-- : --
Зарегистрировано — 123 597Зрителей: 66 661
Авторов: 56 936
On-line — 23 449Зрителей: 4618
Авторов: 18831
Загружено работ — 2 127 023
«Неизвестный Гений»
Происхождение восточных славян - 1
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
05 сентября ’2010 18:40
Просмотров: 27824
Введение
Вопрос о происхождении славян считается одним из основных в истории Восточной и Юго-Восточной Европы. Не одно поколение отечественных и зарубежных учёных стремилось разобраться в этой проблеме, выдвинуть и обосновать новые теории, а правильнее сказать, синтезировать нечто новое из уже имеющегося материала. Потому, со времён летописца Нестора, ещё в раннем средневековье (в «Повести временных лет») вопрошавшем: «Откуда есть пошла Русская Земля?» и до наших дней появилась масса гипотез об истоках; исторической «прародине» славянского этноса. Однако и по сей день происхождение славян (кто они, откуда пришли и чем занимались), остаётся доподлинно невыясненным.
Тем не менее, не всё так безнадёжно, как может показаться на первый – поверхностный – взгляд. Многое всё-таки известно. Так, знаменитый учёный и путешественник Геродот, которого называют «отцом истории», в V веке до нашей эры побывавший в северном Причерноморье описал племена оседлых земледельцев «скифов-пахарей», обитающий у «множества огромных рек» и сеющих хлеб не для собственных нужд, а на продажу. А писатели первого века нашего летосчисления (Плиний Старший, Птоломей Клавдий, Тацит) уже знают славян под именем венедов, что селились около Вислы, соседствуя с сарматскими, финскими и германскими племенами, а так же как сербов, обитающих далее к востоку. С этих мест – от Вислы, северных отрогов Карпат (Венедских гор) славяне двинулись на юг – в Поднепровье и на север – к верховьям Днепра, Десны и Оки. В III-V веках славяне, побуждаемые неизвестными современному историку причинами, вновь приходят в движение и устремляются на юг, до Дуная и в степное Причерноморье, а так же на северо-восток – на днепровское левобережье. Кстати, об этом же переселении говорится у Нестора. Он пишет: «Спустя много времени после вавилонского столпотворения, сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись по земле племена и прозвались своими именами…»
В половине VI века известия о племенах и жилищах славян становятся несколько точнее (ведь Тацит говорил лишь о том, что венеды строят дома, носят щиты и «сражаются пеши»). Например, Иорнанд пишет, что многочисленное племя венедов разделилось на два народа – славян, живших от верховья Вислы на восток до Днепра, и антов, которые были сильнее первых и жили в странах припонтийских (по Чёрному морю), от Днепра до Днестра. При этом он (сам гот, то есть варвар по рождению) с грустью замечает, что славяне, во времена Германариха столь ничтожные как ратники и сильные только численностью, «ныне по грехам нашим свирепствуют всюду». Вторит Иорнанду и византийский историк Прокопий. Он так же знает и разделяет славян (склавен) и антов, прибавляя, что в древности оба народа были знамениты под общим названием «споров», в которых можно, с большой долей вероятности, предположить сербов.
Итак, в VI веке н. э. позднеантичные историки застают славянские племена расселившимися по огромной территории – от Задунавья на юго-западе до Курской земли на северо-востоке, от Южного Полесья до Северного Причерноморья (где в II-V веках н. э. кроме славян жили дако-фракийцы, сарматы и готы, но после нашествия гуннов остались только славяне, смешавшиеся в VI-VII веках с гето-дакийскими племенами), а так же на склонах Карпат. И именно здесь, на Карпатах, продолжительный вооружённый напор славянских племён на империю смыкал их в военные союзы. Ведь карпатские славяне вторгались в пределы Восточной Римской империи не целыми племенами, как германцы, а ватагами, дружинами, набранными из разных родственных племён и родов, живших в разных, порой достаточно удалённых друг от друга, краях. Эти дружины и служили боевой связью отдельных разобщённых племён, что впоследствии должно было стать основой объединения многих родов в единую нацию. Но процесс славянского этногенеза был нарушен вторжением с востока. Хиониты, населявшие берега низовий Яксарта (Сырдарьи), спасаясь от тюркютов, бежали в Европу, где стали известны под именем авар, или оборов. В 602 году авары, стремясь на запад, и выискивая себе новые жизненные пространства, напали на антов – восточных славян, бывших тогда союзниками Византии. Анты не могли противостоять оборам, и были почти полностью уничтожены. Во всяком случае, само имя антов исчезает из исторических источников. Однако сравнение хроник позволяет понять, что племена известные как анты, имели и другие прозвания. И, возможно, не были истреблены до конца, а просто рассеялись и позже ассимилировались. В Повести временных лет мы читаем, что авары нападают на дулебов и немилосердно их притесняют. «Собираясь ехать, обрин не запрягал ни коня, ни вола, а приказывал заложить в телегу 3,4,5 женщин, и они везли его…» Кроме того, из Повести известно, что дулебы – это те же волыняне, которые жили по Западному Бугу. Об этом же племени в сороковых годах X века (лет за сто до составления Повести временных лет) рассказывает и араб Масуди в своём географическом сочинении Золотые луга. Здесь он рассказывает, что одно из славянских племён, некогда господствовало над прочими; верховный царь был у него, и этому царю повиновались все прочие цари. Но потом пошли раздоры, союз разрушился, племена разделились на отдельные колена, и каждое племя выбрало себе отдельного царя. Это господствующее некогда славянское племя Масуди называет «валинана», а из Повести ясно, что волыняне – это те же дулебы.
Но, как бы там ни было, с момента поражения антов-волынян исчезает вновь едва наметившееся славянское единство, потому что обры отделили южных, балканских славян от северных, или прибалтийских – венедов.
1. Великое переселение
С этого момента (VI-VII вв.) славянские племена, ослабленные и разобщённые продолжительной борьбой с Византией и аварским нашествием (кстати говоря, по словам летописца : «обров истребил бог; не осталось не единого»), начинают расселяться по равнине. Это расселение можно признать начальным пунктом нашей истории. Византийские писатели этого периода застают славян в состоянии необычайного движения. Император Маврикий (582-602 гг.), долго боровшийся со славянами, пишет, что они живут точно разбойники, всегда готовые подняться с места, посёлками разбросанными по лесам и по берегам многочисленных рек их страны. А Прокопий в своём сочинении замечает, что славяне живут в плоских хижинах и постоянно переселяются. Причина этой подвижности проистекала, видимо, из поиска новых земель, которые продолжались едва ли не два века. И косвенным подтверждением такой гипотезы является то, что византийцы упоминают о вторжениях задунайских славян в пределы Империи во второй четверти VII века (после чего славяне куда-то пропадают), а потом только в IX, когда они снова появляются в византийских сказаниях и снова нападают на Византию, но уже с другой стороны, морским путём, и под новым именем Русь.
О судьбе восточных славян в этот длинный промежуток (VII- IX века), у византийцев мало надёжных известий. И поэтому, от этих неопределённых записок иностранных писателей можно перейти к достаточно точным указаниям нашего начального летописца, в которых он говорит о дальнейшем расселении восточных славянский племён, вошедших в состав Русского государства. О расселении летопись рассказывает в трёх местах. В первом говорится, что восточная отрасль славян – хорваты белые, сербы и хорутане, будучи потеснены врагом, двинулись на северо-восток, и одни осели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах. Те, что начали селиться между Припятью и Двиной назвались дреговичами, а те же, что нашли себе приют на Двине, назвались полочанами, от названия речки Полоты, впадающей в Двину. Часть славян так же села подле озера Ильмень и прозвалась своим именем – славянами (словенами). Эти славяне построили город и назвали его Новгородом. Остальные славяне поселились по Десне, по Семи, по Суле и назвались северянами (или северцами). В другом месте говорится, что у каждого племени (полян, древлян, дреговичей, славян - в Новгороде, полочан) было своё княжение. А от полочан вышли кривичи, которые двинулись к верховьям Волги, Двины и Днепра, основав город Смоленск. Наконец, в третьем месте, говоря о полянах и древлянах, с подтверждением, что они племени славянского, летописец добавляет ещё радимичей и вятичей, которые происходят от ляхов, то есть от западных славян: «Были два брата в ляхах, Радим и Вятко; Радим пришёл и сел со своим родом на Соже, а Вятко - на Оке». Тут же прибавлены хорваты, дулебы, жившие по Бугу, где во времена летописца уже были волыняне; наконец угличи и тиверцы, жившие по Днестру, до самого моря и Дуная. И всё это были многочисленные племена, у которых имелись свои города, существовавшие во времена составления летописи.
Из первого известия видно, что восточные славяне двинулись «от хорватов», из Галиции, прямо на восток до Днепра – то были древляне и поляне. Потом славянское народонаселение стало распространятся на север по правому берегу Днепра. Между Припятью и Двиной появились дреговичи, за ними по Двине, опять прямо на север – полочане и, наконец, славяне новгородские. Кривичи пропущены в первом отрывке; летописец прямо переходит к ближайшим к Киеву северянам – на восточный берег Днепра, к Десне, Семи и Суле. Второе известие дополняет и объясняет первое. Здесь сначала летописец перечисляет только пять главных племён на западной стороне – полян, древлян, дреговичей, славян новгородских и полочан, но потом указывает на дальнейшее расселение: от полочан расселились кривичи по верховьям Волги, Двины и Днепра – «от них же кривичи», от кривичей на юг, по Днепру и его притокам – северяне. Следовательно, славяне двигались по западной стороне Днепра на север, а потом спускались на юг по восточной стороне этой реки. О других племенах – дулебах, бужанах, угличах, тиверцах, радимичах и вятичах летописец сначала не упоминает. Из этого умолчания можно заключить, что означенные племена явились на востоке не вследствие известного поражения (и не имеют связи с перечисленными выше племенами), а явились особо.
Итак, первыми славянскими поселенцами являются древляне и поляне – жители лесов и полей. Уже эти самые местные причины обусловили разницу в нравах и обычаях обоих племён – большую дикость древлян, их склонность жить за счёт соседей, от чего терпели поляне. За древлянами следуют дреговичи, поселившиеся между Припятью и Двиной. За дреговичами следуют полочане (кривичи), основавшие Смоленск, Изборск, Полоцк (от реки Полоты), Торопец (от реки Торопы). За кривичами идут славяне новгородские. Во всех названиях племён заметно, что они произошли или от мест или от родоначальника, или называются собственным существительным (например, дулебы); и одни только жители Новгорода «прозвашась своим имянем», как говорит летописец - славянами. Эта странность может быть объяснима тем, что славяне ильменские, будучи позднейшими переселенцами (и выходцами от кривичей), не успели приобрести видового названия и удерживали название родовое, чтобы отличать себя от окружавших их иноплеменников – финнов. Следом за славянами пришли северяне, радимичи и вятичи, причём последним пришлось уйти дальше на восток, на Оку, потому что земли по Десне (между Сожью и Окой), уже оказались занятыми северянами – родичами новгородцев.
О передвижении дулебов - бужан (прозванных позже волынянами), летописцу ничего неизвестно. И, скорее всего, это ветвь хорватского племени, с незапамятных времён поселившаяся на берегах Буга, на Волыни. Последними племенами к югу летописец считает угличей и тиверцев. Согласно Повести они селились по Днестру до моря и Дуная. Но есть и другой отрывок, из которого видно, что угличи жили прежде в низовьях Днепра, а после двинулись на запад, перешли Днестр и поселились на его западном берегу.
2. Укрепление на востоке
В конечном итоге обширные земли Восточной Европы оказались заселены многочисленными, родственными между собой славянскими племенами. Жили они достаточно обособленно, имели своих князей, племенных и родовых старейшин; привычек и обычаев держались разных. Так что же послужило причиной того, что эти вовсе не нуждающиеся друг в друге (не нуждающиеся в те времена), социумы в весьма недалёком будущем объединились в единую общность под названием Русь, известную так же как Киевский каганат? (Что явилось потом определяющим фактором для возникновения трёх новых народов восточного славянства – русских (великороссов), украинцев и белорусов?) Имелись ли к объединению этих племён, разделённых неухоженным, необработанным пространством – реками, озёрами, лесами, лугами, болотами, – какие либо глубинные предпосылки, или же слияние произошло вследствие экспансии более сильных в военном отношении родовых сообществ? Для того чтобы разобраться, необходимо рассмотреть занятия восточных славян, их культуру и всю устойчивую совокупность признаков, которая, собственно, и определяет народ.
Вопрос о происхождении славян считается одним из основных в истории Восточной и Юго-Восточной Европы. Не одно поколение отечественных и зарубежных учёных стремилось разобраться в этой проблеме, выдвинуть и обосновать новые теории, а правильнее сказать, синтезировать нечто новое из уже имеющегося материала. Потому, со времён летописца Нестора, ещё в раннем средневековье (в «Повести временных лет») вопрошавшем: «Откуда есть пошла Русская Земля?» и до наших дней появилась масса гипотез об истоках; исторической «прародине» славянского этноса. Однако и по сей день происхождение славян (кто они, откуда пришли и чем занимались), остаётся доподлинно невыясненным.
Тем не менее, не всё так безнадёжно, как может показаться на первый – поверхностный – взгляд. Многое всё-таки известно. Так, знаменитый учёный и путешественник Геродот, которого называют «отцом истории», в V веке до нашей эры побывавший в северном Причерноморье описал племена оседлых земледельцев «скифов-пахарей», обитающий у «множества огромных рек» и сеющих хлеб не для собственных нужд, а на продажу. А писатели первого века нашего летосчисления (Плиний Старший, Птоломей Клавдий, Тацит) уже знают славян под именем венедов, что селились около Вислы, соседствуя с сарматскими, финскими и германскими племенами, а так же как сербов, обитающих далее к востоку. С этих мест – от Вислы, северных отрогов Карпат (Венедских гор) славяне двинулись на юг – в Поднепровье и на север – к верховьям Днепра, Десны и Оки. В III-V веках славяне, побуждаемые неизвестными современному историку причинами, вновь приходят в движение и устремляются на юг, до Дуная и в степное Причерноморье, а так же на северо-восток – на днепровское левобережье. Кстати, об этом же переселении говорится у Нестора. Он пишет: «Спустя много времени после вавилонского столпотворения, сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись по земле племена и прозвались своими именами…»
В половине VI века известия о племенах и жилищах славян становятся несколько точнее (ведь Тацит говорил лишь о том, что венеды строят дома, носят щиты и «сражаются пеши»). Например, Иорнанд пишет, что многочисленное племя венедов разделилось на два народа – славян, живших от верховья Вислы на восток до Днепра, и антов, которые были сильнее первых и жили в странах припонтийских (по Чёрному морю), от Днепра до Днестра. При этом он (сам гот, то есть варвар по рождению) с грустью замечает, что славяне, во времена Германариха столь ничтожные как ратники и сильные только численностью, «ныне по грехам нашим свирепствуют всюду». Вторит Иорнанду и византийский историк Прокопий. Он так же знает и разделяет славян (склавен) и антов, прибавляя, что в древности оба народа были знамениты под общим названием «споров», в которых можно, с большой долей вероятности, предположить сербов.
Итак, в VI веке н. э. позднеантичные историки застают славянские племена расселившимися по огромной территории – от Задунавья на юго-западе до Курской земли на северо-востоке, от Южного Полесья до Северного Причерноморья (где в II-V веках н. э. кроме славян жили дако-фракийцы, сарматы и готы, но после нашествия гуннов остались только славяне, смешавшиеся в VI-VII веках с гето-дакийскими племенами), а так же на склонах Карпат. И именно здесь, на Карпатах, продолжительный вооружённый напор славянских племён на империю смыкал их в военные союзы. Ведь карпатские славяне вторгались в пределы Восточной Римской империи не целыми племенами, как германцы, а ватагами, дружинами, набранными из разных родственных племён и родов, живших в разных, порой достаточно удалённых друг от друга, краях. Эти дружины и служили боевой связью отдельных разобщённых племён, что впоследствии должно было стать основой объединения многих родов в единую нацию. Но процесс славянского этногенеза был нарушен вторжением с востока. Хиониты, населявшие берега низовий Яксарта (Сырдарьи), спасаясь от тюркютов, бежали в Европу, где стали известны под именем авар, или оборов. В 602 году авары, стремясь на запад, и выискивая себе новые жизненные пространства, напали на антов – восточных славян, бывших тогда союзниками Византии. Анты не могли противостоять оборам, и были почти полностью уничтожены. Во всяком случае, само имя антов исчезает из исторических источников. Однако сравнение хроник позволяет понять, что племена известные как анты, имели и другие прозвания. И, возможно, не были истреблены до конца, а просто рассеялись и позже ассимилировались. В Повести временных лет мы читаем, что авары нападают на дулебов и немилосердно их притесняют. «Собираясь ехать, обрин не запрягал ни коня, ни вола, а приказывал заложить в телегу 3,4,5 женщин, и они везли его…» Кроме того, из Повести известно, что дулебы – это те же волыняне, которые жили по Западному Бугу. Об этом же племени в сороковых годах X века (лет за сто до составления Повести временных лет) рассказывает и араб Масуди в своём географическом сочинении Золотые луга. Здесь он рассказывает, что одно из славянских племён, некогда господствовало над прочими; верховный царь был у него, и этому царю повиновались все прочие цари. Но потом пошли раздоры, союз разрушился, племена разделились на отдельные колена, и каждое племя выбрало себе отдельного царя. Это господствующее некогда славянское племя Масуди называет «валинана», а из Повести ясно, что волыняне – это те же дулебы.
Но, как бы там ни было, с момента поражения антов-волынян исчезает вновь едва наметившееся славянское единство, потому что обры отделили южных, балканских славян от северных, или прибалтийских – венедов.
1. Великое переселение
С этого момента (VI-VII вв.) славянские племена, ослабленные и разобщённые продолжительной борьбой с Византией и аварским нашествием (кстати говоря, по словам летописца : «обров истребил бог; не осталось не единого»), начинают расселяться по равнине. Это расселение можно признать начальным пунктом нашей истории. Византийские писатели этого периода застают славян в состоянии необычайного движения. Император Маврикий (582-602 гг.), долго боровшийся со славянами, пишет, что они живут точно разбойники, всегда готовые подняться с места, посёлками разбросанными по лесам и по берегам многочисленных рек их страны. А Прокопий в своём сочинении замечает, что славяне живут в плоских хижинах и постоянно переселяются. Причина этой подвижности проистекала, видимо, из поиска новых земель, которые продолжались едва ли не два века. И косвенным подтверждением такой гипотезы является то, что византийцы упоминают о вторжениях задунайских славян в пределы Империи во второй четверти VII века (после чего славяне куда-то пропадают), а потом только в IX, когда они снова появляются в византийских сказаниях и снова нападают на Византию, но уже с другой стороны, морским путём, и под новым именем Русь.
О судьбе восточных славян в этот длинный промежуток (VII- IX века), у византийцев мало надёжных известий. И поэтому, от этих неопределённых записок иностранных писателей можно перейти к достаточно точным указаниям нашего начального летописца, в которых он говорит о дальнейшем расселении восточных славянский племён, вошедших в состав Русского государства. О расселении летопись рассказывает в трёх местах. В первом говорится, что восточная отрасль славян – хорваты белые, сербы и хорутане, будучи потеснены врагом, двинулись на северо-восток, и одни осели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах. Те, что начали селиться между Припятью и Двиной назвались дреговичами, а те же, что нашли себе приют на Двине, назвались полочанами, от названия речки Полоты, впадающей в Двину. Часть славян так же села подле озера Ильмень и прозвалась своим именем – славянами (словенами). Эти славяне построили город и назвали его Новгородом. Остальные славяне поселились по Десне, по Семи, по Суле и назвались северянами (или северцами). В другом месте говорится, что у каждого племени (полян, древлян, дреговичей, славян - в Новгороде, полочан) было своё княжение. А от полочан вышли кривичи, которые двинулись к верховьям Волги, Двины и Днепра, основав город Смоленск. Наконец, в третьем месте, говоря о полянах и древлянах, с подтверждением, что они племени славянского, летописец добавляет ещё радимичей и вятичей, которые происходят от ляхов, то есть от западных славян: «Были два брата в ляхах, Радим и Вятко; Радим пришёл и сел со своим родом на Соже, а Вятко - на Оке». Тут же прибавлены хорваты, дулебы, жившие по Бугу, где во времена летописца уже были волыняне; наконец угличи и тиверцы, жившие по Днестру, до самого моря и Дуная. И всё это были многочисленные племена, у которых имелись свои города, существовавшие во времена составления летописи.
Из первого известия видно, что восточные славяне двинулись «от хорватов», из Галиции, прямо на восток до Днепра – то были древляне и поляне. Потом славянское народонаселение стало распространятся на север по правому берегу Днепра. Между Припятью и Двиной появились дреговичи, за ними по Двине, опять прямо на север – полочане и, наконец, славяне новгородские. Кривичи пропущены в первом отрывке; летописец прямо переходит к ближайшим к Киеву северянам – на восточный берег Днепра, к Десне, Семи и Суле. Второе известие дополняет и объясняет первое. Здесь сначала летописец перечисляет только пять главных племён на западной стороне – полян, древлян, дреговичей, славян новгородских и полочан, но потом указывает на дальнейшее расселение: от полочан расселились кривичи по верховьям Волги, Двины и Днепра – «от них же кривичи», от кривичей на юг, по Днепру и его притокам – северяне. Следовательно, славяне двигались по западной стороне Днепра на север, а потом спускались на юг по восточной стороне этой реки. О других племенах – дулебах, бужанах, угличах, тиверцах, радимичах и вятичах летописец сначала не упоминает. Из этого умолчания можно заключить, что означенные племена явились на востоке не вследствие известного поражения (и не имеют связи с перечисленными выше племенами), а явились особо.
Итак, первыми славянскими поселенцами являются древляне и поляне – жители лесов и полей. Уже эти самые местные причины обусловили разницу в нравах и обычаях обоих племён – большую дикость древлян, их склонность жить за счёт соседей, от чего терпели поляне. За древлянами следуют дреговичи, поселившиеся между Припятью и Двиной. За дреговичами следуют полочане (кривичи), основавшие Смоленск, Изборск, Полоцк (от реки Полоты), Торопец (от реки Торопы). За кривичами идут славяне новгородские. Во всех названиях племён заметно, что они произошли или от мест или от родоначальника, или называются собственным существительным (например, дулебы); и одни только жители Новгорода «прозвашась своим имянем», как говорит летописец - славянами. Эта странность может быть объяснима тем, что славяне ильменские, будучи позднейшими переселенцами (и выходцами от кривичей), не успели приобрести видового названия и удерживали название родовое, чтобы отличать себя от окружавших их иноплеменников – финнов. Следом за славянами пришли северяне, радимичи и вятичи, причём последним пришлось уйти дальше на восток, на Оку, потому что земли по Десне (между Сожью и Окой), уже оказались занятыми северянами – родичами новгородцев.
О передвижении дулебов - бужан (прозванных позже волынянами), летописцу ничего неизвестно. И, скорее всего, это ветвь хорватского племени, с незапамятных времён поселившаяся на берегах Буга, на Волыни. Последними племенами к югу летописец считает угличей и тиверцев. Согласно Повести они селились по Днестру до моря и Дуная. Но есть и другой отрывок, из которого видно, что угличи жили прежде в низовьях Днепра, а после двинулись на запад, перешли Днестр и поселились на его западном берегу.
2. Укрепление на востоке
В конечном итоге обширные земли Восточной Европы оказались заселены многочисленными, родственными между собой славянскими племенами. Жили они достаточно обособленно, имели своих князей, племенных и родовых старейшин; привычек и обычаев держались разных. Так что же послужило причиной того, что эти вовсе не нуждающиеся друг в друге (не нуждающиеся в те времена), социумы в весьма недалёком будущем объединились в единую общность под названием Русь, известную так же как Киевский каганат? (Что явилось потом определяющим фактором для возникновения трёх новых народов восточного славянства – русских (великороссов), украинцев и белорусов?) Имелись ли к объединению этих племён, разделённых неухоженным, необработанным пространством – реками, озёрами, лесами, лугами, болотами, – какие либо глубинные предпосылки, или же слияние произошло вследствие экспансии более сильных в военном отношении родовых сообществ? Для того чтобы разобраться, необходимо рассмотреть занятия восточных славян, их культуру и всю устойчивую совокупность признаков, которая, собственно, и определяет народ.
Голосование:
Суммарный балл: 40
Проголосовало пользователей: 4
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 4
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 05 сентября ’2010 19:09
ох как много в истории всякого вранья, Вы делаете нужное дело, пытаясь разобраться...
|
volot18
|
Оставлен: 05 сентября ’2010 20:00
Пока скопировала себе. Почитаю в более крупном формате. Но за тему - 10!
|
Оставлен: 06 сентября ’2010 20:12
Здесь я рассматриваю только самые проверенные данные. Многое - согласен! - за кадром...
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор