Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
19 июня ’2012
00:32
Просмотров:
23739
Неожиданные крупицы истории из переписки на топе
Выпуск 15
Легко об атаках «Фау» на Лондон
(2-е, исправленное, измененное и дополненное издание)
17 июня 1944 года Черчилль написал Сталину в последнем, 4-м пункте послания: «Гитлер начал применять свое секретное оружие против Лондона. Мы пережили шумную ночь. Мы полагаем, что мы сумеем бороться с ним. Всяческие добрые пожелания в эти времена, полные великих событий». Одним из них, получается, был обстрел столицы Великобритании немецкими крылатыми ракетами «Фау-1»...
Можно подумать, что речь идет о последней ночи, 16-го… но ведь первая атака «Фау» была 13-го!.. Три дня британский премьер молчал об этом в переписке с советским лидером, хотя 14-го и направил ему своё очередное ответное послание!
Через неделю с лишком, 25 июня, он написал: «Вы можете спокойно оставлять без внимания весь немецкий вздор о результатах действия их летающей бомбы. Она не оказала ощутимого влияния на производство или на жизнь Лондона».
Далее привел количественную оценку: «Жертвы за семь дней, которые эта бомба применяется, составляют от десяти до 11 тысяч». (Но, постойте, почему «семь дней»: с 13 по 25 – двенадцать! Или более свежих данных о тех потерях у Черчилля просто не было?) Это означает, что каждые сутки было полторы тысячи жертв нового немецкого оружия. Такой уровень потерь, оказывается, «можно спокойно оставлять без внимания»… Жестокая арифметика большой войны!
А для жителей многомиллионного Лондона налеты «Фау» в описании британского лидера были лишь «флуктуациями» военного времени: «Улицы и парки по-прежнему полны народа, наслаждающегося лучами солнца в часы, свободные от работы или дежурства». И о моральном духе лондонцев: «Народ горд тем, что разделяет в небольшой мере опасности, которым подвергаются наши солдаты и Ваши солдаты, которыми так восхищаются в Британии». Ну, так и тянет спросить: а не блефует ли Черчилль?.. Но он приводит железный факт: «Заседания парламента продолжаются во время тревог».
Одна фраза из этого послания показывает, что Черчилль обеспокоен. Правда, это беспокойство относится к будущему: «Ракетное оружие может стать более грозным, когда оно будет усовершенствовано». (Баллистической ракете «Фау-2» британцы почти ничего не смогут противопоставить…)
Сталин ответил «в лад»: «Что касается гитлеровской бомбы-самолета, то это средство, как видно, не может иметь серьезного значения ни для операций в Нормандии, ни для лондонского населения, мужество которого всем известно». Однако, не зря Сталиным были упомянуты «операции в Нормандии»…
Самолеты-снаряды «Фау-1» выпускались с марта того года. Тем не менее, три месяца Лондон ими не обстреливали, а стоило союзникам высадиться в Северной Франции, как уже через неделю на британскую столицу полетели «Фау». (Или всё это время немцы готовили стартовые площадки и совпадение во времени чисто случайное?)
1 июля Черчилль написал Сталину, упомянув «Фау»: «Погода в июне была весьма неприятной. У нас на побережье <…> была еще и сильная облачность. Это <…> помогает летающим бомбам достигать Лондона».
Проходит 11 дней, и 12 июля в их переписке снова упоминается нацистская ракета (что же касается самого обозначения «Фау», будь то «Фау-1» или «Фау-2», то оно вообще не присутствует в переписке): «Лондонцы стойко переносят бомбардировки, в результате которых количество жертв пока составляет около 22 000 человек, и похоже на то, что бомбардировки становятся постоянным явлением».
С начала атак «Фау» прошел как раз месяц. Не зная, за какой период эта цифра их жертв (возможно, как и первая, недельной давности), всё же, можно полагать, что среднесуточные потери в результате проведенного британцами комплекса мероприятий уменьшились вдвое и составляют теперь около 700 человек.
Прошла еще неделя, и 19 июля, прежде чем попросить у советской стороны данные и важную деталь ракеты из «следов экспериментов в Польше», британский премьер написал: «В настоящее время у нас около тридцати тысяч убитых и раненых, но все население проявляет замечательную выдержку» (таким образом, среднесуточные потери за весь период – около 800 человек). Однако, он тут же добавил фразу, которая понижает оптимистическую окраску сообщения: «Парламент потребует, чтобы я убедил его в том, что делается всё возможное».
Анализ цифр потерь – для специалистов, а для десятков тысяч жителей столицы империи «сверхоружие» означало гибель или ранения и контузии, не говоря уже о постоянном нервном напряжении. А сколько лондонцев лишилось жилья и имущества! А скольких постигло горе потери родных и близких, знакомых и коллег...
Источник:
Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны».– М.: Госполитиздат, 1958.– Т. 1. Переписка с У. Черчиллем и К. Эттли (июль 1941 г. – ноябрь 1945 г.), с. 230, 231, 233–236, 239, 242.
Голосование:
Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи