Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
24 ноября ’2010
12:46
Просмотров:
30761
В центре грузинской столицы возвышается памятник великому воину и правителю Георгию Саакадзе. Род Саакадзе, как свидтельствуют в грузинские исторические источник, относится к числу "выезжих" родов (впрочем, как и в России, не всегда эти легенды о выезде могут быть подтверждены документально), т.е. негрузинского происхождения. Так, например, род правителей Абхазии Шервашидзе (они же Шарвашидзе) считается происходящим от ширван-шахов (правителей Ширвана), Андроникашвили - от Андроника Комнена из рода византийских императоров, Абашидзе - из Абиссинии (Эфиопии), а род Саакадзе - от тарковских шамхалов.
Несомненно, все эти версии не на пустом месте, а имеют основания. Никому ведь не секрет, что кумыкские шамхалы находились в родстве и с грузинскими царями еще с середины XVI в., и дипломатические браки между Тарковскими шаухалами и грузинскими царями были наследственной традицией. Так, например, из источников доподлинно известно, что дочь кумыкского крым-шамхала была замужем за царем Грузии Симоном I (Симон-Ханом), от этого брака у них родилась дочь - Нестан-Дареджан, которая вышла замуж за сына царя Левана I. Нестан-Дареджан - мать Георгия IX, царя Грузии. Выходит, что Георгий был правнуком кумыкского Крым-шаухала. А в конце XVI века дочь шамхала находилась в замужестве за сыном царя Картли Александра. Все этот способствовало тому, что среди придворных грузинских царей появлялись кумыкские уздены-азнауры. Известно также, когда какая-либо принцесса выходила замуж за сопредельного царевича вместе с ней уходила целая свита и прислуга, которая укоренялась на новом месте. А ведь были еще и компактные переселения кумыков на территорию Грузии. По данным турецкого путешественника Эвлия Челеби, еще XVII в. на некоторых территориях здесь звучала кумыкская речь. Явные отзвуки реально существовавших еще в раннем средневековье кумыкско-грузинских этнических связей видны и в кумыкском мифо-поэтическом произведении "Анжи-наме" (XVIII в.), где упоминается Исаак, находящийся в Грузии прямой родственник правителя Анжикалы Карт-Кожака, которого последний просит известить о трудном положении осажденного арабскими завоевателями Анжикалы в Грузии - (Билдиригиз Гюржюдеги Исакъгъа, не къыйынлар гелип тура бу якъгъа:". И вообще нелишне будет здесь напомнить, что в жилах грузин и грузинских царей еще со времен владычества хазар на Кавказе текла немало тюркских кровей, а хазарский (тюркский) язык в VII в., как сообщается в "Картлис Цховреба" ("Жизнь картлийских царей"), был в Грузии в большом почете. Достаточно будет здесь также отметить, что в "Грузинском княжеском списке", приводимом в книге "География Вахушта" Марии Броссе, 44 грузинских княжеских фамилии имеют тюркское происхождение . В этом списке значится и фамилия Тархановых (Тархан-Моуравовых), к которой относится и Георгий Саакадзе.
При арабском нашествии на Кавказ в 736—738 годах был образован Тбилисский эмират под управлением Шуабидов, из рода халифов Омейядов, относящихся к святой династии Курейшитов. Шуабиды почти 130 лет правили Тбилисским эмиратом и за это время породнились со знатными домами Кавказа. В 830 г. на престол эмирата взошёл Исхак ибн-Исмаил ибн-Шуаба, который более известен в истории как эмир Саhак. Он правил 23 года и был женат на Дагестанской чанке (принцессе) — дочери правителя Серира (позже Аварское ханство), потомка Арташ́ир Папаќана основателя династии Сасанидов. Сахак принял крещение и отказался подчиняться халифату, однако в 853 г. Буга-Тюрк посланный халифом Аль-Мутавакилом пленил и казнил Сахака (распял на кресте), лишив Шуабидов эмирства. Грузинские Багратиды поселили потомков Сахака в Тедзамском ущелье, где они владели поместьями уже как Саакадзе (образованно от Саhак-ис-дзе, дословно сыны Саhака). Они же были поставлены смотрителями Клде-кари.
В XV—XVI вв. часть знати Грузии, занимающая ключевые, правящие должности, постепенно образовывает княжеское сословие. В числе князей был и моурави (наместник, губернатор) Тбилиси — Иванэ Саакадзе, и тем самым род Саакадзе разделился на две ветви — дворянскую и княжескую: «…с года 1503 после Христа зовутся моуравами и князьями третьей степени…» пишет Иоанн Брагратиони в «описании княжеских и дворянских фамилий Грузии», однако Иване назван князем ещё ранее в грамоте от 1462 года. Потомки Иванэ были прозваны моуравами и иногда упоминались как князья Саакадзе-Моурави, а его правнуку Великому Моурави Георгию Саакадзе, Моурави было пожаловано в качестве фамилии, ибо как отмечает царь Ростом (1632—1658 гг.) «род Саакадзе и при ранних царях был заслужен и почитаем, а Великий Моурави был особенно заслужен перед Грузией».
Род Саакадзе имел поместья в Тедзамском и Танском ущельях и в окрестностях горы Размити, при этом резиденция князей Саакадзе находилась в селе Пели, где стоял «…величественный замок-крепость, раскинувшийся по обеим берегам реки Тани, связанный поверху парапетами и переходами, который и сегодня живущие в окрестностях называют замком Саакадзе». В качестве резиденции князьями Саакадзе использовалась также крепость Кикнатбери, а резиденция дворян Саакадзе находилась в селе Бобнави.
В XVI веке князья Саакадзе начинают объединять земли вокруг села Носте с целью создания собственного удельного княжества, а моурави Тбилиси князь Сиауш Саакадзе переносит туда резиденцию. Этот процесс завершил его сын Георгий, более известный как Великий Моурави. Саакадзе построили в Носте родовую крепость, а в их феодальных владениях насчитывалось около 40 деревень. Все вышесказанное свидетельствует, что широко распространённое мнение будто-бы Георгий Саакадзе был из простых дворян не является верным.
Впрочем, имеется и другая версия - армянского происхождения; считается, что первоначальное имя их было Саакадзе, т. е. потомки Исаака. Какая из этих версий более достоверна, в силу скудости источников сегодня не возможно ни опровергнуть, ни подтвердить.
Достоверно же известно то, что Саакадзе Георгий, Великий Моурави [около 1580, с. Пели], грузинский политический деятель, полководец. Происходил из царских азнаури. С 1608 - моурави(правитель) Тбилиси. В 1612 из-за придворных интриг эмигрировал в Иран. Здесь он получил от шаха Аббаса княжеское достоинство и потомственное тарханство, отчего его потомки и называются Тархановыми или Тархан-Моуравовими . К этому роду принадлежит известный ученый князь И. Тарханов Род князей Тархановых-Моуравов внесен в V часть родословной книги Тифлисской губернии.
С молодости Георгий Саакадзе сподвижник царей Симона I (1556—1600 гг.), а затем Георгия X (1601—1606 гг.): начальник царской охраны; участник всех сражений названных царей; сопровождал царя Симона I в турецком плену. За это время хорошо зарекомендовал себя как полководец и организатор: «…И был Моурави Гиорги мужественным доблестным, сильным, отважным, бесстрашным…»(Царевич Вахушти. Описание Грузинского царства),
«…велеречив и проницателен, сведущ в своем деле, а также исполин по росту и весьма храбрый. Был он воистину непобедимый ратник: к какой бы стороне ни присоединился — побеждал другую, противную сторону. И, скосив полчища противников, подобно траве, покрывал ими поле брани…»(Давризеци Аракел. Книга историй), «Моурави воистину отважный, доблестный, телом слону подобный, редкий молодец и силой дэва обладающий…»(Наима Мустафа. Сведения о Грузии и Кавказе).
В 1604 г. Георгия X вызвал шах Аббас I под Ереван для взятия Ереванской крепости. Осада длилась девять месяцев и крепость взяли 9 июня 1604 г. В сражениях вновь отличился Георгий Саакадзе и после возвращения Георгий X возводит его в дидебулы «…под фамилией Моурави…». По утверждению Платона Иоселиани, Георгий X дарует ему Тарханство, но Иоанн Багратиони указывает другую дату дарования Тарханства, а именно 1622 год. В 1605 г. Георгий сменяет своего отца Сиауша на посту моурави (наместник, губернатор) Тбилиси. Позже после усмирения двалов, он одновременно назначается моуравом Цхинвали и Двалети, а затем и всей Картли. Георгий Саакадзе становится самым могущественным феодалом Картли: «В ту пору усилились мтавары … и более всех Саакадзе Георгий, моурави Тбилиси, Цхинвали и Двалети», «и во времена эти … был могущественен моурави Картли Саакадзе Георгий, и настолько усилился, что после царя был он…».
О могуществе Великого Моурави свидетельствуют и родственные связи с самыми влиятельными феодалами того времени: сам он около 1590 г. женился на Марех Арагвской — дочери Нугзара — Арагвского Эристава. Его старшая дочь замужем за Теймуразом Багратион—Мухранским (их сын, то есть внук Великого Моурави в последующем царь Картли — Вахтанг V Шахнаваз), другая дочь замужем за Ксанским Эриставом — Иесе, а младшая дочь — Анна-Хатун, была выдана около 1620 года за сына господаря Самцхе (Самцхе -это грузинское княжество по размерам большее, чем Картлийское царство), казначея турецкого султана Парад — пашу Джакели. Его сын Автандил женат на царевне Хварамзе — дочери Георгия III Имеретинского. С воцарением Луарсаба II (1607—1614 гг.) позиции Георгия ещё более укрепляются — его сестра становится царицей Картли — на ней женится царь Луарсаб II: «и до этого Саакадзе был первым человеком в царстве. Теперь же, после породнения с Багратионами, его первенство было официально подтверждено».
Луарсаб II получил трон в весьма тяжелые для царства времена, ибо «… была Картли… весьма бедственна и обессилена …»(Бери Эгнаташвили. Новое житие Картли) и перед царем стояли задачи преодоления феодальной анархии и экономической разрухи. Великий Моурави энергично принялся за укрепление Картли опираясь не только на родственников, но и князей Беруку Джавахишвили, Зазу Цицишвили, Тамаза Мачабели, представителей княжеских фамилий Кавтарашвили, Германозашвили, Авалишвили, а также на дворянство Картли. Образовалась «партия приверженцев Саакадзе». Великий Моурави восстановил крепости, построил мосты и дороги, вернул на родные места беглых крестьян, усилил и обогатил царство. Одновременно с гражданским строительством, Великий Моурави создал войско по типу очередников. Молодежь, достигая определённого возраста, проходила обучение в специально устроенных лагерях. Обученных отпускали, а их место занимал новый призыв. За очень короткий срок царство поднялось из руин, окрепло и вооружилось, что наглядно проявилось в 1609 г. во время Ташискарской битвы: Армия турков насчитывающая около 60 000 воинов вторглась в Картли, но была разгромлена гораздо более меньшими силами грузин под командованием Великого Моурави: «… И началась сеча великая и там и сям, и с великой отвагой и доблестью схватились с врагом, даже среди древних героев трудно найти таких, которые бы сражались подобно царю, Моурави и всем грузинам …»[3], «в этой битве весьма доблестно проявил себя царь Луарсаб и, особенно, Моурави. Дал Бог победу и побили многих…». Победой в этой войне, Великий Моурави избавил Картли от опустошения и спас жизнь Луарсабу II, и когда, спустя три года, противники Моурави требовали от царя погубить его, Луарсаб ответил: «Не просите меня больше погубить его… В большом бою и в беде, кто ему подобен? Не в угоду ему будет сказано, но в большой войне спас он меня от смерти»(Бери Эгнаташвили. Новое житие Картли).
Подобным положением дел был недоволен воспитатель царя Луарсаба II, — Шадиман Бараташвили, — ибо он стал терять свое влияние на решение государственных дел. Не довольны были также многие князья оппозиционные Моурави, ибо его деятельность хотя и усилила Картли, но зато ограничило их права и возможности. И вот Шадиман Бараташвили, Парсадан Цицишвили и Каихосро Джавахишвили, объединившись с оппозицией Моурави, вступают в тайный сговор (здесь видны и козни Иранского двора заинтересованного в ослаблении Картли) и начинают разные интриги, чтобы погубить Моурави: убеждают Луарсаба будто бы Моурави хочет захватить власть полностью в свой руки. В итоге Шадиман Бараташвили склонил Луарсаба II к решению избавиться от могущественного Моурави. Однако, не имея сил для открытого нападения, они решили убить Моурави тайно — пригласив на охоту: «И порешили дело это (смерть моурави), но не укрылось оно от Господа и спас Господь царя Луарсаба от смерти и крови невинного человека. Пришел к моурави парештухуцеси Херхеулидзе Баака и выдал царя»(Бери Эгнаташвили. Новое житие Картли). Узнав о таком решении, Моурави решил покинуть Грузию и переехать в Иран, хотя его тесть Нугзар Эристави был против и предлагал начать войну против Луарсаба II, Шадимана Бараташвили и их сторонников, ибо партия Моурави была сильнее и могла рассчитывать на победу. Однако Моурави отказался, будучи противником братоубийственной войны против помазанника Божия и в 1612 г. эмигрировал в Иран. Под знаменами Ирана Моурави покоряет часть Ближнего Востока и Северную Индию, становится всемирно известным полководцем и политическим деятелем. Благодаря ему Иран одержал несколько судьбоносных побед над Турцией и тем самым задержал экспансию Турции в Европу. И в Иране Моурави укрепляет свои позиции — его воспитанник Хосро-Мирза (в дальнейшем царь Картли Ростом-хан) становится градоначальником столицы Ирана — Исфагана. Находясь в Иране, Моурави практически не вмешивается в политическую жизнь Грузии, хотя и не остается равнодушным: после смерти своего тестя — Нугзара Эристави Арагвского, именно благодаря и через вмешательство Моурави эриставом стал его воспитанник, младший сын Нугзара — Зураб (правда в будущем, в Базалетской битве, Зураб предаст Моурава и этим решит исход битвы в пользу Теймураза I).
В 1620 шах Ирана Аббас I назначил Саакадзе "векилом" (опекуном) малолетнего Картлийского царя Симона II и Саакадзе сделался фактическим правителем Картли. Однако, когда иранские войска начали истреблять население Картли, стремясь полностью покорить страну, население Картли и Кахети восстало. Во главе восстания встал Саакадзе.
Заключенный в 1590 г. мир с Турцией сильно ущемлял интересы кызылбашского Ирана. Шах Аббас I, сидевший на иранском престоле, деятельно готовился к войне за восстановление иранского влияния в Закавказье. Появление русских войск на побережье Каспийского моря, а также союз московского и кахетинского царей заставили иранское правительство поторопиться с осуществлением своих захватнических планов. Аббас ставил перед собой задачу — полное уничтожение Грузии. Для претворения в жизнь этих замыслов он с 1602 г., после возобновления войны с Турцией, создал в Картли (в Лори и Дебеда) кызылбашские ханства, а в Кахети — Енисельский султанат.
В 1605 г. по приказанию шаха были убиты сторонники союза с Россией — кахетинский царь Александр II и его наследник. Их убийцу — Константина, сына Александра, воспитанного на юге Персии и принявшего магометанство, шах возвел на кахетинский престол. Но кахетинцы отказались признать изменника и отцеубийцу — Константина своим царем и восстали против него. Одновременно тавады, боровшиеся за установление тесных связей с Россией, тайно послали в Москву племянника царя Александра, царевича Баграта.
Восставшие убили узурпатора Константина. Это обстоятельство, как и отправка царевича Баграта в Россию, вынудили шаха временно пойти на уступки и утвердить в Восточной Грузии христианских царей (1606): Теймураза I — в Кахетии, Луарсаба II — в Картли.
Шаху нельзя было медлить. К этому времени Россия сумела укрепить свое внутриполитическое положение и снова готова была вмешаться в ход событий на Кавказе. Аббас I стремился опередить русского царя и в кратчайший срок окончательно решить судьбу Грузии. Поэтому он в 1614 г., уже на следующий год после заключения мира с Турцией, начал борьбу за окончательное присоединение Грузинских земель к Ирану. Длительная подготовка к войне казалась шаху Аббасу надежной гарантией того, что он легко уничтожит Картлийское и Кахетинское царства и создаст на их развалинах кызылбашские ханства. С этой целью шах Аббас предпринял два больших похода в Восточную Грузию.
В 1614 г. шах разорил Кахети, угнал в плен тысячи кахетинцев и назначил правителем страны двоюродного брага Теймураза, магометанина Иса-хана. В то же время шаху с помощью все того же Шадимана Бараташвили удалось захватить пытавшегося укрыться у имеретинского царя Георгия — Луарсаба II и увезти его в Иран.
Хищническая политика шаха Аббаса I в Кахети сделала ясными его агрессивные намерения. Народ поднялся на борьбу. В сентябре 1615 г. Кахети была охвачена восстанием, которым руководили Нодар Джорджадзе и Давид Джандиери. Вскоре огонь восстания перекинулся и в Картли. Восставшие обратились к Теймуразу с предложением — объединить под своей царской властью Кахети и Картли. Согласившись, Теймураз вторгся в граничившую с Кахети Шаки, после чего Шаки-Ширван присоединился к восставшим. Аббас I выслал против Теймураза пятнадцатитысячное войско под начальством Али Кули-хана, но кахетинский царь, в распоряжении которого было всего 6.000 человек, нанес ему жестокое поражение.
Восстание ширилось, принимая опасный для Ирана характер. Поэтому шах Аббас I, собрав большое войско, весной 1616 г. двинулся в поход, чтобы уничтожить Картлийско-Кахетинское царство. Целый год продолжалась кровопролитная война. Полчища иранцев топтали грузинскую землю. Восстание было подавлено, но шаху Аббасу все же не удалось физически уничтожить грузинский народ.
В результате персидского нашествия население Кахетинского царства сократилось на две трети. Около двухсот тысяч пленных кахетинцев Аббас I переселил в различные области Ирана. Кахети была разделена на две части: области, расположенные к востоку от реки Иори, передавались правителю Ганджи, кызылбашу Пейкар-хану; земли же, лежавшие к западу—хану, сидевшему в Картли, Баграту. Опустошенную страну он решил заселить туркменами.
Разорение Кахети, истребление, и угон в рабство значительной части её населения позволило дагестанским племенам спуститься с гор и захватить часть кахетинских земель.
Так образовались общины Джари и Белакан.
После разорения Кахети Аббас I вторгся в Картли. На картлийском престоле в то время сидел сын Давида, магометанин Баграт. Шах разорил поместья тавадов — сторонников Теймураза, призвал в свое войско детей картлийских азнауров, а затем с богатой добычей и пленными вернулся в Иран. Эти походы иранского шаха имели для Грузии тяжелые последствия. Вероятно именно в это время у шаха возник и сложился план об упразднении кахетинского и карталинского царства и переселении всего грузинского населения в Персию, а грузинские земли он решил заселить иранскими племенами.
Ряд источников более поздней эпохи(например Царевич Вахушти. Описание Грузинского царства, Горгиджанидзе Парсадан. История Грузии) приписывают Великому Моурави пособничество шаху в этих нашествиях, однако грузинская историография пришла к заключению, что это не соответствует истине, ибо: во-первых, в этих источниках допущены грубые несоответствия; во-вторых, ни один источник времен Великого Моурави, ни шахские историки — Искандер Мушни и Малик-шах Хусейн Систани, ни другие источники не упоминают Моурави в этих событиях; в-третьих, сам царь Теймураз, в письме к Михаилу Романову, описывая вторжение шаха в Кахети ни разу не упоминает Моурави: «…пришел вскоре со всеми людьми на нашу землю. И яз против него постоял немного и, увидя свое изнеможенье, пошел из своей земли прочь в башачицкую землю». Кроме того, когда враги Великого Моурави пытались преследовать его мать, то заступились именно кахетинцы: Алавердский митрополит, Шермазан Чолокашвили и Нодар Джорджадзе-ближайшее окружение царя Теймураза: «Да будет Господь милостлив к батони митрополиту, Шермазану и Нодару, они не позволили, как это, мол, допустимо, чтобы столь почтенную и уважаемую госпожу схватить и пленницей отдать в руки. На этом настояли и не позволили». Если бы Великий Моурави был виновником разорения Кахети, разве кахетинцы, полные горечи и ненависти к разорителям их Родины, стали бы защищать мать (да ещё и называть её почётной госпожой!) виновника их разорения, когда семьи многих из них погибли или были угнаны в Иран? Следовательно, они знали, что в происшедшем нет вины Великого Моурави. Лучше других знал об этом Нодар Джорджадзе, находившийся в лагере шаха по воле Теймураза. Обратим внимание на заявление Кайхосро Джавахишвили, одного из наиболее ярых врагов Моурави, который громогласно отмечает заслуги Великого Моурави перед Грузией: «Упаси Господи,… чтобы я напал на батони Моурави и желал бы его смерти, или шел бы, чтобы убить его. Этим, погрешил бы я сперва перед Богом, а затем и перед всей Грузией…». В поэме Иосифа Тбилели «Дидмоуравиани» Великий Моурави обращается к Царю Теймуразу:
«Шах пожаловал в Кахети, вам дела его известны!
Перешел затем он в Картли, но не стал громить и рушить.
Два царя ушли, оставив свой наследственный удел,
Оба отбыли к имерам; как же в том меня винить?»
Более того повидимому именно в это время Саакадзе начал тайные переговоры с кахетинскими, а затем и с карталинскими князьями о заговоре против Персии, что вылилось в Марткопское восстание 1625 года.
Из Картли шах Аббас I посылает Шадимана Бараташвили в Имеретию за Луарсабом II, которого Шадиман уговаривает и привозит к шаху. Шах ласково встречает Луарсаба, но забирает в Исфаган в качестве «почётного и дорогого гостя», где предлагает ему принять ислам, а после отказа последнего заключает его сперва в Астарабадскую, а затем в Гулабскую крепость. В 1622 г. Луарсаб II принял мученическую смерть: за отказ принять ислам его, по приказу Аббаса I, удавили тетивой лука. Грузинская церковь причислила царя-мученика к лику святых (день празднования 21 июня). Те же источники, которые приписывают Великому Моурави пособничество шаху в нашествиях на Кахети, обвиняют его в смерти Луарсаба II, однако современные исследователи полностью отвергли эти обвинения. Более того, факт невиновности Великого Моурави в смерти царя, столь бесспорно доказан, что Православная церковь внесла изменения в книгу «Житие грузинских Святых» и, если ранее там виновником смерти Луарсаба II был назван Моурави, то теперь эта ошибка исправлена.
В 1619 г. шах Аббас I благословил на царствования Картли Симона II и в сопровождении Великого Моурави отправил в Картли. Симон II не мешал Моурави наводить порядок в царстве, он попросту отстранился от дел и на все отвечал: спросите Моурави, пусть Моурави решит. Великий Моурави стал полновластным правителем Картли. На одном документе, связанным с тяжбой Андукапара Амилахвари по поводу владений, Симон II пишет свое решение: «До прихода Моурави все оставьте, а когда Моурави пожалует, сделаем, как будет лучше; и то, что спорно в городе или в Дигали, или в Али тоже должен решить Моурави.»
В конце 1623 г. шах отозвал в Иран Великого Моурави и Зураба Эристави Арагвского. Иранская армия отправлялась на покорение Багдада и Кандагара. По утверждению Иоанна Багратиони (Иоанн Брагратиони, описание княжеских и дворянских фамилий Грузии), именно в это время, шах Аббас I пожаловал Тарханство Великому Моурави. В Картли Моурави и Зураб вернулись в начале 1624 г., но в конце 1624 г. вновь были отозваны в Иран в связи с «гюрджистанским» вопросом, ибо шах получил тревожные послания от Пейкар-хана о возможности бунта в Кахети и решил раз и навсегда решить вопрос. В 1625 г. шах Аббас I посылает стодвадцатитысячную армию с приказом опустошить Восточную Грузию, переселить её население в пустынные районы Ирана, а Картли и Кахети заселить кизылбашскими мусульманскими племенами. «Наведение порядка» поручается спасалару Ирана — Корчига-хану, а советчиком хана назначался Великий Моурави, но шах оставляет себе в залог Паату — сына Моурави. Однако сам Моурави преследовал совершенно иные цели: 25 марта он, находсь внутри Иранского войска, внезапно нападает и убивает Корчига-хана, а заранее подготовленные им грузинские войска нападают извне. В результате блестяще спланированной и проведенной операции персидское войско в течение первой недели теряет 70 000 человек и 7 своих лучших полководцев. Узнав об этом, шах заперся в одиночестве на 8 дней и как пишет Искандер Мунши(Мунши Искандер. Сведения о Грузии): «бунты и смуты, которые случились из-за восстания и бунта нечестивого, потерянного Моурав-Грузина, имели огромные последствия, большие страсти и огромный ущерб обрушились на народ и продолжают наносить ущерб…». В отместку за происшедшее Аббас I казнил сына Великого Моурави — Паату.
Царь Арчил в своей поэме «Беседа Теймураза и Руставели» пишет о Моурави:
«Чудеса свершил он в битве, приближая день свободы,
даже рыцари из мифов не сравняются с ним во славе.
Все здесь сказанное-правда, ложь нас ввергнет в лоно ада.
В жертву принесли свободе Эристав-жену, Он-сына.
передайте всем потомкам, чтобы помнили в веках:
все для веры и отчизны Витязь Грузии отдаст!».
В течение двух месяцев Великий Моурави полностью освободил Картли и Кахети от иранских войск. В Картли сложилась необычная за всю историю царствования Багратидов ситуация, благодарный за спасение от физического уничтожения народ Картли требовал, чтобы Великий Моурави принял корону и воцарился и, «епископы перед алтарем молились о здравии и долголетии Георгия Саакадзе, … но великая победа и имя спасителя народа не превратили Моурави в высокомерного и надменного вельможу»[1].
Главной заслугой Великого Моурави перед Грузией являются именно эти события, ибо после марткопского поражения персы былы вынужденны навсегда отказаться от планов переселения Грузин, у них не осталось сил и восстановить эти силы они не смогли в течение 200 лет.
За это время Теймураз I из Имеретий перебрался сначала в Мегрелию к Левану II Дадиани, а оттуда в Турцию, где был принят Султаном, который, дал ему во владение земли в Самцхе и дворец в приморском городе Гонио, где и находился Теймураз. Моурави вызывает его и возводит на престол Кахети и Картли. Таким образом произошло объединение Картли и Кахети в одно государство. Однако Теймураз I был весьма своенравным человеком и это проявилось уже через несколько месяцев. Шах Аббас I посылает новое 80000-ое войско во главе с Корчибаши Иса-ханом. Моурави разрабатывает план их разгрома, однако военный совет во главе с Теимуразом I не только не принимает план Моурави, но даже не доверяет ему командование битвой, возложив эту обязанность на царя Теимураза I. Грузины потерпели поражение и Теимураз I, в очередной раз бросив страну на произвол судьбы, бежал в Имеретию. Вновь страна остается на Великого Моурави — он организует отряды самообороны, начинает партизанскую войну, устраивает внезапные нападения на иранские войска и, в течение года, вновь освобождает Картли и Кахети. Моурави призыывает в союзники султана Мурад IV, но тот присылает фирман, в котором призывает «Властелина Картли Моурав-хана» не жалеть себя и собственными силами продолжать борьбу с Иранцами. В то же время султан писал, что он дал указание Батумскому бегларбегу, царю Имерети и правителям Гурии и Одиши идти со своими войсками на помощь Моурави (войска эти так и не пришли).
И вновь Моурави возвращает Теимураза I на престол Картли и Кахети. Однако последний, сразу после возвращения, наперекор Моурави идет на переговоры с шахом. В результате шах признает Теймураза I царем Картли-Кахети, а последний вновь «одевает персидский халат». «В результате примирения с Теймуразом, шах Аббас фактически противопоставил царя Георгию Саакадзе, а за этим последовал окончательный разрыв между Теймуразом и Саакадзе. В грузинской историографии конфликт между царем и Моурави в основном приписывают интригам грузинских феодалов, которые не могли примириться с первенством Саакадзе. По нашему мнению, в действительности решающая роль принадлежит шах Аббасу, всегда ловко использовавшему существующие распри между грузинскими владетелями». Отношения между Теймуразом I и Моурави были окончательно разорваны. Царь был вынужден ограничиться правлением Кахети, а в Картли правит Моурави.
Моурави решил пойти на союз с Имерети, предложив Георгию III Имеретинскому благословить на царствование в Картли царевича Александра, который после смерти отца объединил бы два царства: Картли и Имерети. С этой целью он предпринял осенью 1626 г. новый вояж в Западную Грузию. Побывал в Имерети, где встретился с царем Георгием, католикосом Западной Грузии (во время этого визита его первенец Автандил был обручен с дочерью Георгию III Имеретинского — позже от этого брака родился Иорам, государственный деятель Грузии). Далее Георгий Саакадзе встретился с правителем Гурии Малакией Гуриели, затем переехал в Мегрелию, где встречался с Леваном II Дадиани. Эти события раскололи и ряды картлийских феодалов. Часть предпочла занять выжидательную позицию, не вмешиваться и примкнуть к победителю. Кайхосро Мухран-Батони, Иесе Эристави Ксанский и ряд других феодалов приняли сторону Моурави, а Иотам Амилахвари и Зураб Эристави приняли сторону Теймураза I. Поздней осенью 1626 г. произошла Базалетская битва между Великим Моурави и Теимуразом I. Битва была тяжелой: «… и не осталось человека, который не был бы ранен, в том числе сами господа Теймураз, Моурави и Зураб»(Царевич Вахушти. Описание Грузинского царства). Моурави мог изменить ход Базалетской битвы, убив Теймуаза I, но он был не только великим полководцем, но и рыцарем, он не поднял руку на помазанника Божия: «Напав (на моурави) Эдишер (Вачнадзе) направил ему копье в грудь, но сломал об латы, а моурави рассек ему саблей … голову. Затем подскочил моурави к государю Теимуразу и побил его плетью … и отошел … и ушел он лета Христова 1626». Более того, когда позднее Моурави встречался с католическими миссионерами в Стамбуле, он с похвалой отзывался о царе Теймуразе I. «И этот факт указывает на величие души Саакадзе. Интересы Родины он всегда ставил выше собственных»(Джамбурия Г. Георгий Саакадзе).
После поражения 1 июля 1625 в Марабдинской битве восставшие развернули партизанскую войну. Иранцы вынуждены были примириться с царствованием в Картли-Кахети царя Теймураза I. Саакадзе восстал против Теймураза I, но в 1628 был разбит в Базалетской битве, после которой бежал в Турцию. Там он, заподозренный в измене, был убит.
Моурави со своими сторонниками и близкими, в их числе были его сын Автандил, затья Кайхосро Мухранбатони и Иесе Эристави-Ксанский, ушёл в Самцхе, и проведя там зиму, весной 1627 г. перешёл в Турцию. Прибывшие в Стамбул Моурави и его соратники были с большим почётом приняты султаном Мурадом IV, который пожаловал Великому Моурави Конийский вилайет, один из самых больших в Турции. Столь большое внимание султана, особенно пожалование Конийского вилайета, на который претендовали многие турецкие феодалы, незамедлительно породило зависть придворной аристократии. По словам Мустафы Наима «они проявили зависть и оскорбленность милостями султана». Взамен султан просил Моурави встать во главе части армии и усмирить наиболее непокорную область Турции — Сохасту (Токату), а затем содействовать усмирению других взбунтовавшихся провинций. Выбора не было и Моурави усмирил Сохасту. Стамбул ликовал, празднуя победу над доблестными и непокорными сохатийцами. Вновь прогремело имя Моурави на всем Востоке. После усмирения Сохасты, Моурави получил приказ идти на помощь Хусрев-паше под Эрзурум. По пути к Эрзуруму он под Каркутом наголову разбило иранцев. Узнав, что Моурави подошёл к Эрзуруму, Абаза-паша вышел и сдался Моурави. Султан даровал Эрзурум Моурави.
Слава Великого Моурави затмила имя Первого Визиря, о нём и не упоминали, а это, по словам Парсадана Горгиджанидзе, вызвало гнев супруги Хусрев-паши, сестры султана. Посыпались письма с упреками в адрес неудачливого супруга. Наконец она напрямую потребовала покончить с Моурави, грозя везирю разводом. Хусрев-паша решился и 3 октября 1629 г. Великий Моурави, его первенец Автандил, родственник Кайхосро Мухранбатони и другие, всего около пятидесяти человек были предательски убиты. «…Хусрев-паша был вероломным и кровожадным человеком…он…убил героя-старца, у которого были столь большие заслуги…». Но сказано: "убийца человека погибнет от руки человеческой, он сам (Хусрев-паша) разделил его (Моурави) участь и получил подобное же наказание "(Наима Мустафа. Сведения о Грузии и Кавказе). Хусрев-Паша сам пал жертвой своего злодейства: по приказу султана, за это преступление, Хусреван-Пашу передали в руки палачу и умертвили мучительной смертью.
«Со смертью Великого Моурави провалилось то великое дело, которому Саакадзе отдал свою огромную энергию, и без которого, было невозможно освобождение и усиление Грузии».
«Так трагически погиб этот величайший человек своего времени. Но прошедшие под его руководством освободительные войны избавили грузинский народ от физического уничтожения в первой четверти XVII века. Беспримерные героические битвы Георгия Саакадзе вынудили кровавого палача грузинского народа шах Аббаса I отказаться от своего варварского плана — полного истребления населения Восточной Грузии. Саакадзе принес в жертву этому делу собственную жизнь и жизнь двух своих сыновей…. Пусть не умолкнет справедливость и вынесет объективный приговор тем делам, которые не всем известны своим истинным лицом… Пусть в судьбе вашего предка прочитают судьбу Аркивиада, который настолько же велик был своими делами, насколько был несчастен лично, прочитают славное имя полководца из Атени, которое было стеснено на Родине, им же возвеличенной и овеянной славой».
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи