16+
Лайт-версия сайта

В.Силогава - Культурное наследие северо-восточного региона Турции (Тао-Кларджети)

Литература / История, естествознание / В.Силогава - Культурное наследие северо-восточного региона Турции (Тао-Кларджети)
Просмотр работы:
22 августа ’2010   01:16
Просмотров: 28748

Культурное наследие хеттов, Римской империи, Древней Греции, Персии, Византии делают Турцию очень интересной для посещения. Вместе с тем, в этой стране имеется регион, который оказался по некоторым причинам несколько в стороне от туристских маршрутов, но имеющий большой туристский потенциал. Все больший интерес в мире вызывает культурное наследие северо-восточного региона Турции, практически совершенно неизвестное многим туристам, поскольку в ряде литературных источников указывается, что в Турции существуют несколько районов, закрытых для массового туризма. Одним из таких районов является регион, который имеет прямое отношение к культурному наследию одного из христианских народов – грузин и страны Грузии. В целом, за пределами нынешних границ Грузии сохранилось много грузинских памятников. Не только в Турции, Азербайджане, Армении, Дагестане, в целом на Северном Кавказе, но и далеко за историческими границами Грузии, в таких странах как Болгария, Сирия, Палестина. Северо-восток Турции обладает богатейшими культурно-историческими ресурсами с точки зрения развития экскурсионно-познавательного, религиозного и этнического туризма.
Культурно-исторические ресурсы – совокупность памятников материальной и духовной культуры, созданных в процессе исторического развития данной территории и являющихся объектами туристского интереса.
Рассмотрим более подробно памятники грузинского культурного наследия, которые теперь находятся на территории Турции и составляют основу культурно-исторического наследия северо-восточного региона этой страны.
Регион, раскинувшийся на северо-восточной части нынешних границ Турции, по сути, представляет собой земли исторических древнегрузинских провинций Юго-Западной Грузии, известные под сокращенным названием «Тао-Кларджети», с богатой историей и культурой, населенные издревле грузинами. Если говорить об особой важности и знаменательности этого региона для Грузии, то следует отметить три аспекта, определяющих это значение.
1.Христианство в Грузию впервые проникло именно этим путем.
2.Здесь был заложен фундамент единого Грузинского государства.
3.В этих местах были созданы важнейшие памятники грузинской культуры, относящиеся к церковному и светскому зодчеству, к духовной литературе, монументальной живописи и ювелирному искусству.
Каждому грузину очень дорог этот край. В буклетах, распространяемых Министерством туризма Турции, об этом регионе упоминается лишь вскользь, на туристских картах этот регион не указывается вообще или указывается очень схематично. Этот край, благодаря многовековой упорной борьбе и своему географическому положению бережно хранил свою национальную и культурную сущность. В XII веке до н.э. на этой территории возникло одно из первых (наряду с Колхидой) государственных образований грузинских племен – государство Диаохи, хорошо известное по ассирийским и урартийским источникам. Еще в своей книге «Аннабис» Ксенофонт, после путешествия греков через эти места, упоминал грузинское население края – таохов, как мужественных и отважных защитников своей свободы. Позже территория с VI в. до н.э. входит в знаменитое Колхидское царство, в котором побывали аргонавты, пораженные его культурой и величием. В IV в. до н.э. с центром в Восточной части Грузии, возникло хорошо известное древнегрузинское Иберийское (Картлийское) царство. Рассматриваемый нами регион с грузинским населением не был оставлен за его пределами, а составил одну из его областей, так называемую в летописях Земо Картли (Верхняя Картли). Начиная со времен расширения границ Римской Империи на восток и появления затем Византийской Империи регион попадает временно в пределы последней. По летописным источникам в Юго-Западной Грузии, известны древнегрузинский город-центр Артануджи и культурно-религиозный центры Опиза, Анчи и другие. Заботу об их укреплении и развитии проявлял знаменитый грузинский царь Вахтанг Горгасал (V век н.э.). В начале IX века в Юго-западной Грузии, в эпоху феодальной раздробленности, возникает, хорошо известное по различным источникам, грузинское Тао-Кларджетское (Картвельское) царство с центром в Тао, ведущее свое название от наименования грузинского племени таохов. Царство составляли провинции: Тао, Кларджети, Шавшети, Кола, Артаани, Ачара (Аджария), Джавахети, Тортуми, Спери, Имер-Хеви, Самцхе и некоторые другие. Основателем царства является Ашот Багратиони, положивший начало знаменитой грузинской династии, происходившей из грузинской провинции Спери, нынешний Испир в Турции.
После прибытия Ашота Багратиони начинается небывалое возрождение края, пострадавшее ранее в результате нашествия арабов. Также возрождение этого региона связано с именем св. Григола (Григория) Хандзтели (749-851) и его учеников, которые начали уже в конце VIII века в огромных масштабах монастырское движение при поддержке светских властей, которое в итоге привело к возведению огромного количества храмов, имеющих выдающееся, мировое значение. Монастырско-церковное возрождение повлекло за собой основание новых и восстановление старых монастырей, которые с самого начала стали мощными очагами грузинской культуры. Из этого региона вышли великие деятели, которые в дальнейшем основали в Византии, Палестине, Сирии грузинские монастыри, ставшие крупными очагами культуры и духовности. Примерами могут явиться Крестовый монастырь в Иерусалиме и монастырь на св. горе Афон, которые являлись для своего времени не только культурными центрами, но и имели общегосударственное политическое значение. Среди первых владельцев царства Тао-Кларджети особо выделяется видный политический деятель 2-й пол. X века, лидер всего Кавказа тех времен, основатель объединенной грузинской монархии, Давид Курапалат (скончался в 1001). С его именем связано строительство многих значительных архитектурных памятников в этом регионе (Ошки, Хахули, Пархали, Отхта и др.). Поражает обилие и красота этих памятников, многие из которых сегодня находятся в плачевном состоянии. В этом регионе имеются храмовые сооружения, церкви и монастыри, хорошо известные под названием Бана, Хахули, Ишхани, Ошки, Олтиси, Панаскерти, Экеки, Таоскари, Калмахи, Пархали (в Тао). Севернее расположены – Опиза, Хандзта, Анчи, Парехи, Мере, Даба, Джмерки, Порта, Долискана, Баратети, Берта, Тбети, Схалтба, Занави и другие. Все эти сооружения необыкновенно красивы, и знаменуют собой очередную высоко культурную ступень достижений грузинской национальной архитектуры, являясь шедеврами искусства. Однако многие храмы сегодня требуют срочной реставрации.
Известный грузинский писатель Г.Леонидзе писал: "Великим трудом отличались наши предки. Поглядите вокруг – нет в нашей стране ни одного холма, на котором не виднелись бы храм, крепостная башня или замок. Много пота пролили наши предки". Эти слова можно с полной уверенностью отнести и к этому региону.
Здесь работали выдающиеся представители грузинской феодальной общественности и культуры – уже упоминавшийся выше Григорий Хандзтийский (Григол Хандзтели), Серапион и Басиль Зарзмели, Георгий Мерчули, Арсений Сапарели, Дачи, Григол Ошкели, известные гимнографы Иоанэ Мтбевари, Микель Мод-рекили (из Ошки), Иоанэ Конкозисдзе и другие. Отсюда были родом знаменитые деятели Афонской грузинской лавры – победитель мятежного полководца Варды Склира Торникэ – спасший Византийскую империю в трудную минуту,Иоанэ и его сын, один из самых выдающихся представителей древней Грузии – Евфимий Ибер, или Афонский. Здесь созданы такие блестящие памятники древнегрузинской церковной письменности, как жития Серапиона Зарзмели, Григола Хандзтели, Гоброна-Микеля и других. Тут переписывались и создавались новые рукописи, осуществлялись переводы, создавались миниатюры и др. Недаром этот край именовался в те времена «Грузинским Синаем».
На рубеже X – XI веков происходит объединение всех грузинских феодальных царств, а именно Тао-Кларджетское царство объединяется сначала с Абхазским царством со столицей в древнегрузинском городе Кутаиси, а позже и с Кахетинским царством, что привело, в итоге, к политическому объединению Грузии и созданию мощной монархии, во главе с династией Багратиони. Примечательно, что после этого, воины из Тао-Кларджети, составляли всегда авангард в войске Грузии, являясь одной из его самых боеспособных частей. Следует также не забывать очень важную деталь, что уже с середины XI века и на протяжении последующих веков, Грузия остается единственным христианским государством на Кавказе, дающая отпор иноземным ордам. А албанские и армянские христианские царства на Кавказе, к сожалению, навсегда исчезли под натиском иноземных завоевателей.Окончательное политическое объединение Грузии привело к дальнейшему еще более интенсивному развитию грузинской культуры и искусства. Возводятся замечательные архитектурные сооружения по всей Грузии, ныне внесенные в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, активно развиваются фресковая живопись, духовная и светская литературная деятельность, также получают бурное развитие иные направления грузинского искусства. Вскоре Грузия вступает в так называемый «Золотой век», который дал миру «Витязя в тигровой шкуре» великого Шота Руставели, предвосхитившего эпоху возрождения. К XIII веку, при правлении царицы Тамар, Грузия достигает своего наивысшего политического могущества, став самым мощным и сильным государством во всей Передней Азии, являясь надежным бастионом для христианства. Однако, из-за многочисленных последующих иноземных нашествий, произошло ослабление и в XV веке политическое раздробление Грузии. Несмотря на это, вся Грузия готовится к походу для освобождения Константинополя (Стамбула) от турецких завоевателей, обязавшись выставить 100 тысяч грузинских воинов, однако поход не был поддержан европейскими правителями. При этом, уже с середины ХVI века, началось завоевание турками Юго-Западной Грузии. После проведенной в этих местах переписи на момент начала завоевания тогда насчитывалась 1161 грузинская деревня. Постепенно этот процветающий край, с многочисленными вековыми духовно-культурными центрами грузинского народа приходит в упадок. На протяжении всего времени после завоевания уничтожались памятники грузинского искусства и наследия, многочисленные храмы, монастыри, рукописи и т.д., превращаясь в руины и пепел. Из-за невыносимых условий, созданных турками, грузинское население края стало покидать край, а оставшиеся грузины подверглись в значительной части насильственной исламизации. Большое число грузинских православных храмов было переделано в мусульманские мечети.
С 1878 года, после русско-турецких войн на Кавказе, в которых участвовало грузинские народное ополчение, край входил в пределы Российской империи.
В 1918-1919 годах, уже в период Грузинской Демократической Республики, повторно пришлось освобождать край от контроля Турции. В это время заключаются международные договоры, признающие бесспорное право Грузии на эти территории. Таким образом, край, который так дорог грузинам был возвращен.
Однако, после трагических событий 1921 года и установления в Грузии советской власти, по навязанному для Грузии Карсскому Договору от 1921 года, исторические грузинские земли (провинции Тао, Кларджети, Артаани, Шавшети, Кола и др.) были отделены от Грузии и по договоренности переданы Турции. После этого, коренное грузинское население этих мест, подверглось выселению во внутренние районы Турции, а именно в Анатолию.
В ХХ веке турецкие власти, к сожалению, продолжали политику стирания следов культурно-исторического наследия грузинского народа, подрывая и разрушая храмы. Так, например, в 60-х годах были взорваны многовековые духовно-культурные центры, в частности, монастырские комплексы Опиза и Тбети. До сих пор продолжается процесс изменения грузинских наименований и топонимики, а также не останавливается политика насильственной ассимиляции, в том числе и языковой, оставшегося грузинского населения и близкородственных им лазов, и преследования лиц, которые хотят сохранить грузинскую культуру.






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

"ПОСЛЕДНИЙ ПОЕЗД", Ностальгическая Видео Песня.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 





© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft