-- : --
Зарегистрировано — 123 175Зрителей: 66 280
Авторов: 56 895
On-line — 12 252Зрителей: 2397
Авторов: 9855
Загружено работ — 2 120 078
«Неизвестный Гений»
Л. Пашаева - Курды на Южном Кавзазе
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
17 августа ’2010 18:10
Просмотров: 29763
Курды – исконные обитатели Ближнего и Среднего Востока. Они вписали немало страниц в историю и культуру этого важнейшего региона – родины многих древних цивилизаций.
Курды являются единственным многочисленным народом (более 30 млн.) в мире, который не имеет национального государства.
Их родина – Курдистан еше в ХVI в. была расчленена турецкими султанами и иранскими шахами.
После окончания Первой мировой войны родина курдов оказалась разделенной между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Так, в научном обороте появились такие понятия, как Турецкий Курдистан, Иранский Курдистан, Иракский Курдистан и Сирийский Курдистан.
Сведения о курдах и их предках можно найти в сочинениях античных и средневековых историков и путешественников (Ксенофонт, Страбон, Ибн Батута, Марко Поло и др.).
Одним из первых упоминаний о курдах можно считать сведения греческих философов Страбона и Птоломея, описавших область Кордуэну (Гордиэну) – Курдистан. Ксенофонт в «Анабазисе» также повествует о воинственном, выносливом народе – кардухах, преследовавших войско греков.
Большая часть историков - курдоведов, занимающаяся тщательным исследованием вопросов относительно происхождения курдов, пришла к выводу, что в этногенезе курдов принимали участие древнейшие аборигены Загросских гор (Сев. Месопатамия) и иранские племена.
Известный английский курдовед нач. ХХв. Э.Б. Сон, путешест-вовавший по Курдистану, в своём сочинении «О курдах и их стране» пишет: «Эта же страна, где позже помещалась непобедимая Гордиэна, название которой появилось немедленно после исчезновения имени мидян, в середине царствования в Персии Ахеменидов (около 400 г. до Р.Х.) и применялось к расам, обитавшим земли современного Курдистана, то есть бывшей Мидии.
И вот с того времени это был Курдистан, родина «диких народов», говоривших на языке, чистота древних форм которого является одним из лучших доказательств, что курды занимают свои высокие горы с того времени, когда арийские орды двинулись из своей «земли Восхода»…
Среди курдов всегда бытовало мнение о их мидийском происхождении, чем они и гордились спокон веков. Хотя целью данной работы не является выявление прямых предков курдов, всётаки мы посчитали интересной и эту теорию, так как многие из ученых склоняются к ней, например В.Ф. Минорский.
В III в. до н. э. в результате распада государства Селевкидов возникло могущественное Парфянское царство, в составе которого уже существовали отдельные курдские династии.
После парфянских Аршакидов и в эпоху правления Сасанидов (226 – 651 гг. н.э.) также существовали самостоятельные курдские династии – Базикани, Дейсеми, Химдани и др.
В сочинениях персидских и арабских путешественников и историографов, в отличие от доисламских историков, можно почерпнуть более или менее определённые сведения о расселении курдских племен и их стране.
В средневековье курды создали крупные независимые княжества – эмираты такие, как Бохтан со столицей Джезире, Бахдинан в Амадии, Хакари, Ардалан, Мерванидское государство в Диарбакире и др. Правители этих эмиратов чеканили собственную монету, и время от времени были независимы, то полузависимы.
Независимые курдские династии (Шедадиды, Мерваниды, Равадиды, Хасанвайхиды, Айубиды и др.) управляли не только отдельными княжествами (Диарбакир, Мардин, Аран, Ани, Динавер, Шахрезур, Лурестан), но и крупными государствами (Египет и Сирия).
Курдами по происхождению были знаменитые Салах ад-дин - создатель Айубидской державы, объединивший Сирию, Палестину и Египет (ХII в.), и Керим-хан основатель династии Зендов в Иране во второй половине ХVIII в.
Х – ХV вв. считаются эпохой политического и культурного расцвета курдского народа. Затем судьбы курдов складываются трагично. С начала ХVI в. Курдистан стал ареной непрекращающихся войн между Сефевидским Ираном и Османской империей.
В 1514г. большая часть Курдистана вошла в состав Османской империи, и всё же курдские эмираты продолжали своё фактическое существование вплоть до ХIХ в.
Что касается появления курдов на Южном Кавказе, то считается, что они попали сюда в ХVI в. Но исследования разных учёных показали, что на Южном Кавказе отдельные курдские семьи появляются гораздо раньше чем предполагалось. Об этом свидетельствует появление могущественных династий на территории Армении и Азербайджана.
Известный грузинский учёный Шота Месхия отмечает: «Как, видим, «позднее переселение курдов в Закавказье» начинается не с ХVI в., как это предполагают грузинские исследователи, а гораздо раньше, еще с 50 -х годов Х в.».
К такому заключению он приходит после проведенного им тщательного исследования относительно происхождения известной грузинской династии Мхаргрдзели, сыгравшей значительную роль при дворе грузинских царей в ХII в.
Ш. Месхия изучает и рассматривает сочинения армянских и грузинских историков и летописцев, как современников братьев Ивана и Захариа Мхаргрдзели, так и сочинения более поздних авторов.
Он приходит к такому же выводу, как и академики И. Орбели, Н. Марр, В. Ален, И. Джавахишвили и др.
Согласно выводу их исследований, династия Мхаргрдзели является ветвью одного из курдских племен, о чем свидетельствуют армянские историки Киракос Гандзекеци и Вардан.
Кроме вышеуказанной династии на территории Армении и Азербайджана с 951 г. господствовала знаменитая курдская династия Шедадидов, власть которой распространялась над огромной территорией, от р. Кура до р. Аракс. Основоположником этой династии был Мухаммед Шадад ибн Карту. Резиденция Шедадидов была расположена в главных городах - Гяндже и Двине. За все время своего правления Шедадиды вели войны с соседними правителями. Вторая ветвь этой династии утвердилась в Ани и управляла обширной территорией.
В это самое время в Азербайджане властвовала вторая курдская династия Равадидов, которая еще во времена первых Аббасидских халифов управляла Тавризом, а в 984 г. весь Азербайджан находился под властью Равадидов.
После распада государства Сельджукидов на территории Южной Армении в 1100 г. властвовала курдская династия Шахарманидов.
Исходя из вышеприведенных материалов, становится ясным, что курдский элемент на Южном Кавказе появляется приблизительно с ХI в.
Начиная с ХVI в., после завоевания и раздела Курдистана, часть курдских племен начинает передвижение на Южный Кавказ. Отдельные племенные союзы оказываются на территории Южного Кавказа в частности в Грузии и Армении после двух русско-персидских войн ; 1804- 1813 гг.; и 1826 – 1828 гг., крымской 1853 – 1856 гг. и русско-турецкой войн 1877 – 1878 гг. Это были лишь жители тех селений, которые, согласно Гюлистанского и Туркманчайского договоров, перешли в подданство России, либо переселенцы, бежавшие на территорию бывшей Эриванской губернии от притеснения иранских и турецких властей.
Переселение приобрело массовый характер во время армянской и езидской резни в 1916 г. В Армении в течение ХIХ - нач. ХХ в. оказалась часть курдских родо-племенных объединений, в основном езиды, которые обосновались в Эчмиадзинском, Алескандропольском и Сурмалинском уездах. В последних двух некоторые езидские племена обитали с незапамятных времён.
В Азербайджане в более позднюю эпоху появляются новые курдские племена и поселения. В конце 1807 г. курдский предводитель рода Махмед Сефи - султан перешел русско-персидскую границу со своим родом включавшим 600 семейств, и обосновался в Карабахском ханстве. В 1885 г. несколько курдских племен перешли русско-турецкую границу и приняли русское подданство.
Много курдских семей переселились из Ирана в Нахичеванский и Сурмалинский уезды. В литературе есть сведения о курдах, населявших Азербайджан во второй половине XIX в. Арешский, Джебраильский, Джеванширский и Зангезурский уезды бывшей Елисаветопольской губернии.
В основном на территорию Азербайджана, в его высокогорные и предгорные районы курды перебрались из Ирана с начала ХIХ в.
В 20-х годах в Азербайджанской ССР был образован Курдистанский уезд (с районами Кельбаджарский, Лачинскй, Кубатлинский и Зангеланский) с центром в Лачине. В 30-х годах Курдистанский уезд был преобразован в Курдистанский округ. В автономный округ вошли районы: Зангеланский, Кельбаджарский, Котурлинский, Кубатлинский и часть Джебраильского.
Во время создания Азербайджанской ССР не все народы Азербайджана стали обладателями автономии. Но курды получили автономию в Азербайджане известную нам как Красный Курдистан. Этот факт говорит о многочисленности курдов на данной территории.
В 1931 г. по приказу Сталина Курдская автономия была упразднена, после чего курды опять подверглись ассимиляции. В их паспортах в графе «национальность» записывали азербайджанец, тем самым отвергая наличие курдского элемента в Азербайджанской ССР. Сегодня большинство курдов независимой Азербайджанской республики ассимилировано. Хотя есть множество семей, сохранивших самобытность и язык.
Что касается Армении, сюда переселились в основном курды-езиды из окрестностей озера Ван, г. Игдыр и Карской области. Езиды поселялись в Армении на развалинах покинутых армянских и азербайджанских деревень, а также селений, принадлежавших прежде курдам-мусульманам, которые в 1917-1918 гг., покинув эти селения, перекочевали в Турцию или Азербайджан к единоверцам. В отличие от курдов Азербайджана курды Армении (как мусульмане, так и езиды) сохранили родовую и племенную принадлежность. Они селились с учетом родовой или племенной принадлежности.
В последние годы существования СССР (1988-89), до начала войны в Нагорном Карабахе значительная часть курдов-мусульман покинула насиженные места и переселилась в Россию. Это обусловило то, что многие из них, будучи приверженцами ислама, имели тесные родственные отношения с азербайджанцами, многие из них даже не знали родного языка.
В Грузии курды, исповедующие ислам, зафиксированы в ХVI в Месхети. Во второй половине 80-х годов XIX в. в Тифлисской губернии, куда входили Ахалкалакский, Ахалцихский и Борчалинский уезды, проживало около 3000 курдов.
Помимо Тифлисской губернии, курды-мусульмане в указанный период в количестве 839 человек проживали в Аджарии, входившей в Кутаисскую губернию.
В 1944 г. государственными органами было принято решение о выселении мусульманского населения с приграничных с Турцией районов, ввиду враждебного отношения последней к Советскому Союзу. Курды-мусульмане были депортированы в Киргизию и Казахстан.
После Первой мировой войны в 1918 г. основная масса курдов, исповедовавших езидизм, оказалась в Грузии в результате религиозно-политических преследований со стороны турецких властей и некоторой части самих курдов-мусульман. Курды-езиды были приняты правительством независимой Грузии во главе с Ное Жордания. Они поселились в основном в старых районах Тбилиси (Земеля, Дидубе, Воронцова, Руставели, Сололаки, Мейдан, Харпухи и т.д.), в Телави, Цнори, Кварели, Тианети, Батуми.
Во время Отечественной войны 1941-1945 гг. часть езидов Армении перешла на заработки в Тбилиси, где и обосновалась.
После распада СССР положение национальных меньшинств резко изменилось. В течение последнего десятилетия курды покидают насиженные места из-за тяжелого экономического положения и выезжают в Россию и западные страны.
Курды являются единственным многочисленным народом (более 30 млн.) в мире, который не имеет национального государства.
Их родина – Курдистан еше в ХVI в. была расчленена турецкими султанами и иранскими шахами.
После окончания Первой мировой войны родина курдов оказалась разделенной между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Так, в научном обороте появились такие понятия, как Турецкий Курдистан, Иранский Курдистан, Иракский Курдистан и Сирийский Курдистан.
Сведения о курдах и их предках можно найти в сочинениях античных и средневековых историков и путешественников (Ксенофонт, Страбон, Ибн Батута, Марко Поло и др.).
Одним из первых упоминаний о курдах можно считать сведения греческих философов Страбона и Птоломея, описавших область Кордуэну (Гордиэну) – Курдистан. Ксенофонт в «Анабазисе» также повествует о воинственном, выносливом народе – кардухах, преследовавших войско греков.
Большая часть историков - курдоведов, занимающаяся тщательным исследованием вопросов относительно происхождения курдов, пришла к выводу, что в этногенезе курдов принимали участие древнейшие аборигены Загросских гор (Сев. Месопатамия) и иранские племена.
Известный английский курдовед нач. ХХв. Э.Б. Сон, путешест-вовавший по Курдистану, в своём сочинении «О курдах и их стране» пишет: «Эта же страна, где позже помещалась непобедимая Гордиэна, название которой появилось немедленно после исчезновения имени мидян, в середине царствования в Персии Ахеменидов (около 400 г. до Р.Х.) и применялось к расам, обитавшим земли современного Курдистана, то есть бывшей Мидии.
И вот с того времени это был Курдистан, родина «диких народов», говоривших на языке, чистота древних форм которого является одним из лучших доказательств, что курды занимают свои высокие горы с того времени, когда арийские орды двинулись из своей «земли Восхода»…
Среди курдов всегда бытовало мнение о их мидийском происхождении, чем они и гордились спокон веков. Хотя целью данной работы не является выявление прямых предков курдов, всётаки мы посчитали интересной и эту теорию, так как многие из ученых склоняются к ней, например В.Ф. Минорский.
В III в. до н. э. в результате распада государства Селевкидов возникло могущественное Парфянское царство, в составе которого уже существовали отдельные курдские династии.
После парфянских Аршакидов и в эпоху правления Сасанидов (226 – 651 гг. н.э.) также существовали самостоятельные курдские династии – Базикани, Дейсеми, Химдани и др.
В сочинениях персидских и арабских путешественников и историографов, в отличие от доисламских историков, можно почерпнуть более или менее определённые сведения о расселении курдских племен и их стране.
В средневековье курды создали крупные независимые княжества – эмираты такие, как Бохтан со столицей Джезире, Бахдинан в Амадии, Хакари, Ардалан, Мерванидское государство в Диарбакире и др. Правители этих эмиратов чеканили собственную монету, и время от времени были независимы, то полузависимы.
Независимые курдские династии (Шедадиды, Мерваниды, Равадиды, Хасанвайхиды, Айубиды и др.) управляли не только отдельными княжествами (Диарбакир, Мардин, Аран, Ани, Динавер, Шахрезур, Лурестан), но и крупными государствами (Египет и Сирия).
Курдами по происхождению были знаменитые Салах ад-дин - создатель Айубидской державы, объединивший Сирию, Палестину и Египет (ХII в.), и Керим-хан основатель династии Зендов в Иране во второй половине ХVIII в.
Х – ХV вв. считаются эпохой политического и культурного расцвета курдского народа. Затем судьбы курдов складываются трагично. С начала ХVI в. Курдистан стал ареной непрекращающихся войн между Сефевидским Ираном и Османской империей.
В 1514г. большая часть Курдистана вошла в состав Османской империи, и всё же курдские эмираты продолжали своё фактическое существование вплоть до ХIХ в.
Что касается появления курдов на Южном Кавказе, то считается, что они попали сюда в ХVI в. Но исследования разных учёных показали, что на Южном Кавказе отдельные курдские семьи появляются гораздо раньше чем предполагалось. Об этом свидетельствует появление могущественных династий на территории Армении и Азербайджана.
Известный грузинский учёный Шота Месхия отмечает: «Как, видим, «позднее переселение курдов в Закавказье» начинается не с ХVI в., как это предполагают грузинские исследователи, а гораздо раньше, еще с 50 -х годов Х в.».
К такому заключению он приходит после проведенного им тщательного исследования относительно происхождения известной грузинской династии Мхаргрдзели, сыгравшей значительную роль при дворе грузинских царей в ХII в.
Ш. Месхия изучает и рассматривает сочинения армянских и грузинских историков и летописцев, как современников братьев Ивана и Захариа Мхаргрдзели, так и сочинения более поздних авторов.
Он приходит к такому же выводу, как и академики И. Орбели, Н. Марр, В. Ален, И. Джавахишвили и др.
Согласно выводу их исследований, династия Мхаргрдзели является ветвью одного из курдских племен, о чем свидетельствуют армянские историки Киракос Гандзекеци и Вардан.
Кроме вышеуказанной династии на территории Армении и Азербайджана с 951 г. господствовала знаменитая курдская династия Шедадидов, власть которой распространялась над огромной территорией, от р. Кура до р. Аракс. Основоположником этой династии был Мухаммед Шадад ибн Карту. Резиденция Шедадидов была расположена в главных городах - Гяндже и Двине. За все время своего правления Шедадиды вели войны с соседними правителями. Вторая ветвь этой династии утвердилась в Ани и управляла обширной территорией.
В это самое время в Азербайджане властвовала вторая курдская династия Равадидов, которая еще во времена первых Аббасидских халифов управляла Тавризом, а в 984 г. весь Азербайджан находился под властью Равадидов.
После распада государства Сельджукидов на территории Южной Армении в 1100 г. властвовала курдская династия Шахарманидов.
Исходя из вышеприведенных материалов, становится ясным, что курдский элемент на Южном Кавказе появляется приблизительно с ХI в.
Начиная с ХVI в., после завоевания и раздела Курдистана, часть курдских племен начинает передвижение на Южный Кавказ. Отдельные племенные союзы оказываются на территории Южного Кавказа в частности в Грузии и Армении после двух русско-персидских войн ; 1804- 1813 гг.; и 1826 – 1828 гг., крымской 1853 – 1856 гг. и русско-турецкой войн 1877 – 1878 гг. Это были лишь жители тех селений, которые, согласно Гюлистанского и Туркманчайского договоров, перешли в подданство России, либо переселенцы, бежавшие на территорию бывшей Эриванской губернии от притеснения иранских и турецких властей.
Переселение приобрело массовый характер во время армянской и езидской резни в 1916 г. В Армении в течение ХIХ - нач. ХХ в. оказалась часть курдских родо-племенных объединений, в основном езиды, которые обосновались в Эчмиадзинском, Алескандропольском и Сурмалинском уездах. В последних двух некоторые езидские племена обитали с незапамятных времён.
В Азербайджане в более позднюю эпоху появляются новые курдские племена и поселения. В конце 1807 г. курдский предводитель рода Махмед Сефи - султан перешел русско-персидскую границу со своим родом включавшим 600 семейств, и обосновался в Карабахском ханстве. В 1885 г. несколько курдских племен перешли русско-турецкую границу и приняли русское подданство.
Много курдских семей переселились из Ирана в Нахичеванский и Сурмалинский уезды. В литературе есть сведения о курдах, населявших Азербайджан во второй половине XIX в. Арешский, Джебраильский, Джеванширский и Зангезурский уезды бывшей Елисаветопольской губернии.
В основном на территорию Азербайджана, в его высокогорные и предгорные районы курды перебрались из Ирана с начала ХIХ в.
В 20-х годах в Азербайджанской ССР был образован Курдистанский уезд (с районами Кельбаджарский, Лачинскй, Кубатлинский и Зангеланский) с центром в Лачине. В 30-х годах Курдистанский уезд был преобразован в Курдистанский округ. В автономный округ вошли районы: Зангеланский, Кельбаджарский, Котурлинский, Кубатлинский и часть Джебраильского.
Во время создания Азербайджанской ССР не все народы Азербайджана стали обладателями автономии. Но курды получили автономию в Азербайджане известную нам как Красный Курдистан. Этот факт говорит о многочисленности курдов на данной территории.
В 1931 г. по приказу Сталина Курдская автономия была упразднена, после чего курды опять подверглись ассимиляции. В их паспортах в графе «национальность» записывали азербайджанец, тем самым отвергая наличие курдского элемента в Азербайджанской ССР. Сегодня большинство курдов независимой Азербайджанской республики ассимилировано. Хотя есть множество семей, сохранивших самобытность и язык.
Что касается Армении, сюда переселились в основном курды-езиды из окрестностей озера Ван, г. Игдыр и Карской области. Езиды поселялись в Армении на развалинах покинутых армянских и азербайджанских деревень, а также селений, принадлежавших прежде курдам-мусульманам, которые в 1917-1918 гг., покинув эти селения, перекочевали в Турцию или Азербайджан к единоверцам. В отличие от курдов Азербайджана курды Армении (как мусульмане, так и езиды) сохранили родовую и племенную принадлежность. Они селились с учетом родовой или племенной принадлежности.
В последние годы существования СССР (1988-89), до начала войны в Нагорном Карабахе значительная часть курдов-мусульман покинула насиженные места и переселилась в Россию. Это обусловило то, что многие из них, будучи приверженцами ислама, имели тесные родственные отношения с азербайджанцами, многие из них даже не знали родного языка.
В Грузии курды, исповедующие ислам, зафиксированы в ХVI в Месхети. Во второй половине 80-х годов XIX в. в Тифлисской губернии, куда входили Ахалкалакский, Ахалцихский и Борчалинский уезды, проживало около 3000 курдов.
Помимо Тифлисской губернии, курды-мусульмане в указанный период в количестве 839 человек проживали в Аджарии, входившей в Кутаисскую губернию.
В 1944 г. государственными органами было принято решение о выселении мусульманского населения с приграничных с Турцией районов, ввиду враждебного отношения последней к Советскому Союзу. Курды-мусульмане были депортированы в Киргизию и Казахстан.
После Первой мировой войны в 1918 г. основная масса курдов, исповедовавших езидизм, оказалась в Грузии в результате религиозно-политических преследований со стороны турецких властей и некоторой части самих курдов-мусульман. Курды-езиды были приняты правительством независимой Грузии во главе с Ное Жордания. Они поселились в основном в старых районах Тбилиси (Земеля, Дидубе, Воронцова, Руставели, Сололаки, Мейдан, Харпухи и т.д.), в Телави, Цнори, Кварели, Тианети, Батуми.
Во время Отечественной войны 1941-1945 гг. часть езидов Армении перешла на заработки в Тбилиси, где и обосновалась.
После распада СССР положение национальных меньшинств резко изменилось. В течение последнего десятилетия курды покидают насиженные места из-за тяжелого экономического положения и выезжают в Россию и западные страны.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор