16+
Лайт-версия сайта

А.Никифорова - Приветствую тебя, Кавказ седой!

Литература / История, естествознание / А.Никифорова - Приветствую тебя, Кавказ седой!
Просмотр работы:
08 декабря ’2010   13:52
Просмотров: 27111

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили.
И долго мне мечталось с этих пор
все небо юга да утесы гор.
- М.Ю. Лермонтов, «Измаил-бей»
Самые яркие воспоминания моего детства – это путешествия по Кавказу. Родители занимались альпинизмом и летом, отправляясь на Донбай, в Боксанское или Аксаустское ущелье, брали меня с собой. Цветущие кусты рододендронов, ковры из маков, кавказское гостеприимство в аулах, катание на лошадях по снежным вершинам. "Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз". Кавказские горы – это болезнь, побывавший на Кавказе человек тоскует по нему всю жизнь.
В кресле самолета Москва-Тбилиси я сидела рядом с красивейшей грузинской парой аристократического вида и читала томик А.А. Ахматовой. Вдруг дама обратилась ко мне: "Скажите, а про сероглазого короля здесь есть?" – "Да, конечно, возьмите". – "Я очень люблю Ахматову, читала по-грузински, но с русским, конечно, не сравнишь".
Через неделю столкнулись с ними в Атенском Сионе, решили, что это судьба, обменялись телефонами.
19 мая. Тбилиси.
В аэропорту обслуживающий персонал встретил меня несколько неожиданно: "Good afternoon, Mm. Your passport... take your laggage, please". Я сразу же вспомнила преподавательницу греческого языка Института византинистики и неоэллинистики Тбилиси, даму средних лет, с которой вместе мы учились в Афинском университете и беседовали исключительно по-гречески либо по-английски. Говорила, что русский она когда-то учила, но сейчас уже позабыла. Остальные грузины обычно помнят.
Мои друзья, Леван и Эка, ждали меня с большим букетом роз. Первым делом через Тбилиси на машине – за окошком все надписи по-грузински, говорят на улицах по-грузински – отправились в Преображенский монастырь , у сестер которого я должна была остановиться. Об игумении монастыря, красавице Тифлиса, и ее прошлом сложены легенды. В монастыре — чай с вкуснейшими пирожными. Трапезничая в монастырях разных православных стран, я убедилась, что монахи — лучшие кулинары.
Вечером гуляли по закутанному в дождевые пелены Тбилиси. При ближайшем рассмотрении улицы и постройки на них казались замшелыми, огромные здания стояли пустыми, во дворах грязь и развешенное для просушки белье. А рядом — величественные христианские соборы и звучат из глубины веков древние песнопения. Сегодня суббота. На всенощное отправились в кафедрал, где служит Католикос-Патриарх Илия II (этот титул он носит с 1010 г.), Сионский собор во имя Успения Богоматери, или "Сиони" . Основание храма было заложено еще в V в., при царе Вахтанге I Горгасале (446-499), но строительство окончено в первой половине VII в. Фрески и иконостас поздние, выполнены русским художником XIX в. Г. Гагариным. Главная святыня храма — Крест святой равноапостольной Нины , просветительницы Грузии. Он имеет причудливую форму – ветви креста наклонены вниз и перевязаны девичьими косами. Такие кресты в Грузии после того, как Божия Матерь явилась св. Нине во сне и дала ей этот крест из виноградной лозы, повелев с ним идти на проповедь. Проснувшись, св. Нина перевязала лозу своими волосами и отправилась в Иверию.
За полчаса до службы храм забит — мужчины, женщины, дети. С удивлением узнала, что в Грузии поддерживается традиция всенощных бдений – всю ночь служат не только на Пасху, но на многие праздники, и люди, дети выстаивают. Пение здесь на три клироса – два поют древние грузинские распевы, а один что-то похожее на наш обиход, ставший известным в Грузии, по всей видимости, во времена Русского Экзархата, когда в храмах служили русские клирики на русском языке.
Первыми распространяли христианство на территории Иверии св. ап. Андрей и Симон Кананит. Одно из преданий рассказывает, как после Вознесения апостолы и Богоматерь, собравшись в Сионской горнице в ожидании сошествия Св. Духа, стали бросать жребий, кому куда идти на проповедь. Богоматери досталась Иверия, но по велению Господа туда отправился ап. Андрей с нерукотворным образом Матери Божией Иверской. Массовое крещение совершилось в Грузии в IV в. благодаря св. Нине.
В Грузии бережное и почтительное отношение к женщине-христианке. Корни этого уважительного отношения у грузин глубоки и уходят в вековую историю грузинского народа, необыкновенно возвеличившую женщину-мать, женщину-предводителя и подвижницу, появляющуюся в ключевые моменты истории, — Богоматерь, первый "апостол" Грузии, Сидония, прижимающая к груди хитон Господа, св. Нина Просветительница, мц. Шушаника, св. царица Тамара, вмч. царица Кетевани. Не по личной инициативе, но в силу обстоятельств выходили они на общественно-политическое служение. Величие женщины воспевали мужчины Востока: от Шота Руставели до Булата Окуджавы.
Первый день в Тбилиси, как и в любом другом городе Востока, в Афинах, положим, или Стамбуле, человек от захлестывающих его чувств выпадает из состояния душевного равновесия... Ночью вышли во внутренний дворик монастыря и весь старый Тифлис раскинулся перед нашим взором. "Смотри все это, что видишь, земля святая, – показывает мать Фекла. Вот на этом месте около Сиони в 1227 г. были убиты 100 тысяч православных грузин, когда воины хорезмийского царевича Джалалэддина вынесли Сионскую икону Богоматери и те, кто соглашался осквернить ее, оставался в живых. В Сиони хранится крест св. Нины, а в базилике Анчисхати раньше была чудотворная энкаустическая икона Спасителя VI в., принесенная сюда в XVII в. из монастыря Анчи в Ю. Грузии. Эта трехнефная базилика построена в VI в. наследником Вахтанга Горгасала Дачи Уджармели. В советское время здесь размещалась художественная мастерская. А вот Метехи – храм более драматической судьбы, неоднократно подвергавшийся разорению, обращенный в склад, театр-студию. Он построен в лютую монгольскую годину царем - мч. Димитрием II между 1278 и 1289 гг. на месте уничтоженного храма V в. На своих суровых формах он несет печать эпохи. Здесь покоится тело св. мц. Шушаники (память 28 августа / 10 сентября), которой посвящено первое сохранившееся произведение на древнегрузинском языке Якова Цуртавели (V в.). Шушаника была армянкой (первые святые и христианские мученики до VIII в. в Грузии были, как правило, не грузинского происхождения), выданной замуж за грузинского язычника князя Васкена. Отказавшись исполнить культовый обряд мужа, она приняла мученический венец. Рядом на берегу Куры возвышается памятник основателю Тбилиси Вахтангу Горгасалу , правившему страной в конце V в. Близость Метехи и этого монумента промыслительна – именно Вахтанг отомстил за Шушанику, взяв в плен злобного Васкена и повесив его. А вот около Метехи строится церковь св. Або (8 Я. / 21 Я.) , мусульманского юноши, переселившегося из Багдада в Карталинию и принявшего христианство в VIII в. Он не пошел на уговоры мусульман вернуться в ислам – отрубили голову, тело сожгли и прах выкинули в Куру".
Более других почитают грузины мучеников, которых в их стране в силу исторических обстоятельств было немало. Веками являл грузинский народ достойное стояние в вере и высоту духа. Священник Иосиф Зетеишвили пишет: "грузинский народ никогда не мог пожаловаться на недостаток внимания к себе со стороны Господа. Оно выражалось, во-первых, в великих, неисчислимых и разнообразных бедствиях, постигавших его". Арабы, хозары, турки, монголы и Тамерлан, обе мировые войны. Тысячи мученических венцов были получены в XVII – XVIII вв. во времена частых набегов персидских полчищ – царица Кетеван (~ 1624, память 13 / 26 сентября), из рода Багратидов, отказавшаяся принять мусульманство и ради спасения своих подчиненных – подвешенная к дереву была истязуема раскаленными на огне клещами, тело падало кусками и кровь текла реками, на голову же ей был надет горячий железный котел. Часть останков, брошенных на улице, подобрали монахи Августинского ордена и перенесли в один католический монастырь в Индии, в Гоа. Часть хранится в Ватиканском соборе св. Петра, а часть передана грузинам при жизни царя Теймураза, ее внука, и положена под престол храма в Алаверди в Кахетии. Из мучеников последнего времени грузины с особенной любовью чтут архимандрита Григория (Перадзе) , рожденного в Тифлисе, учившегося в родном городе, затем Берлине, профессора Боннского, Оксфордского, Варшавского университетов. Во время Второй мировой войны он погиб в Освенциме в газовой камере, пойдя на кончину добровольно вместо одного многодетного заключенного. Тот остался жив и, после войны придя к митрополиту всея Польши Дионисию, рассказал о последних днях о. Григория и передал наперсный крест.
20 мая. Тбилиси – Ахалкалаки (Новый город).
В воскресенье отыскали автобус на Ахалцихе. А оттуда — по горному серпантину на такси, привычно выруливая между гуляющих коров, которые перегородили всю дорогу, до Ахалкалаки. Там, на окраине разбитого и бедного села, стоит в окружении чреды покрытых снегами гор безлюдный мотель Eurostar, где мы, расставаясь в Болгарии, договорились встретиться. Друзей моих не было, никаких известий от них тоже. Я ждала. Смеркалось, солнце опускалось за горы, подступала ночь. Уже в некоторой тревоге - их нет, я одна во всем мотеле, стоящем посреди дикой природы, где коровы и овцы встречаются чаще, чем люди, на краю земли - я читала житие...
А ведь и св. равноап. Нина (память 14 / 27 января) начала свой путь где-то рядом. Она, уроженка Каппадокии и близкая родственница вмч. Георгия, отправилась в далекую северную столицу Иверии, услышав от благочестивой армянки, у которой служила с 12 лет в Иерусалиме, о том, что в древнюю столицу Иверии, Мцхету, после распятия был увезен Хитон Господень .
Одна придворная женщина, по пути из Эфеса в Рим заехавшая в Иерусалим взяла Нино с собой. В Риме Нино оставалась несколько дней в доме дев Рипсимэ и ее наставницы Гаянэ. В ту пору византийский император Диоклетиан решил отыскать себе невесту, которая красотой превзошла бы всех красавиц мира, и нашел. В окрестности Ахалкалаки, в г. Двину – столицу армянского царства, бежала из Рима Рипсимэ, пленившая своей красотой кесаря, желая сохранить девство и пытаясь скрыться от брака с жестоким гонителем христиан. За ней последовали Гаянэ и Нино. Диоклетиан же направил письмо армянскому царю Тиридату. Тот, найдя красавицу и не в силах убедить ее, приказал умучить Рипсимэ и Гаянэ насмерть. На месте их погребения был основан Эчмиадзинский монастырь. Нино спряталась за куст дикой розы и наблюдала за расправой, взглянув на небо, она увидела Ангела, уводящего души новых мучениц с собой. А Нино отправилась в Мцхету, пройдя через Карталинию, где исцеляла больных и обращала к истинному Богу иудеев. Из Мцхеты она пошла в Кахетию, где в Бодбе в возрасте более 60 лет скончалась в мире. Царь Мириан хотел перенести ее тело вопреки завещанию в Мцхету, но никакие усилия не могли сдвинуть иссохшее в посте и молитве тело Нино с места. В 1889 г. по воле императора Александра III на месте ее праведной кончины был основан женский монастырь, к 1901 г. насчитывающий 300 сестер.
После полуночи я задремала... Стук в дверь, открываю. Темень, машина в глубине двора, любимые мои друзья, наконец-то добравшиеся из Турции, – теперь все в порядке, мы снова вместе.
В 326 г. христианство было провозглашено государственной религией. Царь Мириан (~ 342), оказавшись на пороге гибели, призвал Бога, о котором рассказывала Нино, и, получив немедленную помощь, окрестил страну, построил столичный собор в Мцхете во имя Спасителя и послал к византийскому царю Константину с просьбой прислать епископа и клир. Согласно летописи "Картлис цховребо", император направил епископа Иоанна, двух священников и трех диаконов. Преемник Мириана царь Бакар (342-364) продолжал его политику постепенной христианизации страны, способствовал переводу богослужебных книг.
Вопрос о получении статуса автокефалии недостаточно документирован и поэтому дискутируется. Архиепископ Василий (Кривошеин) придерживается мнения, что Грузинская Православная Церковь, находившаяся в зависимости от Антиохийской Патриархии начиная с V в., стала автокефальной с VIII в., а патриаршей с 1012 г. В 1811 г. односторонним актом Российской императорской власти потеряла автокефалию, после включения Грузии в состав России.
Особая страница в истории Грузии – это взаимоотношения с мусульманским Востоком. Проезжая по некоторым территориям Грузии, интересным для искусствоведов из-за расположенных на них христианских памятников, видишь за окном шпили минаретов.
В VIII в. Грузия подверглась опустошительному нашествию арабов во главе с Мурваном. С этого момента началась многолетняя и не ослабевающая кровопролитная борьба с исламом. В XI в. в Грузию вторглись полчища турок-сельджуков, сметавшие на своем пути все христианское. Временное затишье случилось в годы правления Давида IV , прозванного за свою активную деятельность Строителем (1089-1125) . Затем одно бедствие сменялось другим: в 1387 г. Тамерлан обратил в прах всю землю Карталинии, затем турки – османы и нашествие в 1795 г. шаха Ага-Мохаммеда, приказавшего в праздник Крестовоздвижения сбросить с высокого берега в Куру всех духовных лиц Тифлиса. "Царство грузинское, пишет Платон Иосселиан в своей "Краткой истории Грузинской Церкви" в продолжении 15 веков не представляет почти ни одного правления, которое не было бы ознаменовано или нападением, или разорением, или жестоким притеснением со стороны врагов Христовых". Вот откуда вековая стойкость этого народа, сильная вера и национальная ответственность. Когда вторгшиеся турки схватили в Квельте священника Феодора и под угрозой смерти потребовали указать место, где был спрятан царь, "Не пожертвую вечной жизнью ради временной, не буду предателем царя", - ответил он, подобно героям Шота Руставели ("Лучше славная кончина, чем постыдное спасенье!") и завел врагов в непроходимые дебри, явив тем самым подвиг подлинной преданности Богу. Подвижник XX столетия старец Герасим Кипрский писал: "Наряду с истинной верой существует и мнимая, ложная вера. Истинная вера проявляется в час испытаний. Псевдовера процветает только во времена покоя, а в испытаниях вянет".
Не только арабо-турко-персы пытались подкосить грузинское православие. Католические миссионеры начиная с XIII в. до XX в. проводили католическую пропаганду.
Тяжелое положение грузин вынуждало их с XV в. обращаться за помощью к единоверной России. На просьбу последних царей Георгия II (1798-1800) и Соломона II (1793-1811) в 1801 г. был получен ответ, но в жестокой форме присоединения указом императора Александра I Грузии к России и Грузинской Церкви к русской на правах Экзархата.
За более, чем столетний период существования Экзархата произошло сближение Русской и Грузинской Церквей: грузинские, особенно абхазские, святыни стали известны в России, был осуществлен обмен святыми покровителями, с тех пор в России стали давать детям имена Нина, Тамара, а в Грузии Ольга, Владимир, Борис, Вера, Надежда, Любовь, в наших учебных заведениях получали образование представители грузинского духовенства. Оценка периода союза двух наших Церквей дается русскими и грузинскими историками противоположная. Для России это помощь погибающему народу, для Грузии "захват и аннексия восточного, а позже и западного Грузинского царства".
В конце XIX в. грузины стали настойчиво требовать возвращение автокефалии, и в 1917 г. Временному правительству в Петербурге был передан запрос, на который получен положительный ответ, но с признанием Грузинской Церкви как национальной, без географических границ. На это грузины заявили о необходимости территориальной автокефалии, а не национальной. В 1917 г. избрали католикоса всея Грузии епископа Кариона (1917-1918), проводившего политику национализации. Русские преподаватели Духовных учебных заведений, а также русские учащиеся были отчислены. Против этих действий решительно выступал св. патриарх Тихон и Св. Синод Русской Церкви, предлагая отложить решение до Вселенского Поместного Собора. На просьбу патр. Тихона отвечал второй католикос Леонид (1918-1921), подчеркивая, что, соединяясь с Россией в начале XIX в. под единой политической властью, Грузия никогда не желал соединиться с ней в церковном отношении. На ходатайство РПЦ о создании Русского Экзархата в Закавказье для русских приходов ответ был отрицательный. После этого на 25 лет произошел разрыв молитвенного евхаристического общения между двумя нашими Церквами. Примирение состоялось в 1943 г. при восшествии на российский патриарший трон митрополита Сергия.
Христианский Восток – это особая тема в истории византийского искусства. На первых порах формирования художественного образа христианского искусства можно говорить о едином стиле для всего христианского мира. Позднее архитектура Грузии и Армении начинает развиваться в своем русле, вырабатывается собственный стиль при сохранении общих для ареала черт - постройки из квадратного камня, конический купол, план с вписанным крестом. Первые церкви – базилики, купольные церкви и четырехконхи, далее формируется крестовокупольные композиции, которые с XI в. становятся преобладающими. Древнейшие сохранившиеся памятники относятся к концу IV в. - например, небольшие по размеру храмы в Некресси и Бодбе. В конце V в. получают развитие трехнефные базилики - Болнисский Сион (478-493), Урбниси, Анчисхати. К VI в. для подобных базилик в Грузии выработан особый термин - "трехцерковные" из-за того, что нефы отделены друг от друга глухими стенами (Зегани, Квемо-Болниси, Дманиси, Некреси), таким образом формируя три отдельных церкви с престолами. С середины VI в. ведущее значение приобретает центральнокупольный храм, где центральный квадрат перекрывается сводом или куполом, опирающимся на стены. Ветви креста прямоугольные с одной (Зегани, Шиомгвиме) или тремя (Ниноцминда) апсидами.
Расцвет грузинского зодчества ознаменован постройкой храма Креста - Джвари, стоящего на горе напротив древней столицы Мцхеты. Храм построен над реликвией - крестом, поставленным здесь св. Ниной; рукава тетраконха завершаются апсидами; между апсидами размещены ниши, соединяющие подкупольное пространство главного зала и угловые помещения - жертвенник, диаконник, комнаты для женщин. Джвари стал архитектурным образцом для многих других храмы — Шуамта (Кахетия), Атенский Сион (Картли), Мартвили (Западная Грузия).
Следующим этапом развития купольных храмов, представленный в селении Цроми (626-634) является постройка типа вписанного креста, купол которой опирается не на стены, а на четыре свободно стоящих столба. На переломе VI-VII вв. архитектура Грузии достигает художественной зрелости, однако во второй половине VII в. развитие прервано нашествием арабов. В борьбе с иноземными завоевателями к IX-X вв. формируются три независимых княжества – Абхазское, Тао-Кларджетскоре, Кахетинское, архитектурное строительство которых характеризуется скупостью орнамента, схематичностью. В течение IX в. обособившиеся на территории Грузии феодальные княжества крепнут, что приводит к экономическому усилению страны в X в. и развитию грузинской архитектуры. На рубеже X-XI вв. в трех коренных провинциях Грузии возводятся грандиозные кафедралы – Кутаисский (1003), Алавердский (нач. XI в.), Мцхетский (1010-1029).
Новый расцвет культуры и искусства, следствие блистательной деятельности Давида Строителя, одержавшего решительную победу над турками в Бибгорской битве и освободившего в 1122 г. Тбилиси, приходится на XI-XII вв. Здания чаще всего сооружены по заказу крупных феодалов и членов царской фамилии, чем продиктован размах, торжественность. В первой половине XI в. фигуративная скульптура входит в декоративный убор храма. Более развитая, светлая и торжественная композиция.
После XI в. дальнейшие искания прерываются, останавливаясь на типологии крестовокупольного храма. Фигурные рельефы к XIII в. прекращают существования. После монгольского нашествия в 20-х гг. XIII в. масштабы строительства резко сокращаются, но не прекращаются (Сапара, Зарзма). Дальше учащаются нашествия — монголов, затем Тамерлана, османской Турция... Строительство угасает.
Грузинские храмы построены из камня, редко из кирпича (Кинцвиси, Тимотесубани). Поражает размах архитектуры и монументальной живописи — все огромное, величественное, постройки из больших кусков тесаного камня, фрески небывалых для Византии размеров. Посвящения храмов поздние из-за вынужденных после нашествий переосвящений. Стены богато украшены рельефами с изображениями заказчиков, сюжетами библейской истории. Необычную форму имеет алтарная часть — апсиды не выпуклые, как в классическом византийском или древнерусском храме, но в виде сужающихся ниш, уходящих вглубь ровной стены. Внутренняя поверхность стен зачастую оставлена без росписей, иконостас одноярусный. Пол храма покрыт надгробными плитами заказчиков, настоятелей обители.
Здесь неуместно описывать в подробностях весь наш маршрут –каждый день мы смотрели по 5-8 памятников. Расскажу о самых замечательных.
Кумурдо (964 г.). Храм стоит на горном плато в исторической провинции Джавахети, в 12 км от районного центра Ахалкалаки. Архитектор –Сакоцори. В плане шестиапсидная купольная церковь с западным удлиненным рукавом. Кладка тесаных камней бордо, розового, зеленоватого необычайно красочна, сохранились рельефы с изображениями матери царя Баграта III Гурандухт и ее брата абхазского царя Леона, ангелов, символов евангелистов. Церковь сильно разрушена. Храм заброшен, богослужения не совершаются.
Вардзиа (XII в.), действующий мужской монастырь. Возвращаясь из Ахалкалаки и направляясь в сторону Ахалцихе, мы свернули на извилистую дорогу, петляющую по ущелью.
На склонах гор красовались ярко рыжие и красные пятна маков - "роскошной Грузии долины ковром раскинулись вдали; счастливый, пышный край земли". Пещерный город (более 600 многоэтажных пещер, приспособленных под жилые и хозяйственные помещения, аптеку, склады, церковь), Вардзиа был вырублен в скалах на левом берегу реки Куры при царях Георгии III (1156-1184) и его дочери Тамар (1184-1213), их изображения сохранились на фресках скальной церкви, датируемых 1184-1186 гг. В последние годы своей жизни Тамар часто жила в Вардзии, ее келья соединена с храмом. Фрески с изображением красавицы–царицы с миндалевидными глазами, стрелообразными бровями, мягкими чертами лица, равно как и иконы св. Нины можно встретить в каждом грузинском храме (Вардзиа, Кинцвиси, Бетания, Тимотесубани).
Зенитом славы Грузии и эпохой церковного строительства и просвещения был век правнучки Давида св. Тамары (1184-1213). Она не только сохранила вверенные ей владения, но и расширила их от Черного до Каспийского моря. Написанная Шота Руставели по ее заказу поэма "Витязь в тигровой шкуре" (1587 строф), переведенная на многие языки мира свидетельствует о величии эпохи, породившей такое творение.
Древнее предание гласит: пройдя чреду пещер вглубь горы, попадаешь к источнику желаний. Выпьешь из него — любое загаданное желание сбудется. Шах Тамаз, разграбивший монастырь в 1552 г., временно приостановил жизнь и процветание обители.
Тимотесубани (XIII в.) , действующий мужской монастырь, расположенный близ курорта Цагвери Борджомского района. "Вечерней мглы покров воздушный уж холмы Грузии одел"... Уже под покровом сумерек, опускавшимся с вершин на ущелье, и прохлады, окутавшей подножие гор, мы подъехали к Тимотесубани. Вечерняя молитва закончилась, но в храме были люди – иностранцы–искусствоведы и несколько монахов. Двое из них пошли показать нам монастырь. Самая древняя церковь — св. Варвары. "Рассказывали нам фронтовики и местные жители, что св. Варвара ходила во время Великой Отечественной войны среди раненых на поле сражения с чашей и причащала их. Это видели многие. Тихо здесь, далеко от людей. Братии пока мало. Хозяйство свое. Пчелок разводим. Место тихое у нас".
Архитектурно все монастыри Грузии по-своему, но в одинаковой мере высоко художественны, здесь же совершенно особое ощущение присутствия Бога в дыхании земли и воздыхании гор, молитвенного подвига, запечатленного в бездонных очах монахов. На прощание братья подарили нам зеленый камень, обагренный кровью древних мучеников, и охапку дикой, пышущей природными силами, сирени.
Борджоми , из прекраснейших городов Грузии, знаменитый своими минеральными источниками, раскинувшийся по сторонам горной долины с ароматным воздухом и окутанный тайной. Заночевали в гостинице над горным водопадом. Заказали ужин на террасу. Вместе с нашими водителями двумя Гиями (сокращенное от Георгий), сели за стол. Если грузины обедают, они обязательно пьют вино. А если они пьют вино, то обязательно говорят тосты. Тамада обычно один, и он произносит первые 10-15 тостов, никто не должен перебивать. Эти тосты, вернее даже долгие повествования, всегда об одном – о признательности родителям, которые дали нам жизнь, воспитали, и старшим. До глубины души меня потрясло, что здесь никто не стремится как можно скорее вырваться из родительского дома – живут вместе, а если и нет, то приходят помогать ежедневно. Мать – это святое. Чувство ответственности и благодарности к родителям – у грузина в крови. Затем пьют за умерших, за продолжение жизни, т.е. за детей, за Бога, за друзей. Друг в жизни грузина занимает особое место: друг – это alter ego, т.е. "другой я", поэтому твой друг – мой друг, и неважно, нравится он лично мне или нет, твой враг – мой враг. Нет компромиссов ни в дружбе, ни во вражде. Эти законы дружбы мы испытали на себе, когда, усталые, входили посреди ночи, в очередной раз обнаружив, что гостиница последние лет 10 в этом городе не работает, к друзьям наших друзей. Мгновенно, откуда ни возьмись, накрывался роскошный стол с далмой, зеленью, винами, сладостями, застилались белоснежные простыни и т.д. Один из самых важных тостов поднимают за семью, — если у тебя есть семья, то ты уже воспринимаешься как ее часть. Тебя не спросят: как ты, как у тебя дела, но как семья?
22 мая. Гелати. Храм Баграта в Кутаиси. Мартвили. Убиси.
Гелати (XII-XIII вв.), действующий мужской монастырь в честь Пресв. Богородицы. Один из крупнейших культурных центров Грузии, именуемый в исторических источниках "вторым Иерусалимом" и "иными Афинами", основан св. царем Давидом Строителем в 1106 г. на холме, возвышающемся над долиной реки Цкал-Цитела, неподалеку от резиденции в Кутаиси (после освобождения Тбилиси от турок царский престол был перенесен туда). От монастырского комплекса сохранились кафоликон (XII в.), церкви вмч. Георгия и свт. Николая (обе XIII в.), здание Академии, трапезная, колокольня. Кафоликон, посвященный Богоматери, построен в 1106–1130 гг. На стенах роспись XII и XVI вв. В конхе апсиды мозаика XII в. – Богоматерь с Младенцем между двумя Архангелами. Фрески и мозаики в Грузии отличаются от привычных византийских огромными размерами и иными типами ликов. Стенам этой обители выпала честь принять и благоговейно сохранять останки величайшего грузинского правителя-христианина, умного, образованного и при жизни не расстававшегося с книгой Евангелия.
Сегодня праздник свт. Николая и пока ребята изучали главный собор, я вскарабкалась по крутой лесенке в храм свт. Николая, битком народу, много мам с малышами. Причастен уже спели и, как это водится в сельских церквах, шла исповедь, а хор пел пасхальный тропарь и величание святителю по-грузински, по-гречески и по-славянски. Я стояла и пела...- "Гогона (т.е. девушка), иди петь с нами". Я отказалась, мне стыдно было признаться, что я умею только по-гречески и по-славянски, а грузинского не знаю.
Уже мы выходили из монастыря, как подошел послушник: "А вы откуда сами? Из Москвы? А Матронушку знаете? Мы ее тут очень почитаем. Я вот книжечку перевел с акафистом, но слышал, что еще одна вышла, так вы мне пришлите".
Храм Баграта в Кутаиси (X-XI вв.). Построен при царе Баграте III на высоком скалистом холме у берега реки Риони. Согласно строительной надписи, в основном, завершен к 1003 г. В плане сложный триконх с развитой восточной апсидой. Орнаменты фантастических животных. Храм сохранялся без повреждений до XVII в. и по свидетельству русских послов царя Алексея Михайловича, целиком был покрыт росписями и мозаиками. В 1691 г. взорван турками, но не до основания судя по картине Н. Чернецова (30-е годы XIX в.), выставленной в Музее искусства Грузии в Тбилиси. В настоящее время представляет собой величественную руину и в нем стоит вода.
Мартвили (VII-X вв.), действующий храм. Находится на высоком холме неподалеку от одноименного районного центра. Это одна из интерпретаций мцхетского Джвари, т.е. тетраконха с угловыми помещениями. Очень непривычное ощущение пространства. Мы стояли перед иконостасом и слышали монотонный голос, читающий по-грузински молитвы. Никого в храме не было. Через полчаса голос стих, из углового помещения вышла женщина, одетая вся в черное, – муж умер, она – в храме с Псалтирью.
В каждом грузинском храме обязательно на почетном месте находится икона Иверской Богоматери.
Иверская икона , которой мы поем "Радуйся благая вратарница, двери райские верным отверзающая" – любимица как русского, так и грузинского народа. Афонские иноки рассказывают, что в царствование византийского императора-иконобрца Феофила (829-842) неподалеку от города Никеи (совр. Изник в Турции) жила бедная вдова. В потаенной комнате у нее была икона. На бедную женщину донесли. Пришли воины, один ударил Божию Матерь мечом, желая изрубить ее на куски - полилась кровь. Палачи оторопели, а вдова, пользуясь их испугом, на коленях умолила дать отсрочку до утра, якобы для того, чтобы собрать денег на выкуп. Ночью она спустила образ на воду. Икона встала вертикально, лицом к берегу и пошла по водам. Женщина приняла мученический венец за иконопочитание, а Богоматерь пришла на Афон, в Иверский грузинский, монастырь, где до сих пор и пребывает. Именно с нее был сделан список для Иверской часовни у Воскресенских ворот в Москве, построенной в XVII в. /]
Об истории появления Иверской на Афоне рассказывают, что в во вторник Светлой Седмицы 999 г. монахи увидели огненный столп над морем перед обителью и у его подножия икону. Всякий раз, когда они пытались приблизиться, икона удалялась. Так продолжалось несколько дней и ночей. Тогда икона явилась старцу Гавриилу и повелела, чтобы он один подошел и взял Ее. Он пошел по воде и принял на руки икону. Три дня и три ночи молились иноки и после поместили Ее в алтаре Успенского Собора. Наутро иконы там не оказалось – Она ушла на врата обители. Монахи отнесли Ее обратно в алтарь – утром снова на воротах. Так повторилось трижды. После этого Богоматерь второй раз явилась во сне Гавриилу и просила оставить Ее на том месте, которое Она сама для себя избрала. Бесконечны Ее чудеса по всей земле... Пожары останавливала, вражеские войска разворачивала, неисцелимые болезни исцеляла.
Жил в Москве учитель музыки (это было в XIX в.), потерявший вследствие тяжелой болезни слух и отчаявшийся на самоубийство. Проходя мимо Воскресенских ворот, он, протестант по вероисповеданию, вдруг горячо стал молиться Иверской и в тот момент, когда прикладывался к иконе, получил способность абсолютного слуха. И по сей день Она приходит к готовым принять Ее. Я вспоминаю рассказ, который услышала прошлым летом в Вене. Сейчас в городе открывается подворье Антиохийского Патриархата, и его настоятелем назначен человек чудесной судьбы. Чистокровный турок, из турецкой провинции. В юношеские годы ему было видение – снилась невероятной красоты женщины в белых одеяниях, подошла к нему: "Мой Сын ждет тебя", - скоро он позабыл, но Она напомнила, пришла вновь и говорит: "Ну что же ты медлишь, Мой Сын ждет тебя". Так повторилось трижды. Юноша взволновался. Отыскал христианский католический храм и рассказал пастору свою историю, тот не долго думая показал ему на скульптуре изображение Мадонны. "Она?" – "Да, Она". Юноша моментально крестился, вскоре перешел в православие и принял священнический сан.
23 мая. Цроми. Самцевриси. Кинцвиси. Никорцминда. Атени. Самтависи.
Цроми (626-634), действующий сельский храм. Этот крестовокупольный храм типа вписанного креста находится в селе Цроми на правом берегу реки Куры (церковь Картли). Фасады мощные, скромные и простые, чуть оживленные легким растительным и геометрическим орнаментом. Я поднялась на хоры, смотрю вниз — Гия сидит в центре храма, Псалтирь тихонечко читает. Удивительно: у грузин, даже самых светских, при полном отсутствии внешнего благочестия, крепкая вера впаяна в сердце, как у греков.
Накануне Вознесения дело было, женщины пришли в храм порядок навести, вместе стали полоть траву в церковном дворике, как на послушании в монастыре. Подходит ко мне Лена: "Бросай все, идем в гости". Напротив храма домик. Живет большущая семья. Нас принимали две сестры, одна тележурналистка, другая – иконописица. Сами из Тбилиси. Здесь родительский дом. Кормили пирожными и поили кофе. "Завтра у нас престол. Гости придут. Человек сто. Вот мы готовим потихонечку".
Самцевриси (VII в.). Поновлялся в XVI в. и в 1940 г. Стоит на погосте недалеко от районного центра Карели. Церковь-свеча, одиноко горящая на высоком холме. В плане имеет форму креста с тремя рукавами прямоуголной формы, с восточной стороны – апсида. Предельно простое и изящное решение, близкое к совершенному.
Кинцвиси (XIII в.), действующий мужской монастырь. Расположен в живописном ущелье реки Дзама в Кварельском районе. Церковь купольная, в плане прямоугольной формы, знаменита своей росписью XIII в., сохранившей изображения ангела из "Благовещения", одного из самых прекрасных в грузинском искусстве, жен-мироносиц, прп. Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнели, св. Нины, вмч. Георгия, ктиторские портреты - царя Георгия III, царицы Тамар, царевича Георгия, Антония Сагирисдзе, первого министра царицы Тамар.
Никорцминда (1010-1014). Находится в З. Грузии в горной Раче в селении Синатлэ Амболаурского района. Шестиконх, вписанный в прямоугольный объем. Фрески поздние, XVII в. Все фасады богато декорированы ажурным кружевом изображений Христа, архангелов, святых, вознесения Креста, животных.
Гори , с которым у советского человека возникают вполне определенные ассоциации - "родина Сталина" - относится к строительной деятельности царя Давида, т.е. к XII в. Расположен на слиянии двух рек — Куры и Лиакхи в живописной Картлийской долине. Здесь до закрытия советскими властями действовала знаменитая духовная семинария, где преподавал большой знаток древней грузинской литературы, агиографии и литургики Корнелий Кекелидзе. Из ее стен вышли два героя советского времени — диктатор Джугашвили и св. мученик Перадзе.
Атени (VII в.), или Атенский Сион, храм в честь Пресв. Богородицы, ныне музей. Храм расположен в ущелье р. Тана, в 12 км от Гори. Это копия мцхетского Джвари, т.е. тетраконх, внутреннее пространство которого расширено посредством угловых ниш. Построен архитектором Тодосом. Фасады украшены рельефами с изображениями пьющих из источника вечной жизни оленей, сцен охоты, святых и ктиторов; содержат также и надписи на грузинском и армянском языках. Часть рельефов выполнена позднее – в X в., один из лучших фресковых ансамблей Грузии в 1080 г. Каждая апсида имеет свой цикл – евхаристический, эсхатологический, богородичный и евангельский.
Самтависи (1030), действующий сельский храм. Бывший епископский кафедральный собор находится в селе Самтависи на берегу реки Лехури, в 12 км от районного центра Каспи. Это изящный огромный купольный храм; прямоугольник плана разделен на три части – алтарную, среднюю и западную. Пропорции утонченные и упрощенные. Фасады украшены декоративными арками и крестами, грифонами, оберегающими от злых сил. Храм реставрировался в XV в. Росписи апсиды и купола относятся к XI, XVI и XVII вв.
Последний день перед отданием Пасхи. Народу в церковном дворе много. Люди группками обходят вокруг церкви с пением тропаря "Христе агсдга мквдретит", крестятся и целуют стены. Тут же семья привела барана на веревочке и все вместе, дети, друзья водили его трижды вокруг церкви. Тут же и застолья, вино, веселье.
24 мая. Бетания. Манглиси. Самшвилде.
Бетания (XII-XIII вв.), т.е. Вифания, действующий мужской монастырь в честь Рождества Божией Матери. Обитель расположена в лесистом ущелье реки Верэ, далеко от мирской жизни, в 20 км от Тбилиси. Называется он в память о той веси близ Иерусалма, где жили Марфа и Мария и где Господь совершил чудо над их умершим братом. Сюда, в Бетанию часто на летний отдых приезжала царица Тамар. Главный храм, напоминает перламутровую жемчужину своим нежно розоватым оттенком. Это купольное сооружение типа вписанного креста. Здесь прекрасные фрески 1207 г., изображающие царя Георгия III и его дочери царицы Тамар. Программа росписи необычная – так в конхе вместо привычного "Величия Богоматери" помещен "Спас на престоле", под которым ряд пророков. Предполагают, что эта роспись более древняя (X в.) и связана с прежним посвящением храма Спасителю. История этой обители описана ее архимандритом Лазарем (Абашидзе) в книге "Бетания – дом бедности". Молитвенная лампада не угасала в Бетании никогда. В советское время здесь оставались два монаха, переименованных в музейных работников и в таком сане продолжавших свой аскетический подвиг. Они тайно совершали таинства – причащали, крестили, отпевали. После их смерти в храме прочно осели реставраторы, от которых Церковь в 1978 г. получила "темную и сырую пещеру, уставленную лесами и захламленную". Сейчас, не зная, сложно этому поверить, потому что Бетания — один из самых уютных и приведенных после лихолетья в порядок монастырей Грузии.
Манглиси (V-XI вв.), действующий сельский храм. Храм расположен в 60 км к юго-западу от Тбилиси. История плана этого храма прослеживается от тетраконха (V в.) к удлиненному многограннику с двумя портиками. Купол, восточный фасад и портики богато орнаментированы сюжетами с вознесением Креста, восседающим на льве юношей с рогом в руках. В XIX в. производился ремонт.
Самшвилдский Сион (760-778 гг.), кафедральный собор на городище Самшвилде. Природно захватывающее место – глубокое бесконечное ущелье, на краю которого среди полей, поросших дикими злаками, стоит величественная руина. Я всю дорогу, "идя через рожь", напевала строки любимого школьного стихотворения Роберта Бернса, словами которого играет Сэлинджер в "The Сathcher in the Rye".
Сегодня ночевали у Мурмана, он мусульманин, азербайджанец. В результате изучения Византии мое отношение к мусульманам было, мягко говоря, предвзято отрицательное. Оно резко изменилось в этом доме, наполненном доброжелательностью и гостеприимством. Здесь я опытно прочувствовала, почему так парадоксально обобщили грузины свой трагический опыт взаимоотношений с миром ислама: "И мусульманин мой брат, все мы – дети одного Бога". Мы здесь были родные братья.
25 мая. Квемо-Болниси. Болнисский Сион.
Квемо-Болниси (VI в.) , трехцерковная базилика, т.е. в отличие от трехнефной, ее боковые приделы отделены друг от друга двумя сплошными стенами. Сильно разрушена, стоит в азербайджанском селе. Когда мы зашли в храм, заросший маками, репейниками по шейку, то стены пронзительно прорезал плач – в одном из нефов сидел только родившийся жалобно скулящий щенок, собака, испугавшись людей, убежала.
Болнисский Сион (478-493), действующий сельский храм. Находится исторической провинции Квемо Картли, в селе Болниси. Это трехнефная огромная и широкая базилика с выступающей полукруглой апсидой, напоминающая архитектурные формы Сирии и М. Азии. Орнаментальный и скульптурный декор представлен в виде растительного и тератологического орнамента.
За свечным ящиком сидела бабушка. "Пенсия 18 лари (9 долларов). Да и дают раз в три месяца. Раньше хватало к детям на Украину съездить, а теперь на хлеб нет". Люди простые, как и в русских деревнях, живут воспоминаниями о былом советском благополучии. От материальной стороны жизни грузин потрясению моему не было предела – действительно, нет света и не течет теплая вода из крана. Будто смерч войны пронесся по стране, опустошивший дома, заводы, предприятия, выбивший стекла и двери сорвавший с петлей; курортные места, пансионаты, санатории, гостиницы предлагают воспоминания о своем былом уюте разве что паукам да летучим мышам. Если бы я своими глазами не видела в этих краях 15 лет назад изобилия благ и роскоши, то не поверила, что столь крутые повороты может делать жизнь на своем пути.
Цугругашени (1213-1222). Находится в Болнисском районе, в 2 км от Болнисского Сиона. В плане прямоугольной формы с куполом из тесанных камней золотистых, желтых, коричневых и голубых оттенков. Барабан купола украшен двойным орнаментированным карнизом, фасады декорированы двойными окнами, треуголными нишами и крестами. В постройке угадывается почерк двух мастеров – изящно украшенные купол и окно южного фасада и сухость всего остального.
26 мая. Кахетия: Ниноцминда. Гурджиани.
Кахетия – это район восточной Грузии, центр виноделия. Здесь изготавливают Цинандали, Мукузани, Гурджаани. Но в Грузии обычно покупаешь самодельное дешевое вино в баллончиках из под пепси-колы и т.п. и поэтому название не знаешь. Я помню меру своего изумления, когда в Москве в винном магазине я увидела на этикетках вин весь наш маршрут: Вазисубани, Кинцвиси, Гурждаани. После нашествия арабов в середине VII в., культурное развитие сместилось из столицы и центральной провинции Картлии в периферийные районы – Абхазию, Джванетию, Тао, Кларджетию, Кахетию. Памятники Кахетии отличаются суровостью форм и безразличием к декору, строили из булыжника, другого материала не было. Памятники Кахетии датированы плохо, потому что мало археологического материала. Преимущественно это трехцерковные базилики, зальные церкви.
Ниноцминда (VI в.), храм св. Нино. Находится в Сагареджойском районе. Это сложная четырехконховая, расширенная специальными помещениями для женщин, оглашенных и т.д., постройка сильно разрушена землетрясением в первой половине XIX в.
Гурджиани (VIII в.), действующий женский монастырь в честь Успения Богоматери. Находится в кахетинском лесу, в 2 км от с. Гурждаани. Здесь был древний город, упоминаемый в летописях и анналах. Церковь, построенная из булыжника и кирпича, представляет собой уникальнаую для Грузии двухкупольную сложную в плане трехцерковную базилику. Здесь располагался в советское время областной музей и рядом в келейных корпусах санаторий. Чуть спустившись в ущелье, попадаешь к святому источнику, а пройдя чуть вперед по лесной тропе, с изумлением видишь санаторные здания в лучших традициях советского санаторного зодчества. Они были возведены на месте монашеских келий. Сейчас обитель возрождается и монахини пока живут "в санатории".
27 мая. Кахетия: Икалто. Алаверди. Некресси. Дзвели Шуамта. Давид Гареджа.
Икалто (с VI в.), действующий сельский храм. Расположен на холме рядом с селом Икалто, в 7 км от Телави. В этом монастырском комплексе находится маленькая купольная церковь VI в. Самеба, или св. Троицы, купольная церковь IX в. Хвтаэба, или св. Духа, однонефная зальная церковь XII-XIII вв. и развалины знаменитой Академии, детища Давида Строителя. Лежащая в развалинах Академия некогда была одним из двух (наряду с Гелати) славнейших центров просвещения. Здесь в XI-XII вв. учил великий философ Арсен Икалтоели. Его не менее великим учеником был Шота Руставели. Академию разрушили полчища шаха Абасса I в 1616 г. В храме выставлены для поклонения мощи прп. Зенона Икалтийского.
В VI в. 13 сирийских монахов (память 7 марта), присланных из Антиохии прп. Симеоном Стопником (= 596) во главе с Иоанном Зедазнийским, разошлись по пределам Грузии для распространения монашества и организации обителей. В Икалто пришел Зенон Икалтийский.
Алаверди (XI, XV, XVIII вв.), действующий сельский храм — в долине реки Алазани в крайней восточной провинции Кахетии Ахметского района, грандиозный триконх, изящный и слегка декорированный, что отличает его от большинства соборов Кахетии.
Некресси, заброшенный монастырский комплекс , расположенный за рекой Алазани в Кахетии Кварельского района. Сохранились небольшая трехнефная базилика (конца IV в.), купольная в плане квадратная церковь (IX в.) и дворец XVI в. В Некресси прославился его епископ сщмч. Авив (пам. 29 Н.), друг св. Симеона Столпника и ученик св. Иоанна Зедазенийского, пришедший вместе с другими сирийскими отцами для установления монашества в Грузии. После завоевания Кахетии и Карталинии Хозроем Нуширваном (531-579 гг.) персы-огнепоклонники устроили рядом с его кафедрой капище и стали совращать местных христиан. Владыка ходил с проповедью по городам и селам, возвращая к истинной вере христиан и приводя ко Христу многих персов. За это был посажен в темницу, а потом схвачен и ведом на допрос к сатрапу. После избиения камнями тело Авива связали веревками и оттащили за город на растерзание зверям и птицам. Мощи бережно унесли братия обители Самтависи. При правителе Стефане (639-663) мощи перенесли в Самтавро и положили под святым престолом.
Дзвели Шуамта (V-VII вв.) , прежде монастырский комплекс, состоящий из трех церквей, нескольких часовен и остатков жилых помещений. Расположен в предгорьи, в 7 км от Телави. Самое раннее из зданий — типичная трехнефная базилика V в. Следующая по хронологии купольная церковь – упрощенный вариант мцхетского Джвари с остатками росписи XI-XII вв. Миниатюрная купольная церковь VII в. типа Джвари, но без угловых помещений и декора фасадов. Здесь останавливалось русское посольство, направленное царем Борисом Годуновым с миссией к кахетинскому царю Александру II.
Гареджи (с VI в.), действующий мужской монастырь во имя прп. Давида Гареджийского. В "царство солнца", как называют греки час заката, мы добрались до Давид Гареджа.
"Кто посещал вершины диких гор
В тот свежий час, когда садится день,
На западе светило видит взор
И на востоке близкой ночи тень,
Внизу туман, уступы и кусты,
Кругом все горы чудной высоты,
Как после бури облака стоят,
И странные верхи в лучах горят"
(Лермонтов, 1831-го июня 11 дня).
Пещерный монастырский комплекс Гарежди, основанный прп. Давидом Гареджийским (память в 1-ый четверток после Вознесения), расположен в безлюдных горах Кахетии, в 60 км от Тбилиси. Здесь нет ничего кроме слегка одаренных невысокими кустарниками скал и Бога. Как на Патмосе. Еще при жизни Давида его ученики основали поблизости монастыри Натлисмцемели и Додорка, и так образовалась Лавра. С игуменством Иллариона Картвели, пришедшего в Лавру в 837 г., связана перестройка Преображенского храма, устройства трапезной, келлий. Лавра разросталась – Удабно и Бертубани, где сохранилась фресковая роспись, Чичхитури и др. Ктиторами и донаторами являлись крупные феодалы и цари —их изображения донесли нам фрески — царей Георгия II и III, Давида Строителя, царицы Тамар и др. Нашествия монголов в 1265 г., Тамерлана в к. XIV в., персов нанесли монастырям большой урон, некоторые обители были уничтожены полностью. Кровавая распря была учинена над иноками монастыря в 1617 г., в пасхальную ночь, когда по приказанию персидского шаха Абасса воины зарубили 6 тысяч иноков. Монастырская жизнь угасая, все-таки теплилась вплоть до XIX в. Богослужения возобновились в к. XX в.
Давид Гареджийский принадлежит к плеяде учеников прп. Иоанна Зедазнийского чудотворца. Однажды святой молился на скале и к его ногам села куропатка, вспугнутая ястребом, которого насылал на нее охотник Бубакар. "Отпусти ее". – "Странный ты человек, я думаю убить тебя, а ты просишь помиловать куропатку". – "Бог – помощник мне". Варвар замахнулся мечом, но неведомая сила остановила его руку. За этим последовало исцеление его самого, умирающего сына и их крещение...
28 мая. Джвари. Шиомгвиме. Мцхета: Светицховели, Самтавро.
В последний день путешествия по Грузии нас возил новый шофер. Его звали Сосо. В машине чисто, иконочки, древние грузинские песнопения.
- Около двух лет было моему малышу, когда в больнице поставили рак, сказали осталось ему несколько дней. Не зная, что делать от горя, пошел в церковь. "Вы с супругой венчаны?" – спросил священник. "Нет". – "Обвенчайтесь немедленно". На другой день иду в больницу – ребенок абсолютно здоровый. Врачи диву даются, анализы все чистые. Так и пришли к Богу, теперь у Него все. Трое деток растут... Вот, допустим, раньше и посты я не соблюдал, ничего. А сейчас даже не могу представить, как в пост скоромное кушать – Бога же обижаем...
Это повествование напоминает мне то, что рассказывают в храме рядом с моим домом. Дело происходило в начале богоборческого XX века. Жена одного верующего человека никак не могла поверить в Бога. Тяжело заболела ее мать – пришла из больницы, плачет: "Мама умирает". – "Пойди к Иверской, попроси". – "Да как, мне стыдно, я ничего не знаю". – "Иди помолись от души..." В храм ее не пускала какая-то сила, но вошла, долго плакала и молилась, наутро мать выздоровела.
Шиомгвиме, действующий мужской монастырь. Одним из катализаторов общественного движения в конце 80-х стала борьба за этот, основанный в VI в., монастырский комплекс, попавший в зону артиллерийского полигона Закавказского округа. Возобновлены богослужения, перенесены мощи 6000 преподобномучеников Гареджийских. Из архитектурных построек сохранились купольная церковь 60-х гг. VI в., трапезная эпохи зрелого средневековья, большая церковь XII в.(1123 г.), восстановленная в XVII в. Со св. Шио у меня связаны особые чувства – частица его мощей лежит в нашем университетском храме св. мц. Татианы. А я никогда и ничего о нем не знала.
Шио (грузинская форма имени Симеон) Мгвимский (пам. 9 М. и в четверток Сырной седмицы) из Антиохии вместе с миссией сирийских монахов прибыл в Иверию для того, чтобы подать пример аскетичекого жития ивирам. Ученики разошлись с мцхетского холма. Шио отправился в дремучие леса и непроходимые, полные дикий зверей и гадов к западу от Мцхеты. Там он жил в пещере и белый голубь приносил ему хлеб. Желая подражать его святой жизни, вокруг него стали собираться иноки. Как-то иноки пришли к святому и сказали, что звери причиняют им большой вред. Шио опечалился, потому что имел жалость, как к тем, так и к другим. Он стал молиться, чтобы звери собрались к нему. Окончив молитву, увидел их с детенышими сидящими у дверей келии: "Господь избрал эту пустыню для населения ее людьми, славословящими Его, поэтому ступайте и впредь не делайте вреда никому". Один волк на верную службу остался пасти монастырские стада, в пищу из рук монахов он принимал хлеб. В 1617 г. шах Абасс, осквернивший и эту обитель приказал вынуть останки Шио из земли и увезти в Персию. Как только принесли в Персии, началась моровая язва – пришлось вернуть, да еще и с дарами.
Город Мцхета, древняя столица Грузии, по преданию, был основан Картлосом и его сыном Мцхетосом. С III в. до н.э. и до V в.н.э. Мцхета являлась столицей Грузии. После перенесения столицы в Тбилиси в Мцхете сохранялась церковная резиденция до XII в.
"Немного лет тому назад,
Там, где сливаяся шумят,
Обнявшись, будто две сестры
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь..."
сказано, вероятнее всего, про монастырь Креста Джвари (585-604) , стоящий высоко на горе над слиянием рек Арагвы и Куры напротив древней Мцхеты. Это уникальный храм-реликварий. Он построен над крестом, воодруженным в IV в. на этой горе св. Нино как символ религии-победителя. Этот тетраконх, четыре рукава креста которого завершаются апсидами с устроенными между ними небольшими помещениями, послуживший примером храмов Атени, Мартвили и других. Одновременно храмы такого типа были возведены в Армении, в Эчмиадзине. На фасадах изображены ктиторы – эрисмтвар Стефаноз, члены его семьи, композиция "Вознесение Креста".
Мцхетский кафедральный собор Светицховели или Живоносный Столп (1010-1029). Этот огромный крестовокупольный храм, украшенный многими рельефами, возведен архитектором Арсукисдзе в центре древней столицы Грузии, Мцхеты на месте прежней церкви IV в. При ее строительстве были использованы некоторые части каменной базилики, основанной при Вахтанге Горгасале. Про этот, как и многие другие мировые шедевры, рассказывают, что учитель, воспылав завистью к таланту своего ученика, отрубил ему десницу. В Экатондапилиани на Паросе учитель хотел сбросить своего ученика с крыши, но вышло так, что они разбились вместе у входа в храм. Тамерлан разрушил собор до основания (к. XIV в.) и только в XV в. царь Александр приказал восстановить храм по старому плану. Современный вид храм принял после перестроек 1656 г. и XIX в. Фрески поздние –XV- XIX в.
По свидетельству грузинских хроник в этом храме под спудом хранится главная грузинская святыня – хитон Господень , по жребию, который бросали во время Распятия, доставшийся иудеям Мцхеты, поселившимся здесь после разрушения Иерусалима Навуходоносором. Один из них по имени Елеос передал хитон своей сестре некрещеной иудейке Сидонии. Она, услышав весть о кончине Спасителя, умерла от горя и была погребена вместе с хитоном. Это место, на котором выросло кипарисовое дерево, особо чтилось первыми христианами в Грузии. После принятия христианства при царе Мириане здесь был построен храм Светицховели. Часть кипариса пошла на строительство, из остальной сделали кресты. Светицховели является вторым кафедральным (после тбилисского Сиони) собором Грузии. Интронизация католикоса может совершаться только в Светицховели. Также здесь находится и усыпальница католикосов.
Надо сказать, что изобилие мощей в храмах – особенность России и Греции. В Грузии редко где встретишь мощи святых — нашествия, набеги, завоевания... Для поклонения в специальных столиках раскладывают реликвии из Палестины, Иерусалима, балканских стран (кора дерева, цветочек...). Святынь мало, но один Хитон Господа многого стоит!
Самтавро (первая половина XI в.) в честь Преображения Спасителя действующий женский монастырь. Находится в Мцхете. Выстроен на месте небольшой деревянной церкви IV в. Тип центральнокупольного сооружения. Купол и отдельные части храма были перестроены после землетрясения в XIII-XIV вв., тогда же сооружена алтарная преграда. Фресковая роспись датируется XVI-XVII вв. В этом храме похоронен царь Мириан, крестивший свою страну, и его жена Нана. В церковной ограде монастыря покоится старец Гавриил , один из самых любимых грузинских святых. Даже в будний день могилка не бывает пустой, приходят люди – женщины, мужчины, дети, садятся на коленочки перед могилой, на нее раскладывают кошельки, драгоценности, фотографии дорогих людей, записные книжки и молятся о горестях, разговаривают со старцем.
29 мая –1 июня. Тбилиси.
Неделю перед отъездом из Тбилиси мы жили в Преображенском монастыре. Каждый вечер после окончания службы монахини, послушницы и прихожане брали иконы и шли крестным ходом вокруг монастырских стен по городским кварталам с пением молитв и окроплением округи святой водой. Очень это нравится детям, которые специально сбегаются к окончанию службы из соседних домов. Когда как-то раз я пошла вместе со всеми с иконочкой св. Нино на руках, меня поразила злая собака – монастырский страж, заливавшаяся лаем по поводу и без на любого, даже своего, человека. При виде шествия она замерла и начала доброжелательно вилять хвостом... Монахини говорят, что подобрали ее щенком во время крестного хода.
Последние дни гуляли по Тбилиси. Старый город многажды перестраивался, но его узенькие извилистые улочки, внутренние дворики с палисадниками, дома с верандами и балкончиками сохраняют средневековый век. Основная застройка относится к началу XIX в.— восстановлению города после разграбления персидским Ага Муххамедом хан Каджаром в 1795 г. Поднялись на гору, где зорко вглядываются вдаль гордые руины крепости Нарикала, основанной в начале IV в. и невозмутимо взирающей со своей высоты на смену поколений и исторических перипетий родного Тбилиси.
Музей грузинского искусства. Золотой фонд. Хахульский триптих. Это жемчужина искусства христианского Востока – триптих, выполненный из золота, серебра, драгоценных камней и эмалей в первой половине XII в. как обрамление для иконы Богоматери X в. Анчисхатская икона. Самый ранний образец иконописания в Грузии, датируется VI в. Оклад выполнен мастером золотых дел Беком Опизари в XII в. Крест царицы Тамары. Золотой нагрудный крест к. XII в. с изумрудами, рубинами и жемчугами. Нико Пиросманишвили (1862-1918). Коллекция картин Пиросманишвили здесь совсем небольшая, большая часть его живописи выставлена в Мирзаане в Кахетии. Экскурсию по Музею искусств вела госпожа Мэри. "Милые дамы, добрый день. Вы видите, как все плохо вокруг, но никогда не увидите небрежно одетого грузина. Грузин не может себе позволить выглядеть дурно. Грузин всегда с поднятой головой и гордой осанкой... а посмотрите, сколько народов живет в Грузии – и армяне, и русские, и азербайджанцы – ко всем мы относимся доброжелательно". В любое время дня и ночи, если вы позвоните в грузинский дом, то услышите "Мир вам" - сама Мэри из царского рода Багратидов. Я вспоминаю рассказ одного ученого из Академии наук. Еще в советские годы во время византиноведческой конференции в Тбилиси все участники были позваны на обед в дом замечательной грузинской исследовательнице. Все было, как у грузинов, — стол, ломившийся от яств, хозяин, очаровательная хозяйка, их дочь кавказской красоты, поток тостов. Не было лишь обычного веселья, говорили торжественно и серьезно. Кто-то из русских потихонечку спросил... — "У нее рак. Ей осталось совсем немного. Это прощальный ужин. Такая у нас традиция". Национальный характер грузин воспитан горами, их характеры сродственны...
Определение кавказских гор Лермонтова с той же определенной несомненностью подходит и к национальному грузинскому характеру:
"Что на земле прекрасней пирамид
Природы, этих гордых снежных гор?
Не переменит их надменный вид
Ничто: ни слава царств, ни их позор".
Мощный, созидательный и творческий дух, способность к возрождению после самых страшных бедствий и катастроф. Самоуважение, уважение к старшим, достойное восхищения чувство нации. Плохо, когда такое чувство отсутствует у человека. Леван мне писал: "В Грузии ты отдохнешь душевно и физически" - так и случилось. Большое количество солнечных дней в году, красоты южной природы откладывают отпечаток на душевный склад людей – оптимистический, радушный, умеющий отдыхать и веселиться, стойко переносить житейские невзгоды. Вернувшись к братьям–славянам еще долго тоскуешь по детской открытости грузин, горячности и ласке.
Греко-балканский мир единый, в нем все перемешалось за времена тесного общения балканских стран с турками, сформировались общие праздники, кухня, музыка и т.д. Россия, Румыния и Грузия похожи по формам православия и внешнего благочестия. Эти страны остались среди немногих, держащих старый стиль и исконный язык богослужения. Болгарию и Грузию объединяет – тоска о прошлом и о прошлых контактах и добрых отношениях с Россией, ныне утерянных.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Последний июль

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft