Культурное наследие хеттов, Римской империи, Древней Греции, Персии, Византии делают Турцию очень интересной для посещения. Вместе с тем, в этой стране имеется регион, который оказался по некоторым причинам несколько в стороне от туристских маршрутов, но имеющий большой туристский потенциал. Все больший интерес в мире вызывает культурное наследие северо-восточного региона Турции, практически совершенно неизвестное многим туристам, поскольку в ряде литературных источников указывается, что в Турции существуют несколько районов, закрытых для массового туризма. Одним из таких районов является регион, который имеет прямое отношение к культурному наследию одного из христианских народов – грузин и страны Грузии. В целом, за пределами нынешних границ Грузии сохранилось много грузинских памятников. Не только в Турции, Азербайджане, Армении, Дагестане, в целом на Северном Кавказе, но и далеко за историческими границами Грузии, в таких странах как Болгария, Сирия, Палестина. Северо-восток Турции обладает богатейшими культурно-историческими ресурсами с точки зрения развития экскурсионно-познавательного, религиозного и этнического туризма.
Культурно-исторические ресурсы – совокупность памятников материальной и духовной культуры, созданных в процессе исторического развития данной территории и являющихся объектами туристского интереса.
Рассмотрим более подробно памятники грузинского культурного наследия, которые теперь находятся на территории Турции и составляют основу культурно-исторического наследия северо-восточного региона этой страны.
Регион, раскинувшийся на северо-восточной части нынешних границ Турции, по сути, представляет собой земли исторических древнегрузинских провинций Юго-Западной Грузии, известные под сокращенным названием «Тао-Кларджети», с богатой историей и культурой, населенные издревле грузинами. Если говорить об особой важности и знаменательности этого региона для Грузии, то следует отметить три аспекта, определяющих это значение.
1.Христианство в Грузию впервые проникло именно этим путем.
2.Здесь был заложен фундамент единого Грузинского государства.
3.В этих местах были созданы важнейшие памятники грузинской культуры, относящиеся к церковному и светскому зодчеству, к духовной литературе, монументальной живописи и ювелирному искусству.
Каждому грузину очень дорог этот край. В буклетах, распространяемых Министерством туризма Турции, об этом регионе упоминается лишь вскользь, на туристских картах этот регион не указывается вообще или указывается очень схематично. Этот край, благодаря многовековой упорной борьбе и своему географическому положению бережно хранил свою национальную и культурную сущность. В XII веке до н.э. на этой территории возникло одно из первых (наряду с Колхидой) государственных образований грузинских племен – государство Диаохи, хорошо известное по ассирийским и урартийским источникам. Еще в своей книге «Аннабис» Ксенофонт, после путешествия греков через эти места, упоминал грузинское население края – таохов, как мужественных и отважных защитников своей свободы. Позже территория с VI в. до н.э. входит в знаменитое Колхидское царство, в котором побывали аргонавты, пораженные его культурой и величием. В IV в. до н.э. с центром в Восточной части Грузии, возникло хорошо известное древнегрузинское Иберийское (Картлийское) царство. Рассматриваемый нами регион с грузинским населением не был оставлен за его пределами, а составил одну из его областей, так называемую в летописях Земо Картли (Верхняя Картли). Начиная со времен расширения границ Римской Империи на восток и появления затем Византийской Империи регион попадает временно в пределы последней. По летописным источникам в Юго-Западной Грузии, известны древнегрузинский город-центр Артануджи и культурно-религиозный центры Опиза, Анчи и другие. Заботу об их укреплении и развитии проявлял знаменитый грузинский царь Вахтанг Горгасал (V век н.э.). В начале IX века в Юго-западной Грузии, в эпоху феодальной раздробленности, возникает, хорошо известное по различным источникам, грузинское Тао-Кларджетское (Картвельское) царство с центром в Тао, ведущее свое название от наименования грузинского племени таохов. Царство составляли провинции: Тао, Кларджети, Шавшети, Кола, Артаани, Ачара (Аджария), Джавахети, Тортуми, Спери, Имер-Хеви, Самцхе и некоторые другие. Основателем царства является Ашот Багратиони, положивший начало знаменитой грузинской династии, происходившей из грузинской провинции Спери, нынешний Испир в Турции.
После прибытия Ашота Багратиони начинается небывалое возрождение края, пострадавшее ранее в результате нашествия арабов. Также возрождение этого региона связано с именем св. Григола (Григория) Хандзтели (749-851) и его учеников, которые начали уже в конце VIII века в огромных масштабах монастырское движение при поддержке светских властей, которое в итоге привело к возведению огромного количества храмов, имеющих выдающееся, мировое значение. Монастырско-церковное возрождение повлекло за собой основание новых и восстановление старых монастырей, которые с самого начала стали мощными очагами грузинской культуры. Из этого региона вышли великие деятели, которые в дальнейшем основали в Византии, Палестине, Сирии грузинские монастыри, ставшие крупными очагами культуры и духовности. Примерами могут явиться Крестовый монастырь в Иерусалиме и монастырь на св. горе Афон, которые являлись для своего времени не только культурными центрами, но и имели общегосударственное политическое значение. Среди первых владельцев царства Тао-Кларджети особо выделяется видный политический деятель 2-й пол. X века, лидер всего Кавказа тех времен, основатель объединенной грузинской монархии, Давид Курапалат (скончался в 1001). С его именем связано строительство многих значительных архитектурных памятников в этом регионе (Ошки, Хахули, Пархали, Отхта и др.). Поражает обилие и красота этих памятников, многие из которых сегодня находятся в плачевном состоянии. В этом регионе имеются храмовые сооружения, церкви и монастыри, хорошо известные под названием Бана, Хахули, Ишхани, Ошки, Олтиси, Панаскерти, Экеки, Таоскари, Калмахи, Пархали (в Тао). Севернее расположены – Опиза, Хандзта, Анчи, Парехи, Мере, Даба, Джмерки, Порта, Долискана, Баратети, Берта, Тбети, Схалтба, Занави и другие. Все эти сооружения необыкновенно красивы, и знаменуют собой очередную высоко культурную ступень достижений грузинской национальной архитектуры, являясь шедеврами искусства. Однако многие храмы сегодня требуют срочной реставрации.
Известный грузинский писатель Г.Леонидзе писал: "Великим трудом отличались наши предки. Поглядите вокруг – нет в нашей стране ни одного холма, на котором не виднелись бы храм, крепостная башня или замок. Много пота пролили наши предки". Эти слова можно с полной уверенностью отнести и к этому региону.
Здесь работали выдающиеся представители грузинской феодальной общественности и культуры – уже упоминавшийся выше Григорий Хандзтийский (Григол Хандзтели), Серапион и Басиль Зарзмели, Георгий Мерчули, Арсений Сапарели, Дачи, Григол Ошкели, известные гимнографы Иоанэ Мтбевари, Микель Мод-рекили (из Ошки), Иоанэ Конкозисдзе и другие. Отсюда были родом знаменитые деятели Афонской грузинской лавры – победитель мятежного полководца Варды Склира Торникэ – спасший Византийскую империю в трудную минуту,Иоанэ и его сын, один из самых выдающихся представителей древней Грузии – Евфимий Ибер, или Афонский. Здесь созданы такие блестящие памятники древнегрузинской церковной письменности, как жития Серапиона Зарзмели, Григола Хандзтели, Гоброна-Микеля и других. Тут переписывались и создавались новые рукописи, осуществлялись переводы, создавались миниатюры и др. Недаром этот край именовался в те времена «Грузинским Синаем».
На рубеже X – XI веков происходит объединение всех грузинских феодальных царств, а именно Тао-Кларджетское царство объединяется сначала с Абхазским царством со столицей в древнегрузинском городе Кутаиси, а позже и с Кахетинским царством, что привело, в итоге, к политическому объединению Грузии и созданию мощной монархии, во главе с династией Багратиони. Примечательно, что после этого, воины из Тао-Кларджети, составляли всегда авангард в войске Грузии, являясь одной из его самых боеспособных частей. Следует также не забывать очень важную деталь, что уже с середины XI века и на протяжении последующих веков, Грузия остается единственным христианским государством на Кавказе, дающая отпор иноземным ордам. А албанские и армянские христианские царства на Кавказе, к сожалению, навсегда исчезли под натиском иноземных завоевателей.Окончательное политическое объединение Грузии привело к дальнейшему еще более интенсивному развитию грузинской культуры и искусства. Возводятся замечательные архитектурные сооружения по всей Грузии, ныне внесенные в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, активно развиваются фресковая живопись, духовная и светская литературная деятельность, также получают бурное развитие иные направления грузинского искусства. Вскоре Грузия вступает в так называемый «Золотой век», который дал миру «Витязя в тигровой шкуре» великого Шота Руставели, предвосхитившего эпоху возрождения. К XIII веку, при правлении царицы Тамар, Грузия достигает своего наивысшего политического могущества, став самым мощным и сильным государством во всей Передней Азии, являясь надежным бастионом для христианства. Однако, из-за многочисленных последующих иноземных нашествий, произошло ослабление и в XV веке политическое раздробление Грузии. Несмотря на это, вся Грузия готовится к походу для освобождения Константинополя (Стамбула) от турецких завоевателей, обязавшись выставить 100 тысяч грузинских воинов, однако поход не был поддержан европейскими правителями. При этом, уже с середины ХVI века, началось завоевание турками Юго-Западной Грузии. После проведенной в этих местах переписи на момент начала завоевания тогда насчитывалась 1161 грузинская деревня. Постепенно этот процветающий край, с многочисленными вековыми духовно-культурными центрами грузинского народа приходит в упадок. На протяжении всего времени после завоевания уничтожались памятники грузинского искусства и наследия, многочисленные храмы, монастыри, рукописи и т.д., превращаясь в руины и пепел. Из-за невыносимых условий, созданных турками, грузинское население края стало покидать край, а оставшиеся грузины подверглись в значительной части насильственной исламизации. Большое число грузинских православных храмов было переделано в мусульманские мечети.
С 1878 года, после русско-турецких войн на Кавказе, в которых участвовало грузинские народное ополчение, край входил в пределы Российской империи.
В 1918-1919 годах, уже в период Грузинской Демократической Республики, повторно пришлось освобождать край от контроля Турции. В это время заключаются международные договоры, признающие бесспорное право Грузии на эти территории. Таким образом, край, который так дорог грузинам был возвращен.
Однако, после трагических событий 1921 года и установления в Грузии советской власти, по навязанному для Грузии Карсскому Договору от 1921 года, исторические грузинские земли (провинции Тао, Кларджети, Артаани, Шавшети, Кола и др.) были отделены от Грузии и по договоренности переданы Турции. После этого, коренное грузинское население этих мест, подверглось выселению во внутренние районы Турции, а именно в Анатолию.
В ХХ веке турецкие власти, к сожалению, продолжали политику стирания следов культурно-исторического наследия грузинского народа, подрывая и разрушая храмы. Так, например, в 60-х годах были взорваны многовековые духовно-культурные центры, в частности, монастырские комплексы Опиза и Тбети. До сих пор продолжается процесс изменения грузинских наименований и топонимики, а также не останавливается политика насильственной ассимиляции, в том числе и языковой, оставшегося грузинского населения и близкородственных им лазов, и преследования лиц, которые хотят сохранить грузинскую культуру.