в походе на юг. Но заговор был раскрыт и Ашайакатль напал на противников первым в начале 1473 года. Жители Тлателолько стойко сопротивлялись, но город пал и был присоединён к Теночтитлану.
Более поздние военные походы были уже не завоевательными, а карательными, для усмирения восстаний покорённых народов.
7-й император Тисок (1483-1486 гг.), брат Ашайакатля. Ещё в 1481 г. он командовал войском карателей, но был разбит хуастеками.
8-й император Ауисотль (1486-1502 гг.), ещё один брат Ашайакатля.
9-й император Моктесума II (Монтесума) - (1502-1520 гг.), по прозвищу Шокойоцин (Младший, Почтенный Юноша), 6-й или 8-й сын Ашайакатля. При нём империя ацтеков достигла своего расцвета. Имел много жён, не менее 600.
В начале XVI века город Теночтитлан располагался на островах и сваях солёного озера Тескоко на площади 1000 га., и имел население до 100 тыс.человек. От столицы три дамбы вели в города Тепейак, Тлакопан, Чапультепек. Теночтитлан украшали храмы и дворцы. Крупнейшим и великолепнейшим был дворец Моктесума II. Был здесь и зоосад со зверями, птицами, змеями, а также с людьми: карликами и уродами.
Армия ацтеков в 1505 г. победила восставших миштеков и сапотеков, захватив множество пленников.
1506 г. – ацтеки в союзе с г. Тескоко и г. Тлакопан напали на город Тласкала. Но проиграли войну.
1516 г. – подавлен мятеж в г. Тескоко.
Тем временем итальянец Х. Колумб открыл для европейцев Америку, и отряды испанских конкистадоров отправились её покорять. В 1519 г. началось завоевание Мексики. В ноябре 1519 г. испанцы захватили Теночтитлан и взяли Моктесума II в заложники. В июне 1520 г. император был убит восставшими индейцами.
Последний, 10-й император ацтеков Куаутемок (1520-1521 гг.), племянник Моктесума II, возглавил борьбу индейцев против завоевателей, но потерпел поражение и попал в плен. К 1521 г. испанцы захватили всю империю и территорию нынешних штатов Мехико, Веракрус, Пуэбла, Идальго, Морелос, Герреро, Оахака, Чьяпас. Куаутемок был казнён испанцами в 1525 г.
В начале XVI века город Тлакопан находился в глубоком упадке, правитель Тотокиуацин сохранил лишь номинальную власть. Г. Тескоко также переживал кризис власти после смерти в 1515 г. правителя Несауальпилли, не оставившего законного наследника, хотя он и имел несколько десятков сыновей(!). Трон в г.Тескоко захватил принц Какама – ставленник ацтеков и племянник Моктесумы II. Его главным противником стал ставленник местной знати принц Иштлильшочитль. Между ними шла постоянная и тайная и явная борьба.
Общество ацтеков (мешика) в г. Теночтитлане делилось на 4 квартала, как на 4 фратрии племени и 20 традиционных родов «кальпулли». Власть родовых вождей «кальпуллека» передавалась по наследству. Каждый род представлял один делегат в ацтекском Высшем Совете «тлатокан». Из них избирались шесть высших руководителей государства. А уже из тех, формально избирался, а фактически выдвигался правящей семьёй, главный – «тлакатекухтли», он же главнокомандующий армией и руководитель внешней политикой, т.е. по европейской терминологии «Император». Второй человек во власти, «вице-король» или «сиуакоатль» ведал внутренними делами и возглавлял Верховный суд из 13 членов.
Ацтекская знать «текухтли» и «лорды»-«пили» имели в окончании имени «-цин». Они не платили налоги, а все блага им давали простолюдины «масеуалли».
Народ составляли главным образом земледельцы. Из общинной земли род выделял семье надел, где люди выращивали следующие культуры: маис нескольких сортов, бобовые, кабачки, тыквы, перец, «томатль», подсолнечник, табак, арахис, хлопок. Также выращивали какао, из размолотых бобов которого приготовляли напиток «чоколатль», и агаву, из которой выдавливали сок и делали водку-«октли» или «пульке». На мясо разводили собак, индеек. Орудия труда в основном были из камня (особенно из вулканического стекла – обсидиана) и из кости. Металлы большей частью шли на украшения. Высокого развития достигли ремёсла. У ацтеков были хорошие строители, скульпторы, художники, ювелиры. Последние делали искусные украшения из золота, самоцветов, аппликации из перьев, вышивку.
Кроме земледельцев у ацтеков были ещё «тлалмаитль» - безземельные, но лично свободные люди, батраки. Были и «тлатлакотин» - настоящие рабы и их семьи. Сами ацтеки могли быть рабами только временно. Пленных же иноплемёнников в древности сотнями убивали в жертву богам. Ведь только кровь была достойной пищей для грозных богов! Позже от покорённых народов требовали рабов для тяжёлых работ на благо империи. В средневековой Мексике было два основных невольничьих рынка: в г. Тлателолько и в г. Ацкапоцалько.
«Почтека» - купцы, с XV века выделившиеся в особую прослойку. Они жили в своих кварталах, имели свои суды. Цари давали им привилегии и награждали за процветание государства, за шпионаж в других странах. Их путешествия обычно длились около года. Главным торговым центром империи был город Тлателолько. Со времён верховного вождя Куаухтлата (1428 – 1467) отсюда отправлялись торговые караваны в чужие земли. Купцы у ацтеков объединялись в гильдию, наделённую большими правами, и двое предводителей гильдии даже имели право носить имя с аристократическим окончанием «- цин». Когда оба главных города ацтеков соединились, купеческая гильдия образовалась и в Теночтитлане, а к 1519 г. такие гильдии были уже в 8 городах.
Постоянной армии у ацтеков не было. Имелись небольшие отряды профессиональных воинов, а на время войны собиралась ополченческая армия. Служба давала индейцам почёт, развлечение, а за проявленную доблесть могла открыть дорогу в знать. В армии должны были служить все боеспособные мужчины и даже жрецы. В нач. XVI века в армию могли набрать до 150 тыс.чел., разделённых на 20 родовых отрядов во главе со своим военачальником. Каждый отряд находился на полном обеспечении своего рода. 5 отрядов (от фратрии) составляли корпус. Итого было 4 корпуса. Полководцы носили форменную одежду, украшенную золотом и перьями. Верховный командующий носил плащ из перьев, с нефритовыми подвесками. Простые воины носили хлопчатую одежду. Храбрецы – «орлы», «ягуары», могли стать знатью за свои заслуги. Но на верховные должности назначалась только наследственная знать.
По понятиям ацтеков война была одним из видов служения богам. «Священная война» шла по строгим правилам и начиналась с объявления войны. Врагу сначала предлагали сдаться добровольно. Если те отказывались, то Тройной союз начинал боевые действия по тщательно подготовленному плану. С предварительной разведкой купцами и лазутчиками-«кимичтин» (мыши).
Хотя ацтеки имели луки и стрелы, их основным способом ведения боя была рукопашная схватка один на один. У воинов были деревянные копья с обсидиановыми наконечниками, палицы, деревянные щиты обтянутые кожей. У командиров имелись деревянные шлёмы.
Главной военной добычей были пленные. Взятые в плен больше не сопротивлялись и не убегали. Обычно их. после триумфа, победители приносили в жертву богам. Если же это не случалось, то пленники зачастую сами лишали себя жизни чтобы отдать богам свою кровь.
Боевые действия прекращались, когда войско захватывало главный храм противника. Это означало, что их бог войны победил вражеского бога войны и вражда прекращалась. Согласно строгому ритуалу, побеждённые присылали послов с признанием своей «вины» и сдавались империи под её полный контроль и оборону, платили за это определённое количество «даров» - дани и заключался мир.
У ацтеков бывала ещё т.н. «цветочная война», которая напоминала манёвры или рыцарский турнир между отрядами дружественных городов. Такая война могла идти несколько лет. Проигравшие в ней также отдавались в жертву богам.
В г. Теночтитлане существовали «государственные школы» двух видов. Обучение в них было обязательным для мальчиков с 15 лет. В школах «тельпучкалли» для простолюдинов юноши обучались истории, сельскому хозяйству, ремёслам, военному делу. В школах «кальмекак» для детей знати и жрецов преподавали: религию, историю, организацию государства, письмо, чтение, счёт, астрономию, астрологию, стихосложение, риторику. В городе были молодёжные клубы «куикакалько» (дом пения) с общедоступными женщинами «ауианиме».
Ацтекское письмо было пиктографическим. Письменность и счёт были заимствованы в XIV веке у миштеков и тольтеков. Ацтеки писали, не упорядочено, на выделанной оленей коже, на бумаге из листьев агавы. Листы подклеивали и складывали, как книжки-раскладушки. Они очень любили и ценили стихи. Были философы – «тламатини» (мудрые). Довольно развита была у ацтеков медицина.
Особое место у индейцев Мексики занимала астрономия. Эта наука была очень важна для земледельцев и для жрецов. Астрономы изучали движение Солнца, Луны, Венеры и составляли календари. Солнечный год «шиуитль» состоял из 365 дней, 18 месяцев по 20 дней. А в конце года добавлялось 5 «несчастных» дней. Год начинался 12 февраля и заканчивался 11 февраля.
Священный календарь жрецов «тональпоуалли» состоял из 260 дней или 13 месяцев по 20 дней.
У ацтеков были 52-летние жизненные циклы: четырежды по 13 лет. В конце каждого цикла индейцы ожидали череду разрушительных катастроф. Пять последних дней цикла детей и женщин не выпускали на улицу, гасили все огни. Разбивали всю домашнюю посуду. Когда звезда Альдебаран всходила в зенит, обозначая наступление нового цикла, тогда правитель торжественно возжигал первый огонь, и по всей Мексике начиналось грандиозное празднество в честь «нового огня». Последний такой цикл начался в 1507 году.
Главный храм г. Теночтитлана «теокалли» в виде ступенчатой пирамиды высотой 30 метров посвящён богу Уицилопочтли. На верху пирамиды находились два святилища: 1) огромная статуя Уицилопочтли с цепью из золотых и серебряных сердец и каменный алтарь на который ложили живые сердца людей приносимых в жертву; 2) алтарь бога Тескатлипока.
Вся жизнь ацтеков была тесно связана с религией, было много богов и множество обрядов, церемоний. В этом отношении они напоминают древних римлян. Завоевав чужой город или иное племя ацтеки, вместе с добычей и рабами, забирали себе и чужих богов, подобно римлянам, включая их в свой пантеон.
Прародителями богов и происшедших от них людей считались бог-творец Ометекухтли (Тонакатекухтли) – «владыка нашей плоти» и его богиня-супруга. Они породили всё и всех. Они проживали бесконечно далеко во Вселенной на крайнем, 13 небе и не вмешивались в судьбы людей.
У ацтеков было три наиболее почитаемых бога:
1) Уицилопочтли - «колдун-колибри», племенной бог мешиков. Бог войны и охоты, бог солнца, главный бог города Теночтитлан. Это был обожествлённый древний вождь. Приведший племя с севера на Мексиканское нагорье;
2) Кецалькоатль - «пернатый змей». Бог знаний, жрецов, ветров. Покровитель культуры и искусства. Тоже обожествлённый вождь на закате жизни уплывший за море. Появившихся в Америке испанцев приняли за посланцев этого бога.
3) Тескатлипока – «курящееся зеркало». Бог четырёх сторон света, губительного солнца, ночи, вечерней и утренней звезды. Противник Кецалькоатля – невидимый, всемогущий. В нач. XVI века Тескатлипока стал высшим богом ацтекского пантеона и вскоре мог бы стать единственным богом – если бы не испанское вторжение. У Тескатлипока было волшебное зеркало из обсидиана. В котором он мог видеть прошлое, настоящее и будущее. Ему приносили человеческие жертвы.
Ещё был бог Тонатиу – бог-Солнце, светоч. Он был тесно связан и с Тескатлипокой и с Уицилопочтли.
Из других богов по всей Месете почитался Тлалок, бог дождя и плодородия. В каждом племени и в каждой общине был свой Тлалок. Его жена – Чальчиуитликуэ, богиня рек и озёр, просто воды. Его жена – Чикомекоатль, «7 змей», богиня урожая.
Также широко почитались:
Шочикецаль – богиня любви, цветов и ремесленников;
Синтеотль - бог кукурузы;
Майауэль - богиня агавы, она имела 400 сыновей – покровителей водки-октли;
Тепостекатль – бог водки и племенной бог в городе Тепостлан;
Шипе Тотек – бог земледелия и человеческих жертвоприношений;
Шиутекутли - бог огня и вулканов;
Ицпапалотль – богиня судьбы, её символом была обсидиановая бабочка;
Йокатекухтли – бог покровитель купцов, ему приносили человеческие жертвы.
Души павших в бою, убитых молнией, а также добровольных жертв. Попадали в солнечное царство Тлалокан. Остальные души попадали в Миктлан загробный мир, состоящий из 9 преисподних. Его правитель – Миктлантекухтли, бог смерти.
Человеческая кровь – есть «пища богов» и высшая жертва, и значит доставить её богам святая обязанность любого ацтека. Кровь можно было отдавать по каплям, но гораздо лучше ритуальное убийство – ударить в грудь обсидиановым ножом и вырвать у жертвы сердце. Религиозный фанатизм являлся одним из главных мотивов завоеваний ацтеков. В бою они стремились не убивать врага, а взять его в плен и принести в жертву. Пленных иногда, во время больших праздников, убивали сотнями. В честь бога огня людей медленно сжигали. Женщин и детей приносили в жертву гораздо реже: женщин – богине земли Тласольтеотль, детей – богу плодородия Тлалоку.
Во время религиозных обрядов исполнялись песни, танцы, разыгрывались мистерии.
Вообще, у ацтеков была очень сложная и запутанная религия.
Голосование:
Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 08 марта ’2013 10:39
Очень интереная история жизни, религии и обрядов.Познавательная вещь! Спасибо,Сергей!
|
SVETAROM117
|
Оставлен: 22 июля ’2013 14:56
ага, значит Тульский пряник имеет ацтекские корни))
а если серьезно, очень интересные факты, Сергей!!! |
Natalie175
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор